Библиографическое описание:

Титова О. А. Формирование конкурентоспособной личности в условиях современного образования // Молодой ученый. — 2016. — №16.1. — С. 57-60.



Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) предполагает переход от квалификационной модели подготовки выпускника, обладающего определенными знаниями, умениями и навыками к компетентностной модели подготовки специалиста, обладающего определенными компетентностями, под которыми понимается общий результат освоения основной образовательной программы. Согласно ФГОС выпускник медицинского колледжа должен обладать целостной системой общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, которые формируются в течение всего периода обучения.

Понятия «компетенция», «компетентность», «конкурентоспособная личность» достаточно активно используются применительно ко многим видам жизнедеятельности молодого человека и обозначают высокое качество его профессиональной деятельности. Речь идет о наборе ключевых компетенций в правовой, информационной и других сферах. Компетенция – круг вопросов, явлений, в которых данное лицо разбирается, обладает авторитетностью, познанием, опытом [5].

Компетентностный подход – это создание условий для овладения комплексом компетенций, означающих способности личности к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникационно насыщенного пространства.

Конкурентоспособная личность – это личность, обладающая способностью к поведенческой саморегуляции, коммуникативной компетентности, профессиональному самоопределению [3].

Структура профессиональной компетенции медицинского работника понимается через его знания и умения. Содержание знаний определяется государственным образовательным стандартом и конкретизируется в учебных программах и планах к ним. Умения же приобретаются и раскрываются через совокупность последовательно разворачивающихся действий, основанных на теоретических и практических знаниях и направленных на решение медицинских задач. Они являются частью медицинской действительности, и цикл их сводится к триаде «мыслить – действовать – мыслить» и совпадает с компонентами медицинской деятельности и соответствующими им умениями, а клиническое мышление позволяет оценивать состояние больного как целостного организма, с учетом всех его особенностей. Выяснение причинно-следственных связей между процессами, происходящими в организме, позволяют выйти мышлению на качественно новый уровень развития [4].

Содержание теоретической готовности будущего медицинского работника включает также аналитические, прогностические, проективные и рефлексивные умения.Аналитические умения реализуются в анализе медицинских явлений, правильном их диагностировании, в формулировке приоритетныхзадач.

Прогностические умения связаны с четким представлением в сознании медицинского работника цели своей деятельности в виде ее результата.Проективные умениявоплощаются в разработке проекта медицинского процесса.Рефлексивные умения связаны с контрольно-оценочной деятельностью медицинского работника, направленной на себя.

Рассматривая специфику и особенности профессиональной компетентности медицинского работника, следует заметить, что наряду с классификацией компетенций существуют также и уровни компетентности: от полной некомпетентности до высокой компетентности.

Одним из основных требований к образованию, в том числе и к профессиональному, является требование его современности, которое включает в себя представление о том, кто такой современный молодой человек, профессионал, как он живет, каково его назначение в мире, его роль в обществе, культуре, в сфере производ­ства; каков заказ на его образование, чего ожидают человек, общество и производство от образования.Проблема организации педагогических условий, которые бы помогли любому студенту быть максимально успешным в учебном процессе независимо от его индивидуальных особенностей и способностей, иметь высокий уровень подготовки, является одной из самых актуальных в системе образования [6].

Одной из значимых причин этого в образовательных учреждениях в целом, как показывает практика, является несовершенство тех научных теорий, дидактических принципов, образовательных технологий и методик организации учебного процесса, которые в основном ориентированы на использование так называемых наследственных, природных способностей обучаемого, его собственного, эмпирически сформированного опыта и уровня умственного развития [1].

Отличительные для нашего времени изменения в характере образования ориентируют его на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность будущего молодого специалиста, что требует качественно нового подхода к его формированию. Выпускнику предстоит работать в учреждениях и организациях разных форм собственности [2].

Таким образом, основной целью профессионального образования молодежи является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией иориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Что же касается компетентностного подхода, то он предполагает совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

Самостоятельная работа рассматривается как важнейший элемент обучения и воспитания студентов, когда преподаватель выступает в роли менеджера образовательного процесса, организуя и направляя познавательную деятельность обучаемых. Это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Самостоятельная работа способствует углублению и расширению знаний студентов, формированию интереса к познавательной деятельности, овладению приемами процесса познания, развитию познавательных способностей. Именно поэтому она становится главным резервом повышения эффективности подготовки и самообразования современных специалистов. Объем самостоятельной работы студентов в организации учебного процесса определяется государственным образовательным стандартом. В государственных образовательных стандартах нового поколения данному виду работы отводится более 30% учебного времени, так как усилен акцент на овладение профессиональных компетенций, связанных с самообразованием, самоорганизацией, саморазвитием, самодисциплиной, личной заинтересованностью и мотивацией к обучению.

В соответствии с профессиональным стандартом специалиста в области медико-профилактического дела приоритетными профессиональными компетенциями в области самообразования обучающихся являются необходимые приобретаемые знания и умения: работа с научной и справочной литературой, формулирование выводов на основе полученных результатов; использование информационно-коммуникационных технологий; использование набора средств информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для профессиональной деятельности;подготовка презентационных и информационно-аналитических материалов, статей, справок, сообщений. Классическими формами организации самостоятельной работы студентов в колледже являются подготовка реферативных сообщений, изучение учебной и научно-методической литературы и других источников самообразования, решение нестандартных ситуаций, в ходе выполнения которых формируются приемы моделирования учебной деятельности, способствующие реализации творческого подхода к решению проблемных ситуаций. Это последовательная отработка алгоритма рациональной работы с учебным и нормативным материалом, умение решать реальные ситуации, в которых студенты должны использовать знания конкретных дисциплин, анализ и оценка результатов решения учебно-практических задач.

В современных условиях образовательного процесса компетенция самообразования занимает одно из ведущих мест, поскольку формирует способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий новые знания и умения, быть готовым к самостоятельной профессиональной образовательной деятельности в условиях динамичного изменения рынка труда.

Категориальная база компетентностного подхода непосредственно связана с идеей целенаправленности и целезаданности образовательного процесса, когда компетенции задают высший, обобщенный уровень умений и навыков субъекта, а содержание образования определяется четырехкомпонентной моделью содержания образования: знания, умения, опыт творческой деятельности и опыт ценностного отношения. В теории компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: «компетенция» и «компетентность», при этом первое из них включает совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, а второе соотносится с владением, обладанием человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности.

Качество результата профессиональной подготовки молодого специалиста понимается сегодня как соответствие профессиональной подготовленности выпускника современным «вызовам времени» и рассматривается через понятие «профессиональная компетентность». Профессиональная компетентность включает совокупность способностей, качеств и свойств личности, необходимых для успешной профессиональной деятельности в той или иной сфере.

Системообразующим компонентом такой компетентности является коммуникативная компетенция, которая одновременно является и ключевой компетенцией, т.е. компетенцией, необходимой для любой профессиональной деятельности. Рассматривая проблему профессиональной компетентностиможно определить ее характеристики:

компетентность не сводится к образованности человека;

компетентность представляет сочетание психических качеств, позволяющих действовать самостоятельно и ответственно;

основой суждений о компетентности человека является оценка и измерение конечного результата деятельности;

компетентность является характеристикой отдельного человека и проявляется в результатах его деятельности.

В настоящее время имеет место возрастание конкуренции на рынке медицинских услуг. Государство имеет опыт разработки квалификационных характеристик, т.е. четкого перечня знаний и умений, значимых для получения диплома по той или иной специальности. Для работодателя большее значение имеют базовые коммуникативные, информационные компетентности, а также наличие опыта работы по специальности и соответствующих рекомендаций.

Именно поэтому социально-личностные, экономические, общенаучные и профессиональные компетенции не только отличаются по своему составу, но, что гораздо более важно, связаны с потребностями разных субъектов и, соответственно, для получения объективной оценки требуют различных по содержанию и структуре диагностических процедур.

Таким образом, реализация компетентностного подхода в образовании на современном этапе обеспечит выполнение основной цели профессионального образования - подготовку квалифицированных работников.

Данная цель обусловлена ориентацией современного образования на развитие конкурентоспособной личности, которое понимается сегодня не как управление ею, а как создание условий для формирования у нее механизмов саморазвития, самосовершенствования.

Поскольку в реальных рыночных отношениях современной России во всех сферах деятельности все большее значение приобретают такие личностные качества, как способность быстро адаптироваться к изменениям в обществе, готовность к демократическому общению, социально активному действию, включая защиту своих прав, способность к рефлексии и другие, следует особо выделить адаптационный потенциал конкурентоспособной личности т.е. ее способность к поведенческой саморегуляции, коммуникативной компетентности, к профессиональному самоопределению.

Компетентностный подход к формированию молодой конкурентоспособной личности в условиях нового образования поможет обеспечить достижение важной цели профессионального образования - подготовки молодых квалифицированных работников соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной мобильности и эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов.

Литература:

  1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / Пер. с англ. А.А. Валеева и Р.А. Валеевой. (The Education of Children. Gateway Editions, Ltd. South Bend Indiana, 1978). Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1998. – 448 с.
  2. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2002. – С. 171.
  3. Дутчина О.К. Психологические условия и средства развития позитивной Я-концепции личности студента: Дис. … канд. пед. наук: 19.00.07. – Хабаровск, 2004. – 186 c.
  4. Лемешев А.Ф. Клиническое мышление / А.Ф. Лемешев – Мн.: Мед. Литература, 2008. – 240 с.
  5. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. – М., 1984.
  6. Шикина Л.С. Формирование конкурентоспособности студентов в условиях губернского колледжа: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – Казань, 2006. – 255 с.
Основные термины (генерируются автоматически): медицинского работника, профессионального образования, конкурентоспособной личности, компетентностного подхода, образовательного процесса, профессиональной деятельности, постоянному профессиональному росту, коммуникативной компетентности, государственным образовательным стандартом, цели профессионального образования, организации учебного процесса, умения связаны, профессиональной компетентности медицинского, самостоятельной работы студентов, профессиональному самоопределению, профессиональных компетенций, медицинского процесса.Рефлексивные умения, современного образования, профессиональной компетенции медицинского, содержания образования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос