Библиографическое описание:

Чухай И. О. Программа-помощник организации доходов-расходов студентов // Молодой ученый. — 2016. — №15.1. — С. 21-24.



В данной статье рассматривается проблема финансовой грамотности, которая является ключевой в области рационального распределения финансов с учетом низких доходов (стипендии). Проект может быть применен в образовательных учреждениях и других социально-общественных сферах жизни студентов, а также для удобства ведения семейной бухгалтерии. Разработанное приложение является новинкой, т.к. имеет практическую значимость и позволяет студентам рационально решать финансовые проблемы и принимать эффективные финансовые решения.

Ключевые слова: финансовая грамотность, деньги, финансовые услуги, скриншот.

Финансовая грамотность – это способность людей управлять своими финансами, оценивать экономическую обстановку в стране и принимать эффективные финансовые решения. Проведенные опросы показывают, что 90% людей – финансово безграмотные. К сожалению, в России не обучают с детства тому, как правильно распоряжаться деньгами, но развивать финансовую грамотность в России необходимо.

Деньги – это инструмент, которым нужно умело владеть и пользоваться. В итоге этот инструмент либо поможет достигнуть наших целей, либо оставит ни с чем «у разбитого корыта».

Повышение уровня финансовой грамотности способствует расширению возможностей граждан более эффективно использовать финансовые услуги. Данный процесс сокращает уязвимость перед финансовым кризисом, а также ведет к снижению задолженности граждан по кредитам, уменьшению рисков мошенничества. Финансово грамотное население в целом лучше подготовлено к кризисным ситуациям и может лучше защитить себя, лучше ориентироваться в условиях мирового финансового кризиса: выбирать себе пенсионные планы, сберегать свои накопления, правильно принимать любые финансовые решения и не поддаваться панике.

Цель исследования – выявление пробелов в знаниях студентов о финансах и разработка приложения-помощника.

Задачи исследования:

 выявить уровень финансовой грамотности студентов;

 предложить формы обучения студентов финансовой грамотности;

 разработать приложение, помогающее самоорганизации студента.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

 Теоретическое тестирование. Специально разработанный тест с 15 вопросами по различным экономическим темам, с тремя вариантами ответов.

 Анкетирование «Расстановка приоритетов современной молодежи» с целью составления рейтинга приоритетов студентов.

 Экспертный опрос преподавателей экономических дисциплин для определения наиболее интересных форм и подходов преподавания финансовой грамотности молодежи.

Тестирование. Для тестирования были выбраны 2 группы 2 и 4 курса специальностей «Экономика и бухгалтерский учет» и «Информационные системы» КГБ ПОУ «Хабаровского промышленно-экономического техникума» (табл. 1).

Таблица 1

Результаты тестирования

Группа

% правильных ответов

Уровень знаний

БУХ-21

52%

недостаточный

ИС-41

50%

недостаточный

Ср. показатель по двум группам

51%

недостаточный

Анкетирование. Следующий этап – опрос «Расстановка приоритетов современной молодежи». Студентам было предложено пронумеровать 5 пунктов от 1 до 5, где 1 – наиболее значимый, и 5 – наименее значимый выбор (табл. 2).

Таблица 2

Группировка жизненных приоритетов

Место

Приоритет

1

Учеба

2

Финансы

3

Друзья

4

Самореализация

5

Личные отношения

Под номером 1 в рейтинге, студенты выбрали в качестве приоритета учебу, так как для них важно, получив образование, найти свою нишу в обществе.

В рейтинге № 2 стоит финансовое благополучие, что говорит о том, что знания на голодный желудок не появятся.

В рейтинге № 3 приоритетом считаются друзья. Дружба – это хорошо, но главное, чтобы она не мешала учебе!

В рейтинге № 4 первое место занял приоритет «самореализации». Для студентов также важно раскрыть свой личный потенциал в будущем.

И в рейтинге № 5 главный приоритет – личные отношения. Учеба учебой, но она должна подкрепляться и личными отношениями, а не только финансами.

Экспертный опрос. Согласно экспертному опросу преподавателей (п. 2.1.2) наиболее актуальны следующие приемы преподавания:

 экскурсии в банки с проведением лекций банковских работников;

 деловые игры с привлечением специалистов – работников банков, инвестиционных компаний, финансовых отделов организации;

 проведение семинаров, круглого стола с участием работодателей;

 демонстрация учебных фильмов;

 организация мероприятий «Креатив-бой».

Разработанное приложение. Программа «Студенческая бухгалтерия» состоит из трех разделов «Доход», «Расход», «Мои желания».

В разделе «Доход», пользователь может заполнить информацию о своей прибыли, для этого отведены:

2 поля для ввода текста:

 «Вид дохода», например, «Зарплата» или «стипендия»;

 «Сумма дохода»;

1 поле выбора «Ваш доход за месяц».

После нажатия кнопки «Добавить», введенная информация отобразится в таблице выше с автоматическим расчетом общей суммы (рис. 1).

Рис. 1. Скриншот страницы «Ваш доход»

В разделе «Расход» заполняется информация по необходимым произведенным затратам, для этого также отведены:

2 поля для ввода текста:

 «Причина расхода», например, «проезд» или «еда»:

 «Сумма расхода»;

1 поле выбора «Ваш расход за месяц». После нажатия кнопки «Добавить», введенная информация отобразится в таблице выше. И в заголовке автоматически выведется остаток по формуле «Доход за месяц» – «Расход за месяц» (рис. 2).

Рис. 2. Скриншот страницы «Ваш расход»

Раздел «Мои желания» – это страница планирования своих нужд и желаемых приобретений, состоит из 2 частей: таблицы и полей ввода (рис. 3).

Поля ввода:

 «Цена желания»;

 «Желание».

Поле выбора: «Месяц»

Таблица состоит из 5 столбцов:

  1. «Номер».
  2. «Желание». Вставляются данные с поля ввода «Желание».
  3. «Цена». Вставляются данные с поля ввода «Цена желания».
  4. «Выполнение». В случае если сумма остатка будет достаточной для выполнения «желания», программа покажет интерактивную кнопку, при нажатии на которую «желание» отобразится выполненным.
  5. «Удалить». Если «желание» уже выполнено или необходимость в нем нет, его можно удалить, нажав на крест в этом столбце.

Рис. 3. Скриншот страницы «Мои желания»

Таким образом, можно визуально отслеживать свои доходы, расходы и потребности.

Кропотливо следить за доходами и расходами сможет не каждый студент, но стремиться к этому необходимо. В итоге незаметно для себя в кошельке обнаружится достаточное количество денег, которые можно потратить на давно понравившуюся вещь.

Литература:

  1. Бик С.И. Финансовая грамотность – не роскошь, а средство выживания [Электронный ресурс] / С.И. Бик. – Режим доступа: http://ecschool.hse.ru/data/2011/04/22/1210966198/ 75_2007_1.pdf
  2. Велиева И., Доронкин М. Синдром недоверия [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://www.expert.ru/printissues/expert/2008/48/ (дата обращения 03.03.2009).
  3. Гид по финансовой грамотности под ред. М. В. Мамута [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/mr/education/finance.htm
  4. Грановеттер М. Экономическое действие и социальная структура: проблема укорененности / М. Грановеттер // Экономическая социология. – 2002. – Т. 3, № 3. – С. 44–58.
  5. Иллюзии собственной финансовой грамотности: более половины населения по-прежнему не ведет личный бюджет доходов и расходов (№ 57) [Электронный ресурс] / Режим доступа: // НАФИ. URL: http://nacfin.ru/novosti-i-analitika/press/press/single/10152.html (дата обращения 12.03.2009)
Основные термины (генерируются автоматически): финансовой грамотности, финансовые решения, эффективные финансовые решения, «Расстановка приоритетов современной, приоритетов современной молодежи», финансовой грамотности студентов, проблема финансовой грамотности, студентов финансовой грамотности, финансовые услуги, уровня финансовой грамотности, финансовой грамотности молодежи, Экспертный опрос, собственной финансовой грамотности, рейтинга приоритетов студентов, опрос «Расстановка приоритетов, Анкетирование «Расстановка приоритетов, Экспертный опрос преподавателей, сферах жизни студентов, учетом низких доходов, ведения семейной бухгалтерии.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос