Формирование здоровьесберегающих компетенций на основе междисциплинарных дидактических комплексов в условиях инклюзивного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Кардашевский А. И., Чеканушкина Е. Н., Гордеев А. А. Формирование здоровьесберегающих компетенций на основе междисциплинарных дидактических комплексов в условиях инклюзивного образования // Молодой ученый. — 2016. — №16.1. — С. 15-18. — URL https://moluch.ru/archive/120/33324/ (дата обращения: 22.07.2018).



Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья в систему всех уровней образования предопределена российской и международной нормативно-правовой базой. В настоящее время важной задачей высшей школы является создание полноценных условий для доступного и качественного профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Новый Закон «Об образовании в РФ» достаточно четко обозначил инклюзивное образование как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Реализация инклюзии является социальной необходимостью любого демократического общества.

Данное образование формирует свою собственную шкалу ценностей, где ключевыми являются следующие принципы: каждый человек, независимо от способностей и достижений, имеет право на образование и поддержание приемлемого уровня знаний, самовыражение и личный прогресс, общение, дружбу и поддержку [1].

По данным Федеральной службы государственной статистики инвалидов-студентов образовательных организаций высшего образования составляет на начало 2015–2016 учебного года — 5966 человек. Образование, которое ориентировано на принципы инклюзии, меняет социальные отношения в сторону принятия различий, ставит во главу угла поддержку и взаимосотрудничество, изменяет и адаптирует условия и среды для развития и удовлетворения образовательных целей каждого обучающегося» [2].

Согласно результатам мониторинга, проведенного Минобрнауки России в 2014 и 2015 годах, лица с ограниченными возможностями здоровья обучаются по основным профессиональным образовательным программам в 56 % образовательных организаций (от общего их количества), среди них:

— соматические заболевания — 40,3 %;

— нарушение опорно-двигательного аппарата — 20 %;

— нарушение слуха — около 15 %;

— нервно-психические нарушения — 12,4 %;

— нарушение зрения — 11,5 %;

— передвигающиеся в кресле-коляске — 1 %.

В нашей стране в 80 % образовательных учреждений (школах, средних профессиональных и высших заведениях), инвалиды обучаются совместно со сверстниками, не имеющими ограничений по здоровью.

В Самарском государственном техническом университете по техническим направлениям подготовки обучаются студенты с особыми образовательными потребностями, имеющие разную степень инвалидности — сахарный диабет, нарушение опорно-двигательного аппарата, нарушение органов слуха и зрения.

Инклюзивное образование имеет в своей основе здоровьесберегающий подход к построению всего образовательного процесса, поэтому оно способствует ускорению нравственного оздоровления общества и толерантному отношению людей друг другу [3]. В основном образовательный процесс в высшей школе направлен на вариативность учебных дисциплин, избирательность в отношении учебного материала, то есть на предметную систему обучения.

Недостаточная междисциплинарная связь в обучении не позволит студентам в будущей профессиональной деятельности результативно применить знания, которые получены локально по учебным дисциплинам, решать комплексные проблемы, возникающие на стыке различных областей научных знаний, выбирать, в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями, оптимальный режим работы, предотвращать развитие специфических профессиональных заболеваний.

Именно междисциплинарный подход содержит в себе мировоззренческие, нравственные, правовые, эстетические, психофизиологические и другие аспекты, активизирует мышление, побуждает к анализу, синтезу и обобщению знаний, относящихся к разным наукам, развивает и формирует профессионально значимые личностные качества студента, культуру здоровьесбережения в процессе выполнения будущего специфического вида труда.

При воздействии на образовательный процесс по разным направлениям возникает синергетический эффект, который способствует эффективному развитию и формированию, в рассматриваемом нами случае — здоровьесберегающих компетенций. Как и любые другие компетенции, рассматриваемые нами, здоровьесберегающие компетенции целенаправленно развиваются и формируются в процессе изучения большого числа гуманитарных, общенаучных и специальных дисциплин и видов учебной деятельности на протяжении всех лет учебы в вузе [4, 5].

При этом надо иметь в виду, что каждая дисциплина имеет свою цель, свое содержание, свою логику и методику изложения и формирует общекультурные и профессиональные компетенции. Поэтому, чтобы не нанести ущерба целостности и фундаментальности этих дисциплин за счет их содержательной интеграции со спецкурсом, разработанного нами, «Формирование здоровьесберегающих компетенций операторов человеко-машинных систем у студентов технических вузов», объем времени, отводимый на изложение модуля междисциплинарного дидактического комплекса (МДК), не должен превышать 5–7 % от общего объема времени на изучение всей дисциплины [6]. Междисциплинарный подход к организации учебного процесса обеспечивает логическое изучение материала, непрерывность, преемственность, развитие и формирование у студентов определенных компетенций [7].

Выработка основ проектирования МДК порождает потребность в поиске действенного системообразующего фактора, который способствовал бы целостному объединению учебных дисциплин. В междисциплинарном дидактическом комплексе системообразующим фактором являются личностные свойства обучаемых, в данном случае здоровьесберегающие компетенции (ЗСК).

Таким образом, значительная часть информационно-дидактической базы формирования ЗСК образуется на основе отдельно взятых МДК, каждый из которых входит в структуру соответствующей дисциплины в виде учебного модуля. В разработанной нами информационно-дидактической базе формирования здоровьесберегающих компетенций у студентов — будущих операторов человеко-машинных систем, содержится шесть МДК, синтезированных за счет содержательной интеграции спецкурса «Формирование ЗСК операторов человеко-машинных систем у студентов технических вузов» с соответствующими учебными дисциплинами [8].

Однако, МДК являются самостоятельными дидактическими структурными компонентами и входят в виде модулей в структуры этих дисциплин:

  • МДК-1— модуль учебной дисциплины «Философия».

Содержание модуля МДК-1:

 философия здоровья человека;

 философия здорового образа жизни человека;

 соотношение понятий здоровья и базовых потребностей человека;

 философско-кибернетический закон сохранения индивидуального здоровья человека (по А. Г. Бусыгину) [9].

  • МДК-2— модуль учебной дисциплины «Физическая культура».

Модуль МДК-2 содержит следующие дидактические единицы/учебные элементы:

 эволюционные предпосылки двигательной активности человека;

 физиологические и психологические основы физической культуры и здоровья человека;

 физическая культура, как метод и средство поддержания и укрепления здоровья человека;

 двигательная активность в профессиональной деятельности человека.

  • МДК-3— модуль учебной дисциплины «Инженерная психология».

В состав модуля МДК-3 входят:

 функции операторов человеко-машинных систем;

 информационная, психологическая и физиологическая напряженность оператора человеко-машинной системы;

 методы и средства выявления состояния организма человека-оператора в процессе его профессиональной деятельности;

 научный подход к организации труда и рабочего места оператора человеко- машинной системы.

  • МДК-4— модуль учебной дисциплины «Валеология».

Модуль МДК-4 содержит дидактические единицы по здоровьесбережению человека-оператора:

 трактовки индивидуального здоровья, резервов здоровья и здорового образа жизни в педагогической и профессиональной валеологии;

 влияние профессиональных факторов на работоспособность и состояние здоровья человека-оператора;

 методы и средства снятия психологической и физиологической напряженности человека-оператора при его длительной работе;

 двигательные качества и навыки оператора человеко-машинной системы и их формирование у студентов.

  • МДК-5— модуль учебной дисциплины «Эргономика».

В состав модуля МДК-5 входят:

 человеческие факторы, которые необходимо учитывать при конструировании рабочих машин, систем и устройств управления ими;

 проектирование и конструирование органов управления, устройств и аппаратов, приборов контроля и измерения состояния их функционирования;

 проектирование архитектоники рабочих помещений и рабочих мест операторов человеко-машинных систем.

  • МДК-6— модуль учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Модуль МДК-6 содержит следующие учебные элементы:

 зоны комфортных допустимых условий окружающей среды для работы оператора человеко-машинной системы по температуре, освещенности, шуму, механическим вибрациям, электромагнитному излучению и другим параметрам;

 санитарно-гигиенические нормы и правила труда человека-оператора;

 технические средства, обеспечивающие безопасность профессиональной деятельности человека-оператора;

 правила обеспечения безопасной работы оператора человеко-машинной системы.

МДК связаны между собой структурно-логическими связями, которые учитывают не только последовательность и преемственность содержания здоровьесберегающих модулей, но и методы их изложения и способы их освоения обучающимися.

В проведенном педагогическом эксперименте по выявлению эффективности использования междисциплинарных дидактических комплексов, включенных в состав гуманитарных дисциплин подготовки студентов старших курсов технических направлений Самарского государственного технического университета, показан ее рост и высокий уровень сформированности здоровьесберегающих компетенций у будущих операторов человеко-машинных систем [6].

Литература:

  1. Ахметова Д. З., Нигматов З. Г., Челнокова Т. А., Юсупова Г. В. и др. Педагогика и психология инклюзивного образования: Учебное пособие — Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. — 255 с.
  2. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография / отв. ред. С. В. Алехина. М.: МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013. — 334 с.
  3. Инклюзивное экологическое образование средствами зоологического музея. Учебное пособие для студентов-магистрантов / Составители: Т. М. Носова, В. Г. Шведов, Л. А. Колыванова. — Самара: Изд-во ООО «Порто-принт», 2015. — 340 с.
  4. Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании: к освоению компетентностного подхода // Высшее образование в России. — 2004. — № 11. — С. 3–13.
  5. Зеер Э. Ф. Ключевые квалификации и компетенции в личностно-ориентированном профессиональном образовании // Образование и наука. — 2009. — № 3. — С. 90–102.
  6. Кардашевский А. И. Критерии и средства оценки сформированности у студентов профессиональных здоровьесберегающих компетенций // Актуальные проблемы развития высшего и среднего образования на современном этапе: мат-лы VII Всероссийской научно-практической конференции ученых и педагогов-практиков. — Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН, 2012. — С. 206–209.
  7. Чеканушкина Е. Н., Михелькевич В. Н. Развитие и формирование экологической компетентности у студентов, обучающихся на гуманитарных направлениях бакалавриата // Экология и безопасность жизнедеятельности промышленно-транспортных комплексов, ELPIT 2015. Тр. VI Междунар. экологич. конгресса (VII Междунар. науч.-технич. конф.) — г. Самара: Изд-во СамГТУ, 2015. — Том 3. — С.68–72.
  8. Кардашевский А. И., Михелькевич В. Н. Содержание и методика преподавания спецкурса «Формирование здоровьесберегающих профессионально-значимых компетенций у студентов — будущих операторов сложных технических систем» // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. — Самара: Изд-во СамГТУ, 2009. — № 2 (12). — С. 33–38.
  9. Бусыгин А. Г. Двойная спираль Жизни, Здоровья и базовых потребностей: философский трактат (Десмоэкология — 2). — Ульяновск: Ульяновский дом печати, 2008. — С. 47–48.
Основные термины (генерируются автоматически): учебная дисциплина, человеко-машинная система, система, модуль, компетенция, дисциплина, ограниченная возможность здоровья, образовательный процесс, Самарский государственный технический университет, высшая школа.


Похожие статьи

Непрерывность образования в системе «школатехнический...»

Для формирования целостного учебно-воспитательного процесса в рамках непрерывного образования в системе «Школатехнический ВУЗ» создан лицей при ЧитГУ, с целью

Образовательный процесс регламентируется учебным планом, рабочими программами.

Модульность в образовании: методики, сущность, технологии

Модуль, как отдельно взятая часть некоей учебной дисциплины или элемент образовательного процесса, может сам делится на более мелкие модульные единицы, являющейся определенной, законченной частью.

Педагогическое проектирование обучения гуманитарным...

технический вуз, образовательный процесс, педагогическое проектирование, процесс обучения, дисциплина, студент, Государственный образовательный стандарт, учебная дисциплина, учебный материал...

Информационное взаимодействие в обучающих системах...

‒ задачи администрирования системы, доставки учебного материала на учебные места

При разработке обучающих человеко-машинных систем необходимо применять системный

К таким системам можно отнести современные электронные образовательные среды.

Автоматизированная информационная система «Университет»

Составляется расписание учебного процесса по учебным группам (подгруппам) при этом дисциплины вариативной части образовательной программы могут

Автоматизированная система управления технологическим процессом дистилляции сероуглерода.

Организационные условия профессионально-ориентированной...

Творческое взаимодействие в системе ВУЗшкола (стажировочная площадка)

Новой для нас формой проведения практики явилась практика, встроенная в дисциплины теоретического модуля основной образовательной программы, которая имеет рассосредоточенный характер.

Модульное обучение как один из способов повышения качества...

Учебный модуль — является организационно-методической структурой учебной дисциплины, которая включает в себя дидактические цели, логически завершенную единицу учебного материала, методическое руководство и систему контроля.

Проблемы организационно-методического обеспечения...

Интегративная система отображает процесс самоуправляемой СРС, когда студент не имеет возможности посещать учебного заведение, либо в момент

О некоторых аспектах проблемы обновления учебно-методического обеспечения образовательного процесса в вузе.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Непрерывность образования в системе «школатехнический...»

Для формирования целостного учебно-воспитательного процесса в рамках непрерывного образования в системе «Школатехнический ВУЗ» создан лицей при ЧитГУ, с целью

Образовательный процесс регламентируется учебным планом, рабочими программами.

Модульность в образовании: методики, сущность, технологии

Модуль, как отдельно взятая часть некоей учебной дисциплины или элемент образовательного процесса, может сам делится на более мелкие модульные единицы, являющейся определенной, законченной частью.

Педагогическое проектирование обучения гуманитарным...

технический вуз, образовательный процесс, педагогическое проектирование, процесс обучения, дисциплина, студент, Государственный образовательный стандарт, учебная дисциплина, учебный материал...

Информационное взаимодействие в обучающих системах...

‒ задачи администрирования системы, доставки учебного материала на учебные места

При разработке обучающих человеко-машинных систем необходимо применять системный

К таким системам можно отнести современные электронные образовательные среды.

Автоматизированная информационная система «Университет»

Составляется расписание учебного процесса по учебным группам (подгруппам) при этом дисциплины вариативной части образовательной программы могут

Автоматизированная система управления технологическим процессом дистилляции сероуглерода.

Организационные условия профессионально-ориентированной...

Творческое взаимодействие в системе ВУЗшкола (стажировочная площадка)

Новой для нас формой проведения практики явилась практика, встроенная в дисциплины теоретического модуля основной образовательной программы, которая имеет рассосредоточенный характер.

Модульное обучение как один из способов повышения качества...

Учебный модуль — является организационно-методической структурой учебной дисциплины, которая включает в себя дидактические цели, логически завершенную единицу учебного материала, методическое руководство и систему контроля.

Проблемы организационно-методического обеспечения...

Интегративная система отображает процесс самоуправляемой СРС, когда студент не имеет возможности посещать учебного заведение, либо в момент

О некоторых аспектах проблемы обновления учебно-методического обеспечения образовательного процесса в вузе.

Задать вопрос