Автор: Вараев Умар Самруддинович

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №16 (120) август-2 2016 г.

Дата публикации: 19.08.2016

Статья просмотрена: 38 раз

Библиографическое описание:

Вараев У. С. Государственное регулирование в социальной сфере // Молодой ученый. — 2016. — №16. — С. 149-151.



Социальнаяполитикапредполагаетсобойчастьсовокупнойполитической деятельностистраны,которая касается,прежде всего,взаимоотношениймежобщественнымигруппами,обществоми его членами, связанных с изменением в общественнойструктуре, увеличениемблагополучия жителей, улучшением качества жизни граждан страны, удовлетворением их материальных и духовных потребностей, улучшением образа жизни.Эти сведения являютсяодним изглавных, так как определяют уровень благосостояние и процветания страны, ведь, по сути, удовлетворенность граждан напрямую связана с развитием государства в целом.Именно поэтомуэтатемаявляется актуальной в настоящее время.

Сегодня под социальной политикой государства понимают воздействие органов управления страны на социальную сферу общества, их деятельность в целях удовлетворения социальных потребностей людей и прежде всего повышения уровня жизни, предоставление социальных услуг населению [3]

Приоритетной задачей государственной деятельности в социальной сфере является обеспечение конституционных социальных гарантий для граждан.

Задачи социальной политики заключаются в следующем:

− социальная защита человека и его основных социально — экономических прав;

− предоставление условий для повышения уровня благосостояния отдельного человека и общества в целом;

− сохранение определенного статуса различных общественных групп, а также отношений между этими группами, формулирование подходящей социальной структуры общества;

− развитие системы социальной инфраструктуры (система транспорта и связи, жилищно-коммунальное хозяйство и т. д.);

− создание экономических стимулов участия в общественном производстве;

− предоставление максимальных условий для развития и процветания личности, а также удовлетворение ее потребностей и возможность для самореализации и самовыражения в трудовых отношениях [4].

Социальнаяполитикастраныдолжна обращать внимание не только на материальные и политические интересы общества, но и духовные интересы общества, она является одной из самый главных и стратегически важных направлений развития государства. Согласно статье 7 Конституции РФ: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [1]

Социальнаяполитикастраныреализуется с помощьюсистемыгосударственных проектовобщественного обеспеченияи системыпредоставленияобщественныхуслуг. Главноеположениев социальном регулированиипринадлежитгосударству,чтосоздаети формируетединуюконцепциюи ключевыенаправления общественной политики,гарантируетзаконодательную и правовуюоснову.Примеромэтомуявляется началос 5 сентября 2005года4первенствующихгосударственныхпроектов: «Образование», «Здоровье», «Доступное жилье» и «Развитие агропромышленного комплекса».ПомнениюПрезидентаРФ,Путина В. В.- «Во-первых,именноданныесферыопределяюткачествожизнинаселенияи общественноесамочувствие. Во-вторых, в конечномсчете,решениеименноданныхвопросовоказывает большое влияниена демографическуюситуациюв странеи,чтокрайневажно, формируетнеобходимыестартовыеусловия дляразвития,такназываемого человеческогокапитала».

Многиеобъективныетрудностипостроенияв Российской Федерацииновойэкономики в течениемножествалетдополнялись субъективнымипричинами. В настоящеевремяв Российской Федерациисуществуетнемалоострыхпроблем,касающихся государственной социальнойполитики,средикоторыхболееважнымиявляются:низкийуровень пенсионных выплат и реальныхдоходовнаселения.

Немаловажноезначениев формированиероссийской моделиобщественнойполитикиоказалитакие факторы,какэкономическаяспециализациясубъектовРФ.Характерные чертыгосударственных образований,этническоеразнообразиеи т. п.

Российская Федерацияявляетсясамоймного субъектной федерацией в мире, в еестатусвходят85 субъектов,имеющихразличныйадминистративный статус, социально — экономическийуровеньразвития, территориальные, возрастные и прочиеразличия. [6]

Последнееразличиепроявляетзначительноевлияниенасоциально — экономическое положениерегиона. Примеромэтомуявляетсято,чтоКраснодарскийкрайбыл и остается в основномрегиономдля комфортногопроживаниялюдейпенсионноговозраста,тогда какв районахкрайнегосеверапреобладают жителитрудоспособноговозраста.Подобнаяасимметрияделаетдостаточнопроблематичнымведение единойгосударственной социальнойполитики,использованияединых социальныхстандартов, выполнение государствомединогонабора общественных функций.

Маленькие пенсиипостояннобылии остаютсяосновнойпроблемойдляроссийского населения. ПомеркамМеждународнойорганизациитруда(МОТ) и Европейскогокодекса общественногообеспечения минимальныйразмерпенсиидолженсоставлять50 %от заработной платыработника. В РФэтоотношение составляетв среднем35,8 %.

Следующейважнойпроблемойв российскихусловияхразвитияобщественнойполитикиявляется незначительныйуровеньреальныхдоходовжителей, ихчрезмерная дифференциация,присутствиеслабо защищенныхслоевнаселения, в т. ч. в бюджетной сфере.СогласноданнымГоскомстатаРФ дифференциацияподоходамв РФв 2013 г.достиглатакогоуровня,чтонадолю10 %болееобеспеченного населенияприходилось33 %общегообъемаденежныхдоходов(в 2013 г. — 33,1 %). Надолю10 % наименееобеспеченногонаселения — 1,8 %.Последовательныйростреальныхдоходовнаселения на протяжениипоследних10летпривелк повышениюспросажителейнаобщественныеблага и обслуживание,чтов дальнейшемвызвалопоследующегоповышение предложенияплатныхуслуг. И прежде всего,предложенияплатныхмедицинскихуслуг в сферыздравоохранения, а такжеплатных образовательныхуслуг в сферыобразования. В настоящеевремяпо — прежнемуощущаетсяострый дефициткачественных общественныхуслуг и дефицитквалифицированныхкадровв образовании, здравоохранении и т. д. [2]

Нафедеральномуровнеразработанастратегияи ключевыенаправлениясоциальнойполитикистраны, сформирована нормативнаябазасубъектовРФ,котораярегулируетвопросыфункционирования и формированияобщественнойсферырегионов. Такжеразработаныи утвержденыстандартыфинансовой поддержкисоциальнойсферысубъектовРФдлярешения основнойпроблемыгосударственной социальнойполитики — формирование единогообщественногопространства,цельюкоторогоявляется недопущение межрегиональныхразличий. [2]

Яркимобразцомсглаживаниясоциально- экономическихразличий регионов являетсягосударственное регулированиеэкономикисоциальнойсферыв двухрегионах — Крыма и Севастополя. В томчисле доведениеуровнязаработной платы в бюджетнойсфере, пенсий, пособий, стипендийвплоть до установленныхроссийскихстандартови утверждениенормативов. В утвержденнойКонцепциидолгосрочногосоциально — экономическогоразвитияРФвплоть до2020года предусмотренодолгосрочноеи краткосрочноепланирование.Продолжениемасштабныхэкономических реформ в Россиисвязанос применениемновыхподходовк управлениюсоциально–экономическим развитием.Этообусловленоповышениемроличеловеческихресурсов в рыночной экономике, а также демографическойобстановкой,котораяв существеннойстепенипредставляетограничивающимфактором социально — экономическогоростав России.

Ключевымнаправлением,которымзанималисьгосударственныеи муниципальныеорганывласти,является демографическаяполитика. В прошломгодуудалосьпереломитьнегативнуютенденцию,которая отслеживаласьв РФв течениидолгихлет — впервыезароссийскуюисториюразвитиястраныестественный приростнаселениясоставилприблизительно5 тыс. чел.Несмотрянато,чтоколичествоженщинв репродуктивномвозрастеснизилось,тем не менееудалосьповыситьпоказательрождаемости.

Длярешенияпроблем,таких,какдефициткадровв общественнойсфере,финансоваязаинтересованность специалистовсоциальнойсферы,нужныкардинальныемеры. Преждевсего, увеличениязаработной платы работникамбюджетнойсферыпосредствомдвух приоритетныхгосударственныхпроектов«Образование» и «Здоровье», а такжецелевых федеральныхи региональныхпрограммв социальнойсференаоснове механизмамногоканального финансированиясоциальнойсферы. В 2013годунаблюдалась тенденцияростаденежныхдоходовнаселения. Денежныедоходы за2013год вырослина3,3 %, заработная платана5,3 %. Также в последнеевремяотмечаетсяследующаятенденция:еслив среднем постранеза 2013годзаработная платавырослана5,3 %,тов социальнойсфереростреальнойзаработной платысоставил13,3 %.

В результатесоотношениемеждузаработной платой в экономике в целомувеличилосьс 76 % в 2012 г.до 80 % в 2013 г. Так,наиболееверным и перспективнымрешениемдефицита кадровв здравоохранении и в образовании представляетсятакойподходк ситуации, при которомбудетгарантироватьсяреальное увеличение заработной платы. В ближайшие тригодапланируетсядифференцированноеувеличениезаработной платы последующимкатегориям персонала — 200 %врачам,чтоподразумеваетразмервышесреднейзаработной платыпорегиону(субъектуРФ)более,чемв 2раза,среднемумедицинскомуперсоналу(медсестрам) — 100 %,младшемумедицинскомуперсоналу(санитарампредполагаетсяповышениена80 % к 2017году.

Чтокасаетсясферыобразования,тотутвыделяетсязаработнаяплатапедагогическихработников дошкольныхобразовательныхучреждений,выравниваемаяс оплатой в образовательныхучреждениях (школах),которая, в своюочередь,должна бытьувеличенав 1,8раза.Частьфедеральныхсубсидий планируетсянаправитьв 2014 г.наликвидациюочередейв детскиеобразовательныеучреждения.Для средних учебных заведенийпредполагаетсяпередатьчасть средствпопрограмме «образование»на модернизациюработысредних учебных заведений,наматериальнуюподдержкупедагогических работников.Дляростазаработной платыпедагогических работниковв начальноми среднемобразовании необходимопривлечьработодателейприосвобожденииихотвыплаты налоганаприбыльи т. д.Так, в высших учебных заведенияхповысилизаработнуюплатупрофессорско–преподавательскомусоставудо среднейв экономике.Кроме тогодолженбытьувеличентакойисточникдохода,как научнаядеятельность.

За10последнихлетдинамикафинансированияобщественнойсферысущественноопережалатемпы экономическогороста, в результатечегосуммарныйудельный весгосударственныхи частных общественныхрасходовв ВВПвозросс14,7 %до23,6 %. Итак,Россиявсегдаимеласвойособенныйпутьразвития, и социальнаясфера несталаисключением. В нынешнеевремясоздаютсяи разрабатываютсямножествозаконов и нормативныхактовв области государственногорегулированияэкономики в социальнойсфере,нацеленныенамаксимальное удовлетворениепотребностейнаселенияи обеспеченияихкомфортногопроживания.Безусловно,еще осталосьмножествовопросови нерешенныхпроблеми есть, кудастремится,однакогосударствосделало большойшагк достижениюпредельновысокогоуровняжизнии благосостоянияроссийскихгражданв рамках социальнойполитики.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 г. № 7 – ФКЗ) // Российская газета. — 21.01. 2009. – № 7(4831).
  2. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях организации государственной социальной политики»// Российская газета. — 2012. — № 5775.
  3. Кушлин В. Государственное регулирование экономики: Учебник. — М.: Экономика, 2013. — 496 с.
  4. Соловьева И. А. Особенности механизма государственного регулирования экономики // Евразийский международный научно-аналитический журнал. — 2011. — № 4. — С. 73–80.
  5. Самойлов В. В. Государственно — правовое регулирование социально-экономических и политических процессов: Учебник. — М.: Юнити, 2013. — 272 с.
  6. Ниналалова Ф. И. Социальные расходы как приоритет бюджетной политики государства // Финансы и кредит. — 2013. — № 48 (576). — С. 16–21.
  7. Туищева М. Р. Социальная сфера как экономическая категория и ее структура // Вопросы инновационной экономики. — 2012. — № 1. — С. 35–39.
Основные термины (генерируются автоматически): социальной политикой государства, Российская газета, повышения уровня, интересы общества, Задачи социальной политики, формулирование подходящей социальной, Приоритетной задачей государственной, улучшением образа жизни.Эти, системы социальной инфраструктуры, социальную сферу общества, предоставление максимальных условий, конституционных социальных гарантий, Российская Федерацияявляетсясамоймного субъектной, жизни граждан страны, бюджетной политики государства, удовлетворения социальных потребностей, бюджетной сфере.СогласноданнымГоскомстатаРФ дифференциацияподоходамв, организации государственной социальной, томчисле доведениеуровнязаработной платы, предоставление социальных услуг.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос