Процесс качественной и своевременной подготовки квалифицированных рабочих кадров для предприятия всегда был и остается одним из ключевых моментов в жизни любого предприятия. На ранних этапах становления предприятие стоит перед выбором готовить кадры своими силами или привлекать квалифицированных рабочих «со стороны». Рассматривая кадровую политику Бельского речного пароходства в середине 30-х годов ХХ века мы видим, что предприятие выбрало первый, наиболее сложный и затратный путь — подготовку кадров своими силами.
Так, на базе судоремонтного завода имени октябрьской революции г. Уфы были созданы школа фабрично-заводского ученичества и учебно-курсовой комбинат. В первый год работы школы ФЗУ возглавляемой Михайловым был принят 151 учащийся по следующим специальностям:
− судомашинист-слесарь — 91;
− механизатор — 27;
− моторист-газоход — 33 учащихся.
Учащиеся в основном состояли из детей колхозников 99 из 151, детей рабочих — 38 человек, детей служащих — 3, а так же 7 детдомовцев. Детей водников в осенний прием приняли только 14 человек. По национальному составу в школе ФЗУ обучалось русских 100 человек, башкир — 14, татар — 27, удмуртов — 5, украинцев — 4, немцев — 1. Как видно из этого, подготовка и привлечение на производство кадров коренной национальности — башкир в Бельском речном пароходстве поставлены на полнейший самотек. Также совершенно недостаточно в составе учащихся представлена комсомольская прослойка (27 из 151). Неважно с успеваемостью учащихся: за первое полугодие 1937–38 учебного гола получили отметки отлично — 10 чел., хорошо — 100 чел., посредственно 37 чел., плохо — 2 чел., аттестование не проходило 2 человека. Обучение в школе ФЗУ длилось 1,5 года, однако учащиеся достаточного объема знаний и практического навыка не получают [1, c. 5]. Все преподаватели только со средним образованием и все работают по совместительству. Мастерская ФЗУ специального помещения не имеет, недостаточно оборудована и тем самым не обеспечивает прохождение практики учащимися. Обязательные политзанятия в школе, рассчитанные на 110 часов по каждой группе, проводят без программы. «Нет твёрдой дисциплины среди учащихся и твердого порядка в школе и общежитиях. В здании школы и общежитиях душно, тяжелый воздух, грязно, учащиеся везде курят, на постели валяются в обуви и одежде, в тумбочках продукты питания, сапоги, портянки, и мыло и т. д. лежат вместе, везде поломано. Короче, нет требовательного твердого руководителя, организатора, воспитателя» [4, c. 5 об.].
Учащиеся получают стипендии по разрядам: I — 42 р. 50 коп., II — 53 р., III — 63 р. 75 коп., и IV — 80 р. 75 коп. Стипендии учащихся первых трех разрядов не хватает даже на питание в столовой, т. к. стоимость питания в столовой «Водторгпита» в месяц 67 р. 50 коп.
Дело школы ФЗУ требует немедленного вмешательства начальника пароходства и начальника политотдела пароходства с тем, чтобы сделать необходимые выводы в отношении руководства школы в отношении коренного улучшения постановки дела учебной и воспитательной работы в школе и культурно-бытового обслуживания учащихся [3, c. 7].
При заводе в помещении школы ФЗУ имеется учебно-курсовой комбинат (зав. тов. Морозов). Учебный комбинат занимается подготовкой и переподготовкой кадров, и обучением рабочих техминимуму. В 1937–38 гг. обучения на курсах с отрывом от производства обучается всего 120 чел. (капитанов – 37, механиков — 29, начальников пристаней — 24, шкиперов — 30). На курсах техминимума без отрыва от производства обучается 101 человек разных специальностей. Эти курсы без отрыва ни по качеству учебы, ни по охвату рабочих ни в какой мере потребности завода не обеспечивают. Низкая посещаемость, срыв занятий — частое явление [2, c. 5].
Нужно отметить, что в пароходстве и, в особенности, его предприятиях инженеры и техники с соответствующим образованием совершенно недостаточны. Например, на заводе имеется только 1 инженер с высшим образованием, совершенно мало техников с средним образованием, они в большинстве техники-практики. В связи с этим крайне необходимо поставить перед Наркомводом СССР вопрос об организации водного техникума в г. Уфе и об обеспечении в дальнейшем Бельское речное пароходство инженерами.
Партийная организация завода им. Октябрьской революции (секретарь парткома тов. Гончаров) состоит из 90 членов и 40 кандидатов ВКП(б). Сейчас работают 7 кружков: по истории ВКП(б) — 3, по политграмоте — 3 и 1 кружок по истории ВКП(б) повышенного типа для партактива. В данное время все коммунисты учебой охвачены. В составе парторганизации 54 коммуниста плавсостава. Они с началом навигации совершенно отрываются от парторганизации завода и до конца навигации партийной учебой не занимаются [6, c. 4].
Для решения кадровых проблем в Бельском речном пароходстве в конце 30-х годов и дальнейшего его развития руководством должны предприниматься меры по созданию благоприятной среды как для обучения, так и для профессионального роста учащихся и техников-преподавателей. Активное привлечение квалифицированных кадров из других регионов, могло бы способствовать росту качества образования и квалификации сотрудников.
Литература:
- Национальный архив республики Башкортостан Ф. 122, оп. 18, д. 661, л. 5.
- НА РБ Ф. 122, оп. 18, д. 661, л. 5 об.
- НА РБ Ф. 122, оп. 18, д. 661, л. 7.
- НА РБ Ф. 122, оп. 18, д. 661, л. 8.
- НА РБ Ф. 122, оп. 18, д. 661, л. 9 об.
- НА РБ Ф. Р-447, оп. 1, д.12, л. 4.
- НА РБ Ф. Р-447, оп. 1, д.12, л. 8.