Программа элективного курса «Параметр — это здорово!» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (120) август-2 2016 г.

Дата публикации: 20.08.2016

Статья просмотрена: 499 раз

Библиографическое описание:

Курбатова, Н. Н. Программа элективного курса «Параметр — это здорово!» / Н. Н. Курбатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 16 (120). — С. 351-359. — URL: https://moluch.ru/archive/120/33353/ (дата обращения: 20.04.2024).



1. Пояснительная записка

Данная рабочая программа элективного курса посвящена задачам с параметрами — самой интересной теме курса алгебры 11 класса. Необходимость введения подобного курса объясняется отсутствием часов или крайне недостаточным количеством часов на такие важные и сложные задачи как задачи с параметрами. Подобные задачи отсутствуют в учебниках, но ежегодно присутствуют на ЕГЭ. Предлагаемый элективный курс позволяет исправить этот недостаток.

Программа разработана с учетом требований федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования с использованием рекомендаций авторов учебно-методической литературы, указанной в конце созданного элективного курса [1].

Ценность элективного курса заключается в том, что он позволяет обеспечить индивидуализацию образовательного процесса.

Задачи с параметрами по содержанию, сложности и непохожести на все другие можно отнести к задачам нестандартного, а подчас олимпиадного уровня. Поэтому решение каждой такой задачи носит поисковый, исследовательский характер. Соответственно методы решения также нестандартные.

Задачи, представленные в программе курса, являются необходимым дополнением и углублением для базовой программы. Могут быть полезны не только сильным учащимся, обладающими достаточно высокой подготовкой, но и тем учащимся, которые хотят повысить свою математическую компетентность и успешно сдать единый государственный экзамен по математике.

Результаты реализации данного элективного курса неоценимы: приобретаемые за время прохождения курса знания и самая деятельность способствуют

- формированию интеллекта, повышению уровня абстрактного и логического мышления и алгоритмической культуры, математического мышления и интуиции;

- развитию творческих способностей на уровне, необходимом для самостоятельной деятельности в области математики и её приложений в будущей профессиональной деятельности.

- воспитанию средствами математики культуры личности: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса.

- формированию воли, характера у учащихся, а также развитию самостоятельности, исследовательских навыков, способствуют познавательной и творческой активности, профессиональной адаптации при выборе профессии.

Цели и задачи данного профильного курса соответствуют целям и задачам сегодняшнего времени, учитывают основные принципы Концепции модернизации Российского образования на современном этапе.

2. Общая характеристика предмета

Модернизация Концепции математического образования общеобразовательной школы предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей» [1]. В обязательный минимум содержания программы по алгебре профильного уровня входит решение и исследование уравнений, неравенств и систем с параметрами.

Математика, представленная только темой «задачи с параметрами» представляет собой весомую категорию задач для математической деятельности. Решение задач с параметрами обогащают учащихся нестандартными эвристическими приёмами, ценными для математического и интеллектуального развития личности: задачи с параметрами обладают диагностической ценностью, т. к. с помощью их повышается уровень логического мышления, формируются навыки исследовательской деятельности, необходимые для дальнейшего обучения в высших учебных заведениях.

В первую очередь, элективный курс «Параметр-это здорово!» обязателен для классов физико-математического профиля, так как в противном случае на ЕГЭ они не смогут справиться с подобными задачами [2]. Предлагаемый курс рассчитан на 34 часа в 11 классе, по 1 часу в неделю.

Курс способствует приобретению прочных математических знаний для успешного обучения профессиям, связанными с углубленными математическими знаниями.

3. Цели элективного курса

- сформировать мотивацию на преодоление трудностей в процессе обучения решению задач с параметрами;

- формировать понятие параметра, познакомить с возможными методами решения задач с параметрами, с рациональным подходом в отборе методов решения;

- расширить и углубить знание и формирование навыков применимости методов, приёмов и подходов к решению задач с параметрами;

- формировать навык решения задач с параметрами;

- развивать интеллектуальный и творческий уровень математического мышления учащихся;

- развивать темп при решении задач с параметрами;

- воспитывать психологическую готовность учащихся к встречам с задачами с параметрами на ЕГЭ;

- воспитывать социально-личностные компетентности учащихся: самостоятельность, исследовательские навыки, трудолюбие, настойчивость, волю.

