Автор: Коломыйцова Ирина Николаевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (121) сентябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 04.09.2016

Статья просмотрена: 103 раза

Библиографическое описание:

Коломыйцова И. Н. Работа с одарёнными детьми младшего школьного возраста во внеурочное время // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 123-125.



Заявленная тема, я считаю, звучит крайне актуально, ведь в Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения его качества и доступности. В ФГОС нового поколения поддержка «талантливого ребенка», сохранения здоровья каждого ребёнка провозглашаются главными государственными задачами. Работать с одаренными детьми нужно, так как от педагогов во многом зависят успехи и неудачи одарённых школьников. Я считаю, что далеко не каждый человек способен без чьей-либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, а задача школы, в частности учителя,- поддержать ребёнка и развить его способности.

Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа только со школьным учебником, они читают словари, энциклопедии, развивая свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности. Что же такое одарённость? Каков одарённый ребёнок? Давайте обратимся к «Рабочей концепции одарённости» под редакцией Богоявленской Д. Б.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Обычно одарённостью называют генетически обусловленный компонент способностей — «дар», в значительной мере определяющий как итог развития, так и его темп. Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. [1]

Наиболее характерной чертой одаренных детей, отмечаемой всеми исследователями и педагогами, является их ярко выраженная познавательная потребность, проявляющаяся в любознательности и жажде новых впечатлений при воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям — «любознательность», а последняя — в устойчивое психическое образование — «познавательную потребность».

Современные гуманистические образовательные технологии исходят из признания самооценки и уникальности. Одарённые же дети представляют собой особую категорию учащихся, нуждающихся в специальных условиях организации обучения и развития, так как они характеризуются более высоким уровнем любознательности, оригинальности мышления, высокой концентрацией внимания и отличной памятью. [2, с.42]

Занятия исследовательской деятельностью, выполнение творческих проектов развивают аналитические способности, формируют способность принимать решения, повышают конкурентоспособность. Ведь ни для кого не секрет, что в современном мире без подобных умений просто не обойтись!

В нашей школе в 2010 г. было создано научное общество «Эрудит». Структура научного общества следующая: Гуманитарная кафедра, Естественнонаучная кафедра, кафедра начальных классов. «Знания становятся желанным достояниям маленького человека, когда он — средство достижения творческих, трудовых целей»,- писал В. Сухомлинский. Именно в научном обществе ученики находят ответы сами на все вопросы и выдвинутые гипотезы. Целью нашей работы является создание для творческой самореализации учащихся, формирование личности, которая владеет навыками научно- исследовательской и экспериментальной деятельности.

Я вместе с детьми приступила к исследованиям. Нами были выбраны 2 темы: «Изучение транспортного загрязнения окружающей среды» и «Наш парк: знаем, помним, гордимся» Перед началом мы наметили план изысканий, определили цели, задачи, ход и методы работы. Например, актуальность проблемы загрязнения воздуха обусловлена возросшим количеством автомобильного транспорта и решением проблемы загрязнения окружающей среды выхлопными газами. Новизна этой проблемы заключается в том, что впервые были проведены исследования на территории улицы Гагарина и улицы Кирова. Вооружившись карандашом, блокнотом, калькулятором и фотоаппаратом, дети вели подсчёт количества авто транспорта за 1 час по намеченным улицам утром и вечером в 3 дней. Ученики вели себя очень активно, им нравилась эта работа. Они добывали в библиотеке знания о вреде выхлопных газов, искали в книгах какие меры по борьбе с токсичными выхлопами, предлагают учёные мира и нашей страны. Ребята нашли сведения в Интернете о вреде «лежачих полицейских, а также о влиянии выхлопных газов на умственные способности скворцов. Был предложен маршрут разгрузки улицы Гагарина.

Другая работа требовала большей базы исследований, чем предыдущая, была введена работа с краеведческим материалом. Мы обратились к архивным материалам газеты «Звезда». Это был рассказ Д. Попова за 17 февраля 2001г. и рассказ В. Проскурякова за 13 ноября 1984 г. Также была личная встреча с В. Л. Проскуряковым, где он нам более подробно рассказал об истории создания парка. Определить вид деревьев и кустарников с помощью Атласа — определителя нам помог биолог, научный сотрудник ФГУ «Заповедник Белогорье» А. Ю. Соколов. Самому ребёнку подготовиться к защите экспериментально- исследовательской работы очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. На публике теряются даже очень хорошо подготовленные дети. Очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы детей. Поэтому мы вместе с детьми подготовили текст доклада для выступления и средства наглядного сопровождения.

Результаты работы оказались следующими: на школьной конференции «Юные исследователи» наши творческие проекты заняли 1 и 2 места. Ребята выступали на классных часах перед детьми из других классов. Второй этап — это участие в районной конференции, где эти работы заняли 1 и 3 место, и наконец, мы участвовали во Всероссийской заочной конференции «Юный исследователь», где работа «Наш парк: знаем, помним, гордимся» стала лауреатом II степени. Далее мы участвовали не только в школьных и районных конференциях, но и стали чаще выходить на всероссийский уровень. Ученики с работами «Моя семья в годы Великой Отечественной войны» и «Городской парк: изучаем, бережём» стали лауреатами III степени Российского заочного конкурса «Юные исследователи» в 2014 г. Другой ученик с работой «Бобровский краеведческий музей: помним, храним» стал лауреатом I степени этого конкурса в 2015 году. А на очной конференции «Юный исследователь», проходившей в рамках X Российского Рождественского Фестиваля ученик с работой «Бобровский краеведческий музей: помним, храним» стал лауреатом I степени в 2015 году. В 2016 г. ученик с работой «Возвращение к истокам» стал лауреатом I степени Всероссийского заочного конкурса «Юный исследователь».

Я считаю, что это и есть результат работы с одаренными детьми.

Литература:

  1. «Рабочая концепция одарённости» под редакцией Богоявленской Д. Б.
  2. Биржева М. А. Проектирование в работе с одарёнными детьми младшего школьного возраста // Начальная школа. — 2007. — № 3.
Основные термины (генерируются автоматически): работой «Бобровский краеведческий, «Бобровский краеведческий музей, одаренными детьми, конференции «Юный исследователь», улицы Гагарина, заочного конкурса, степени Российского заочного, «Наш парк, одарёнными детьми младшего, выхлопных газов, проблемы загрязнения, «Юные исследователи», загрязнения окружающей, умственные способности скворцов, степени Всероссийского заочного, разгрузки улицы Гагарина, территории улицы Гагарина, вреде выхлопных газов, способности ребёнка, конкурса «Юный исследователь».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос