Библиографическое описание:

Михелькевич В. Н., Овчинникова Л. П. Проблемы организационно-методического обеспечения и поддержки инклюзивного онлайн образования // Молодой ученый. — 2016. — №16.1. — С. 29-33.



Закон «Об образовании в РФ» гарантирует гражданам возможность получения того уровня образованности, который соответствует потребностям обучаемого, независимо от состояния здоровья и социального положения. По данным ФСГС, на август 2015 года только в высших учебных заведениях обучаются 16768 людей с инвалидностью, и это далеко не все желающие получить среднее высшее профессиональное образование. За последнее десятилетие государство не раз обращало внимание и заботу на людей с ограниченными возможностями здоровья (создание безбарьерной среды, равных возможностей и т.д.), однако, это не в полной мере решает проблемы в инклюзивном образовании. Здесь необходимо использовать индивидуальные, интегрированные программы обучения в соответствии с ограничением возможностей обучаемого. Использование дистанционных методов в обучении позволит повысить доступность среднего и высшего профессионального образования для обучаемых, не имеющих возможность посещать высшее учебное заведение [1].

Для реализации инклюзивного образования, применяя дистанционные технологии, позволяющие студенту работать как самостоятельно, так и под наблюдением преподавателя, можно использовать интегративную систему организации самостоятельной работы студентов, представленную на рис.1.

Интегративная система отображает процесс самоуправляемой СРС, когда студент не имеет возможности посещать учебного заведение, либо в момент организации самостоятельной работы дома. В этой ситуации вся его учебная деятельность самоорганизуется, исходя из поставленных перед ним цели и задач самостоятельной работы, ее содержания и требований к уровню его освоения. В структуре содержится ряд функциональных блоков, обозначенных арабскими цифрами от 1 до 11.

Блок 1 – это блок целеполагания (целезадатчик), в котором представлено содержание и объем (в часах) самостоятельной работы студентов по дисциплине, цель, и требуемый уровень освоения учебного материала (Т). Состав и тексты этого блока разрабатываются и формируются ведущими преподавателями конкретной дисциплины, включая отбор содержания материала, выносимого на самостоятельное изучение, подбор заданий и задач для самостоятельного решения, разработку тем для реферирования, тем и заданий на курсовое проектирование, вопросов для самоконтроля.

Рис.1. Интегративная система самоуправляемой системы индивидуальной учебной деятельности студента

Блок 2 – это процесс самонормирования загрузки студента (в часах) самостоятельной работой, путем решения многокритериальной оптимизационной задачи, учитывающей его одновременную загрузку СРС по всем другим учебным дисциплинам, изучаемым им в рассматриваемом семестре текущего учебного года.

На этапе самопланирования (блок 3) на основании рекомендованных преподавателями норм загрузки, объемов и трудоемкости различных видов СРС по всем дисциплинам рассматриваемого семестра, разрабатывается студентом план-график СРС, который регламентирует сроки выполнения заданий (контрольных работ) на СРС, учитывая формы контроля и сроки его проведения.

Блок 4 – это выбор стратегии/технологии (концентрированное обучение, архивирование материала, солилоквиум) [2, 3, 4, 5], направленные на освоения учебного материала. Самостоятельную учебную деятельность студент осваивает по выбранной им или рекомендованной по онлайн системе преподавателем.

Система онлайн образования предусматривает и самоконтроль студента (блок 5) за уровнем усвоения учебного материала, средствами оценки служат тесты, контрольные вопросы, контрольные задания, находящиеся в блоке 1. Процесс самостоятельной работы студентов, как объект управления, подвержен воздействию различных внешних личностных и внутренних (системных) помех, вызывающих отклонение фактических результатов СРС (Р) от заданных (Т). К числу внешних помех (hл) можно отнести группу объективных (болезни, выполнение бытовых работ и т. д.) и группу субъективных (отсутствие навыков и умений организации, нормирования и планирования СРС, недостаточный уровень знаний и умений) помех. Системные помехи (hс) обусловлены несовершенством нормирования и планирования СРС, недостатками организационно-методического обеспечения и контроля обучаемых. Если фактические результаты имеют отклонения от установленных требований (Т־Р) = О, то проводится:

- самокорректировка (блок 6);

- самонормирование (увеличение учебного времени на СРС (блок 2));

- самопланирование (изменение сроков выполнения работ или заданий (блок 3);

- смена стратегии/технологии освоения учебного материала (блок 8).

При инклюзивном образовании ведущие преподаватели должны учитывать индивидуальные возможности и способности обучаемых студентов, в соответствии с этим проводится педагогический контроль (блок 9) за успешностью индивидуальной работой студента, с учетом этого проводя персонально назначаемые промежутки времени (блок 10) педагогический контроль. При организации педагогического контроля СРС необходимо использовать такие критерии и диагностические инструменты, которые бы обладали не только высокой валидностью оценки освоенных знаний и уровней сформированности универсальных и профессиональных компетенций, но и высокой эффективностью стимулирования студентов к этому виду учебной деятельности [6].

В случае обнаружения отклонения от заданных/требуемых показателей, производится коррекция учебного процесса (блок 11). И здесь ведущим преподавателям учебной дисциплины следует не только отправлять студентов к специализированным учебно-методическим пособиям по рациональной организации и самоорганизации СРС, но и дать им в вербальной форме рекомендации по специфике самостоятельного освоения конкретного материала.

Очевидно, что интегративная система самоуправляемой индивидуальной самостоятельной учебной деятельности студента отражает идеальную, хотя и вполне реально достижимую ситуацию в образовательном процессе студентов, получающих инклюзивное онлайн образование. Именно в связи с этим, усилия преподавателей и работников структурных учебно-методических подразделений вуза, организующих обучение студентов, должны быть направлены, прежде всего, на создание условий реализации этой системы [7].

Для более полного и образного представления о существующей многомерности и многочисленности факторов, в той или иной мере влияющих и определяющих результативность учебной деятельности студентов и, в частности, на эффективность их самостоятельной работы, целесообразно синтезировать и рассмотреть модель иерархической инфраструктуры системы управления, организации,обеспечения и поддержки самостоятельной работы студентов, представленную на рис. 2.

Рис. 2. Модель иерархической инфраструктуры системы управления, организации, обеспечения и поддержки самостоятельной работы студентов

В иерархической структуре управления СРС главенствующее место принадлежит административным учебно-методическим подразделениям, которые:

- разрабатывают нормативную документацию по СРС;

- разрабатывают Положение об организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов;

- информируют структурные подразделения вуза, обеспечивающие организацию СРС о нормативных документах и рекомендациях Министерства образования и науки РФ по активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений [123];

- контролируют нормирование, планирование и организацию СРС на факультетах и кафедрах;

- оказывают методическую помощь и административную поддержку факультетам и кафедрам по организации СРС.

Деканаты отраслевых факультетов совместно с факультетскими учебно-методическими комиссиями по инклюзивному образованию:

- контролируют обоснованность нормативов среднестатистического времени, устанавливаемых отдельными кафедрами на СРС по учебным дисциплинам, которые ведут преподаватели этих кафедр;

- анализируют содержание рабочих программ сопряженных дисциплин с целью устранения дублирования материала;

- участвуют в проектировании общенаучными и инженерными кафедрами междисциплинарных структурно-логических связей и в разработке междисциплинарных дидактических комплексов.

Деканат инклюзивного образования:

- планирует СРС по семестрам;

- составляет обобщенные графики СРС и ее контроля в целом по факультету, согласовывая объемы и сроки выполнения заданий на СРС по всем дисциплинам, количество контрольных мероприятий (промежуточных аттестаций) за межсессионный период (за семестр), определяет (совместно с кафедрами) необходимые работы по информационному и методическому обеспечению заданий на СРС;

- информирует студентов и преподавателей, ведущих учебный процесс, об установленном графике СРС на предстоящий семестр/учебный год;

- контролирует деятельность кафедр по организации СРС.

Кафедры, ведущие занятия со студентами, выполняют наибольший объем работы по организации СРС и несут соответствующую ответственность за ее результативность. Назовем лишь основные виды деятельности, которые выполняет кафедра:

- организует работу по созданию и комплектованию учебных кабинетов научной и учебной литературой, периодическими изданиями, учебными материалами, пособиями и необходимой, в том числе компьютерной техникой;

- обеспечивает доступность для студентов всего необходимого им учебно-методического материала;

- разрабатывает учебно-методические комплексы (программы дисциплин, учебники, учебные и методические пособия, методические указания и др.) как в печатном, так и в электронном формате, в соответствии с Государственными образовательными стандартами ФРОС ВПО;

- разрабатывает методические пособия и рекомендации по организации СРС;

- разрабатывает задания для СРС, темы рефератов и докладов;

- разрабатывает темы курсовых работ и проектов, выпускных аттестационных работ/дипломных работ и проектов и методические рекомендации по их выполнению;

- разрабатывает вопросы и тесты к зачетам и экзаменам;

- разрабатывает методические указания и инструкции по выполнению лабораторных работ и т.д.;

- предоставляет студентам информацию о наличии на кафедре и в вузовской библиотеке учебно-методической литературы и программных средств по своим дисциплинам.

Кроме того, кафедры, организующие и ведущие преподавание учебных дисциплин, и в силу этого отвечающие за организацию и результативность СРС:

- определяют основные направления, содержание, формы и методы подготовки студентов к самостоятельной учебной деятельности, разрабатывают рекомендации по рациональным и здоровьесберегающим способам и приемам индивидуальной самоорганизации студентами своей внеаудиторной учебной деятельности, по формированию у студентов определенного уровня самодисциплины и мотивов к получению знаний и профессиональных умений;

- определяют конкретное содержание и объем материала, подлежащего самостоятельному изучению по каждой дисциплине учебного плана;

- определяют бюджет среднестатистического времени студентов в данном семестре (методом хронометража, самофотографирования, экспертных исследований и т.п.);

- выдают ведущим преподавателям рекомендации по наиболее рациональному изложению учебного материала как во время аудиторных занятий (в период установочных сессий), так и в создаваемых и издаваемых вузом малотиражных учебных и учебно-методических пособиях, методических указаниях в доступной для эффективного усвоения форме;

- обеспечивают контроль организации и качества выполнения студентами самостоятельной работы;

- составляют графики самостоятельной работы студентов по «своим» дисциплинам с указанием форм контроля и сроков выполнения заданий, представляя их в деканат заочного обучения;

- включают вопросы организации СРС в содержание пропедевтических учебных дисциплин;

- анализируют эффективность СРС, вносят (по мере необходимости) коррективы в отдельные элементы подсистемы педагогического управления СРС;

- осуществляют мониторинг развития умений СРС и вырабатывает рекомендации по их совершенствованию.

Ведущие преподаватели:

- знакомят студентов с системой форм и методов обучения в высшей школе, с рациональными и здоровьесберегающими технологиями выполнения самостоятельной работы, с критериями оценки СРС;

- знакомят студентов с целями, средствами, трудоемкостью, сроками выполнения и формами контроля СРС;

- осуществляют контроль выполнения студентами СРС, проводят ее анализ и дают ей оценку;

- развивают у студентов навыки работы с учебной литературой, с новейшей научной литературой, с электронными учебными пособиями;

- формируют у студентов умение поиска оптимальных решений и вариантов ответов, навыки научных исследований;

- проводят групповые и индивидуальные консультации по методикам выполнения СРС как в периоды установочных и экзаменационных сессий (очно), так и в межсессионный период (дистанционно - онлайн).

Следует отметить, что преподаватели вузов могут найти весьма ценные рекомендации по вопросам организации СРС в условиях реализации требований ФГОС ВПО в работе Н.А. Морозовой [8], представляющей собой образовательный модуль программы повышения квалификации преподавателей в области проектирования основных образовательных программ.

Вузовская библиотека:

- обеспечивает учебный процесс необходимой литературой и информацией (учебной, методической, научной, периодической, справочной, художественной) в соответствии с учебными планами и рабочими программами дисциплин, в том числе на электронных носителях;

- обеспечивает свободный доступ студентов к основным информационным ресурсам, образовательным ресурсам, к информационной базе данных, в том числе, библиографической, возможность выхода в Интернет;

- организует занятия (обычно со студентами первого курса) по библиотековедению и библиографии с целью формирования у них навыков поиска информации, ее применения в учебном процессе, умения ориентироваться в справочно-библиографическом аппарате библиотеки, информационных системах и базах данных;

- оказывает помощь студентам в поиске нужной им литературы, в использовании ресурсов медиатеки (CDR-ом, Интернет).

Естественно, что к числу структурных элементов подсистемы педагогического управления СРС следует отнести информационно-вычислительный центр вуза, который обеспечивает информационную поддержку учебного процесса, а также университетское издательство, которое удовлетворяет потребности вуза в издании и тиражировании учебной, методической и научной литературы.

Выводы:

1. Основным видом учебной деятельности студентов в системе инклюзивного онлайн образования является самоуправляемая самостоятельная работа студентов.

2. Представлена модель, которая может использоваться в качестве системного навигатора в организации рациональной самоуправляемой самостоятельной учебной деятельности.

3. Рассмотрены условия эффективного функционирования интегративной системы индивидуальной учебной деятельности студента на всех этапах организации, обеспечения и поддержки самостоятельной работы студентов.

Литература:

  1. Инклюзивное образование: право, принципы, практика». / Н. В. Борисова, С. А. Прушинский. Отв. ред. М. Ю. Перфильева. // М.: Владимир, ООО «Транзит-ИКС». – 2009.
  2. Овчинникова Л. П. Инновационные педагогические технологии подготовки специалистов для железнодорожного транспорта по заочной форме обучения: монография / Л. П. Овчинникова. – Самара: СНЦРАН, 2010. – 210 с.
  3. Михелькевич В. Н., Полушкин И. А. Солилоквиум – способ интеллектуального и творческого развития личности в сборнике научных трудов» Теория и методика непрерывного образования» – Тольятти: ИОСО РАО, ТГУ, 2003. С 78-82.
  4. Овчинникова Л. П. Высокие технологии подготовки технических специалистов по заочной форме обучения / Л. П. Овчинникова, В. Н. Михелькевич // материалы международ. науч.-методич. конф. // Высокие интеллектуальные технологии и инновации в образовании и науке. т.2. СПб: СПБГПУ, 2010. – С.36-37.
  5. Михелькевич В. Н.Инновационные педагогические технологии: учебное пособие/ В. Н. Михелькевич, В. М. Нестеренко, П. Г. Кравцов. – Самара, СамГТУ, 2004. – 91 с.
  6. Михелькевич В. Н. Рациональная организация самостоятельной работы студентов: учебное пособие / В. Н. Михелькевич, В. П. Сухинин. – Самара: Изд-во: СамГТУ, 2006. – 30 с.
  7. Овчинникова Л. П. Условия эффективного функционирования системы самоуправляемой индивидуальной самостоятельной учебно-познавательной деятельности студента-заочника / Л. П. Овчинникова, В. Н. Михелькевич // Вестник Самарского технического университета №2 (20) – 2013. – С.166-173.
  8. Морозова Н. А. Организация самостоятельной работы студентов в условиях проектирования ООП ВПО, реализующих требования ФГОС ВПО. Образовательный модуль для программы повышения квалификации преподавателей вузов в области проектирования ООП, реализующих ФГОС ВПО / Н. А. Морозова – М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов. – 2010 – 72 с.
Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельной работы, самостоятельной работы студентов, организации СРС, учебной деятельности, управления СРС, организацию СРС, педагогического управления СРС, контроля СРС, самостоятельной учебной деятельности, планирования СРС, учебного материала, поддержки самостоятельной работы, освоения учебного материала, учебной деятельности студента, педагогического контроля СРС, организации самостоятельной работы, студентом план-график СРС, одновременную загрузку СРС, управления СРС главенствующее, выполнения студентами СРС.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос