Библиографическое описание:

Чеканушкина Е. Н., Михелькевич В. Н., Шинкаренко О. В. Инклюзивный подход к обучению студентов по дисциплине «Физическая культура» // Молодой ученый. — 2016. — №16.1. — С. 62-65.



Уровень инвалидизации — важный социальный показатель, свидетельствующий о состоянии здоровья населения страны, в то время как интегрированность инвалидов в ежедневную жизнь — это показатель благополучия общества [1]. Согласно статистическим данным 2014 года в России численность лиц, впервые признанных инвалидами в возрасте 18 лет и более составила 2781 человек [2].

Информация Федеральной службы государственной статистики свидетельствует, что инвалидов-студентов образовательных организаций высшего образования составляет на начало учебного года 2013/2014–5194 человек, 2014–2015–5179 человек, 2015–2016–5966 человек [3]. Численность лиц с ограниченными возможностями здоровья в стране достаточно высока, важным является обеспечение им «необходимых условий для получения образования и профессиональной подготовки». Современная система образования развитого демократического сообщества призвана соответствовать индивидуальным образовательным потребностям личности, в том числе:

 потребности в полноценном и разнообразном личностном становлении и развитии — с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей (личностная успешность);

 потребности в органичном вхождении личности в социальное окружение и плодотворном участии в жизни общества (социальная успешность);

 потребности в развитости у личности универсальных трудовых и практических умений, готовности к выбору профессии (профессиональная успешность) [4].

Необходимость внедрения в российское образование инклюзивного подхода в деятельность образовательных организаций разных уровней, на основе научно-педагогической разработки всех его аспектов [5].

Включение лиц с ограниченными возможностями здоровья в систему общего, специального и высшего образования продиктовано не только современными российскими нормативными документами (Постановление Правительства РФ № 1297 от 1 декабря 2015 г. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2020 годы», Закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный образовательный стандарт начальной и основной школы, Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и др.) и международными правовыми актами (Всеобщая Декларация прав человека (ООН, 1948), Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (ЮНЕСКО, 1960), Всемирная декларация об образовании для всех — удовлетворение базовых образовательных потребностей (Всемирная конференция по образованию для всех, Джомтьен, Таиланд, 1990), Саламанская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особыми потребностями (Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями, Саламанка, Испания, 1994) и др.), но и социальной необходимостью, полноценной интеграции их в общество.

Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [6]. Данное образование формирует свою собственную шкалу ценностей, где ключевыми являются следующие принципы: каждый человек, независимо от способностей и достижений, имеет право на образование и поддержание приемлемого уровня знаний, самовыражение и личный прогресс, общение, дружбу и поддержку [7]; увеличивает личностные возможности, интеллектуальный потенциал. Через уважительное отношение, принятие индивидуальности каждого происходит формирование и развитие личности по собственной траектории.

Физическая культура является неотъемлемой частью общей культуры личности, предполагающей не только развитие физических способностей индивида, но и воспитание сознания и интеллекта [8]. Дисциплина «Физическая культура» в вузе представляется сложной и целостной системой, отражающей инвариантные черты культурного потенциала определенной социальной группы — студентов [9].

Анализируя Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (уровень высшего образования — бакалавриат всех направлений подготовки), можем отметить, что дисциплина «Физическая культура» относится к базовой части блока в учебных планах и имеет прикладной характер.

В Самарском государственном техническом университете обучение студентов дисциплине «Физическая культура» реализуется по 18 специализациям (1–6 семестры). Кафедра «Физическое воспитание и спорт», осуществляя инклюзивный подход, разработала программу для студентов с особыми образовательными потребностями и временно освобождённых от практических групповых занятий (нормативных физических нагрузок), направленную на поддержку здорового образа жизни, возможности укрепления здоровья, развитие ответственности за свое здоровье, необходимого уровня психофизической готовности к различным условиям жизнедеятельности, личной активности в развитии своего потенциала. На занятиях изучаются теоретические основы физической культуры, здорового образа и стиля жизни, средства и методы укрепления индивидуального здоровья, рациональные режимы двигательной активности, способы регуляции образа жизни, виды утомления, стресс и профилактика,режим труда и отдыха,самооценка здоровья студентом, регулирование работоспособности для успешной социально-культурной и будущей профессиональной деятельности.

Крайне значимо обеспечить полноценное обучение данной дисциплине в образовательном пространстве вуза, способствовать развитию учебной мотивации, ценностных ориентиров, установке на самосовершенствование, приобретению знаний путем самообразования. На наш взгляд, важными составляющими педагогического процесса являются личностно-деятельностный подход и активные технологии в обучении студентов дисциплине «Физическая культура».

Личностно-деятельностный подход в обучении ориентирован на раскрытие и развитие личности студента, активизацию и реализацию ее потенциала, поэтому обучающийся выступает, при таком обучении, субъектом познавательной деятельности. С учетом индивидуальных потребностей и способностей, преподаватель заинтересовывает студентов, разнообразными видами деятельности (проанализировать влияние образа жизни на здоровье, психофизиологические закономерности воздействия на организм человека окружающей производственной среды; обсуждение пилотных проектов или событий в области физической культуры и спорта и т. п.).

По мнению Н. В. Борисовой, «личностно-деятельностное обучение означает переориентацию учебного процесса на постановку и решение самими студентами конкретных задач» [10].

Исходя из выше изложенного, можно отметить, что личностно-деятельностное обучение предполагает:

 учет индивидуальных особенностей личности;

 вариативность учебного процесса;

 формирование обобщенных знаний, умений, навыков и успешного их использования в будущей профессиональной деятельности;

 активную работу в группе в процессе обучения;

 самореализацию;

 потребность в рефлексии;

 самоорганизацию собственной деятельности;

 развитие личностных качеств.

Таким образом, личностно-деятельностный подход ориентирован на личность субъекта деятельности и создает условия, обеспечивающие развитие социальной активности, профессиональной компетентности, саморазвивающейся личности через организацию и управление его учебной деятельностью.

Необходимым требованием к уровню подготовки будущих бакалавров в высших учебных заведениях является формирование и развитие творческих способностей, поведенческой и познавательной активности, адаптации к изменяющимся условиям, умение ориентироваться в нестандартной ситуации. Одним из эффективных способов развития формирования творческих способностей студентов, в процессе их учебной деятельности является использование технологии проблемного обучения.

В основе этого метода обучения лежит проблема, проблема-задача, проблемная ситуация, требующие творческой активизации мышления обучающегося для ее решения.

Проблемная ситуация — это ситуация интеллектуального затруднения, возникающая для разрешения противоречий между имеющимся и требуемым уровнем знаний. В учебном процессе она являются необходимым условием для создания инновационной познавательной среды. По средствам технологии проблемного обучения студенты получают знания и способы деятельности не в готовом виде, а усваивают их в ходе решения нестандартных задач, создающих потребность в поиске новых способов действий.

Проблемное обучение направлено на формирование навыков и умений самостоятельной познавательной деятельности студентов, на развитие их логического, рационального, критического и творческого мышления и познавательных способностей [11].

Следовательно, для организации проблемного обучения необходимо выполнение следующих условий:

 наличие задачи-проблемы в учебном информационном материале;

 степень сложности проблемы соразмерно уровню подготовленности студентов;

 наличие познавательной активности у студентов;

 мотивация в разрешении проблемной ситуации и значимость ее результата;

 значимость информации, получаемой при решении проблемы.

Обеспечив такие условия, преподаватели оказывают помощь студентам в анализе учебной информации и организации поиска решения, обеспечивают средствами объективного самоконтроля промежуточных выводов.

В курсе «Физическая культура», например, рассматривается проблемная задача о влиянии будущей производственной деятельности на развитие специфических профессиональных заболеваний. Итогом обсуждения и анализа будет прогнозирование здоровьесбережения при выполнения определенного вида труда на рабочем месте. В процессе решения проблемных задач развиваются и формируются у студентов навыки организации своего поведения, которые будут способствовать профессиональному самосохранению здоровья, регуляции работоспособности, профилактики личностных деформаций.

Ценность проблемного обучения дисциплине заключается в активизации познавательной деятельности студентов, которые занимаются поисковой и исследовательской деятельностью, учатся выстраивать логические связи, выделять существенное и научно аргументировать выводы.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что моделирование проблемных ситуаций, при обучении данной дисциплине, непосредственно связано с конкретным содержанием учебного материала, их психофизической компонентой будущей профессиональной деятельностью, а, следовательно, с поисковой, исследовательской деятельностью студентов. Функция проблемного обучения заключается в стимулировании активного познавательного процесса и развитии исследовательского стиля мышления.

Педагогический опыт показывает, что также целесообразно применять метод проектов в преподавании теоретического курса данной дисциплины.

А. В. Шукаева, А. А. Хармонова отмечают, что метод проектов несет в себе достаточно большой образовательный потенциал для разностороннего развития обучающихся, его реализация в педагогическом процессе позволяет студентам не только получать практические навыки, но и осваивать фундаментальные знания [12].

Технология проектного обучения направлена на развитие широкого спектра компетенций и творческих способностей, поэтому предполагает интеграцию исследовательских, поисковых, проблемных, сравнительных методов. Создание проекта предполагает решение ряда взаимосвязанных задач, как правило, межпредметного характера.

Преимущества технологии проектного обучения, на наш взгляд, в том, что она развивает у студентов:

 навыки самостоятельно приобретать новые знания, пользуясь различными источниками;

 умение интегрировать самостоятельно полученные знания для решения познавательных задач;

 умение работать как самостоятельно, так и в группе со сменным составом, исполнять разные социальные роли и функции;

 социальные и коммуникативные навыки;

 умение использовать исследовательские методы, выдвигать гипотезы, делать обоснованные выводы в решении проблемы [13].

А. И. Федоров, К. В. Хамлова утверждают, что применение метода проектов в образовательном процессе предполагает такой способ организации занятий, когда студенты осуществляют комплексную по своему характеру учебную деятельность, ориентированную на создание конечного образовательного продукта за определенный промежуток времени [14].

Студентам в качестве внеаудиторной самостоятельной работы предлагается разработать индивидуальный проект физического оздоровления или развитие собственной физической культуры, программу профилактики профессиональных заболеваний будущей трудовой деятельности, создать социальный проект по физкультурно-оздоровительному или спортивно-массовому направлению. Разработка студентами проектов сопровождается персональным как дистанционным, так и личным консультированием со стороны преподавателя.

Итоговые результаты проектной деятельности представляются на занятии-конференции, в виде научно оформленных текстов или компьютерной презентации, где проходит их публичная защита. Задача конференции — ознакомление слушателей с новейшими достижениями, передовыми идеями, мнениями, исследованиями в научной области. В ходе конференции проводится обсуждение представленных сведений, слушателями задаются вопросы докладчику. В конце подводятся итоги, оценивается работа докладчиков и активных слушателей [13]. Лучшие работы студентов рекомендуются на конкурс стендовых докладов, написание тезисов или статей на внутривузовские, областные, Всероссийские, очные и заочные конференции.

Авторам проектов можно предложить представлять работы на Молодежных всероссийских и региональных форумах, которые проходят ежегодно. Цель форумов — выявление, поддержка и развитие молодежных инициатив.

Таким образом, реализация в учебном процессе проектной технологии способствует развитию внимания к собственному здоровью, сотрудничеству, совершенствует самоорганизацию, повышает уровень общей культуры, формирует здоровое поведение студентов.

Очевидно, что оптимальное сочетание рассмотренных педагогических технологий в процессе обучения дисциплине «Физическая культура» дает возможность гибкости, элективности обучения, эффективному развитию и формированию у студентов с ограниченными возможностями здоровья общекультурных, здоровьесберегающих компетенций, усвоению в полном объеме знаний, исключает проблемы академической задолженности по дисциплине, реализует равноправное участие их в научной и общественной жизни вуза, стимулирует на успешность в предстоящей профессиональной деятельности.

Литература:

1. Демьянова А. В. Социальная политика в сфере защиты прав инвалидов в России [Электронный ресурс]: препринт WP3/2015/09 / А. В. Демьянова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — Электрон. текст. дан. (2 Мб). — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. — (Серия WP3 «Проблемы рынка труда»). — 50 с.

2. Здравоохранение в России. 2015: Стат. сб. / Росстат. — М., 2015. — 174 с.

3. Сведения об инвалидах — студентах профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования [Электронный ресурс] Федеральная служба государственной статистики [Сайт]. — М., 2016. — Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/#

4. Инклюзивное образование в России / Детский фонд ООН «Юнисеф». — М.: Бест-принт, 2011. — 88 с.

5. Колыванова Л. А., Носова Т. М., Караханян Л. В. Инклюзивное профессиональное образование в области безопасности жизнедеятельности студентов с нарушением зрения. Молодой ученый. 2015. № 6–4 (86). С. 27–30.

6. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: принят ГД РФ 21.12.2012. — Введ. 04.01.2013 / «Консультант Плюс»: [сайт]. — М., [2013]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/, свободны. — Загл. с экрана.

7. Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие / Д. З. Ахметова, З. Г. Нигматов, Т. А. Челнокова, Г. В. Юсупова и др. — Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. — 255 с.

8. Пустовой А. П., Скачков Н. Г., Романова Л. И. Инновационные аспекты физической культуры студенческой молодежи: учеб.-метод. пособие / ГОУВПО СПбГТУРП. — СПб., 2010. — 30 с.

9. Пономарев Г. Н. Физическая культура и здоровье студентов вузов: материалы X Всероссийской научно-практич. конференции, 21 февраля 2014 г. — СПб.: СПбГУП, 2014. — С. 24.

10. Борисова Н. В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. пособие / Н. В. Борисова. — М.: ИЦ проблем качества подготовки специалистов, 2000. — 146 с.

11. Михелькевич В. Н. Проектирование и анализ педагогических технологий: Лаб. Практикум / В. Н. Михелькевич, Н. В. Охтя, В. П. Сухинин. — Самара, СамГТУ, 2006. — 44 с.

12. Шукаева А. В., Хармонова А. А. Проектный метод обучения как интерактивный способ организации обучения в спортивных: Физическая культура и здоровье студентов вузов: материалы X Всероссийской научно-практич. конференции, 21 февраля 2014 г. — СПб.: СПбГУП, 2014. — С. 168.

13. Чеканушкина Е. Н. Формирование социально-экологической компетентности у студентов технического университета в процессе их обучения гуманитарным, социально-экономическим и естественнонаучным дисциплинам [Текст]: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08: защита 24.06.2011: утв. 30.12.2011 / Чеканушкина Елена Николаевна; Поволж. госуд. соц.-пед. академ. — Самара, 2011. — 179 с.

14. Федоров А. И., Хамлова К. В. Организация проектной деятельности студентов вузов физической культуры на основе использования современных webтехнологий Физическая культура и здоровье студентов вузов: материалы X Всероссийской научно-практич. конференции, 21 февраля 2014 г. — СПб.: СПбГУП, 2014. — С.160.

Основные термины (генерируются автоматически): «Физическая культура», дисциплине «Физическая культура», ограниченными возможностями здоровья, проблемного обучения, высшего образования, физической культуры, здоровье студентов вузов, познавательной деятельности студентов, студентов дисциплине «Физическая, Физическая культура, образовательных организаций, технологии проблемного обучения, творческих способностей, организаций высшего образования, образовательных организаций высшего, обучения дисциплине, познавательной активности, обучении студентов дисциплине, обучение студентов дисциплине, проблемного обучения дисциплине.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос