Автор: Тимашова Анастасия Олеговна

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №12 (12) декабрь 2009 г.

Статья просмотрена: 285 раз

Библиографическое описание:

Тимашова А. О. Система и роль комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав Саратовской области в профилактике детской безнадзорности // Молодой ученый. — 2009. — №12. — С. 343-345.

Профилактика безнадзорности и беспризорности, правонарушений несовершеннолетних была и остается одной из важнейших функций социального государства. В настоящее время на различных уровнях управленческой деятельности еще ведется поиск оптимальной структуры, призванной защищать права и свободы ребенка, создавать условия для его полноценного безопасного существования и развития [5, с. 74].

В Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [1] впервые представлена развернутая государственная система органов и учреждений профилактики детской безнадзорности и беспризорности, включающая в себя:

-     комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

-     органы управления и учреждения социальной защиты населения;

-     органы управления образованием и учреждения образования;

-     органы опеки и попечительства;

-     органы и учреждения по делам молодежи;

-     органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения;

-     органы службы занятости;

-     органы внутренних дел.

Кроме субъектов профилактики, проблемами данных социальных явлений занимаются органы и учреждения культуры, досуга, спорта, туризма, сотрудники уголовно-исполнительной инспекции, федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Последние, в пределах своей компетенции, принимают участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних путем зачисления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в списки воинских частей в качестве воспитанников с согласия указанных несовершеннолетних и органов опеки и попечительства [5, c. 94].

На комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП) возложена координирующая роль в деятельности всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Заместитель Председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Саратовской области Л.В. Трушкина указывает на «три отличительных магистральных направления в работе комиссий» [6]. Важно отметить, что каждое из направлений в определенной степени самостоятельно и обширно, требует соответствующие кадровые, интеллектуальные, инновационные, научные и финансовые ресурсы. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав:

во-первых, системообразующий орган, объединяющий все звенья все субъекты системы профилактики;

во-вторых, осуществляет правоприменительную практику, определяя меры воздействия в отношении несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения и в отношении родителей и иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей;

в-третьих, осуществляет взаимодействие между системой профилактики и системой правосудия, являясь ключевым звеном ювенальной юстиции.

Вопросы социальной защиты детства, в частности, порядка образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, находятся  в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

На основании Постановления Правительства Российской Федерации в 2006 году была образована Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, которая является координирующим органом, созданным для  обеспечения единого государственного подхода к решению проблем защиты прав и законных интересов несовершеннолетних [2]. В настоящее время ее председателем является Министр внутренних дел РФ Рашид Гумарович Нургалиев. До сих пор многие практики, общественные и научные деятели ощущают нехватку «федеральной КДН и ЗП как структуры, осуществляющей методологическую, аналитическую, аудиторскую деятельность» [7, с. 64].

Организационная система комиссий по делам несовершеннолетних, межведомственное взаимодействие в каждом регионе имеют свою специфику, но существует и ряд схожих направлений.

В целях осуществления определенных законодательством функций комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, в Саратовской области образуется система комиссий, представляющая собой трехуровневую вертикаль, которую составляют (в соответствии с Законом области [3]):

1.         Межведомственная комиссия области (областная комиссия);

2.         Комиссии в муниципальных образованиях области (в муниципальных районах и городских округах);

3.         Общественные комиссии при администрациях городского или сельского поселения.

Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Саратовской области является постоянно действующим органом государственной системы профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних. Данная комиссия осуществляет меры по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики на территории области по вопросам выявления и устранения причин безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних; содействует несовершеннолетним в реализации и защите прав и законных интересов; контролирует и оказывает методическую помощь комиссиям по делам несовершеннолетних муниципальных образований области.

Областную комиссию возглавляет заместитель Председателя Правительства Саратовской области, курирующий социальный блок, а в ее состав по согласованию входят представители всех заинтересованных государственных органов федерального и регионального уровня, органов местного самоуправления области, общественных и иных организаций.

Организационно-техническое обеспечение деятельности региональной Межведомственной комиссии, а также координацию и развитие системы профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, в статусе органа исполнительной власти, осуществляет Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Саратовской области.

Для осуществления оперативного управления и координации взаимодействия субъектов системы профилактики и выявлению безнадзорных и беспризорных детей, контроля за их жизнеустройством, систематического анализа ситуации, принятия решений по возникающим проблемам создается постоянно действующий штаб по профилактики безнадзорности и беспризорности при Межведомственной комиссии области.

В соответствии с Законом области [4], за счет субвенций в регионе действует 48 муниципальных комиссий, из них 38 комиссий – в муниципальных районах, 10 комиссий – в городских округах (из них 7 КДНиЗП – в городе Саратове и 3 – в закрытых административно-территориальных образованиях поселка Михайловского, поселка Светлого и города Шиханы). Данные комиссии возглавляют заместители глав администраций муниципальных районов и городских округов по социальной сфере. В их состав входит не менее 12 членов – представителей органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, иных государственных и муниципальных органов и учреждений, организаций, а также штатные сотрудники комиссии. Причем, количество штатных сотрудников КДНиЗП, созданных при администрациях городских округов и муниципальных районов, определяется из расчета численности несовершеннолетнего населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования. В целом, деятельность данных муниципальных комиссий направлена на реабилитационную работу с семьями, находящимися в социально опасном положении, а также рассмотрение вопросов административной юрисдикции с позиции ювенального права.

В Саратовской области общественные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав могут образовываться при администрациях городских и сельских поселений по их собственной инициативе и функционировать на общественных началах. На данный момент времени, в состав муниципальных районов области включаются 392 поселения, при администрациях которых созданы 380 подобных общественных комиссий в целях ранней профилактики социального сиротства, безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, предупреждения фактов жестокого обращения с детьми. Незначительный охват территории поселений, близость органов местного самоуправления к населению данных муниципальных образований позволяет общественным КДН и ЗП оперативно выявлять неблагополучные семьи, информировать компетентные органы о фактах нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних и организовывать индивидуально-профилактическую работу с семьями, находящимися в социально опасном положении и детьми, проживающими в них. Более того, полномочие по организации и работе с детьми и молодежью является вопросом местного значения поселения.

Итак, в Саратовской области и ее муниципальных образованиях действует сложная система профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений  несовершеннолетних, представленная широкой сетью органов и учреждений. Важная роль в ней отводится комиссиям по делам несовершеннолетних, выполняющих функции  координатора и, одновременно, выступающих за защиту прав детей. За одиннадцатилетний положительный опыт функционирования трехуровневой системы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав Саратовской области (рис. 1), ее специалистами был разработан ряд технологий согласованных действий со всеми ведомствами и учреждениями системы профилактики. Однако, на сегодняшний день их явно не достаточно. Проблема безнадзорности, правонарушений в среде несовершеннолетних, нарушения прав детей продолжает оставаться актуальной.

 

 

Общественные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при городских и сельских поселениях

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 1. Трехуровневая модель комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Саратовской области

Сегодня комиссии по делам несовершеннолетних и другие субъекты системы профилактики работают уже с имеющимся фактом, явлением детской безнадзорности и его социальными последствиями. Данная проблема присуще не только Саратовской области, но и другим субъектам России. Поэтому, необходимо четко обозначить приоритет в развитии профилактики безнадзорности несовершеннолетних на ранней стадии и, прежде всего, на раннее выявление семейного и детского неблагополучия.

Литература

1.    Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1999. – № 26, ст. 3177.

2.    Постановление Правительства Российской Федерации от 06 мая 2006 г. // Российская газета. – 2006. – 11 мая.

3.    Закон Саратовской области от 29 декабря 2004 г. № 120-ЗСО «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Саратовской области» // Саратов – столица Поволжья. – 2004. – 31 дек.

4.    Закон Саратовской области от 29 июня 2005 г. № 62-ЗСО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по исполнению функций комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» // Неделя области. – 2005. – 8 июля.

5.    Управление системой социальной защиты детства / Т.Н. Поддубная, А.О. Поддубный. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 347 с. – (Высшее образование).

6.    Трушкина Л.В. О работе Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Саратовской области // URL: http://pravorebenka.narod.ru/docs_zashita/5_1SarTrushkina.doc (дата обращения: 08.10.2009).

7.    Чернобровкин В.С. О координирующей практике работы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав // Международная научно-практическая конференция «Дети должны жить в семье»: Резолюция. – С.-Петерб., 2008. – 25–28 июня. – С.64–66.

 

Основные термины (генерируются автоматически): делам несовершеннолетних, Саратовской области, профилактики безнадзорности, системы профилактики, правонарушений несовершеннолетних, системы профилактики безнадзорности, прав Саратовской области, законных интересов несовершеннолетних, профилактики безнадзорности несовершеннолетних, делам несовершеннолетних муниципальных, детской безнадзорности, субъектов системы профилактики, органов местного самоуправления, субъекты системы профилактики, основах системы профилактики, учреждений системы профилактики, профилактики детской безнадзорности, согласия указанных несовершеннолетних, Межведомственной комиссии, аспекты преступности несовершеннолетних.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос