Библиографическое описание:

Стржалковская А. Д., Шевченко А. В. К вопросу о происхождении, датировке и структуре литургии месопотамского типа // Молодой ученый. — 2016. — №16. — С. 294-297.



На христианском Востоке существует множество литургических обрядов, относящихся к различным литургическим типам. Месопотамский тип литургий включает в себя литургию под названием «литургия святых апостолов Фаддея и Мария». Это литургия была в употреблении еще до отделения несториан, поэтому особенно важна для изучения. Имеющиеся сведения об этом обряде находятся в сочинениях древнего автора Ефрема Сирина. Списки с текстом данной литургии датируются учеными примерно IV веком.

Ключевые слова: литургия, христианство, обряд, месопотамская, список, источник, апостольская

В период VI-VIII вв. суточное богослужение приняло нынешний свой вид не только в православной Церкви, но и в отделившихся за это время от нее еретических обществах — несториан, монофизитов и монофелитов, а также о всей западной половине христианского мира. Знакомство с богослужебными чинами всех этих церквей проливает много света на историю нашего богослужения, тем более, что в рассматриваемый период последнее имело много сходного в разных церквах и в мало культурных странах Востока могло сохраниться неизменнее чем наше. [4, с. 238]

Начиная наше исследование месопотамского типа литургий необходимо упомянуть, что в своем многообразии христианские литургии разделились на множество групп и типов. Попытки классификации типов литургии по их характерным особенностям делались не раз. Существует несколько схем литургических типов. [2, с. 39] Мы будем следовать схеме Ф. Э. Брайтмана, с исправлениями, сделанными И. А. Карабиновым. По данной схеме интересующая нас литургия апостолов Фаддея и Мария относится к месопотамскому типу литургий.

Нужно заметить, что Несторианская церковь является одной из многочисленных христианских церквей востока, отделившаяся от Константинопольского патриархата в 431 году. Это отделение произошло из-за осуждения на III Вселенском соборе (Эфесском) ереси Нестория: «Несторию определили изгнание, и епископам, какие тогда находились в Константинополе, велели избрать вместо него другого иерарха». [1; 135] В Деяниях вселенских соборов мы находим информацию, что Нестория сослали в Элефантину, город на реке Нил. [1; 135] Это был окраинный пограничный город. Сам Несторий не являлся основателем Восточной церкви. Появилось она позднее, после его смерти. Сегодня отделившаяся церковь называется — Ассирийская церковь Востока или Сиро-персидская церковь (официальное название Святая Апостольская Соборная (Кафолическая) Ассирийская Церковь Востока), также встречаются названия: Несторианская церковь, Персидская церковь. Месопотамский тип литургии находится в употреблении в этой церкви.

Переходя теперь к литургиям месопотамского типа, отметим, что это евхаристическое богослужение христиан, населяющих восточные пределы Малой Азии, Персии и отчасти Индии, a когда-то распространявшееся вплоть до Монголии. [2, с. 54] Также данные литургии месопотамского типа находятся у живущих в азиатской Турции и Персии неправославных обществ, известных под именем несториан, или халдеев. [5, с. 501]

Итак, в литургическом употреблении несториан сохранились три литургии: так называемая «апостольская» или святых апостолов Фаддея и Мария, литургия Нестория и литургия Феодора Мопсуестийского. Первая из них совершается по несторианским церковным установлениям от Страстной недели до конца церковного года, т. е. до предпраздненства Рождества Христова. [2, с. 54] Не православие несториан, состоящее в неправильном учении о соединении в Иисусе Христе двух природ, Божеской и человеческой, началось в Ѵ в. но, несмотря на отступление этих христиан от Вселенской Церкви в столь ранее время, некоторые из существующих у них литургий не имеют ни малейшего следа ереси, потому что относятся к глубочайшей древности, предшествующей введению у них несторианства, и доныне с уважением сохраняются, служа памятником прежнего Православия здешних жителей. [5, с. 501]

Важнейшая из несторианских литургий есть литургия святых Апостолов, как она называется в большей части сирийских списков, или литургия святых Апостолов Адея (Фадея) и Мария, как она надписывается в некоторых из них. [5, с. 503] Именно эта, древнейшая, литургия, употреблявшаяся еще до отделения несториан, и будет нас интересовать.

Как уже было выше сказано, данная литургия носит названиелитургия святых Апостолов Адея (Фадея) и Мария. Фадде́й — апостол от семидесяти, по происхождению еврей, родился в сирийском городе Эдессе. По преданию Придя в Иерусалим на праздник, Фаддей услышал проповедь св. Иоанна Предтечи и, приняв от него крещение в Иордане, остался в Палестине. Увидев Иисуса, он сделался Его учеником, и был избран им в число тех 70 учеников, которых Господь посылал по двое на проповедь в те города и местности, которые намеревался посетить. «После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти», (Лк 10:1). Дойдя с проповедью до финикийского города Вирита (ныне Бейрут), он основал там Церковь и в том же городе мирно скончался в 44-м году.

Марий (Аддаи и Мари) — святой, по преданию спутник Фаддея и четвертый патриарх Ассирийской церкви Востока. Возглавлял церковь с 80 по 120 год.

А. Петровский в своем исследовании апостольских литургий рассматривая литургию святых Апостолов Адея (Фадея) и Мария так пишет о принадлежности ее данным авторам: «Так, одни из последних — жители Месопотамии, христиане с первого века и последователи Нестория с пятого, приписывают составлениесвоей литургии апостолам Фаддею и Марию. Просветителям Месопотамии и близлежащих стран. Прямым доказательством этого служит существование надписанной именами этих апостолов литургии. Доказательство слабое и единственное, если не считать замечания одного из сирских писателей, что ап. Марий совершая литургию одевал белый паллиум». [4, с. 173] Но раз церковная традиция говорит о проповеднической деятельности в пределах Месопотамии, то вполне последовательно к ним возводить начало литургии. [4, с. 174]

К. Керн об авторстве литургии склоняется в следующему мнению: «Апостольское в них — традиция и общее содержание молитв, тогда как остальное — продукт позднейших наслоений». [2, с. 54.]

В свою очередь А. Петровский приводит доказательство древности литургии ап. Фаддея и Мария: «Но литургия имеет в призывании одну характерную фразу константинопольской Церкви «преложив их Духом Святым…», которая не могла быть заимствована после разделения церквей в 431 году. Поэтому месопотамская литургия должна быть еще древнее сравнительно с этой датой». [3, с. 174]

В «Собрании древних литургий» относительно датировки литургии приводятся доводы, что она относится к древним обрядам: «Независимо от этого местного предания древность рассматриваемой литургии подтверждается многими внутренними и внешними признаками. Во-первых, то самое обстоятельство, что нет в ней никаких следов несторианского учения, доказывает ее существование до V в., а то, что никем не указывается и нельзя указать ни данного времени, ни определенного лица, которому бы до V в. принадлежало ее составление после времен апостольских, подобно двум другим несторианским литургиям, оправдывает приписываемое ей название апостольской. Кроме того, краткость и простота молитв ее свидетельствуют о близости ее к самой первоначальной форме Евхаристического богослужения». [5, с. 504]

В дальнейшем относительно происхождения литургии в «Собрании древних литургий» делается вывод: «Впрочем, при всей глубокой древности и своей оригинальности, рассматриваемая литургия в том виде, в каком она дошла до нас по спискам, подобно другим, так называемым апостольским, не может быть приписана вполне св. апостолам вообще или в частности св. Фадеею. Поэтому достаточно будет сказать, что она имеет одно древнейшее начало с литургиями, считавшимися во Вселенской Церкви за апостольские, и в основе своей содержит относящиеся к этому богослужению предания, прямо произошедшие из апостольского источника. Первая, которая служит для прочих некоторым образцом (canon) и из которой обыкновенно заимствуются многие общие молитвы... [5, с. 505] Таким образом, если под литургией апостолов в словах Леонтия следует разуметь первую из тех, которые имеют несториане, то в ней можно признать древнюю форму сирийской литургии, каковая употреблялась в месопотамских церквах прежде разделения церкви несторианской ересью». [5, с. 506]

В Собрании древних литургий приведена литургия из источника, о котором говориться следующее: «Сирийские списки, с которых сделан и издан Ренодотом перевод рассматриваемой литургии св. апостолов, по словам его, не слишком древние и принадлежали частным лицам, но приняты им в основание единственно по недостатку более древних. Таковы списки, принадлежавшие Диарбекирским священникам Илие и Исе, и написанный патриархом католических несториан Иосифом I в конце XVII в. Впрочем, достоверность этих списков в том отношении, что они представляют подлинное древнее богослужение несториан или халдеев, не подлежит сомнению, а латинский перевод, изданный в его собрании восточных литургий, отличается простотой и верностью». [5, с. 509]

Относительно структуры месопотамской литургии не из древних списков, а в обряде, находящемся в употреблении сегодня, то А. Петровский говорит следующее: «Мы имеем полное право настаивать на той мысли, что и эту, так называемую апостольскую литургию нельзя считать произведением апостольского века. Наиболее древние молитвы восходят только к VII веку, а все остальное содержание составляет продукт позднейших веков». [5, с. 200–201] Т. е. Древний текст литургии не раз перерабатывался и дополнялся. Имеющийся обряд сегодня в употреблении у несториан отличается от древнего апостольского обряда.

Единственным источником изучения древней месопотамской литургии по словам А. Петровского служат сочинения Ефрема Сирина (306–373 гг.) — один из великих учителей церкви IV века, христианский богослов и поэт. Но в них нет ни одного места, в котором был бы подробно описан весь состав месопотамской литургии IV века, указана связь и расположение ее отдельных частей. [4, с. 203]

А. Петровский приводя слова Ефрема Сирина упоминает, что приходящие в храм на для молитвы должны приносить приношения для таинства евхаристии. При приношении совершалась ходатайственная молитва за живых и мертвых. И ходатайственная молитва входила в состав молитв евхаристии. После поминовения живых и мертвых евхаристическая молитва заканчивалась призыванием Святого Духа. Далее следует причащение верующих. Этим ограничиваются все данные в творених Ефрема Сирина[4, с. 202–203].

Делая вывод относительно происхождения текстов данной литургии, то можно сказать что четких фактов, указывающих на то, что она принадлежит руке апостолов Фаддея и Мария не имеется. Существую лишь общие сведения, подтверждающие принадлежность литургии к древнейшим временам. Касательно датировки, то без сомнения известные списки имеют древний текст, без поздних наслоений данная литургия относится к древнейшим христианским литургиям. Структура древней литургии известна из творений Ефрема Сирина и перевода, приведенного в «Собрании древних литургий».

Литература:

  1. Деяния Вселенских соборов
  2. Керн К. Евхаристия. Из чтений в православном богословском институте в Париже. — Киев: Изд-во им. свт. Льва, 2005. –
  3. Петровский А. Апостольские литургии восточной церкви. — СПб.: «Печатня С. П. Яковлева», 1897. –
  4. Скабаланович М. Толковый типикон. — М.: Изд. Сретенского монастыря, 2004. –
  5. Собрание древних литургий восточных и западных. Анафора евхаристическая молитва. — М.: Даръ, 2007. –
Основные термины (генерируются автоматически): апостолов Фаддея, литургии месопотамского типа, месопотамской литургии, Ефрема Сирина, святых Апостолов Адея, «Собрании древних литургий», святых апостолов Фаддея, литургия святых Апостолов, структуре литургии месопотамского, литургия апостолов Фаддея, апостолов литургии, Месопотамский тип литургии, классификации типов литургии, многообразии христианские литургии, данные литургии месопотамского, древности литургии ап, составлениесвоей литургии апостолам, месопотамской литургии iv, древней месопотамской литургии, структуры месопотамской литургии.

Ключевые слова

обряд, Христианство, источник, литургия, месопотамская, список, апостольская

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос