Автор: Сыскетов Игорь Дмитриевич

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №16 (120) август-2 2016 г.

Дата публикации: 17.08.2016

Статья просмотрена: 123 раза

Библиографическое описание:

Сыскетов И. Д. Управления банковскими рисками // Молодой ученый. — 2016. — №16. — С. 208-210.



В данной статье поднимается вопрос об управлении банковскими рисками, а также рассматривается способ управления с помощью маркетинговой концепции.

Ключевые слова: управление рисками, инновационное развитие, современный маркетинг, экономическая культура населения

В науке и практике применяются множество различных классификаций банковских рисков. По величине потерь вложенных банком средств, банковские риски подразделяются на три вида: полный, умеренный и низкий.

Управление рисками, в классическом понимании, предполагает формирование кредитного портфеля таким образом, чтобы наступление рискового случая не вызвало дестабилизацию работы банка и снижения ключевых показателей ниже установленных законодательством норм.

Концептуальные основы системно-инновационного подхода включают следующие положения.

Во-первых, инновации не создаются изолировано от окружающей социально- экономической среды, они изначально подвержены сильному влиянию уже сложившейся структуры разделения труда, а также схем взаимодействия между организациями и основными факторами внутри организаций. Это означает, что инновации основывается на комплексе процессов, которые протекают между факторами и окружающей их средой.

Во-вторых, организационные основы инновационного развития, определяющиеся совокупностью правил, согласовывают и выстраивают общественные отношения таким образом, чтобы свести к минимуму неопределенность социально-экономической среды.

В-третьих, инновации-незастывшее понятие. Инновациям свойственны такие черты, как разнообразие, избирательность, зависимость от предшествующего развития и непредсказуемость результата, что не снижает необходимости их анализа. [1]

Современный маркетинг определяется как философия, концепция, особая функция и стиль управления организацией. Такое управление предполагает, что достижение конечной цели организации осуществляется благодаря максимальному удовлетворению потребностей потребителя и активному воздействию организации на их дальнейшее развитие. [2]

Важно отметить, что маркетинг необходимо воспринимать как экономический метод управления, который реализуется как внутри предприятия, так и во внешней сфере.

Применение маркетинговой концепции в управлении определяется и современными тенденциями. Основная из таких тенденций, это обеспечение сбыта продукции через социальные сети. Построение и развитие сетей, на современном этапе, обеспечивает прибыльность работы.

Основное правило — социальная сеть строится на доверии.

Учитывая принцип маркетинговой концепции (максимальное удовлетворение потребностей) доверие приобретает форму экономического метода построения социальных сетей потребителей и сведение возможности рисков к минимуму.

Доверие — это не только ожидание, но и внимание к достижению делового успеха. Под вниманием при этом можно понимать «разведку ожиданий партнерского соглашения». Она необходима для профилактики и предотвращения: рисков возможных партнерских разочарований; рисков партнерских недовольств, скрытых противоречий; рисков разногласий и конфликтов между партнерами. «Также разведкой ожиданий закладываются основы оперативного манипулирования и варианты делового поведения фирмы-партнера. [3]

Понятия «доверие», «рыночное доверие», «доверительность рыночных отношений» введены в научный и практический оборот уже давно. Однако различные аспекты проблем, связанных с методами регулирования национальной экономики, продолжают исследоваться в работах как отечественных, так и зарубежных авторов. В западной экономической теории введение понятий связывают с именами Дж. Бьюкенена, В. Вансберга, Р. Коуза, Д. Норта, Дж. Стиллера, Ф. Фукуямы, Дж. Ходжсона, С. Кови и других исследователей. Эти ученые и возглавляемые ими школы сформировали идеи концептуальной теории развития, принципы саморегулирования, условия свободного становления индивидов, стимулы экономической активности собственников и основания по доверительности рыночных отношений.

В научной литературе по вопросам управления экономикой существуют способы оценки доверительности рыночных отношений, что является перспективным методом оценки банковского риска.

Можно рассчитать как институциональную доверительность отношений, так и субъектную.

Интересным методом оценки и управления банковскими рисками является показатель «виртуальная прибыль».

Виртуальная прибыль — это критерий социально-экономической эффективности развития территории (административного района), представленная в стоимостном выражении. Он рассчитывается на основе показателя «Виртуальная прибыль организации», как разница итога социально-экономического развития к затратам на развитие территории. [4]

Если индекс доверительности рыночных отношений можно рассчитать для клиентов как физических, так и для юридических лиц, то показатель виртуальная прибыль может быть рассчитан только для организаций.

Представленные выше экономические методы оценки и управления рисками актуальны для банковской сферы с точки зрения проверки клиентов на надёжность, на объединение с территорией ведения бизнеса. Тесная связь бизнеса с территорией своей дислокации — это, в первую очередь, безопасность и обеспечение степени стабильности бизнеса. Отсутствие связи с территорией увеличивает риски, в том числе воровства, вредительства и т. д.

На основе показателей «виртуальная прибыль» и индекса доверительности рыночных отношений банком может быть составлен рейтинг предприятий и организаций региона.

В маркетинговую концепцию управления банковскими рисками, безусловно, можно включить традиционные экономические способы снижения рисков.

Во-первых, это может быть страхование, как рисков, так и ответственности банка.

Во-вторых, продажа и перепродажа прав требования выплат долга.

В-третьих, использование института поручительства и залога. В том числе принятие гарантий государственных и муниципальных органов власти.

Отдельно нужно отметить, что формирование экономической, предпринимательской культуры существенно снижает банковские риски. Это связано с уважением частной собственности и культурой договорных отношений. Исполнение условий договора свято и незыблемо.

Повышение экономической культуры населения позволит на этапе обдумывания потенциальным клиентом банка идеи привлечения денежных средств провести анализ своей платежеспособности, а лицам желающим разместить средства на депозит изучить условия до обращения в банк.

Со своей стороны банк должен упрощать и развивать способы обслуживания клиента вне помещения. Интернет-сервисы, меню банкоматов и т. д. должны быть максимально простыми и понятными для клиента даже с минимальным уровнем образования. При этом каналы передачи данных должны быть надёжно защищены.

Маркетинговая концепция управления банковскими рисками предполагает ведение постоянной работы по исключению человеческих ошибок. Внедрение более совершенных специализированных программ в процесс работы банка позволит избежать ошибок, ускорить процесс составления отчётности и сократить издержки банка.

Важным является снижение времени обслуживания клиента, с соблюдением уровня качества. Чем меньше клиент тратит времени на решение своего вопроса, тем лучшее мнение он формирует у себя о банке. При формировании положительного мнения клиент может выступать социальным представителем услуг банка, распространяя положительное мнение среди близкого круга общения. Для ближнего круга общения этот человек будет самым эффективным, с точки зрения маркетинга, средством привлечения клиентов.

Повышение стандартов обслуживания клиентов, стремление банка к повышению качества своей работы предполагает полное, абсолютное соблюдение законодательства.

Экономическая культура, как экономический метод управления банковскими рисками, снижает все виды рисков банка и предполагает формирование у клиентов, сотрудников банка модели поведения соответствующей принципам взаимоуважения, доверия, открытости, контроля и соблюдения нормативно-правовых норм.

В целом экономическая культура организации, банка является отражением качества системы управления, и в частности применение маркетинговой концепции управления.

В заключении необходимо отметить, что применение маркетинговой концепции управления банковскими рисками предполагает выстраивание доверительных, максимально открытых и простых отношений банка с клиентом и выполнение жёстких требований законодательства.

Применение маркетинговой концепции управления банковскими рисками является отражением современного информационного общества. Развитие телекоммуникационных технологий с одной стороны позволяет снизить банковские риски, с другой стороны требует проведение работы по формированию качественно нового уровня экономической культуры населения.

Литература:

  1. Пескова Д. Р. Новая парадигма экономического развития: концепция системных инноваций / Д. Р. Пескова // Экономика и управление: научно-практический журнал. — 2013. — № 6. — с. 82–86.
  2. Долбунов А. А. Маркетинговая концепция управления предприятием / А. А. Долбунов // Маркетинг в России и за рубежом. — 1998. — № 2. URL: http:// mavriz.ru/ articles/ 1998/2/95.html
  3. Фазлаев И. Т. Доверие как актив в системе международного предпринимательства / И. Т. Фазлаев // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. — 2009. — № 1. — С. 10–17. 4.
  4. Кислицкий М. М. Устойчивое функционирование потребительской кооперации как инновационная модель развития сельских территорий / М. М. Кислицкий, И. Т. Фазлаев, М. И. Парфёнов, А. С. Лылов // Агропродовольственная политика России. — 2013. — № 6. — С. 56–65.
Основные термины (генерируются автоматически): управления банковскими рисками, маркетинговой концепции, доверительности рыночных отношений, маркетинговой концепции управления, концепции управления банковскими, Применение маркетинговой концепции, Маркетинговая концепция управления, банковские риски, экономический метод управления, управлении банковскими рисками, применение маркетинговой концепции, экономической культуры населения, работы банка, концепция управления банковскими, концепцию управления банковскими, метод управления банковскими, управления рисками актуальны, виды рисков банка, дестабилизацию работы банка, простых отношений банка.

Ключевые слова

инновационное развитие, управление рисками, современный маркетинг, экономическая культура населения

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос