Автор: Орлова Виктория Петровна

Рубрика: Филология

Опубликовано в Молодой учёный №16 (120) август-2 2016 г.

Дата публикации: 11.08.2016

Статья просмотрена: 56 раз

Библиографическое описание:

Орлова В. П. Образные коннотации концепта «дорога» в пространственной организации поэтических текстов Ю. И. Визбора // Молодой ученый. — 2016. — №16. — С. 508-511.



Тема странничества всегда была актуальна и жизненна для русского народа. Поэтическое творчество автора многочисленных туристских песен, Ю. И. Визбора, темой которых часто становилась дорога, отражает дух путешественника, большую часть своей жизни находившегося в пути.

Концепт «дорога» можно представить себе как некую концентрацию знаний, представлений, ассоциаций, сложившихся в результате истории или жизненного опыта и закрепившихся за лексемами дорога и путь, отражающими это сложное многомерное явление языка.

Ядро рассматриваемого концепта раскрывается в значении данных лексем, часто встречаемых в туристских песнях. Оттенки словоупотребления двух лексем в рамках одного концепта позволят их разграничить и обрисовать особенности каждого в отдельности. По данным лексикографических источников русского языка, собранных О. Е. Беспаловой, слова путь и дорога совпадают почти во всех значениях, только дорога имеет конкретное (предметное) значение, а путь — более общий и отвлечённый характер [1, с. 30].

Синонимичные лексемы — дорога и путь в сознании современного человека близки в своих значениях. Но как замечает О. А. Черепанова, исторически сложилось, что «в славянской культурной традиции символика пути связана с христианско-религиозным взглядом на мир, символика дороги — с языческим мировоззрением и мироощущением» [6, с. 31].

Много примет, обрядов и суеверий наши предки связывали с дорогой — пространством между «своим» и «чужим». Люди всегда трепетно относились к предстоящему пути. Словарь «Славянских древностей» приоткрывает нам мир, мифологический уклад жизни древних славян. Дорога соотносится не только с жизненным путём человека, но и дорогой души в загробный мир. Поэтому многие ритуальные обряды совершались на дороге, часто около перекрестков, на развилках. Она играла важную, даже судьбоносную роль в жизни человека, была тем местом, где проявлялась удача, решалась судьба, настигала участь и доля [5, с. 142].

Субъектом песен Ю. И. Визбора часто выступает прохожий — случайный, незнакомый человек, путник — идущий куда-то пешком, романтик. В каждом стихотворении о пути, дороге, горах, автор будто вскликивает: «Я тоже путник твой!» В его стихотворениях преобладают местоимения первого лица («Я солнце собираю на дорогах»), что подчёркивает личную причастность действиями и мыслями к происходящему.

Концепт — явление глубокое и многоплановое, включающее в свой состав оппозиции противоположных значений. О. А. Черепанова выделяет в концепте «путь» оппозиции жизнь — смерть, «освоенный мир, ойкумена» — «неосвоенный мир, хаос» («дом» — «вне дома», «свой» — «чужой») [6, с. 32].

Символично представлены опасные горные тропы, на которых человека может настигнуть беда, неожиданный конец — «подорваны тропы погибших ребят». Глагол «оборвалась» подчеркивает непредвиденность и стремительность происшедшего. Рвется веревка, нить, но не тропы. Дорога по этой тропе не кончилась, не привела к тупику или развилке, она продолжается, но кто-то по ней уже не пройдет. Горная тропа, которая оборвалась, рассказывает о несчастных случаях, заключая в себе оппозицию жизнь–смерть.

В поэзии Ю. И. Визбора часто путь по дороге можно разделить на несколько этапов. У него есть начало и конец. Часто дорога начинается из дома. Символично то, когда человек встает на порог, он принимает решение сменить привычный образ жизни на новый, берет рюкзак и отправляется в путь.

Метафорически представлена жизнь в виде бегущей вдаль дороги, берущей начало из дома. В загадках дорога часто как скатерть, полотенце, полотно — что-то длинное, покрывающее землю, или как дерево, имеющее целую сеть дорог, каждая из которых начинается от своего порога [5, с. 149]. Но у дороги в поэзии Визбора есть и край, он как обрыв, ведёт в никуда («Стою у края дороги»).

Жанр песни туристической оставляет свой след и на образных сравнениях лексемы дорога, которая в песне звенит струной, и словом путь, который приставлен к виску героя. О трудности выбранного пути написано Ю. И. Визбором не мало. Часто автор передаёт в образе невзгод — трудности, которые человек принимает как наказание. Но бард напоминает, что если что-то уготовано судьбой, нужно просто принять, потому что в дороге — на жизненном пути человека, не может случаться только хорошее. И чем дольше все спокойно, тем неожиданней приходит беда.

Ты судьбу свою не суди, –

Много раз на дорогу хлынут

Непролившиеся дожди,

Притаившиеся лавины.

Метафорически дорога может быть представлена в образе живой и неживой природы. Стихия воды: дорога в образе реки («У истоков твоих основали твои полюса» впадают пути; «по ущелью тропка вьется»); стихия воздуха представлена в образе птицы («Ах, дорога, дорога, знакомая синяя птица», «куда же летишь ты, куда ты?»)

Синий цвет играет важную роль в лирике поэта. Этот цвет неоднократно подчеркивается автором при описании дорог «здесь навсегда лягут дороги синие», «по черным тропам горестных задач // по синим рельсам радостных удач».

«Синий цвет – символ неба и потустороннего мира, а также Божества соотносится с понятием мирового разума и духа. Синий цвет символизирует исчезновение» [2, с. 196–197]. Цвет загадочный, неземной. В строках одного из стихотворений Ю. И. Визбора «Прощай, Москва, созвездие дорог…», мы можем заметить, как синий цвет в совокупности с другими словами стихотворения создает чувство непредсказуемости, неизвестности: «В бездонной синеве иной земли // Лежат пути, не пройденные нами». Бездонная синева неба может пониматься нами как раз как образ потустороннего мира. Это также подчеркивается словом иной в значении «чужой». Но в то же время конкретизация в произведении образа столицы, вагона, держащего путь на восток, не позволяет это утверждать однозначно. Не пройденные дороги обретают черты непредсказуемого скорого будущего.

В поэзии Ю. И. Визбора встречается окрашенный в синий цвет пейзаж: горы, покрытые снегами «Я выхожу на синие вершины». Интересно художественное представление дороги в образе синей птицы. Образ синей птицы напоминает легенду о птице, которая приносит счастье и о призрачности мечты о нём. Согласно легенде, счастье наступит тогда, когда поверишь в чудо. Что и кого ищут в дороге? Себя, возлюбленную, покой и умиротворение. В поэзии Ю. И. Визбора трудно назвать человека, который отправился в путь, счастливым. Человек отправляется в дорогу, чтобы обрести что-то. Дорога, как путь к счастью, может привести к желаемому, а может и сама наполнить теми впечатлениями, которых не доставало в жизни, дать возможность о чем-то подумать не спеша.

В творчестве Визбора присутствует метафорическое представление дороги в образе человека-великана, растянувшегося по всей земле:

По лицу твоему проползают ночные туманы,

Караваны машин топчут шинами тело твое,

Над твоей головой зажигаются звезд караваны,

А в ногах твоих солнце, как путник твой вечный, встает.

О. О. Ипполитов в своей работе отмечает связь лексем дорога и путь с концептом «препятствие». Преодоление каких-либо трудностей всегда в той или иной степени присутствует в концепте «дорога» [4, с. 270]. Отсюда выражение «не стой на пути!», т. е. не создавай препятствие на пути к желаемому. Преградой также может быть и преодоление пространства, особенно когда человек оправляется в горы, он преодолевает не только километры пути, рельеф, погоду, но и себя.

В словаре Даля есть пословица «Вешний путь не дорога, а пьяного речь не беседа», прилагательное вешний, то есть свойственный весне соотносится с лексемой бездорожье. «Весенним путем называют окольную дорогу, пролагаемую весной в разлив» [3, с. 203]. В стихотворении Ю. Визбора «Ах, что за дни такие настают?» желание и невозможность попасть к возлюбленной, в то место, которое автор прозвал запретным садом на её улице, описывается через изображение дорог, которые ведут к ней. Даже вешняя, непроходимая дорога «Ведет, не мало и не много / В запретный сад на улицу твою».

Также трудность встречи после слов о расставании передается образом льдистой дорожки, которая очень поката, все мосты сожжены. Визбор подчеркивает невероятность «обратного» пути, дороги назад. Уменьшительное слово дорожка и дороженька придает оттенок неуверенность в выбранном пути, такая дорога часто ненадежна.

Жизнь человека часто представлена в образе дороги. Связанные отношениями часть от целого такие слова как перекрёсток, край, тупик, поворот передают изменчивость и непредсказуемость жизненного пути.

Перекрёсток хоть и мифологически нечистое место, но в поэзии Визбора – это место встречи двух дорог, и если нет перекрестков, то дороги (жизни людей) так и встретятся. О взаимоотношениях между людьми говорят следующие устойчивые словоформы: пути разошлись, идти другой / одной дорогой, нам по / не по пути. В поэзии Ю. Визбора о людях, у которых нет ничего общего, сближающего их, поется: «Наши дороги разные / И перекрестков нет».

Порог, как и край — символика границы. Порог – это граница дома и улицы. Переступая порог, ты становишься перед выбором многочисленных путей-дорог. Покидая дом с надеждой что-то изменить, обретаешь чувство тревоги и радости. («Мы в надежде и тревоге // Ждём в дороге перемены», «Пусть новые дни стоят у порога»). Люди не могут оставаться на одном месте, они готовы скитаться, готовы на радость или печаль, «люди заняты исканием дорог».

«Неустроенность, конфликтность, бесприютность нашей жизни актуализировала в нашем подсознании концептуальный архетип дороги, пути как пространства хаоса, противостоящего стабильности дома, освоенного культурой пространства. С дорогой связаны скитания, поиски судьбы, счастья, дорога — это фантом, держащий нас в плену часто бессмысленного движения, не дающий перейти к разумной стабильности жизни» [6, с. 30]. Так и в творчестве Ю. Визбора человеку хочется что-то изменить, привычный уклад на опасный и нелегкий путь, вдохнуть свежесть и прохладу. Стремясь уйти «из лабиринтов улиц» на простор «Я выхожу на синие вершины // И вижу даль опять, сплошную даль». Человеку тесно, хочется на волю.

Концептуальный анализ показал поэтического наследия Ю. И. Визбора, что важность концепта «дорога» для русской лингвокультуры в его обширной образной составляющей. Связь «дороги» с концептом «препятствие», включение оппозиций, характеризующих дорогу жизнью в оппозиции с понятием конца, пространством вне дома в паре с образом дома обрисовывает концепт с разных сторон. Когнитивные метафоры, символика синего цвета, широкие синтагматические связи, образные представления дороги огромным великаном, образами животных и птиц дополняют и усложняют авторскую интерпретацию концепта.

В творчестве Ю. И. Визбора, посвящённом дорогам и путешествиям, жанр туристской песни, – песни у костра, выделяет лексему дорога в большей степени, чем путь. Объяснение кроется в смысловых оттенках слов, а именно в мифологичности, «приземленности» образов.

Литература:

  1. Беспалова О. Е. Содержание концепта путь / дорога по данным лексикографического исследования // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2013. – № 17. – С. 30–32.
  2. Варфоломеева И. В., Кулемина К. В. Цвет и этимология этого понятия в лингвистике//Вестник Астраханского государственного технического университета. – 2008. № 4. – С. 195–198.
  3. Даль В. И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. – М.: Эксмо; Форум, 2007. – 288 с.
  4. Ипполитов О. О. Концепт «Путь-дорога» в русской концептосфере // Когнитивные исследования языка. – 2012. – № 11. – С. 269–271.
  5. Славянские древности: Этнолингвистический словарь. Т. 2 / Под общ. ред. Н. И. Толстого. М.: Международные отношения, 1999. – с. 702.
  6. Черепанова О. А. Путь и дорога в русской ментальности и древних текстах // Материалы XXVIII межвузовской научно-методической конференции. СПб., 1999. С. 29–34.
Основные термины (генерируются автоматически): поэзии Ю, творчестве Ю, связь лексем дорога, сравнениях лексемы дорога, представление дороги, поэзии Визбора, лексемами дорога, загадках дорога, символика пути связана, непроходимая дорога, поэтических текстов Ю, концепта «дорога», жизненном пути человека, лексему дорога, Субъектом песен Ю, Содержание концепта путь, образе дороги, невероятность «обратного» пути, синий цвет, поэтического наследия Ю.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос