Особенности производственной практики студентов медколледжа в реабилитационно-восстановительных центрах города Тольятти | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Скворцова, В. Н. Особенности производственной практики студентов медколледжа в реабилитационно-восстановительных центрах города Тольятти / В. Н. Скворцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 16.1 (120.1). — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/archive/120/33343/ (дата обращения: 18.04.2024).



Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государствосообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностямформирует социальную и экономическую политику в отношенииинвалидов. Однако возможности общества в борьбе с инвалидностью как социальным злом в конечном итоге определяются не только степенью понимания проблемы, но и существующими экономическими ресурсами. Конечно, масштаб инвалидности зависит отмножества факторов: состояние здоровья нации, развитие системыздравоохранения, социально-экономическое развитие и пр.

По данным ООН, каждый десятый человек на планете имеет инвалидность, один из 10 страдает от физических, умственных или сенсорных дефектов и не менее 25 % всего населения страдают расстройствами здоровья. Примерно одна семья из четырех человек имеет в своем составе человека с ограниченными возможностями здоровья. Общество не могло оставаться безразличным к тем, кто имел те или иные нарушения физических и психических качеств. Но на протяжении тысячелетий эти взаимоотношения в большей своей части складывались в форме преследования или пренебрежения к людям с физическими и умственными дефектами.

Только в последнее столетие начало происходить изменение в сторону сострадания, оказания помощи и принятия обществом.

В Федеральном законе № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации от 21 ноября 2011 года, в статье № 37, дано определение медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения и определены основные специалисты, осуществляющие медицинскую реабилитацию [3].

Медицинская реабилитация осуществляется в медицинских организациях специалистами с высшим и средним медицинским образованием, имеющими соответствующую профессиональную подготовку, и иными специалистами (ФЗ № 323, ст.37, п.3).

Основными принципами медицинской и психологической реабилитации являются: поэтапность, преемственность всех проводимых мероприятий, обязательность их своевременного проведения, наличие в арсенале всех известных средств и методов реабилитации и индивидуальный подход при ее проведении [2].

В сложившейся ситуации роль медицинской сестры с каждым годом возрастает и приобретает все большее значение, а как известно, успешность практически любого лечения на две трети зависит от компетентности и профессионализма медицинской сестры. Тем более следует учесть тот факт, что в наше время на плечи медицинских сестер ложится до 80 % всей заботы о пациентах. Проведение полноценной реабилитации пациента невозможно без взаимодействия всего коллектива медицинского персонала (врач, медицинская сестра) [1].

На всех этапах восстановительного лечения (стационарном, санаторном, поликлиническом) медицинская сестра выполняет реабилитационные мероприятия: уход за пациентом, выполнение назначений врача, определение потребностей пациента и их удовлетворение, отпуск физиотерапевтических процедур, проведение лечебной физкультуры и массажа, обучение пациента правильному режиму дня и питанию и др.

Основной формой деятельности медицинской сестры является сестринский процесс — метод организации и практического выполнения врачебных назначений. При этом каждое ее действие должно быть документально оформлено в листе динамического наблюдения и листе назначений.

Рабочая программа междисциплинарного курса «Основы реабилитации» является федеральной частью рабочей программы профессионального модуля «Участиев лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» по специальности среднего профессионального образования «Сестринское дело» (базовая подготовка).

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями студент в ходе освоения междисциплинарного курса должен иметь практический опыт осуществления ухода за пациентами при различных заболеваниях и состояниях, а также проведения реабилитационных мероприятий в отношении пациентов с различной патологией.

Администрация ГБПОУ «Тольяттинский медицинский колледж» закрепляет базы для прохождения практики на основе прямых договоров с лечебно-профилактическими учреждениями. В договоре освещены все вопросы, касающиеся проведения производственной практики. Организация и контроль за проведением практики возложены на заместителя директора по учебно-практическому обучению.

Завершающим этапом освоения междисциплинарного курса «Основы реабилитации» являются учебная и производственная практики по профилю специальности, которые организованы в ГБУЗ СО «ТЦВМиР «Ариадна» и ГБУ СО «Социально-оздоровительный центр «Преодоление»».

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области «Тольяттинский центр восстановительной медицины и реабилитации «Ариадна»» — это городское специализированное медицинское учреждение, не имеющее территориально закрепленного населения, задачи которого снижение детской инвалидности и реабилитация детей — инвалидов с целью их социализации и подготовки к интеграции.

Центр был организован в 1991 году по инициативе Детского фонда и на средства АО «АвтоВАЗ». С 1993 г. Центр функционирует как лечебное учреждение. Материально-техническая база позволяет организовать медицинскую и социальную реабилитацию. Стационарные места дневного пребывания детей развернуты в группах, оснащенных необходимой мебелью. Одновременно с этим, 2 группы оборудованы тренажерной мебелью по эскизам института Петё (Венгрия), организована группа «Мать и дитя» для детей раннего возраста. Кроме этого имеются зал ЛФК с тренажерами, кабинеты и залы для коррекционной работы. Организовано физиотерапевтическое отделение и кабинеты для физической реабилитации. Медицинские кабинеты обеспечены необходимой лечебной и диагностической аппаратурой отечественного и импортного производства. Произведена компьютеризация рабочих мест.

Государственное бюджетное учреждение Самарской области «Социально-оздоровительный центр «Преодоление» осуществляет свою деятельность с 2003 года, оказывает комплекс услуг по реабилитации инвалидов, имеющих заболевания сердечно- сосудистой системы, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, в том числе инвалидам-колясочникам. Также оказываются срочные социально-адаптационные услуги инвалидам по слуху и инвалидам по зрению.

Целью деятельности Центра является обеспечение прав граждан на реабилитационные услуги.

Предметом деятельности Центра является осуществление практической деятельности по оказанию реабилитационных услуг инвалидам старше 18 лет и гражданам пожилого возраста, нуждающимся в мероприятиях социально-оздоровительного и реабилитационного характера с целью социальной адаптации и интеграции их в общество

В учреждении функционируют 5 отделений:

— реабилитации инвалидов молодого возраста;

— оказания социально-оздоровительных услуг в амбулаторных условиях;

— социально-психологической помощи;

— «Телефон доверия»;

— оказания социально-реабилитационных и срочных социально-адаптационных услуг в условиях дневного пребывания.

Все реабилитационные мероприятия для инвалидов Самарской области проводятся при наличии рекомендации в индивидуальной программе реабилитации бесплатно.

Комплексная реабилитация представлена мероприятиями социального, психологического, медицинского характера с целью обучения навыкам независимой жизни и обеспечения возможностей самореализации инвалидов. Разработка индивидуальной программы реабилитации осуществляется с учетом потенциальных возможностей индивидуальных особенностей личности и психологического состояния клиента.

Одним из приоритетных направлений деятельности Центра является физическая реабилитация, которая способствует не только восстановлению или компенсации нарушенных функций, но и восстановлению социального статуса клиента. Большой популярностью в Центре пользуются занятия по кинезотерапии (лечение движением) и эргокинезотерапии на развитие и укрепление мышц плечевого пояса, мелкой моторики.

Формирование мотивационной направленности на изменение жизненного стереотипа, раскрытие внутреннего потенциала призваны осуществить занятия с психологами Центра. Психологическая реабилитация предусматривает психологическое консультирование, психологическую диагностику, психологическую коррекцию, а также занятия в мультисенсорной комнате.

Особое значение в Центре уделяется занятиям в «Школе реабилитации и ухода» по социально-бытовой адаптации, направленным на восстановление утраченных функций и формирование независимого образа жизни у лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Социально-медицинская реабилитация представлена различными видами восстановительного лечения: лечебный массаж, гидромассаж, физиотерапевтические процедуры, занятия на аппарате биологической обратной связи, фитотерапия.

Реабилитационные учреждения для проведения учебной и производственной практик в Тольяттинском медицинском колледже для студентов специальностей «Лечебное дело» и «Сестринское дело» были выбраны не случайно.

В ГБУЗ СО «ТЦВМиР «Ариадна» студенты знакомятся с комплексной реабилитацией детей-инвалидов, а в ГБУ СО «Социально-оздоровительный центр «Преодоление» — с практической деятельностью по оказанию реабилитационных услуг инвалидам старше 18 лет и гражданам пожилого возраста, нуждающимся в мероприятиях социально-оздоровительного и реабилитационного характера.

График учебной и производственной практик студентов колледжа разработан таким образом, что в каждом центре студенты работают по одной недели, что позволяет полноценно ознакомиться с реабилитацией инвалидов, детей и взрослых.

Для учебно-методического руководства практикой приказом директора Тольяттинского медицинского колледжа назначается методический руководитель — это штатный преподаватель, который в совершенстве знает программу учебной и производственной практики по междисциплинарному курсу и правила ведения учебной документации.

Общее и непосредственное руководство производственной практикой в реабилитационных центрах возложено на главных и старших медицинских сестер.

Студенты распределяются по рабочим местам и под руководством квалифицированных сотрудников выполняют задания, предусмотренные программой производственной практики, разработанной в медицинском колледже и утвержденной работодателями.

Участие студентов в реабилитационном процессе осуществляется под контролем медицинского персонала, при соблюдении норм медицинской этики и деонтологии, а также с согласия пациентов или их законных представителей.

За время производственной практики студенты закрепляют и совершенствуют свои практические навыки, развивают коммуникативные навыки при работе с инвалидами, учатся работать в коллективе.

Литература:

  1. Еремушкин М. А. Основы реабилитации: учеб. пособие для студ. учреждений сред. мед. проф. образования 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 208 с.
  2. Козлова Л. В. Основы реабилитации для медицинских колледжей: учеб. пособие Изд. 7-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2012. — 475 с.
  3. Федеральный Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323, статья 37. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons (Дата обращения: 12.07.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): производственная практика, медицинская сестра, медицинская реабилитация, реабилитация инвалидов, Самарская область, Социально-оздоровительный центр, восстановительное лечение, государственное бюджетное учреждение, медицинский персонал, Тольяттинский медицинский колледж.


Похожие статьи

Оказание паллиативной помощи спинальным больным на базе...

Кроме этого, на базе санатория трудятся выпускники Кинель-Черкасского филиала ГБПОУ «Тольяттинский медицинский колледж», в числе которых и инвалиды по зрению.

Пансионат «Ветеран» и студенты Тольяттинского медицинского...

Государственное бюджетное учреждение Самарской области «Тольяттинский пансионат для ветеранов труда (дом-интернат для престарелых и инвалидов)» был открыт 1994 году.

Роль учебной и производственной практики на базе...

медицинский работник, учебно-производственная практика, профессиональная компетенция, будущий медицинский работник, профессиональная деятельность, формирование, профессиональная подготовка...

Опыт работы реабилитационного центра. Реабилитация дошколят

социально-медицинских

На основании диагностики воспитатели составляют индивидуальные программы социально-педагогической реабилитации воспитанников.

Методическое сопровождение (обеспечение) производственной...

Производственная (профессиональная) практика обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению по специальности Медицинский массаж Кинель-Черкасского филиала ГБПОУ «Тольяттинский медицинский колледж» является составной...

Анализ развития системы реабилитации в РФ и Оренбургской...

Медицинская реабилитация является неотъемлемой частью системы Здравоохранения.

– рекомендуемых штатных нормативах учреждений социальной реабилитации для детей-инвалидов

Деятельность социального педагога в медицинских...

социальный педагог, медицинское учреждение, стационарное лечение, родитель, ребенок, больной ребенок, семья, медицинский персонал, направление деятельности, профессиональная ориентация.

Тольяттинский медицинский колледж (Тольятти) — Молодой...

Тольяттинский медицинский колледж. Адрес: Россия, Приволжский федеральный округ, Самарская область, городской округ Тольятти, Тольятти, Центральный район, ул. Строителей, 7.

Похожие статьи

Оказание паллиативной помощи спинальным больным на базе...

Кроме этого, на базе санатория трудятся выпускники Кинель-Черкасского филиала ГБПОУ «Тольяттинский медицинский колледж», в числе которых и инвалиды по зрению.

Пансионат «Ветеран» и студенты Тольяттинского медицинского...

Государственное бюджетное учреждение Самарской области «Тольяттинский пансионат для ветеранов труда (дом-интернат для престарелых и инвалидов)» был открыт 1994 году.

Роль учебной и производственной практики на базе...

медицинский работник, учебно-производственная практика, профессиональная компетенция, будущий медицинский работник, профессиональная деятельность, формирование, профессиональная подготовка...

Опыт работы реабилитационного центра. Реабилитация дошколят

социально-медицинских

На основании диагностики воспитатели составляют индивидуальные программы социально-педагогической реабилитации воспитанников.

Методическое сопровождение (обеспечение) производственной...

Производственная (профессиональная) практика обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению по специальности Медицинский массаж Кинель-Черкасского филиала ГБПОУ «Тольяттинский медицинский колледж» является составной...

Анализ развития системы реабилитации в РФ и Оренбургской...

Медицинская реабилитация является неотъемлемой частью системы Здравоохранения.

– рекомендуемых штатных нормативах учреждений социальной реабилитации для детей-инвалидов

Деятельность социального педагога в медицинских...

социальный педагог, медицинское учреждение, стационарное лечение, родитель, ребенок, больной ребенок, семья, медицинский персонал, направление деятельности, профессиональная ориентация.

Тольяттинский медицинский колледж (Тольятти) — Молодой...

Тольяттинский медицинский колледж. Адрес: Россия, Приволжский федеральный округ, Самарская область, городской округ Тольятти, Тольятти, Центральный район, ул. Строителей, 7.

Задать вопрос