Автор: Мухортова Диана Дмитриевна

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №17 (121) сентябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 25.08.2016

Статья просмотрена: 139 раз

Библиографическое описание:

Мухортова Д. Д. Типы восприятия и школа // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 300-301.



В статье пойдет речь об основных типах восприятия, какой тип преобладает у школьников 15–18 лет и следует ли в учебном заведении учитывать тип восприятия.

Ключевые слова: типы восприятия, исследование, школа

Восприятие — это психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии на их органы чувств.

На данный момент выделяют чаще всего визуальный тип восприятия, аудиальный и кинестетический. Также в последнее время многие говорят о таком типе восприятия, как дискреты (этот тип подразумевает анализ всех остальных систем восприятия и на основе их идёт общая картина информации), этот тип не является, чем — то новым, он известен с давних времен, но обычно деление происходит именно по трем основным типам.

Визуальный тип восприятия — человек, воспринимает основной объём информации через зрительный канал. Так же выделяют различные формы визуального восприятия: цветовая гамма, образ картинки в целом, образ логических символов и т. д.

Аудиальный тип восприятия — человек, получает основную информацию через слуховой сенсорный канал. Сама аудиальная репрезентативная система делится на 2 направления восприятия:

‒ аудиально-тональная — это система восприятия звуков и тональных последовательностей (т. е. звук как физическое явление, в чистом виде);

‒ аудиально-дигитальная — система восприятия звука в виде слов и их сочетаний (т. е. восприятие звука в логической, смысловой форме).

Кинестетический тип восприятия — информация наилучшим образом воспринимается через тактильные ощущения.

Более подробно с темой восприятия можно ознакомиться у таких авторов как: Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев, В. П. Зинченко, Н. Н. Ланге, К. Коффка и у других.

Весной, 2016 года, было принято решение провести исследование в школе. Были поставлены две цели:

  1. Определить какой тип восприятия преобладает у школьников.
  2. Узнать мнение школьников, с каким типов восприятия легче учиться в школе и почему.

Данное исследование проводилось с учениками 15–18 лет, в количестве 92 человек.

Изучив методические подходы, которые предлагаются для данной темы, было принято решение взять «Тест аудиал, визуал, кинестетик. Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева».

В методике 48 вопросов, следует отвечать «да» или «нет». Далее путем подсчета выясняется, какой тип восприятия у данного испытуемого.

Обработав и проанализировав весь полученный диагностический материал, были получены результаты, которые представлены на рисунке ниже.

Рис. 1 Результаты методики «Тест аудиал, визуал, кинестетик. Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева».

По результатам мы видим, что у данных школьников преобладает кинестетический тип восприятия, дальше идет аудиальный тип восприятия, далее визуальный, но разрыв у последних двух, минимальный.

Перед тем, как выявить, какой тип восприятия преобладает среди школьников, хотелось узнать, что они думают на тему: какому типу легче учиться в школе. На данный вопрос, все 92 ученика ответили, что аудиалам легче всего учиться в школе, т. к. большая часть информации дается именно устно, не смотря на увеличение визуальных пособий, использование интерактивных досок и т. д., что является бесспорным фактом. Сложнее всего учиться кинестетикам, ведь им больше требуется практики, времени.

Т. к. методика проста в обработке, школьники сразу узнавали, какой тип восприятия у них, спорных ситуаций не возникало, они соглашались с результатами и подтверждали общее мнение, кому легче или сложнее учиться.

Из полученных данных, можно сделать вывод, что было бы не плохо, если бы такие исследования проводились в школах и программы по возможности были доступнее для всех типов восприятия.

По результатам были составлены учебные рекомендации для каждого типа восприятия и вот некоторые из них:

Школы достаточно оснащены для визуалов: плакаты, графики, правила, вынесенные на бумагу — стоит обращать внимание учеников на данные вещи.

Также чаще использовать различный раздаточный материал, например, можно раздавать в начале урока основные моменты новой темы, выведенные на лист бумаги в схемах и таблицах.

Еще одна небольшая рекомендация, очень часто именно визуалы хотят сидеть на первых партах — при возможности разрешать им это.

Аудиалы очень чутко реагируют на звуки, тембр голоса, ритм речи и одна из рекомендаций для педагога — при объяснении новой темы выделять интонационно основные, важные моменты.

Аудиалы лучше запоминают информацию, когда проговаривают ее вслух. Данный способ используется в основном в младшей школе, но можно использовать и в старших классах, если в данной среде преобладают аудиалы, то основную информацию можно в конце занятия проговаривать всем классом или по очереди, а если аудиалов мало, то можно их попросить индивидуально представить новую информацию для всего класса.

Аудиалам также можно предложить пользоваться аудио/видео курсами, книгами, во внеурочное время это идеальный вариант для эффективной учебной работы.

Было выявлено, что именно в этой среде очень много кинестетиков, одна из главных рекомендаций, по моему мнению, это привязывать новый материал к какой-либо практической деятельности, т. е. в начале занятия, например, говорить, где понадобятся новые полученные знания.

Кинестетикам движение помогает лучше работать/запоминать, поэтому если школьник, сидя за партой, делает движения пальцами рук, крутит ручку и т. д., но при этом никому не мешает, не стоит его одергивать.

Так же есть такой факт, что кинестетикам нужно немного больше времени, чем аудиалам или визуалам, чтобы обработать полученную информацию, разложить ее у себя по полочкам, поэтому не стоит слишком торопить таких детей.

Основные термины (генерируются автоматически): тип восприятия, система восприятия, типов восприятия, визуальный тип восприятия, Визуальный тип восприятия, Аудиальный тип восприятия, Кинестетический тип восприятия, кинестетический тип восприятия, аудиальный тип восприятия, типов восприятия легче, основных типах восприятия, система восприятия звуков, доминирующей перцептивной модальности, система восприятия звука, типе восприятия, формы визуального восприятия, темой восприятия, систем восприятия, Диагностика доминирующей перцептивной, направления восприятия.

Ключевые слова

исследование, школа, типы восприятия

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос