Библиографическое описание:

Сурикова М. А. Учёт психологических реакций осуждённых при проведении воспитательной работы сотрудниками УФСИНа // Молодой ученый. — 2016. — №15.1. — С. 100-103.



Настоящая статья посвящена вопросу учёта психологических реакций осуждённых при проведении воспитательной работы сотрудниками УФСИНа. В статье перечисляются наиболее уязвимые группы лиц, которые содержатся в СИЗО и свойственные им характеристики. В представленной статье так же рассказывается о группах «современных» лидеров, находящихся в условиях заключения. И конечно же, ключевым аспектом выступает способ преодоления внутриличностных барьеров, который заключается в общении заключенных с животными (анималотерапия).

Ключевые слова: преступник, девиантное поведение, адаптация, окружающая обстановка, психика, анималотерапия.

В реальной жизни волевое поведение человека определяется чаще всего сразу несколькими волевыми качествами, сочетающимися с нравственными установками. Поэтому при характеристике волевого поведения используются понятия, отражающие сложные морально-волевые качества, такие как самостоятельность и инициативность, дисциплинированность и организованность, старательность, героизм и мужество, самоотверженность, принципиальность. Но нас интересуют другие качества, которые необходимы человеку для преодоления внутриличностных трудностей индивида, оказавшегося в тюрьме. Для того, чтобы личность не сломалась, ей необходимо обладать такими качествами, как уверенность в себе, коммуникабельность, дисциплинированность и самая необходимая черта, это стрессоустойчивость. Эти черты мы выдвигаем на первый план, так как они помогут человеку привыкнуть к новой обстановке и тем самым не потерять себя в стрессовой ситуации.

Непросто определить, сколько будет длиться первоначальный этап адаптации осужденных. В общей сложности период адаптации продолжается около года. Стоит только переждать, перетерпеть определенный этап, как ситуация сменится на противоположную: меньше страданий, больше результата в положительную сторону. Это можно назвать стартовым надломом. То есть если побороть себя, попытаться стерпеть мучения, то потом, человек станет намного сильнее.

Сложности возникают потому, что человек попадает в непривычную для него обстановку. И тут возникает вопрос о том, что дальше станет с личностью. Она либо сломается, либо останется прежней.

Так же психика человека оказывает огромное влияние на его поведение, когда он лишается свободы. Психика человека — отражательно-регуляционная деятельность, обеспечивающая активное его взаимодействие с окружающим миром на основе присвоения общечеловеческого опыта [2, с. 9].

Когда человек меняет обстановку, в абсолютно любых ситуациях, он испытывает чувство страха. А особенно если он осознает, что потеряет свою свободу. Чувство страха зарождается в том, что он знает, что ему придется лишиться определенных моментов в своей жизни. Личность понимает, что не сможет осуществлять какую-либо привычную для него деятельность.

Необходимо отметить, что большую часть осужденных, поступивших в карантинные отделения ИУ в 2004 г., отличают явные признаки социальной дезадаптации:

 отсутствие полноценных семейных отношений и неумение (или нежелание) их создать;

 злоупотребление алкоголем до степеней, не позволяющих контролировать собственное поведение;

 низкая образовательная и профессиональная подготовленность;

 отсутствие мотивации обеспечивать себя средствами существования за счет профессиональной деятельности и т. д.

В психологии выделяются наиболее уязвимые категории лиц, которые содержатся в СИЗО. К таковым относятся:

Несовершеннолетние. Нравственный инфантилизм подростков выражается в безразличном отношении к нормам морали и права, в отсутствии готовности бороться со своими недостатками. Они не переживают чувства раскаяния в совершенном преступлении и чувство вины для них не существует.

Женщины, содержащиеся в СИЗО с детьми. Пребывание женщины с ребенком в условиях изоляции порождает множество проблемных ситуаций. Сначала возникает вопрос о сохранении или прекращении беременности, затем вынашивание и рождение ребенка в изоляции от близких людей. Далее необходимо определить, где и с кем ребенок останется. Во время беременности у некоторых женщин проявляется избыточная тревожность, мнительность, боязливость, склонность к навязчивым страхам, агрессия, подозрительность. В основном это связанно с состоянием тревоги и чувством обеспокоенности за судьбу своих детей.

Лица с психическими аномалиями. Лица с органическими заболеваниями, в зависимости от личностных и характерологических особенностей, могут являться не только активными нарушителями дисциплины, но и подстрекателями к неподчинению законным требованиям администрации исправительного учреждения, оказать сопротивление. Умственно отсталые чаще всего становятся представителями категории «опущенных».

Лица с социально значимыми заболеваниями (туберкулез, ВИЧ-инфицированные). Страх стать отвергнутым, оставить семью без поддержки, потери физических и умственных способностей, потери конфиденциальности обоснована опытом других людей и недостатком информации о заболевании. Хроническая неопределенность с потерей физической и финансовой независимости, горе и вина перед близкими людьми за то, что инфицировал и причинил потери, любимым людям, порождают депрессивные реакции у больных.

Лица, склонные к деструктивному поведению. Личностные характеристики суицидальных личностей: повышенная личностная тревожность, низкий уровень коммуникабельности, низкий уровень интеллекта, быстрая утомляемость, раздражительность, негативизм, психическая ущербность. Им присуще чувство отверженности, ощущение безнадежности и беспомощности, настойчивые мысли о самоубийстве, наличие сильной зависимости от алкоголя или наркотиков.

Опираясь на результаты психодиагностических обследований, «современных» лидеров асоциальных группировок можно условно разделить на три группы, в зависимости от их личностных особенностей и характера поведения.

К первой группе относятся эмоционально неустойчивые, склонные к агрессивному поведению индивиды. У них наблюдается прямолинейно-агрессивный стиль внутригруппового поведения и равнодушие к чувствам других. Так же им свойственна высокая адаптивность, пренебрежительное отношение к социальным нормам, правилам и обязанностям, крайне низкая толерантность к внешним воздействиям и низкий порог, сдерживающий агрессивность, в том числе насильственного характера, а также наличие постоянной раздражительности.

Основной чертой этой группы является стремление получать удовольствие и наслаждения, как можно больше отстраняясь от напряженной деятельности. Их биография включает довольно таки насыщенную картину асоциальных поступков, в том числе раннюю вовлеченность в криминальные группы, драчливость, лживость, склонность к употреблению алкогольных напитков и наркотических средств.

Вторая группа осужденных отличается спонтанностью и неуправляемостью поведения. Здесь отмечается низкий уровень эмпатии и доверия к окружающим, признаки агрессии и садомазохизма. Реакция на критику обычно выражается в негодовании или насмешках относительно установленных правил и порядков отбывания наказания, моральных принципов, духовных ценностей и социальных интересов.

В конфликтных ситуациях их неуправляемость характеризуется озлобленностью или отсутствием самоконтроля эмоциональных состояний, например, вспыльчивостью или агрессией. Такие лица могут демонстрировать или провоцировать акты самоповреждения для манипулирования лицами и обращения различных ситуаций в свою пользу.

Третья группа лидеров отличается корыстной мотивацией и является наиболее многочисленной. Повседневное поведение представителей этой группы характеризуется неадекватным восприятием позитивных и негативных качеств окружающих, совершением агрессивных поступков без учета последствий. Им свойственны завышенный уровень самооценки, высокая энергетика, бесцеремонность поведения. Они очень быстро адаптируются в незнакомой обстановке, стремятся к неформальному лидерству и обычно достигают успеха.

При отбывании наказания в ИТУ процесс перевоспитания осужденных осуществляется все же в неблагоприятной среде. Антиобщественная направленность личности осужденного искажает ценностные ориентации, нередко приводящие к круговой поруке, насилию, паразитизму, стремлению к противопоставлению администрации. Среда осужденного неоднородна по своему составу даже в пределах одной колонии. Она очень разнообразна по национальному составу, возрасту, образованию, интеллекту, антисоциальной направленности, социально-нравственной испорченности.

При выборе критериев эффективности психокоррекционной работы желательно руководствоваться тем, чтобы они удовлетворяли следующим условиям:

 достаточно полно отражали происходящие изменения в палитре девиантных нарушений, а также в процессе социальной адаптации осужденного;

 оценивали поведение и личностные черты не только с точки зрения объективного наблюдателя, но и включали субъективную оценку самого пациента;

 предлагаемые критерии должны быть достаточно независимы друг от друга.

Ученые отмечают положительное влияние животных на душевное состояние человека. На сегодняшний день анималотерапия признана во всех развитых странах мира, в том числе и в России. Во многих странах созданы специальные институты, в которых исследуется влияние животных на человека. Ежегодно проводятся различные международные семинары и конференции, посвященные участию животных в лечении разных заболеваний.

Анималотерапия открывает широкие возможности в лечении и профилактике множества заболеваний. Специалисты выделяют несколько основных функций анималотерапии:

 функция общения: животные в процессе взаимодействия с человеком помогают ему преодолеть чувство одиночества, становясь партнерами в общении, — эта функция считается первостепенной;

 психофизиологическая функция: общение человека с животными нормализует работу нервной системы и снимает различные проявления стресса;

 реабилитационная функция: взаимодействие человека и животного ускоряет социальную и психическую реабилитацию.

На сегодняшний день анималотерапия считается самостоятельным методом психотерапии, получившим широкое распространение во многих странах мира. Успех в лечении зависит не только от профессионализма терапевта и используемого животного, но и во многом от отношения пациента к конкретному питомцу. В анималотерапии довольно часто используются не только сами животные, но также их изображения или символы. Нередко в психотерапии применяют и звуки живой природы, например, пение птиц или стрекот цикад.

Когда человек попадает в условия изоляции, он становится уязвимым, проявляет агрессию по отношению к окружающей его среде. Так же осужденный может замкнуться в себе, либо специально начать провоцировать администрацию исправительного учреждения, либо он пытается разжалобить окружающих, для того, чтобы обратить ту или иную ситуацию в свою пользу.

Очень важно разграничить людей на отдельные группы, чтобы легче было искать к ним подход, для разрешения проблем. Существуют наиболее уязвимые группы, например, такие как несовершеннолетние, женщины с детьми содержащиеся в СИЗО, лица с психическими аномалиями, лица с заболеваниями ВИЧ и туберкулез и лица склонные к деструктивному поведению. По нашему мнению, особое внимание стоит заострить именно на них. Психологи в основном сталкиваются с проблемами именно этих категорий людей. В этой связи, необходимо проводить систематическую социально-психологическую работу с осуждёнными, чтобы нивелировать такие негативные черты характера как агрессия, склонность к самоубийству, угроза окружающим, подстрекательство сокамерников, угроза убийства своего ребенка и прочее.

Литература:

  1. Васильев В. Л. Юридическая психология: Учебник для вузов / В. Л. Васильев. – 5-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Питер, 2005. – 656 с.: ил.
  2. Еникеев М. И. Юридическая психология: Учебник для вузов / М. И. Еникеев. – М.: НОРМА, 2005. — С. 9.
  3. Маклаков А. Г. Общая психология: учебное пособие/ А. Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2009. — 583 с.: ил.
  4. Немов Р. С. Психология: учебник/ Р. С. Немов. — М.: Юрайт, 2009. — 640 с.
  5. Психология для юристов: учебник/ [Аминов И. А. и др.]. — М.: Омега-Л, 2005. — 552 с.: ил. — (Высшее юридическое образование).
  6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2008. — 713с.
  7. Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология в вопросах и ответах: учеб. пособие. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. — 256 с.
Основные термины (генерируются автоматически): психологических реакций осуждённых, низкий уровень, воспитательной работы сотрудниками, проведении воспитательной работы, работы сотрудниками УФСИНа, Юридическая психология, деструктивному поведению, психическими аномалиями, преодоления внутриличностных, уязвимые группы, исправительного учреждения, «современных» лидеров, волевое поведение человека, этап адаптации осужденных, уязвимые группы лиц, низкий уровень эмпатии, характеристике волевого поведения, странах мира, низкий уровень интеллекта, преодоления внутриличностных барьеров.

Ключевые слова

адаптация, девиантное поведение, психика, преступник, окружающая обстановка, анималотерапия

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос