Образ студента-победителя: взгляд экспертов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кузнецова, Д. С. Образ студента-победителя: взгляд экспертов / Д. С. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 15.1 (119.1). — С. 2-7. — URL: https://moluch.ru/archive/119/33072/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье представлены данные эмпирического исследования, результатом которых стал обобщенный образ студента-победителя краевых конкурсных мероприятий.

Ключевые слова: конкурс, победитель, профессиональные образовательные организации.

В условиях получения профессионального образования происходят многосторонние и сложные изменения, связанные с личностно-профессиональным становлением студента. Личностно-профессиональное становление отражается в понимании образа идеального студента или студента победителя. В формировании этого образа принимают активное участие как сам студент, так и та среда, которая складывается вокруг него, общение с преподавателями, коллегами по учебе, та общая уникальная атмосфера, которая существует в образовательной организации.

Образ студента победителя отражает в символическом виде тот опыт, который приобрел студент, пребывая в учебном учреждении в течение нескольких лет. Для преподавателя выявление такого образа у студентов, которые стали победителями в различного рода конкурсах, представляет своеобразную обратную связь, показывая и эффективность воспитательных мероприятий, и последствия воздействия личностей преподавателей на студента, пути дальнейшей работы и позволяет в какой-то мере прогнозировать, какой специалист и человек из этого студента получится. Ценностная составляющая этого образа лежит в основе тех направлений, в которых студент будет совершенствоваться. Идеальный образ направлен в будущее.

Для выяснения мнений студентов относительно образа победителя конкурсных соревнований проводимых для студентов профессиональных образовательных организаций, мы обратились к победителям конкурсов «Студенческая весна 2016» и «Лучший выпускник среднего профессионального образования 2016».

В ходе исследования респондентам предлагалось ответить на вопрос, как они представляют себе образ студента победителя. Мнения студентов относительно идеального образа студента в дальнейшем обрабатывались методом контент-анализа, в результате которого был получен 51 конструкт. Конструкты отражали разные аспекты образа студента победителя. Анализируя мнения, высказанные студентами относительно образа студента победителя, были выделены следующие характеристики этого образа: деловые качества, психофизиологические особенности, сфера интересов, личностные особенности, когнитивные особенности, особенности взаимодействия с другими людьми, внешний вид, манеры, особенности поведения.

Они неравнозначны как по количеству входящих в их состав мнений, так и по частоте высказываний, относящихся к каждому мнению.

В группу конструктов, отражающих деловые качества, были включены мнения, относящиеся к цели, средствам ее реализации, результатам контроля эффективности деятельности студента. Это такие качества, которые позволяют реализовать деятельность. Наиболее значимыми деловыми качествами идеального студента в понимании студентов являются: ответственность, целеустремленность, добросовестность, успешность на промежуточных этапах. Приближается по частоте к наиболее значимым мнениям мнение «Много читает» (24,58 %) (рис. 1).

Рис. 1. Деловые качества студента победителя

Добросовестность можно трактовать как проявление ответственности, а успешность — как результат ответственного отношения к делу. Таким образом, в образе студента победителя находит не только отражение осознания необходимости ответственности, но и пути ее возможной реализации в учебной деятельности.

Выделенные деловые качества свидетельствуют об ориентации студента победителя на учебу. Однако их выделение в качестве ведущих не носит установочного характера. Анализ беседы показал, что реальный студент хотел бы развивать показанные им в высказываниях деловые качества.

Психофизиологические особенности включали активность и стрессоустойчивость. Активность в высказываниях значительного большинства студентов представляла собой интегративную характеристику без выделения отдельных сфер ее проявлений. Небольшая частота высказываний относительно стрессоустойчивости свидетельствует о благополучности социальной группы студентов победителей. Видимо, студенческая жизнь для них включает мало стрессов, поэтому стрессоустойчивость в понимании группы студентов не очень актуальна. Студенты чаще включают в образ студента победителя аспект деловых качеств по сравнению с аспектом психофизиологических характеристик (p ≤ 0,001), хотя активность как характеристика студента победителя часто указывается студентами (рис. 2).

Рис. 2. Психофизиологические особенности студента победителя

Наличие когнитивных способностей для некоторых студентов оказалось значимым. Они характеризуют идеального студента как умного и творческого человека. Им льстит, что они принадлежат к группе умных и творческих людей. Такое мнение можно использовать в качестве позитивного подкрепления при формировании мотивации саморазвития. Когнитивные способности реже характеризовали студента победителя, чем деловые качества (p ≤ 0,001), и группа когнитивных способностей в высказываниях студентов не имеет достоверных различий с мнением о психофизиологических особенностях. Среди когнитивных способностей не оказалось наиболее значимых, характеризующих студента победителя (рис. 3).

Рис. 3. Когнитивные особенности студента победителя

Много высказываний относительно образа студента победителя относилось к сфере интересов. Она включала как отдельные сферы, например, общение с друзьями, так и высказывание об обширной сфере интересов. В образ студента победителя вошли несколько характеристик из сферы интересов, согласно которым студент победитель — разносторонняя личность, которая, тем не менее, выделяет главное в своей жизни — учебу и будущую профессию. Достаточно престижным для студента представляется общественная деятельность и деятельность научная. Сфера интересов реже включается в образ студента победителя, чем его деловые качества (p ≤ 0,001), но чаще, чем психофизиологические особенности (p ≤ 0,04) (рис. 4).

Рис. 4. Сфера интересов студента победителя

Личностные качества включали психологические, но это выделение было довольно условным, так как некоторые деловые характеристики, качества общения можно было отнести к личностным. Аргументом послужила при таком выделении возможность выявить направленность на деловую сферу, сферу общения и взаимодействия. Из мнений относительно личностных качеств ни одно не вошло в группу наиболее часто характеризующих идеального студента. Приближаются к наиболее значимым «самостоятельность в принятии решений» и «высокая адекватная самооценка, уверенность в себе».

В характеристике идеального студента личностные качества реже встречаются, чем деловые (p ≤ 0,003), чаще встречаются, чем психофизиологические (p ≤ 0,002) и когнитивные (p ≤ 0,01) (рис. 5).

Рис. 5. Особенности личности студента победителя

Из приведенных мнений относительно внешности, манер, поведения ни одно не вошло в группу наиболее значимых, характеризующих студента победителя. Характеристики внешности, поведения, манер реже встречаются по сравнению с деловыми качествами (p ≤ 0,001) и по сравнению с личностными особенностями (p ≤0,001). Для студентов содержание является более значимым, чем форма.

Одно из качеств, отражающих особенности взаимодействия студента с другими людьми — «отзывчивость», — вошло в группу наиболее значимых, характеризующих студента победителя. В образе студента победителя особенности взаимодействия с другими людьми реже встречаются по сравнению с деловыми качествами (p ≤ 0,001), но чаще встречаются по сравнению с психофизиологическими характеристиками (p ≤ 0,02) и особенностями внешности, поведения, манер (p ≤ 0,002).

Образ студента победителя — это образец, по которому сверяется и образ себя, и образ другого (рис. 6).

Рис. 6. Внешний вид, манеры, поведение студента победителя

Согласно мнения большинства студентов, победителем станет лишь тот студент, который знает, как нужно выглядеть и вести себя в соответствии с местом и статусом окружающих его людей. Победитель должен уметь хорошо адаптироваться в новых коллективах и в общении с разными людьми. Важным умением студента победителя является соблюдение субординации.

Мнения относительно идеального студента, не включенные в общую выборку, так как представляли собой единичные высказывания, и не характеризовали студента победителя, а характеризовали отношение к нему, включали: «вызывает зависть» — 1 мнение; «с ним конфликтуют» — 1 мнение; «слишком много должен» — 1 мнение. Скорее всего, образ студента победителя имел под собой определенные качества студента реального. Исходя из этих высказываний, студент победитель — личность, которая достаточно самостоятельна в выборе своих ценностей и своего поведения и «не подстраивается под группу». В какой-то мере это подтверждается мнением относительно самостоятельности в принятии решений.

Из представленных качеств, учитывая наиболее значимые, складывается следующий образ студента победителя.

Студент победитель — это активный (48,30 %), ответственный (44,92 %), целеустремленный (35,59 %), добросовестный (26,27 %), отзывчивый (26,27 %) человек с обширными многосторонними интересами (27,11 %), но основная сфера интересов которого — учеба и будущая профессия (25,42 %), и он успешен в учебе (27,97 %) (рис.7).

Рис. 7. Особенности взаимодействия с другими людьми студента победителя

В понимании студентов победителей краевых конкурсов в системе профессионального образования, студент победитель в первую очередь характеризуется деловыми качествами, активностью, качествами общения и особенностями сферы интересов.

Результаты исследования соотносятся с результатами исследования других авторов. Так, В. Н. Мезинов считает, что «началом формирования конкурентоспособности будущего учителя» является не только «осмысление профессиональных аспектов» и «формирование педагогических убеждений, этических принципов», но и «усвоение профессиональных норм, ценностей, формирование идеалов…»[1]. Это мнение можно отнести не только к конкурентоспособности учителя, но и в равной мере — к конкурентоспособности будущего специалиста других специальностей. В сформировавшемся у студентов среднего профессионального образования образа студента победителя находят отражение в интегративной форме и профессиональные нормы, и этические принципы, и ценности, что будет способствовать его конкурентоспособности как будущего профессионала.

Таким образом, в понимании студентов среднего профессионального образования, студент победитель — это активный, ответственный, целеустремленный, добросовестный, отзывчивый человек с обширными многосторонними интересами, основная сфера интересов которого — учеба и будущая профессия, и он успешен в учебе.

Образ студента победителя складывается из сочетания деловых качеств, особенностей взаимодействия с другими людьми, направленности на многие сферы, с выделением приоритета учебы и будущей профессиональной деятельности, психофизиологических особенностей.

С учетом образа студента победителя можно прогнозировать направления развития студентов — это развитие деловых качеств и профессионализма, улучшение взаимодействия с другими людьми, повышение уровня активности, расширение сферы интересов.

Литература:

  1. Мезинов В. Н. Подготовка конкурентоспособного учителя в вузе: монография / В. Н. Мезинов. – Елец, 2007. – 120 с.
Основные термины (генерируются автоматически): образ студента победителя, качество, идеальный студент, студент, студент победителя, мнение, профессиональное образование, сфера интересов, будущая профессия, особенность взаимодействия.


Похожие статьи

Технология развития профессионального интереса у студентов...

Развитие профессионального интереса студентов профессиональной образовательной организации может и должно формироваться на наш взгляд, не только в учебной, но и внеучебной деятельности.

Студенты настоящего и будущего и их влияние на систему...

Если мы будем учить сегодняшних студентов также как вчерашних, мы украдем у них будущее.

Как же учреждения высшего профессионального образования могут быть успешными в условиях таких изменений?

К вопросу о становлении личностных особенностей...

В практике вузовского образования заметно активизировался интерес к личностным особенностям студентов. Становление педагога-психолога протекает на протяжении всей профессиональной деятельности.

Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений

Заинтересованность личным опытом студентов в профессиональной деятельности и их личным мнением по каким-либо вопросам. Интерес педагога к учащимся может быть взаимным.

Развитие творческих способностей студентов в процессе...

- наличие сформированного у студентов интереса к выполнению творческих заданий

Основные термины (генерируются автоматически): творческая деятельность, студент, будущий специалист, профессиональная подготовка, творческая способность студентов...

Формирование у студентов интереса к профессии учителя...

В формировании профессиональной направленности будущего учителя одно из ведущих мест должен занимать его интерес к педагогическому труду. Интерес к профессии учителя у студентов педагогического вуза — сложное психологическое свойство личности...

Профессионализм как ценностная категория студенческой...

выбор специальности, студент, студенческая молодежь, респондент, профессионализм, место, навык работы, смысловое содержание категории, будущая профессиональная деятельность, том.

Самостоятельная деятельность студентов как условие...

Актуальность проблемы формирования готовности студентов к будущей профессиональной деятельности обусловлена требованиями, предъявляемыми к будущим специалистам, в связи с возрастающей конкуренцией на рынке труда.

Похожие статьи

Технология развития профессионального интереса у студентов...

Развитие профессионального интереса студентов профессиональной образовательной организации может и должно формироваться на наш взгляд, не только в учебной, но и внеучебной деятельности.

Студенты настоящего и будущего и их влияние на систему...

Если мы будем учить сегодняшних студентов также как вчерашних, мы украдем у них будущее.

Как же учреждения высшего профессионального образования могут быть успешными в условиях таких изменений?

К вопросу о становлении личностных особенностей...

В практике вузовского образования заметно активизировался интерес к личностным особенностям студентов. Становление педагога-психолога протекает на протяжении всей профессиональной деятельности.

Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений

Заинтересованность личным опытом студентов в профессиональной деятельности и их личным мнением по каким-либо вопросам. Интерес педагога к учащимся может быть взаимным.

Развитие творческих способностей студентов в процессе...

- наличие сформированного у студентов интереса к выполнению творческих заданий

Основные термины (генерируются автоматически): творческая деятельность, студент, будущий специалист, профессиональная подготовка, творческая способность студентов...

Формирование у студентов интереса к профессии учителя...

В формировании профессиональной направленности будущего учителя одно из ведущих мест должен занимать его интерес к педагогическому труду. Интерес к профессии учителя у студентов педагогического вуза — сложное психологическое свойство личности...

Профессионализм как ценностная категория студенческой...

выбор специальности, студент, студенческая молодежь, респондент, профессионализм, место, навык работы, смысловое содержание категории, будущая профессиональная деятельность, том.

Самостоятельная деятельность студентов как условие...

Актуальность проблемы формирования готовности студентов к будущей профессиональной деятельности обусловлена требованиями, предъявляемыми к будущим специалистам, в связи с возрастающей конкуренцией на рынке труда.

Задать вопрос