Данные цели направлены на формирование математической (прагматической), социально-личностной, общекультурной и предметно-мировоззренческой компетентностей выпускника старшей школы.

Математическая (прагматическая) компетентность выпускника старшей школы выражает

- знание и навык построения графиков функций, изучаемых в школе;

- умение анализировать, синтезировать, выдвигать гипотезы, планировать;

- умение своевременно использовать теоретический материал при обоснованиях, рассуждениях;

- умение грамотно применять математические формулы;

- умение выбирать наиболее рациональный метод для решения конкретной задачи.

Социально-личностная компетентность будет представлена

- наличием математического стиля мышления: абстрактности, доказательности, строгости;

- умением аргументировать, логически обосновывать, делать выводы;

- умением обобщать;

- умением доступно выражать свои мысли в устной и письменной речи;

- навыком работы с информационными источниками, в том числе с ИКТ.

Общекультурная компетентность выражает

- знание русского языка, умение четко строить обоснования;

- умение понимать и объяснять значимость математики как общечеловеческой культуры;

- умение грамотно использовать математическую символику, термины, понятия, кванторы;

- умение правильно выбирать стратегию и тактику в споре с оппонентами.

Предметно-мировоззренческая компетентность будет представлена

- умением применять математические методы в научно-практических исследованиях в различных предметных областях.

Для достижения поставленных целей необходимо выполнить следующие

4. Задачи

- обеспечить доступность понимания учащимися изучаемых тем курса;

- формировать у учащихся представление о задачах с параметрами как задачах исследовательского характера и показ их многообразия;

- соблюдать последовательное изложение задач курса, придерживаясь основного принципа дидактики: «от простого к сложному»;

- формировать навык применения методов решения задач с параметрами;

- формировать алгоритм применяемости методов решения задач с параметрами;

- формировать предметные знания, умения и навыки в контексте изучения математики в старшей школе на профильном уровне и для успешной сдачи ЕГЭ;

- формировать знания, умения и навыки самостоятельной исследовательской математической деятельности для последующего продолжения образования в технических вузах страны.

Формы отчетности:

Результатом учебной деятельности учащихся профильных классов является исследовательская работа (групповая или индивидуальная) по темам: «Аналитические методы решения задач с параметрами», «Функционально-графический метод решения уравнений с параметрами», «Параметр под знаком модуля», «Решение неравенств с параметрами».

5. Требования куровню подготовки

В результате изучения курса учащиеся должны знать:

- графики функций, заявленных в данном курсе;

- условия применения знаний математического анализа при решении задач с параметрами;

- специфику применения аналитических и графических методов решения задач с параметрами;

- алгоритм исследования решений задачи с параметрами и грамотное оформление решения.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

- применять аналитические и графические методы к решению уравнений, неравенств с параметрами;

- решать линейные, квадратные, иррациональные, логарифмические, показательные, тригонометрические уравнения и неравенства с параметрами разными способами.

6. Тематическое планирование элективного курса

№ п/п

Тема

Количество часов

Элементы содержания

Форма

проведения

занятий

всего

теорети-ческие занятия

практи-ческие занятия

1

Введение вкурс.

1

0,5

0,5

Знакомство с понятием «параметр». Задачи с параметром на ЕГЭ. Примеры простейших задач с параметром из курса математики 5–9 классов. Таблица свойств функций.

Урок-собесе-дование

2

Элементарные функции: их графики исвойства.

Свойства и график линейной функции. Свойства и график функции обратной пропорциональности. Свойства и график степенной функции. Свойства и график иррациональной функции. Свойства и график квадратичной функции.

2

0,5

1,5

Свойства и график линейной функции. Свойства и график функции обратной пропорциональности. Свойства и график степенной функции. Свойства и график иррациональной функции. Свойства и график квадратичной функции.

Обобщающий урок-практикум решения задач

3

Преобразованиеплоскости.

2

0,5

1,5

Сдвиги, переносы при построении графиков функций. Построение графиков функций, содержащих модуль.

Обобщающий урок-практикум решения задач

4

Показательная илогарифмическая функции.

2

0,5

1,5

Свойства и график показательной функции. Свойства и график логарифмической функции.

Обобщающий урок-практикум решения задач

5

Окружность.

1

0,5

0,5

Уравнение окружности. Построение графика окружности.

Обобщающий урок-практикум решения задач

6

Область.

1

0,5

0,5

Область определения, область значения функции. Область допустимых значений уравнения. Метод областей для решения неравенств.

Урок-лекция, урок-практикум решения задач

7

Применение производной для исследования функций.

2

0,5

1,5

Геометрический смысл производной в задачах с параметрами.

Касательная к кривой. Отыскание стационарных (критических) точек при исследовании функции, содержащей параметры.

Возрастание и убывание функции, содержащей параметры

Обобщающий урок-практикум решения задач

8

Аналитические методы решения задач спараметрами.

6

1

5

Аналитические методы решения уравнений с параметрами.

Аналитические методы решения неравенств с параметрами.

Уроки-демонстрации,

дебаты, дискуссии, проблемные уроки, уроки-практикумы решения задач

9

Параметр под знаком модуля.

6

1

5

Алгоритм решения уравнений с параметром под знаком модуля. Алгоритм решения неравенств с параметром под знаком модуля.

Уроки-демонстрации,

дебаты, дискуссии, проблемные уроки, уроки-практикумы решения задач

10

Функционально-графический метод решения задач спараметром.

6

1

5

Функционально-графический метод решения задач с параметром под знаком модуля. Функционально-графический метод решения иррациональных уравнений с параметром.

Уроки-демонстрации,

дебаты, дискуссии, проблемные уроки, уроки-практикумы решения задач

11

Полное исследование решений задач спараметрами.

1

0

1

Полное исследование решений задач с параметрами.

Урок-исследование

12

Комбинированные способы решения задач спараметром.

2

0

2

Комбинированные способы решения задач с параметром.

Проблемные уроки, уроки-практикумы решения задач

13

Защита исследовательских проектов

2

0

2

Защита исследователь-ских проектов

Научная конференция, урок-презентация, деловая игра, общественный смотр знаний

Итого:

34

6, 5

27,5

7. Содержание курса

1. Введение вкурс (1 час).

Элементы содержания: знакомство с понятием «параметр». Задачи с параметром на ЕГЭ. Примеры простейших задач с параметром из курса математики 5–9 классов. Таблица свойств функций.

Форма организации образовательного процесса: урок-собеседование.

Вид деятельности: познавательная, проблемно-ценностное общение.

Основная цель

- ввести и формировать понятие «параметр» на конкретных реальных задачах;

- развить познавательный интерес к решению задач с параметрами;

- закрепить понятие «параметр» рассмотрением задач из курса математики 5–9 классов;

- формировать ценность задач с параметрами как задач интеллектуального и углубленного уровней;

- познакомить с задачами с параметром на ЕГЭ.

Планируемые результаты обучения при изучении темы

Знать, понимать

- определение параметра;

- примеры задач из курса математики 5–9 классов;

- значение задач с параметрами для успешной сдачи ЕГЭ и для интеллектуально-культурного развития;

- знать таблицу свойств функций.

Уметь

- устанавливать параметр в конкретных заданиях;

- приводить конкретные примеры задач с параметрами.

2. Элементарные функции: их графики исвойства (2 часа).

Элементы содержания: свойства и график линейной функции. Свойства и график функции обратной пропорциональности. Свойства и график степенной функции. Свойства и график иррациональной функции. Свойства и график квадратичной функции.

Форма организации образовательного процесса: обобщающий урок-практикум решения задач.

Вид деятельности: учебная деятельность.

Основная цель

- обобщить и систематизировать знания учащихся по свойствам и графикам элементарных функций;

- повторить построение графиков элементарных функций;

- познакомить учащихся с установлением свойств функций по таблице свойств.

Планируемые результаты обучения при изучении темы

Знать, понимать

- графики элементарных функций;

- свойства элементарных функций.

- алгоритм построения графического образа в системе (х; а).

Уметь

- строить графики уравнений в системе (х; у) и (х; а);

- применять наглядно-графическую интерпретацию к решению уравнений;

- уметь «читать» свойства функций по графикам.

3. Преобразование плоскости.

Элементы содержания: сдвиги, переносы при построении графиков функций. Построение графиков функций, содержащих модуль.

Форма организации образовательного процесса: обобщающий урок-практикум решения задач.

Вид деятельности: учебно-тренировочная.

Основная цель

- обобщить и систематизировать знания учащихся по методам построения графиков функций с помощью сдвигов, переносов системы координат и функций, содержащих модуль.

Планируемые результаты обучения при изучении темы

Знать, понимать

- метод построения графиков элементарных функций с помощью сдвигов, переносов системы координат;

- алгоритм построения графического образа в системе (х; а).

Уметь

- строить графики уравнений в системе (х; у) и (х; а);

- применять разные приёмы: введение новой переменной, использование свойств функции, «ветвление».

4. Показательная илогарифмическая функции (2часа).

Элементы содержания: свойства и график показательной функции. Свойства и график логарифмической функции.

Форма организации образовательного процесса: урок-демонстрация, обобщающий урок-практикум решения задач.

Вид деятельности: учебно-тренировочная.

Основная цель

- повторить графики и свойства показательной и логарифмической функций;

- развить познавательный интерес к решению логарифмических и показательных уравнений с параметрами через рассмотрение подобных заданий на ЕГЭ;

- формировать навык решения показательных и логарифмических задач с параметрами.

Планируемые результаты обучения при изучении темы

Знать, понимать

- графики показательной и логарифмической функций;

- алгоритм решения показательных и логарифмических уравнений с параметрами.

Уметь

- решать аналогичные показательные и логарифмические уравнения по образцам;

- проводить анализ и синтез решения «незнакомых» показательных и логарифмических уравнений с параметрами;

- выдвигать гипотезы относительно способа решения.

5. Окружность (1 час).

Элементы содержания: уравнение окружности. Построение графика окружности.

Форма организации образовательного процесса: обобщающий урок-практикум решения задач.

Вид деятельности: учебно-тренировочная.

Основная цель

- повторить определение, уравнение, свойства окружности;

- формировать навык построения графиков уравнения окружности, содержащих параметр;

- развить познавательный интерес к построению графиков уравнений окружности, содержащих параметр;

- закрепить навык построения через тренировочные упражнения;

- познакомить с аналогичными задачами с параметром на ЕГЭ.

Планируемые результаты обучения при изучении темы

Знать, понимать

- определение, свойства окружности;

- уравнение окружности.

Уметь

- строить график окружности по уравнению;

- находить координаты центра, радиуса окружности.

6. Область (1 час).

Элементы содержания: область определения, область значения функции. Область допустимых значений уравнения. Метод областей для решения неравенств с двумя переменными.

Форма организации образовательного процесса: урок-лекция, урок-практикум решения задач.

Вид деятельности: познавательная, учебно-тренировочная.

Основная цель

- формировать понятия области определения, области значений функции и области допустимых значений уравнения;

- развить познавательный интерес к понятию области, к решению линейных и квадратных неравенств с двумя переменными;

- формировать навык установления ОДЗ в уравнениях, решения линейных неравенств с двумя переменными.

Планируемые результаты обучения при изучении темы

Знать, понимать

- понятия области определения, области значений функции и области допустимых значений уравнения, а также понятие области, полуплоскости;

- алгоритм нахождения области определения, области значений функции и области допустимых значений уравнения, а также области, полуплоскости.

Уметь

- находить область определения, область значения функции, область допустимых значений уравнения,

- применять метод областей для решения неравенств с двумя переменными.

7. Применение производной для исследования функций (2 часа).

Элементы содержания: геометрический смысл производной в задачах с параметрами. Касательная к кривой. Отыскание стационарных (критических) точек при исследовании функции, содержащей параметры. Возрастание и убывание функции, содержащей параметры.

Форма организации образовательного процесса: обобщающий урок-практикум решения задач.

Вид деятельности: познавательная, учебно-тренировочная.

Основная цель

- повторить понятие производной,

- изучить применение геометрического смысла производной в задачах с параметрами;

- формировать алгоритм нахождения уравнения касательная к кривой;

- формировать навык нахождения стационарных (критических) точек при исследовании функции, содержащей параметры;

- формировать навык исследования функции, содержащей параметр, на монотонность.

Планируемые результаты обучения при изучении темы

Знать, понимать

- алгоритм нахождения стационарных (критических) точек при исследовании функции, содержащей параметры.

Уметь

- применять алгоритм к решению уравнений с параметрами.

8. Аналитические методы решения задач спараметрами (6 часов).

Элементы содержания: аналитические методы решения уравнений с параметрами. Аналитические методы решения неравенств с параметрами.

Форма организации образовательного процесса: уроки-демонстрации,

дебаты, дискуссии, проблемные уроки, уроки-практикумы решения задач.

Вид деятельности: познавательная, учебно-тренировочная, проблемно-ценностное общение.

Основная цель

- повторить понятие производной,

- изучить применение геометрического смысла производной в задачах с параметрами;

- формировать алгоритм нахождения уравнения касательная к кривой;

- формировать навык нахождения стационарных (критических) точек при исследовании функции, содержащей параметры;

- формировать навык исследования функции, содержащей параметр, на монотонность;

- формировать аналитические методы решения задач с параметрами.

Планируемые результаты обучения при изучении темы

Знать, понимать

- геометрический смысл производной, уравнение касательной, понятие стационарных точек, связь монотонности функции с производной функции;

- алгоритм нахождения стационарных (критических) точек при исследовании функции, содержащей параметры;

- аналитические методы решения задач с параметрами.

Уметь

- применять алгоритм к решению уравнений с параметрами;

- находить уравнение касательной;

- находить точки касания через производную;

- применять аналитические методы решения задач с параметрами.

9. Параметр под знаком модуля (6 часов).

Элементы содержания: алгоритм решения уравнений с параметром под знаком модуля. Алгоритм решения неравенств с параметром под знаком модуля.

Форма организации образовательного процесса: уроки-демонстрации,

дебаты, дискуссии, проблемные уроки, уроки-практикумы решения задач.

Вид деятельности: познавательная, учебно-тренировочная, исследовательская, творческая, проблемно-ценностное общение.

Основная цель

- формировать алгоритм решения уравнений и неравенств с параметром под знаком модуля;

- развить познавательный интерес к решению задач с параметром под знаком модуля через рассмотрение подобных заданий на ЕГЭ;

- формировать навык решения уравнений и неравенств с параметром под знаком модуля.

Планируемые результаты обучения при изучении темы

Знать, понимать

- понятие модуля, правило раскрытия модуля;

- алгоритм решения уравнений и неравенств с параметром под знаком модуля.

Уметь

- решать уравнения и неравенства с параметром под знаком модуля;

- проводить рассуждения касательно решения подобных задач.

10. Функционально-графический метод решения задач спараметром (6 часов).

Элементы содержания: функционально-графический метод решения задач с параметром под знаком модуля. Функционально-графический метод решения иррациональных уравнений с параметром.

Форма организации образовательного процесса: уроки-демонстрации,

дебаты, дискуссии, проблемные уроки, уроки-практикумы решения задач.

Вид деятельности: познавательная, учебно-тренировочная, исследовательская, творческая, проблемно-ценностное общение.

Основная цель

- формировать понятие функционально-графического метода решения задач с параметром производной,

- изучить алгоритм применения функционально-графического метода решения задач с параметром;

- формировать самостоятельность выбора метода решения задачи с параметром;

- изучить алгоритм применения функционально-графического метода к решению иррациональных задач с параметром;

- формировать функционально-графический метод решения задач с параметром.

Планируемые результаты обучения при изучении темы

Знать, понимать

- суть функционально-графического метода решения задач с параметром;

- алгоритм применения функционально-графического метода решения задач с параметром;

Уметь

- применять алгоритм функционально-графического метода решения задач с параметром;

- применять алгоритм функционально-графического метода к решению иррациональных задач с параметром.

11. Полное исследование решений задач спараметрами (1 час).

Элементы содержания: закрепление схемы полного исследования решений задач с параметрами.

Форма организации образовательного процесса: урок-исследование.

Вид деятельности: познавательная, учебно-тренировочная, проблемно-ценностное общение.

Основная цель

- развивать познавательный интерес к исследованию решения задач с параметрами с помощью диалогических рассуждений и варьирования условий;

- формировать навык полного исследования решений задач с параметрами.

Планируемые результаты обучения при изучении темы

Знать, понимать

- графики показательной и логарифмической функций;

- алгоритм решения показательных и логарифмических уравнений с параметрами.

Уметь

- проводить полное исследование решений уравнений и неравенств с параметрами в зависимости от значений параметра;

- проводить анализ и синтез по исследованию решений в граничных точках.

12. Комбинированные способы решения задач спараметром (2 часа).

Элементы содержания: аналитический способ, функционально-графический способ.

Форма организации образовательного процесса: проблемные уроки, уроки-практикумы решения задач, уроки-исследования.

Вид деятельности: познавательная, учебно-тренировочная, проблемно-ценностное общение.

Основная цель

- систематизировать знания учащихся по свойствам и графикам представленных в программе функций;

- обобщить и систематизировать знания учащихся по методам решения задач с параметрами.

Планируемые результаты обучения при изучении темы

Знать, понимать

- графики функций за курс математики 7–11 классов;

- свойства изученных функций.

- алгоритм построения графического образа в системе (х; а);

- графический и аналитический методы решения задач с параметрами.

Уметь

- строить графики уравнений в системе (х; у) и (х; а);

- использовать наглядно-графическую интерпретацию к решению уравнений;

- применять аналитический и функционально-графический методы решения задач с параметрами;

- проводить полное исследование решений задач с параметрами в зависимости от значений параметра.

13. Защита исследовательских проектов (2 часа).

Элементы содержания:

Форма организации образовательного процесса: научная конференция, урок-презентация, деловая игра, общественный смотр знаний.

Вид деятельности: познавательная, исследовательская, творческая, проблемно-ценностное общение.

Основная цель

- формирование личностных, предметных, метапредметных компетентностей;

- развитие поисково-исследовательских, ораторских навыков;

- формирование устойчивой мотивации к познавательному процессу;

- формирование навыков решения задач с параметрами;

- формирование информационно-коммуникативных навыков;

- воспитание самостоятельности, ответственности, активности, потребности в самопознании;

- воспитание культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни, гражданской позиции.

8. Планируемые результаты

В результате обучения учащиеся приобретают знания, умения и навыки, необходимые для качественной подготовки к итоговой аттестации по математике за курс средней школы по теме «Решение задач с параметрами». Приобретаемые за время прохождения курса знания помогают развитию самостоятельности, исследовательских навыков, способствуют познавательной и творческой активности, профессиональной адаптации при выборе профессии.

В программе классифицируются методы решения задач с параметрами, что позволяет приобретению учащимися более совершенной и более высокой математической подготовки по данной теме.

В качестве форм и методов текущего контроля используются как традиционные (уроки-практикумы, уроки-лекции и др.), так и инновационные: листы самоанализа, уроки-презентации, уроки-исследования и т. п. Кроме того, умение решать задачи с параметрами помогает успешно выступать на олимпиадах, турнирах, конференциях.

9. Учебно-методическое обеспечение программы

Для обеспечения плодотворного учебного процесса используются информация и материалы следующих Интернет-ресурсов:

Министерство образования РФ: http://www.informika.ru/; http://www.ed.gov.ru/; http://www.edu.ru/.

Тестирование online: 5–11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/.

Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru, http://www.zavuch.info/, http://festival.1september.ru, http://school-collection.edu.ru, http://www.it-n.ru, http://www.prosv.ru.

Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main/.

http://alexlarin.narod.ru/ege.ntme — подготовка к ЕГЭ

http://www.uztest.ru/ — ЕГЭ по математике

Список дидактических пособий

1) Алгебра и начала анализа. 10–11 кл.: Тематические тесты и зачеты для общеобразоват. учреждений / Л. О. Денищева, Т.А Корешкова; под ред. А. Г. Мордковича. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Мнемозина, 2005. — 102 с.

2) Ивлев Б. М., Саакян С. М., Шварцбурд С. И. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 10 класса, — М.: Просвещение, 2005

3) Ершова Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии, М., Илекса, 2005 г.

4) А. И. Ершова, В. В. Голобородько «Самостоятельные и контрольные работы» — М. Илекса 2007

5) Л. А. Александрова «Алгебра и начала анализа. Самостоятельные работы» — М. Мнемозина 2006

Дополнительные пособия

1) Лысенко, Ф. Ф. Математика. ЕГЭ — 2012, 2013: тематические тесты / Ф. Ф. Лысенко. — Ростов-на-Дону: Легион.

2) Ященко И. В.. Математика. ЕГЭ –2012, 2013: учебно-тренировочные тесты / — М: Дрофа, 2012.

3) Математика. Тренировочные тематические задания повышенной сложности с ответами для подготовки к ЕГЭ и к другим формам выпускного и вступительного экзаменов / сост. Г. И. Ковалева, Т. И. Бузулина, О. Л. Безрукова, Ю. А. Розка. — Волгоград: Учитель, 2005.

4) Сборники для подготовки и проведения ЕГЭ / 2012, 2013.

5) Задачи с параметрами и методы их решения / В. С. Крамор. — М.: ООО «Издательство “Оникс”»; ООО «Издательство “Мир и Образование”», 2012.

6) Алгебра. 7–9 классы: методическое пособие для учителей / А. Г. Мордкович. — М.: Мнемозина, 2010.

7) Олимпиадные задания по математике: 10–11 классы / Н. В. Заболотнева. — Волгоград: Учитель, 2006.

8) Математика: еженедельное приложение к газете «Первое сентября».

9) Математика в школе: ежемесячный научно-методический журнал.

Печатные пособия

1. Таблицы по математике для 5–6 классов.

2. Портреты ученых-математиков.

3. Таблицы по стереометрии.

Информационные средства

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса используются следующие программно-педагогические средства, реализуемые с помощью интерактивного обучения:

1) CD диски по темам курса математики 5–11 из приложения «Математика в школе» к газете «Первое сентября»;

2) CD диски по внеклассной работе для подготовки учащихся к олимпиадам и научно-исследовательской деятельности;

3) Математика, 5–11;

4) УМК «Живая математика»;

5) Тематические презентации теоретического и развивающего характера (на столе учителя).

Технические средства обучения

1) Компьютер — 1 (на учительском столе);

2) Интерактивная доска — 1;

3) Проектор — 1.

Литература:

для учителя: для составления элективного курса иорганизации образовательного процесса

  1. Газета ‘’Математика’’ (Приложение к газете ‘’Первое сентября’’), № 14(2006г., № 4 2007г.)
  2. Денищева Л. О., Карюхина Н. В., Михеева Т. Ф. ‘’Учимся решать уравнения и неравенства’’, 10–11 кл.; Интеллект-центр, М., 2002
  3. В. В. Ткачук ‘’Математика абитуриенту’’, М., Изд-во МЦНМО, 2006г.
  4. П. И. Самсонов ‘’Четыре месяца до выпускного экзамена’’, М., ’’Школьная пресса’’, 2003г.
  5. В. В. Вавилов, И. И. Мельников, С.Н Олехник, П. И. Пасиченко. Задачи по математике. Уравнения и неравенства. Москва, «Наука»,1987.
  6. М. К. Потапов и др. Нестандартные методы решения уравнений и неравенств. Москва, изд. МГУ, 1991.

Для учителя иучащихся:

  1. Горнштейн П. И., Задачи с параметрами/ П. И. Горнштейн, В. Б. Полонский, М. С. Якир. — Москва — Харьков: «Илекса», 1998. — 327 с.
  2. Шахмейстер А. Х., Задачи с параметрами в ЕГЭ / А. Х. Шахмейстер. — СПб., М.: «ЧеРо-на-Неве», 2004. 224 с.
  3. Моденов В. П., Задачи с параметрами/ В. П. Моденов. — М.: «Экзамен», 2006. — 288 с.
  4. Ерина Т. М., Линейные и квадратные уравнения с параметром / Т. М. Ерина // Математика для школьников. — 2004. — № 2. — С. 17–28.
  5. Евсеева А. И., Уравнения с параметрами /А. И. Евсеева // Математика в школе. — 2003. — № 7. — С. 22–28.
  6. Галкин Е. В., «Нестандартные задачи по математике, 5–11 классы», М., 1969 г.
  7. Максютин А. А., Математика -10 / А. А. Максютин. — Самара, 2002 г.
Основные термины (генерируются автоматически): параметр, Решение задач, образовательный процесс, элемент содержания, вид деятельности, Задача, форма организации, планируемый результат обучения, обобщающий урок-практикум решения задач, функционально-графический метод решения задач.


Похожие статьи

Программа внеурочной деятельности по математике...

Форма организации образовательного процесса: обобщающий урок-практикум решения задач, исследовательский проект, математическая декада.

Урок-практикум решения олимпиадных задач.

Роль задач в обучении математике | Статья в журнале...

или специализировать результаты решения задачи, исследовать особые проявления заданной ситуации.

Обучение обобщениям при решении задач развивает, таким образом, не только мышление, но и память, формирует «обобщенные ассоциации».

Реализация системно-деятельностного подхода при решении...

Принцип творчества: в процессе обучения особое внимание уделяется творчеству, учащиеся имеют возможность проявить творческий подход в процессе решения учебных задач.

Особенности обучения младших школьников решению текстовых...

задача, решение задач, составление задач, решение задачи, решение, содержание задачи, III, ребенок, данные, условие задачи. Похожие статьи. Приёмы смыслового чтения как средство обучения решению текстовых задач в 1–2...

Исследование и развитие задачи: почему этому нужно учить детей?

При этом эффективность обучения решению задач будет гораздо выше, так как составление решения одной задачи дидактически гораздо поучительней, чем решение готовых задач того же вида, причём первое осуществляется, в общем, за меньшее время.

Конкретизация целей урока физики с учетом деятельностных...

В новом стандарте содержится, кроме обобщенных планируемых результатов изучения физики, еще и их операционализация, т. е

2) применение изученных физических величин и законов для объяснения физических явлений в окружающей жизни и решения задач

Составление обращенных задач как инструмент развития...

После решения обращённой задачи полезно иногда сравнивать условия обеих задач, а также способы их решения.

— Сравним решения прямой и обращённой задач. Что здесь общего? — Какими действиями решается каждая задача?

Обобщенный способ рассуждения при решении математической...

Ключевые слова: обобщенный способ деятельности, формирование обобщений, обучение решению задач. Одним из принципов развивающего обучения является принцип изначального максимально возможного широкого обобщения (А.К. Артемов).

Похожие статьи

Программа внеурочной деятельности по математике...

Форма организации образовательного процесса: обобщающий урок-практикум решения задач, исследовательский проект, математическая декада.

Урок-практикум решения олимпиадных задач.

Роль задач в обучении математике | Статья в журнале...

или специализировать результаты решения задачи, исследовать особые проявления заданной ситуации.

Обучение обобщениям при решении задач развивает, таким образом, не только мышление, но и память, формирует «обобщенные ассоциации».

Реализация системно-деятельностного подхода при решении...

Принцип творчества: в процессе обучения особое внимание уделяется творчеству, учащиеся имеют возможность проявить творческий подход в процессе решения учебных задач.

Особенности обучения младших школьников решению текстовых...

задача, решение задач, составление задач, решение задачи, решение, содержание задачи, III, ребенок, данные, условие задачи. Похожие статьи. Приёмы смыслового чтения как средство обучения решению текстовых задач в 1–2...

Исследование и развитие задачи: почему этому нужно учить детей?

При этом эффективность обучения решению задач будет гораздо выше, так как составление решения одной задачи дидактически гораздо поучительней, чем решение готовых задач того же вида, причём первое осуществляется, в общем, за меньшее время.

Конкретизация целей урока физики с учетом деятельностных...

В новом стандарте содержится, кроме обобщенных планируемых результатов изучения физики, еще и их операционализация, т. е

2) применение изученных физических величин и законов для объяснения физических явлений в окружающей жизни и решения задач

Составление обращенных задач как инструмент развития...

После решения обращённой задачи полезно иногда сравнивать условия обеих задач, а также способы их решения.

— Сравним решения прямой и обращённой задач. Что здесь общего? — Какими действиями решается каждая задача?

Обобщенный способ рассуждения при решении математической...

Ключевые слова: обобщенный способ деятельности, формирование обобщений, обучение решению задач. Одним из принципов развивающего обучения является принцип изначального максимально возможного широкого обобщения (А.К. Артемов).

Задать вопрос