Библиографическое описание:

Костерина Э. Н., Лазарева Н. А. Педагогика сотрудничества как фактор гуманизации образовательной среды // Молодой ученый. — 2016. — №16.1. — С. 20-21.



В настоящее время в нашей стране происходит становление и модернизация всей системы образования, в том числе и среднего профессионального, с целью вхождения в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Важнейшей частью педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие преподавателя со студентами.

Исходя из собственного опыта, считаем педагогику сотрудничества наиболее отвечающей требованиям современного времени.

Стержнем разрабатываемой педагогической концепции является сотрудничество как главная идея, цель и средство воспитания и обучения. В основе ее лежат новые отношения с обучающимися, исключающие принуждение к учению, вовлекающие их в совместный труд и творческое взаимодействие, направленные на освоение профессиональных дисциплин.

Одним из важнейших элементов «педагогики сотрудничества» является личностный подход к воспитанникам, т. е. приемы, при которых каждый студент чувствует себя личностью, ощущает внимание преподавателя.

Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции в воспитании, такие как [1]:

— постановка личности в центр всей воспитательной системы;

— гуманистическая ориентация воспитания;

— формирование общечеловеческих ценностей;

— сочетание индивидуального и коллективного воспитания;

— постановка трудной цели.

Новая трактовка индивидуального подхода включает:

 отказ от ориентировки на среднего студента;

 поиск лучших качеств личности;

 применение психолого-педагогической диагностики личности;

 учёт особенностей личности в учебно-воспитательном процессе;

 конструирование индивидуальных программ развития, его коррекция.

Педагогика сотрудничества ставит образовательные учреждения в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности.

Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, является колледж, семья и социальное окружение (среда). Результаты (личность выпускника) определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияние на общественные и государственные институты защиты детства, их общая забота о подрастающем поколении — будущем всей страны [2].

Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

В этой связи, основными характеристиками педагога являются:

— высокая квалифицированность и конкурентоспособность на рынке труда;

— компетентность и ответственность;

— свободное владение своей профессией и ориентированность в смежных областях деятельности;

— способность к эффективной работе по специальности на уровне профессиональных стандартов;

— готовность к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом от учения, как функции запоминания, к учению, как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное; от чисто ассоциативной, статической модели знаний — к динамически структурированным системам умственных действий; от ориентации на усредненного ученика — к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения; от внешней мотивации учения — к внутренней нравственно-волевой регуляции.

Литература:

1. Антипьев А. Г. Гуманизация образования: состояние и проблемы / А. Г. Антипьев // Высшее образование в России. — 2012. — № 6. — С.98–102.

2. Козлова С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире / С. А. Козлова // Дошкольное воспитание — 2001. — № 9 — С. 98.

Основные термины (генерируются автоматически): Педагогика сотрудничества, позиций педагогической целесообразности, положения педагогики сотрудничества, личностно-ориентированное взаимодействие преподавателя, Важнейшей частью педагогического, мировое образовательное пространство, фактор гуманизации образовательной, Важнейшими социальными институтами, педагогику сотрудничества, структурированным системам умственных, постоянному профессиональному росту, трех источников воспитания, педагогической концепции, освоение профессиональных дисциплин, Нравственное воспитание детей, педагогической теории, основными характеристиками педагога, практике учебно-воспитательного процесса, развитым чувством ответственности, важнейших элементов «педагогики.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос