Автор: Проскурякова Лариса Александровна

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №12 (12) декабрь 2009 г.

Статья просмотрена: 44 раза

Библиографическое описание:

Проскурякова Л. А. Развитие научного потенциала студентов в аспекте здоровьеформирования // Молодой ученый. — 2009. — №12. — С. 336-338.

В настоящее время образовательные учреждения испытывают трудности с привлечением квалифицированных педагогов, активно занимающихся исследовательской деятельностью. Научно-исследовательская и педагогическая работа в государственной образовательной сфере для молодых специалистов становится не привлекательной в связи с низкой социальной значимостью профессии ученого-педагога, непрестижностью, трудоемким ненормированным низко оплачиваемым трудом. Наблюдается интенсивный переход трудоспособных научных кадров в другие сферы деятельности, обусловленный развитием кризисных процессов в самой науке, изменением потребностей различных сфер в квалифицированных кадрах. Основным направлением кадровой политики в высшей школе становится «выращивание» специалистов через развитие научного потенциала студентов, привлечение их в научно-исследовательскую, инновационную, проектную деятельность. Кроме того, одной из перманентных проблем в период социально-экономического кризиса остается  сохранение здоровья населения и формирования у него навыков самосохранительного поведения. Это обусловлено тем, что основные индикаторы здоровья населения  страны – медико-демографические показатели и уровни заболеваемости – в последнее десятилетие имеют в России неблагоприятные тенденции. Объяснение этому служат не только кризисная экономическая ситуация, социальное напряжение, ухудшение экологической обстановки, но и потеря отношения к здоровью, как к социальной и индивидуальной ценности. В настоящее время среди основной части населения, особенно студенческой молодежи, сформировалась иждивенческая, потребительская позиция в отношении собственного здоровья, отсутствует так называемое самосохранительное поведение как система действий, направленных на формирование и сохранение здоровья, снижения заболеваемости и увеличение продолжительности жизни. Стало очевидным, что здоровье в большей степени зависит от действий индивида и выбора им собственного поведения в обществе [4. с. 41].

В рамках государственной политики здоровьеформирования, областного национального приоритетного направления «Здоровье» в городе Новокузнецке реализуется комплексная муниципальная целевая программа «Здоровье и образование» до 2011года. Целью городской программы является формирование, сохранение и укрепление здоровья субъектов воспитательно-образовательного процесса г. Новокузнецка.

Одно из направлений программы «Осуществление комплексного мониторинга за состоянием здоровья молодежи в образовательных учреждениях». Исполнителями данного направления являются студенты, аспиранты и молодые ученые НФИ КемГУ, что эффективно способствует, с одной стороны формированию у них же навыков самосохранительного поведения, с другой – повышает их познавательную активность через приобретение ценного опыта проведения научно-практического исследования и самостоятельного прохождения всех этапов научной работы.

Актуальность направления программы «Осуществление комплексного мониторинга за состоянием здоровья молодежи в образовательных учреждениях» обусловлена несколькими факторами: во-первых, составляя 30% населения, молодёжь обеспечивает обороноспособность, трудовые, кадровые ресурсы и экономическое благополучие государства; во-вторых, здоровье молодёжи имеет решающее значение для здоровья будущего поколения, населения в целом; в-третьих, резкое ухудшение положения российской молодёжи в последнее десятилетие – рост темпов депопуляции, снижение качества жизни и здоровья молодых граждан, ухудшение условий для получения полноценного образования, обеспечение занятости, увеличение числа наркозависимых лиц, рост правонарушений и преступности в молодёжной среде, осложняет процесс созидательного участия молодёжи в жизни общества и требует активизации государственной молодёжной политики, в том числе, и в сфере  охраны их здоровья в образовательном учреждении.

Материалы и методы: В комплексном исследовании принимали участие несколько структурных подразделений: ГОУ ВПО Новокузнецкий институт усовершенствования врачей Росздрава, Кустовой медицинский информационно-аналитический центр, ГОУ ВПО Новокузнецкий филиал-институт Кемеровского государственного университета, ГОУ ВПО Сибирский государственный индустриальный университет, ГОУ ВПО Кузбасская государственная педагогическая академия. Исследование состояния психического и физического здоровья молодежи вузов города осуществлялось с 2005 по  2008 гг. по следующим наиболее информативным показателям: внимание, память, мышление [1], качество жизни [2], депрессия, эмоциональная стабильность [3], антропометрические данные (рост, вес, индекс массы тела, окружность грудной клетки, d-плечей, d-таза, d-грудной клетки), тип конституции [5]. В исследовании приняли участие студенты-добровольцы младших курсов: 191 человек из СибГИУ и 178 – из КузГПА. Полученные результаты подверглись математической обработки с помощью стандартных статистических методов.

Результаты и их обсуждение: Анализ психических показателей позволил выявить некоторые различия в уровне развития исследуемых характеристик студентов двух вузов. Студенты СибГИУ достаточно внимательны: на 1-2 курсах имеют средний балл внимания в пределах возрастной нормы, на 2-3 курсах – внимание очень хорошо развито (высокий уровень). Аналогичная ситуация складывается с показателем памяти студентов: на 1-2 курсе его среднее значение ниже возрастной нормы (6,7+0,27 баллов), у студентов 2-3 курса память улучшается и ее показатель имеет уже среднее значение (10,1+0,29 баллов), что  статистически достоверно (p <0,05). Можно предположить, что  в процессе обучения происходит улучшение взаимно коррелируемых когнитивных показателей – внимания и памяти. Однако студентам сложно выполнять логические построения учебного материала, в течение всего периода исследования студенты имели низкий балл мышления. Схожая ситуация наблюдается у студентов КузГПА. Показатель логического мышления сохраняется в пределах низкого значения как на 1-ом, так и на 3-ем курсах. Возрастает значение показателей внимания и памяти в процессе обучения: со среднего до высокого и с низкого до среднего уровней соответственно (p <0,05).

Показатель качество жизни отражает субъективное мироощущение студентом. Самооценка студентов своего качества жизни выявила его удовлетворительный уровень или почти соответствующий желаемому (3 балла) среди студентов СибГИУ как на 1-2-ом, так и на 2-3 курсах. У студентов КузГПА с возрастом самооценка качества жизни повышается с терпимого уровня на 1-2 курсах до удовлетворительного на 2-3 курсах. Среди обследованных студентов не было ни одного, оценившего свое качество жизни на 1 балл, т.е. абсолютно недовольных своим качеством жизни.

Оценка депрессивности студентов показала, что основная масса респондентов в процессе обучения в вузе находится без депрессии, причем с возрастом склонность к депрессивности у студентов снижается. В период адаптации к вузу большая часть студентов СибГИУ – умеренные экстроверты с высокой эмоциональной стабильностью, и значительные экстроверты  с высоким уровнем эмоциональной нестабильности на 2-3 курсе. В КузГПА умеренная открытость и высокая эмоциональная стабильность студентов сохраняется на протяжении двух лет обучения (р<0,05). Изучение тревожности показало ее оптимальный уровень (в пределах возрастной нормы) у большой части обследуемых студентов обоих вузов в течение двух лет исследования. Исключение составили студенты 2-3-го курсов СибГИУ, в ходе тестирования которых ситуативная тревожность достоверно повысилась с оптимального до высокого уровней.

Исследование физического здоровья выявило некоторые отличия в антропометрических данных студентов исследуемых вузов (табл. 1). Можно предположить, что это обусловлено половыми различиями: в СибГИУ выборку составили преимущественно юноши (89,5%), а в КузГПА – девушки (78,5%). Так, студенты СибГИУ оказались выше ростом на 7 см, больше весом на 5,6 кг, шире в объеме грудной клетки на 9,7 см, чем студенты КузГПА. Однако ИМТ (индекс массы тела) студентов обоих вузов находился в пределах нижней границы нормы (норма 20-25). По типу телосложения при подсчете индекса Пинье студенты СибГИУ оказались нормостениками, КузГПА – астениками: худощавые, высокого роста, с удлиненными конечностями. Антропометрические данные показали гармоничное физическое развитие студентов высших учебных заведение экологически неблагоприятного региона.

Таблица 1

Антропометрические показатели студентов в 2005/06 учебном году

 

 

Показатель

Количество

респондентов

Среднее значение

 показателя

СибГИУ

КузГПА

СибГИУ

КузГПА

1. вес

191

178

65,1 +9,6

59,5 +10,59

2. рост

191

178

1,77+ 0,077

1,70+ 0,085

3. объем грудной клетки

191

178

88,8 +7,9

79,04+ 11,3

4.  ИМТ

191

178

20,57+ 2,44

20,40 +2,69

4.  d-плечей

191

178

39,5 +2,57

35,9 +3,04

5.  d-ребер

191

178

25,8 +1,82

24,05+ 2,26

6.  d-таза

191

178

24,86+ 1,96

24,01 +2,24

7. индекс Пинье

191

178

23,7+13,3

31,6+14,3

Примечание: вес в кг; рост, объем грудной клетки в см;  +  - стандартное отклонение;  индекс Пинье:  10-30 – нормостенический, < 10 – гиперстенический,  > 30 – астенический; ИМТ  (индекс массы тела) – 20-25 –нормальная масса тела, < 20 – недостаток массы тела,  > 25 – избыток массы тела

Лабиринт

 

В процессе двух лет обучения  в высшей школе достоверно изменились несколько показателей студентов: улучшилось внимание студентов обоих вузов, и память студентов СибГИУ. Можно предположить, что студенты первого года обучения адаптируются к условиям высшей школы, одновременно, с увеличением объема информационного материала к третьему курсу улучшается объем внимания и памяти. Исследование показало наличие изменений в личностных характеристиках студентов. С возрастом они становятся более эктровертированы, направлены на решение личностных проблем через взаимосвязь с внешним миром, что негативно отражается на эмоциональной стабильности субъекта. Другие исследуемые характеристики статистически достоверно не изменились, что указывает на их устойчивость к внешним условиям существования субъекта, низкую пластичность, гибкость и информативность.

С настоящее время исследование продолжается для выявления динамики изучаемых показателей.

Реализация комплексной целевой программы «Здоровье и образование» сопровождается информационной поддержкой пропаганды здорового образа жизни в вузах. Проведенные этапы работы по программе позволили выявить наиболее информативные показатели для мониторинга состояния здоровья студентов вузов: внимание, память, эмоциональная стабильность и экстраверсия, ИМТ. Результаты оценки здоровья показали гармоничное физическое развитие, улучшение когнитивных показателей, эмоциональную стабильность студентов в процессе обучение в высшей школе в экологически неблагоприятном регионе. Созданный информационный банк данных состояния здоровья студентов вузов города может использоваться службами здравоохранения и образования, МЛПУ, муниципальными органами власти в различных целях, поддерживающих здоровье молодежи  –  поколение людей, проходящих стадию достижения психологической и биологической зрелости; усваивающих общеобразовательные, профессиональные и культурные функции; формирующих систему ценностных ориентаций; приобретающие навыки самосохранительного поведения; выступающих как самая динамичная часть общества.

Список литературы

1.                Немов Р. С. Психология: учеб. для студентов пед. Уч. Заведений: В 3 кн. Книга 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.  – М.: ВЛАДОС, 1998. –187с. 

2.                Новик А.А., Ионова Т.И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. – СПб.: Нева, 2002. – 320с.

3.                Смулевич А.Б. Депрессии в общесоматической практике. – М.: Берег, 2000. – 160с.

4.                Проскурякова Л.А. // Здравоохранение Российской Федерации. – 2006. – №5. – С.41-44

5.                Родина Т.В. Антропометрический метод определения конституционального типа в условиях профилактического осмотра: Методические рекомендации. – Новокузнецк.: НПК. – 1995. – 45с.

 

 

 

Лабиринт

 

Основные термины (генерируются автоматически): студентов СибГИУ, здоровья студентов вузов, состояния здоровья студентов, научного потенциала студентов, студентов КузГПА, стабильность студентов, качества жизни, эмоциональная стабильность, состоянием здоровья молодежи, эмоциональная стабильность студентов, студентов вузов города, пределах возрастной нормы, память студентов СибГИУ, часть студентов СибГИУ, самосохранительного поведения, качество жизни, процессе обучения, навыков самосохранительного поведения, высшей школе, показателем памяти студентов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос