Катастрофа Джонстауна в конспирологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №17 (121) сентябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 24.08.2016

Статья просмотрена: 323 раза

Библиографическое описание:

Новохацкая, Е. А. Катастрофа Джонстауна в конспирологии / Е. А. Новохацкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17 (121). — С. 269-272. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33392/ (дата обращения: 16.04.2024).



Одними из самых главных объектов, вокруг которых строятся различные теории заговора, являются религиозные объединения. Ввиду закрытости некоторых из них для посторонних глаз, а также из-за ряда навязанных стереотипов и предрассудков, которые напрямую связаны с «промывкой мозгов» и «зомбированием», не удивительно, что общество старается объяснить для себя происшествия, связанные с подобными группами или, как их еще называют, сектами.

В 1978 году на северо-западе Гайаны в небольшом поселении Джонстаун случилось происшествие, которое потрясло весь мир. За один день, 18 ноября, там погибло более 900 человек. Единой версии случившегося нет до сих пор. Именно отсутствие каких-либо разумных объяснений, расхождение в отчетах (об этом я подробнее напишу дальше) породило множество теорий заговора вокруг Джонстауна и религиозной общины «Храм народов», которая жила там в 1974–78 годах.

История «Храма народов» (бывшая «DisciplesofChrist»[1]) началась в 1955 году в штате Индиана, который жил в те времена по системе расовой сегрегации. Проповедник Джим Джонс стал сразу очень заметной фигурой. Во-первых, религиозная группа не была разделена по расовому или национальному признаку. Во-вторых, Джим Джонс был не просто проповедником, он также позиционировал себя, как человек, способный помочь и спасти людей. Война во Вьетнаме, политические убийства и многочисленные демонстрации привели к социальному кризису в США, а Джим Джонс в свою очередь прочувствовал, что именно нужно людям. Христианство в сумме с социалистическими идеями, плюс «дар исцеления», которым якобы обладал молодой проповедник, привели в «Храм народов» несколько десятков последователей.

К 1965 году, после того, как Джима Джонса выжили из Индианы, и ему пришлось перебраться в Сан-Франциско, религиозное объединение насчитывало всего 80 человек. К началу 70-х годов секта выросла до 3 тысяч человек благодаря расцвету либеральных движений в стране. Правительство США «Храм народов» не устраивал все больше, в особенности из-за активных распространений идей марксизма. В условиях давления на секту, Джонс ужесточал дисциплину среди адептов, что привело к первому публичному скандалу. Несколько человек вышли из «Храма народов», рассказав миру о тоталитарном «правлении» Джима Джонса, а также об использовании программ подавления воли. Пресса подхватила эти слухи, поддержав настроения против религиозного объединения; «Храм народов» стали называть «деструктивным культом». В подобной обстановке было принято решение покинуть США и обосноваться на новом месте.

В 1974 году в джунглях Гайаны несколькими последователями «Храма Народов» было основано поселение Джонстаун. В 1977 году туда перебрался Джим Джонс, привезя с собой более 900 последователей и обосновав коммуну. Многие продолжали обвинять лидера объединения в «зомбировании» адептов, в вымогательстве денег у адептов, в сексуальных домогательствах, в насилии, суровой дисциплине с физическими наказаниями, а также в употреблении наркотиков и в принуждении людей употреблять наркотики. Все эти слухи и волнения, а также несколько статей в СМИ, заинтересовали конгрессмена Лео Райана, который решил выяснить, что происходит в Джонстауне на самом деле. С этого момента обычно начинают отсчет до трагедии 18 ноября.

В 2007 году при совместной работе Канады и Франции был выпущен документальный фильм «Три дня в Джонстауне» («Jonestown: ParadiseLost», реж. Тим Волочатюк, 2007). Он рассказывает непосредственно о времени незадолго до катастрофы, в нем также приняли участие бывшие члены религиозного сообщества, которым удалось бежать, и член делегации Лео Райана, которому удалось выжить при обстреле самолета в аэропорту. Повествование фильма имеет явный эмоциональный негативный окрас, однако, если оставить только информацию, то можно узнать много подробностей благодаря сведениям очевидцев.

Итак, незадолго до 18 ноября, жизнь в Джонстауне строилась примерно следующим образом: люди работали на благо коммуны от рассвета до заката. В поселении была школа, детский сад, медицинский пункт — все, что нужно, чтобы поддерживать здоровье населения, а также воспитывать новые поколения. Однако, суровая дисциплина, в которой обвиняли Джима Джонса, не исчезла, а только усилилась. Предводитель религиозного объединения руководил людьми с помощью страха перед внешним миром, это было выбрано главной стратегией. Члены коммуны жестоко наказывались за невыполнение своих обязанностей, скорее всего именно с той трактовкой, что любое неподчинение может привести к краху строя Джонстауна, соответственно к гибели идеи. Ежедневно Джим Джонс проповедовал, поддерживая в людях уверенность в правильности переезда в джунгли Гайаны, в выборе строя, в котором они живут, а также в том, что от внешнего мира исходит только зло, опасность Ку-клукс-клана (коммуна была без расового разделения) и ядерной войны, например. Также все обвинения против него Джонс называл попыткой заговоров. Деталью, которая была отличительной чертой «Храма Народов», были так называемые «Белые ночи», проводившиеся почти ежедневно. Сирены поднимали тысячу человек ото сна, они шли к главному павильону, в котором Джим Джонс начинал проповедь. Вернон Госней, один из нескольких человек, которому удалось бежать из Джонстауна, рассказывает, что во время «Белой ночи» иногда проводились репетиции массового самоубийства, а также эти собрания контролировали охранники с оружием [1]. Из-за тяжелого дня, а также специфической диеты (люди питались в основном рисом), люди изнемогали от усталости. Госней говорил, что чувствовал, что его воля подавлена, что он не мог ничего сделать с этим — скорее всего именно из-за истощения. Кроме того, люди были совсем отрезаны от внешнего мира, не знали, что там происходит, и это лишь усиливало влияние Джима Джонса.

Неизвестно, чем бы все закончилось, если бы не делегация Лео Райана в ноябре 1978 года. У людей, которым не нравилось в религиозном объединении и которые не могли бежать из-за сурового наказания за это, появился шанс на спасение. Конгрессмен вылетел в Гайану 14 ноября вместе с родственниками членов секты и журналистами канала NBC и газеты SanFranciscoExaminer (Тим Райтерман представлял эту газету). Лео Райан ехал в Джонстаун с целью проверить достоверность обвинений бывших членов «Храма Народов», а также заявил, что, если кто-то из коммуны захочет уехать, он сделает все, чтобы помочь [1]. Делегация прибыла в Джорджтаун, столицу Гайаны. Там располагался дом «Храма Народов», в котором члены общины останавливались, если покидали Джонстаун.

Возможно, и приезд делегации остался бы для «Храма Народов» незамеченным, если бы не специфические настроения внутри самой коммуны. Несколько человек хотели уйти из секты, однако суровая дисциплина и угроза наказаний удерживала людей. Когда же появился конгрессмен Лео Райан, у адептов появилась надежда. Вернон Госней стал одним из тех, кто решился просить у делегации помощи. К нему присоединились еще несколько человек, которым разрешили уехать. Джим Джонс не хотел никого отпускать из поселения. Незадолго до этого его сын и еще несколько человек в составе баскетбольной команды Джонстауна уехали в столицу Гайаны, Джонс пытался вернуть их назад, связываясь по рации с домом коммуны в Джорджтауне. У него не вышло, а теперь к баскетбольной команде присоединились еще несколько человек. Лео Райан утверждал, что это не критично, всего 15 из тысячи, однако Джим Джонс, скорее всего, уже в тот момент понимал, что тоталитарный строй дал трещину, и вот-вот он потеряет контроль над системой. Во время интервью, которое проповедник дал журналистом, он много раз повторил, что хочет, чтобы коммуну оставили в покое, что он отдал всю свою жизнь на служение людям и что все, в чем их обвиняют, это заговоры и клевета.

Когда делегация покинула Джонстаун, Джим Джонс собрал всех на последнюю «Белую ночь», до этого передав сообщение в Джорджтаун адептам в доме коммуны, чтобы те последовали его указаниям и все отправились на тот свет. На собрании людям был роздан напиток с цианистым калием и наркотиками в больших дозах, но сначала этим напоили детей, чтобы те не сбежали от массового самоубийства. Сам Джонс все это время читал свою последнюю проповедь. «Если мы не можем жить в мире, мы хотя бы умрем в мире» [1]. В это же время в полевом аэропорту охранники из Джонстауна догнали делегацию и расстреляли ее участников. Выжили немногие — журналист Тим Райтерман и Вернон Госней в их числе.

Причин событий в Джонстауне может быть много. Главным образом, называют болезнь Джима Джонса. Сын Джима Стивен Джонс говорил: «Отец знал, что он больной человек с неуравновешенной психикой. И он не хотел, чтобы об этом узнали другие» [1]. Однако, эти причины имеют мало общего с теорией заговора. Суть теории заговора в том, что это не просто объяснение какого-то факта, это целая история, логически выстроенная, а главное, чем она отличается от академических гипотез, это отсутствием открытого конца и отсутствием возможности «маневрировать» в рамках гипотезы [3, с. 64].

Мне бы хотелось рассмотреть несколько вариантов того, что случилось 18 ноября 1978 года в Джонстауне и предположить, какой из предложенных вариантов более реальный. В книге «ControversialNewReligions» в своей статье «ReconstructionReality: ConspiracyTheoriesaboutJonestown» Ребекка Мур уже проделала большую работу по этому вопросу. В своем эссе я буду основываться на ее труд, однако постараюсь добавить что-то от себя, если в чем-то с ней не соглашусь.

Важной деталью, о которой говорит Ребекка Мур, является то, что ни одна теория заговора не допускает суицида. «<…> [конспирологи] отрицают возможность, что жители Джонстауна совершили рациональный выбор в пользу завершения своего проекта с помощью, как они полагали, самоубийства и эвтаназии. Напротив, для многих конспирологов основой является то, что жители Джонстауна не делали выбор» [3, с. 63]. На самом же деле, для меня вариант суицида, который предлагает общественности официальная версия события, не является последним и самым неправдоподобным. Джим Джонс был харизматичным лидером, однако по многим сведениям явно страдавший от расстройств, скорее всего был одержим манией преследования. Он убедил более 900 своих последователей принять напиток с цианидом, а сам позже застрелился. По некоторым данным, лидер религиозного объединения был застрелен, вероятно не смог убить себя сам. Но в целом такой вариант развития событий — не самоубийство, а убийство Джима Джонса — не рушит гипотезу о массовом суициде. Несколько охранников догнали делегацию Лео Райана в аэропорту, расстреляли всех, чтобы никто не смог рассказать о том, что увидели в Джонстауне. Один из этих убийц, Ларри Лэйтон, позже был пойман и осужден, в 2002 году был освобожден досрочно. В защиту официальной версии также можно сказать, что массовые самоубийства явление редкое, но не прецедентное. Например, в России были распространены самосожжения среди старообрядцев на протяжении нескольких веков гонений. В 2000 году более 700 членов культа «Движение за восстановление десяти заповедей Бога» погибли, по предположениям, тоже в результате массового самоубийства, которое организовали его лидеры. Отсюда можно прийти к простому выводу, что религиозный фанатизм и решения уйти из жизни за идею стоят довольно близко.

Почему появилось множество других теорий? В первых новостях было сказано, что покончили жизнь самоубийством 400 человек, а 700 бежали в джунгли. Неделю спустя в отчетах было сказано о 913 отравившихся цианидом человек. В итоге получилось, что 200 человек исчезли бесследно, а количество самоубийц возросло более, чем в два раза. Правительство США объяснило такое расхождение тем, что посчитали тела неправильно из-за того, что некоторые перекрывали друг друга. Однако, на фотографиях, которые были сделаны почти сразу после катастрофы, видно, что тела в основном лежат рядом друг с другом. Кроме того, для того, чтобы такое объяснение было правдивым, на практике Джонстаун должен был бы уложен трупами в два слоя, чего, как можно видеть на фотографиях, не было [2, c. 377]. Поэтому основной версией все-таки становится то, что большинство адептов бежали в джунгли, чтобы избежать самоубийства. Тогда возникает следующий вопрос, что случилось с ними после этого?

Лесли Муту, патологоанатом из Гайаны, обследовал тела и вынес вердикт о том, что у большинства отсутствуют признаки отравления цианидом. У 80–90 процентов жертв на плечах виднелись свежие отметки от инъекций, другие были застрелены. Все это опровергает возможность добровольного решения о суициде. Однако, я хочу отметить, что даже Джим Джонс, к 1978 году уже серьезно болеющий, кроме того употребляющий наркотики, как утверждает его сын Стивен, не решился убить себя. Вполне вероятно, что люди решили пойти за своим проповедником, но в последний момент сработал инстинкт самосохранения, люди начинали отказываться принимать яд и хотели сбежать. И то, что их убили другие адепты, которые были в большей степени готовы к жертве, пусть звучит страшно, но в тоталитарной общине вполне нормально и понятно.

Действия американских военных не добавили ясности в ситуацию. Вместо того, чтобы организовать вывоз тел, они оставили 900 трупов разлагаться на жаре в течении недели, что делало любое вскрытие бесполезным. Также множество останков были неосторожно переложены, нелегально кремированы или забальзамированы так, что даже опознание было невозможным.

Ребекка Мур утверждает, что все теории заговора о Джонстауне можно разделить на три группы: те, которые разработаны профессиональными конспирологами, которые имеют обыкновение «видеть теории заговора везде»; теории от подгруппы профессионалов, которые управляют сайтами о заговорах; и те теории, которые разработаны не профессионалами и сконцентрированы непосредственно на Джонстауне [3, c. 63]. Первые склоняются к тому, что люди «Храма Народов» были убиты агентами правительства США. Причины этого называют разные. В основном считают, что операция была совершена для того, чтобы уничтожить некую информацию. Кто-то полагает, что это была информация, которая могла раскрыть правительственный эксперимент с «зомбированием» и контролем над разумом; информация об убийстве члена конгресса и многое другое. Главное, чем занимаются профессиональные конспирологи в данной области, так это подведением событий в Джонстауне под более глобальные теории заговора, считая это лишь небольшим взрывом в длинной цепи. Интернет-конспирологи также придерживаются мнения о том, что за события, связанные с гибелью «Храма Народов», ответственны власти США, также исключают вероятность суицида. Однако, разница между ними и профессиональными конспирологами состоит в том, что для них это всего лишь игра. Первые говорят о том, что убийство в Джонстауне — часть большого заговора, вторые же одержимы самой идеей заговора, всего лишь игра, смерть лишь доказательство и основание ее существования. Третьи, не профессионалы, копают и ищут корень зла в самом «Храме Народов», говоря о концлагере, о контроле над разумом, о безумном эксперименте. И всех их объединяет одно — никто не верит в массовый суицид, отвергают эту гипотезу или считают ее маловероятной.

Главным объектом обвинения в катастрофе в Джонстауне все еще являются ЦРУ, ФБР и американское правительство. Например, практически сразу после событий 18 ноября гражданский активист Дик Грегори обвинил ЦРУ в том, что они убили население Джонстауна с целью перевезти в их телах наркотики [36 c. 62]. Также, существует еще одна линия развития теорий заговора, а именно связь «Храма Народов» с Советским Союзом. В 1977 году коммуна впервые обратилась к посольству СССР и выразила свое положительное отношение к стране. Вполне закономерная ситуация, поскольку Джонстаун являлся не просто городом религиозной общины, а жил по законам коммунистических идей. Посольство СССР посещала даже жена Джима Джонса Марселина, сообщив Ф. М. Тимофееву, консулу Советского Союза, что несмотря на эмиграцию общины из США, ее продолжают преследовать и готовить заговоры. В марте 1978 года коммуна обратилась в посольство с прошением о переселении «Храма Народов» в СССР. Было отправлено три письма с подробным описанием просьбы и причин такого решения. Также есть информация о том, что американскому правительству было известно все о ведении переговоров. На конец ноября — начало декабря 1978 года была намечена поездка представителей «Храма Народов» в СССР, но 18 ноября коммуна была уничтожена. Именно это порождает еще больше подозрений, что в гибели жителей Джонстауна замешано правительство США.

С точки зрения социологии к катастрофе «Храма Народов» можно подойти с разных сторон. Во-первых, как случилось так, что в джунгли Гайаны уехала почти 100 человек, хотя уже в Сан-Франциско было понятно, что представляет собой Джим Джонс. Если исходить из графиков и диаграмм, которые предоставила Ребекка Мур в другой своей работе «DemographicsandtheBlackReligiousCulture», основную массу населения Джонстауна составляли черные, большинство из них — женщины. Кроме того, адептами становились люди родившиеся либо на юге, либо в центральной области США, за редким исключением на севере [4, c. 62]. Несмотря на борьбу против расовой сегрегации, Америка все еще живет, разделяя людей на белых и черных и ущемляя последних. В связи с этим вполне понятно желание этих людей уехать и обрести новую жизнь, Джим Джонс как раз это им обещал. И он действительно дал им жизнь в коммуне без расового разделения между ее членами. Немало важным также является возраст тех, кто жил в Гайане. В основном, это были люди до 30 лет [4, c. 66]. Закономерная ситуация, так как молодых людей легче увлечь за собой, достаточно лишь сформулировать идею. Взрослый человек менее податлив, чаще всего ему нужно больше, чем просто слова.

Во-вторых, почему люди решились уехать из Джонстауна и почему многие не захотели принимать яд самостоятельно, хотя многие бывшие адепты говорили о подавлении воли и чуть ли не о «зомбировании» людей «Храма Народов». Здесь, возможно, такое поведение людей можно объяснить биологически, а именно инстинктом самосохранения. Бывают случаи, когда человек может подавить это в себе, но только самостоятельно, из собственных убеждений. И некоторые в «Храме Народов» пошли на это (если исключать варианты с убийством адептов) по своей воле. Однако, дети, например, не будучи подверженными идеям Джима Джонса, были убиты именно потому, что сами бы никогда не захотели сделать такое с собой самостоятельно. Дети в большей степени опираются на инстинкты, а не на правила, так как менее социализированы. В любом случае подавление воли и «зомбирование» могут воздействовать на сознание, но от влияния инстинктов окончательно избавить не могут.

В-третьих, возникает вопрос, на котором я хочу подробнее остановиться и который станет завершением моего исследования, — зачем людям нужно трактовать по-своему историю Джонстауна и почему нельзя было просто принять официальную версию? Теории заговора являются одним из способов манипуляции общественным мнением. Версии о причастности ЦРУ, ФБР и американского правительства заставляет людей сомневаться и бояться собственного государства. Это может быть на руку противникам правящей партии, например. «Они допустили такое, а мы не допустим». Кроме того, это подтверждает появление идеи о мести «Храму Народов» за связь с СССР, ведь гибель Джонстауна практически совпала с очередным развитием противостояния коммунизма и капитализма в 1979 году. Во всех случаях гибель более 900 человек становится лишь небольшой игрушкой в руках тех, кто пытается повернуть все так, как ему нужно. Отсюда получается, что манипулирование разумом на самом деле было не в Джонстауне, а началось за его пределами после катастрофы 18 ноября 1978 года.

Литература:

  1. Фильм «Три дня в Джонстауне» («Jonestown: ParadiseLost», реж. Тим Волочатюк, 2007 год).
  2. Conspiracy Theories in American History. An Encyclopedia. Vol. 1 // edited by Peter Knight, 2003.
  3. Controversial New Religions // edited by James R. Lewis and Jesper Aagaard Petersen, 2005.
  4. Peoples Temple and Black Religion in America // edited by Rebecca Moore, Anhony B. Pinn and Mary R. Sawyer, 2004.
  5. Смирнов С., Смерть в джунглях [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://rusplt.ru/world/hmar_narodov.html — Дата обращения: 3.06.2016
  6. Берхорст Р., Кошмар «Белой ночи» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://paranormal-news.ru/news/koshmar_beloj_nochi/2013–06–19–7119 — Дата обращения: 1.06.2016
  7. vadimbey (2005) Джонстаун // Запись в «Живом журнале» от 2 января (http://bey.livejournal.com/36599.html)

[1] «Церковь Слова Христова»

Основные термины (генерируются автоматически): Джонстаун, теория заговора, религиозное объединение, Госнея, американское правительство, внешний мир, Гайана, Джорджтаун, массовое самоубийство, суровая дисциплина.


Похожие статьи

Существующая система поддержки культуры в США

Очевидно, что большинство американских учреждений культуры являются частными, однако государство

Ни федеральное правительство, ни правительства штатов не отказываются от

Крупнейшая в мире библиотека является подразделением, обслуживающим органы...

Терроризм — глобальная проблема современности

Существует множество проявлений терроризма, но самой главной проблемой человечества на сегодняшний день является религиозный экстремизм.

Международный терроризм является главной проблемой всего мира. На сегодняшний день самой сильной и активной...

Становление политической личности Вудро Вильсона в контексте...

Испано-американская война (1898 г.), «трюк» с Панамским каналом, присоединение Гавайских островов, Пуэрто-Рико, Гуама, попытка присоединить Филиппины выражали все более экспансионистский, агрессивный характер внешней политики США.

К вопросу «нового» видения сущности терроризма и личности...

Рубрика: 5. Теория международных отношений. Внешняя политика и дипломатия.

Таким образом, Стратегия разработана на основе принципа американской исключительности, права на односторонние действия по защите и продвижению интересов США в мире и несет в себе...

Теория разделения властей как основополагающий принцип...

Философское понятие «принцип» представляет собой основополагающую истину, закон, положение. В основу государственного устройства США положены такие принципы, как демократизм, федерализм, судебный конституционный надзор, разделение властей.

Понятие силы в либеральной теории на примере Лиги Наций

Огромные человеческие жертвы и материальные потери приводят мировые правительства к

Так, была создана «Лига Наций», взявшая на себя благородную цель поддержания мира и

Несмотря на то что в либеральной теории сила государства понимается как использование...

Мормонский Храм как реализация полноты жизни мормонов

Культовые здания в любых религиозных организациях всегда занимали особое место, как

Таким образом, мы утверждаем, что внешне Мормонский Храм может быть совершено

В этой комнате мормоны узнают больше о своей предземной жизни, о сотворении мира, падении...

Самоубийство в ряду других социальных явлений

Анемичное самоубийство носит массовый характер только в определенных местах — там, где замечается огромный

Бешчева С. А. «Сложный мир подростка». Свердловск, 1984. Веселкова Е. А. Века Л. М. Психологические аспекты подросткового суицида: методическое пособие.

Похожие статьи

Существующая система поддержки культуры в США

Очевидно, что большинство американских учреждений культуры являются частными, однако государство

Ни федеральное правительство, ни правительства штатов не отказываются от

Крупнейшая в мире библиотека является подразделением, обслуживающим органы...

Терроризм — глобальная проблема современности

Существует множество проявлений терроризма, но самой главной проблемой человечества на сегодняшний день является религиозный экстремизм.

Международный терроризм является главной проблемой всего мира. На сегодняшний день самой сильной и активной...

Становление политической личности Вудро Вильсона в контексте...

Испано-американская война (1898 г.), «трюк» с Панамским каналом, присоединение Гавайских островов, Пуэрто-Рико, Гуама, попытка присоединить Филиппины выражали все более экспансионистский, агрессивный характер внешней политики США.

К вопросу «нового» видения сущности терроризма и личности...

Рубрика: 5. Теория международных отношений. Внешняя политика и дипломатия.

Таким образом, Стратегия разработана на основе принципа американской исключительности, права на односторонние действия по защите и продвижению интересов США в мире и несет в себе...

Теория разделения властей как основополагающий принцип...

Философское понятие «принцип» представляет собой основополагающую истину, закон, положение. В основу государственного устройства США положены такие принципы, как демократизм, федерализм, судебный конституционный надзор, разделение властей.

Понятие силы в либеральной теории на примере Лиги Наций

Огромные человеческие жертвы и материальные потери приводят мировые правительства к

Так, была создана «Лига Наций», взявшая на себя благородную цель поддержания мира и

Несмотря на то что в либеральной теории сила государства понимается как использование...

Мормонский Храм как реализация полноты жизни мормонов

Культовые здания в любых религиозных организациях всегда занимали особое место, как

Таким образом, мы утверждаем, что внешне Мормонский Храм может быть совершено

В этой комнате мормоны узнают больше о своей предземной жизни, о сотворении мира, падении...

Самоубийство в ряду других социальных явлений

Анемичное самоубийство носит массовый характер только в определенных местах — там, где замечается огромный

Бешчева С. А. «Сложный мир подростка». Свердловск, 1984. Веселкова Е. А. Века Л. М. Психологические аспекты подросткового суицида: методическое пособие.

Задать вопрос