Автор: Касаткина Ирина Александровна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (118) июль-2 2016 г.

Дата публикации: 19.07.2016

Статья просмотрена: 117 раз

Библиографическое описание:

Касаткина И. А. Учитель-логопед — особая профессия (обращение к коллегам, учителям-логопедам) // Молодой ученый. — 2016. — №14. — С. 542-544.



Вам дети дарили рисунки свои?

Не с умыслом, а просто так, от души?

Наивность святая присутствует в них,

Открытость до самых глубин ворошит.

У юного сердца нет навыка лгать,

До них не дошло ещё, что, может быть,

Коль если подарок тот смогут принять,

Ценить будут больше и больше любить.

Да, именно дети — святое добро!

А наша роль, взрослых — его сохранить,

Чтоб, вырастив их, удержать то тепло,

Что есть от рождения в каждом из них.

Со временем лишь (вспоминайте себя!)

Споткнёмся мы, в кровь разбивая носы,

Потом понимаем, что, только любя,

Мы можем порядок в семье навести.

Чтоб каждый поступок добро приносил

И чтоб не кончались счастливые дни,

Так хочется мне закричать что есть сил:

«Давайте ж все вместе мы будем детьми!»

И. Касаткина

Здравствуйте, коллеги, уважаемые учителя, учителя-логопеды!

Я не случайно обратилась к вам, как к уважаемым учителям, потому что иначе не могу сказать — это действительно так. Работа учителя-логопеда, может быть, не заметна, но очень важна. Заниматься с детьми довольно интересно: каждый ученик уникален и неповторим в своём проявлении и развитии.

В работе мною движет желание помочь каждому ребёнку. Какое это непередаваемое удовольствие, когда видишь, что твои труды приносят плоды!

Учителем-логопедом я работаю 10 лет. Отучившись в Московском педагогическом университете имени Шолохова, на дефектологическом факультете отделения сурдопедагогики, до этого я 12 лет отработала в школе-интернате для слабослышащих детей учителем-сурдопедагогом. Глухие и слышащие дети очень различаются между собой, и специфика коррекционной работы с ними разная, но в обоих случаях эта работа очень интересная и увлекательная, и она не может быть плодотворной без одной важной вещи — любви к детям. Маленькие воспитанники всегда чувствуют отношение учителя к ним и отвечают взаимностью, которая может проявляться по-разному, но каждый раз это их любовь — детская, искренняя, неповторимая.

Я знаю людей (к счастью, таких за свою жизнь я встретила единицы), которые, отучившись в вузах на учителя, не смогли найти общий язык с детьми и поэтому связали свою жизнь с другой профессией (чаще всего продавца). Мне искренне их жаль. Сколько они потеряли! Мир детей несёт необыкновенную ауру, создаёт благоприятную атмосферу для деятельности и творчества. Лично я в школе, среди детей, в маленьком мире наивной искренности, чистоты и тепла дышу, цвету и радуюсь, стараясь помочь своим маленьким воспитанникам преодолевать и исправлять их речевые недостатки, развивать в них уверенность в себе.

Учитель — святая благородная профессия. А нам, учителям-логопедам, дано больше, чем любому другому учителю. Только мы, логопеды, знаем каждого ребёнка в школе, как его зовут, как он говорит, пишет и читает, в то время когда другой учитель знает детей только своего класса. Кто, если не мы, поможет деткам преодолеть трудности в произношении, чтении и письме на начальных этапах обучения, когда они особенно нуждаются в поддержке? Ведь если вовремя не вмешаться и не провести коррекцию произношения — дефект останется на всю жизнь. У меня есть один знакомый, который имеет небольшие дефекты звукопроизношения, абсолютно не мешающие его общению с людьми, но так смешно слышать, когда вместо «Алло!» у него звучит: «Аво!», и хочется пошутить: «Эх, логопеда б тебе хорошего!»

А если ребёнок на всю жизнь останется картавым или шепелявым, сколько комплексов он из-за этого приобретёт? А если это будущий артист, доктор или руководитель? Да неважно кто — чистая красивая речь нужна везде! Ведь проблема нарушения речи у учащихся остаётся одной из самых актуальных проблем в современной педагогике.

По мнению психологов, на успеваемость детей влияют более 200 факторов, но существует фактор № 1, воздействие которого на успеваемость неоспоримо. Этот фактор — уровень развития устной и письменной речи ребёнка. Ведь именно речь является средством выражения и получения знаний. При правильной организации и проведении коррекционной работы мы, учителя-логопеды, помогаем детям справиться с имеющимися у них нарушениями речи и наравне с другими учащимися овладеть школьными знаниями.

Необходимым условием эффективной коррекционной работы является создание условий, вызывающих положительные эмоции, необходима личная вовлеченность ребёнка в работу.

Чтобы уроки были радостными, плодотворными и насыщенными, в своей работе я использую много наглядности. Занятия с детьми я всегда начинаю с артикуляционной гимнастики, которая просто необходима как подготовительный этап при постановке звуков. Используя индивидуальные зеркала, мы учимся произносить нужный звук изолированно, складываем звуки в слоги, слова, предложения. Подбор картинок на все группы звуков на этапе закрепления позволяет более углубленно подойти к процессу индивидуального обучения каждого ребёнка.

При работе над исправлением нарушений чтения и письма у детей ламинированные многоразовые карточки с различными заданиями дают возможность ребёнку, написав на них маркером, по необходимости исправлять допущенные ошибки, стирая их обычным ластиком. Логопедические игры на закрепление полученного материала вносят оживление в процесс обучения, ребёнок забывает, что он находится на занятии.

Также я использую много заданий для развития моторики рук, правильного дыхания. И самое главное: на занятиях отношения должны быть доверительными, добрыми, насыщенными положительными эмоциями; обстановка занятий — радостная атмосфера увлечённости и удовлетворённости детей процессом учения. Учить ребёнка правильной, красивой речи, учить весело и легко, дать возможность поверить в свои силы, понять, что любой ребёнок талантлив и успешен — вот, на мой взгляд, основная задача творческого педагога.

Очень важной деталью является оснащение логопедического кабинета. По моему мнению, он не должен быть похож на официальный кабинет. Шторки на окнах, красивые плошки с цветами, наличие на полках шкафов симпатичных наглядностей: альбомов, конструкторов, других пособий будут располагать ребёнка к более свободному непринуждённому общению. Также необходимо помнить о здоровьесберегающих технологиях, которые помогают на разных этапах коррекционно-речевой работы. Это различные виды самомассажа: головы, ушных раковин, шеи, лица, кистей и пальцев рук; традиционные и нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики, фонетическая ритмика, пальчиковые игры, гимнастика для глаз и многое другое — ведь чем лучше двигательная активность ребёнка, тем больше развивается его речь.

Обязательным условием успешности работы логопеда является осознанное включение родителей в процесс обучения, что позволяет значительно повысить эффективность работы, создать единое пространство речевого развития ребёнка. На каждого ученика я завожу индивидуальные тетради, в которых пишу домашние задания и прилагаю карточки с определённым речевым материалом для домашнего заучивания, который постоянно меняю. Стараюсь чаще выступать на родительских собраниях, чтобы активизировать и повысить деятельность родителей. А как приятно услышать искренние слова благодарности от родителей, которые, принимая участие в обучении своих деток, видят прогресс налицо!

А сколько интересного происходит в логопедическом кабинете! Не секрет, что современные школы сейчас переполнены, в связи с введением ФГОС и увеличением числа кружковых часов кабинетов не хватает, и, не скрою, что в моём кабинете проходят не только логопедические занятия: это и медико-педагогические комиссии, и кружки, и репетиции, и даже плановые осмотры врачей! А вот почитайте сами:

«Ну-ка, скажите, родители, дети,

Что в нашей школе в авторитете:

Спортзал? Столовая? А вот и нет –

Логопедический кабинет.

Дети, ещё не пойдя в первый класс,

Все непременно побудут у нас.

Первым вручает им в школу билет

Логопедический кабинет.

Время прививок. Медсёстры, врачи.

Здравствуйте! Можно у вас полечить?

Дети уверенно строятся в ряд:

«Мы к логопеду!» — читая, кричат.

Чей-то ребёнок сломал телефон.

Быстро родителям сделан дозвон.

Завуча им слышим строгий совет:

«В логопедический кабинет».

Соревнования. Куча людей.

Переодеться им надо скорей.

Ну, у охраны сомнений тут нет:

В логопедический кабинет.

Вот уж зима. Новый год на носу.

Диски все с песнями дружно несут.

Анна Петровна готовит концерт:

Мы к вам попеть. Возражений же нет?

Праздник какой-то. Не помню, какой.

Только не сразу пошли все домой.

Сдвинули парты. Тортик и чай.

Как хорошо посидели! Прям рай!

Скоро 9 мая. Парад.

Каждому школьнику скроен наряд,

Плакаты, цветочки и чей-то портрет –

В логопедический кабинет.

Май. Две недели ПМПК.

Это комиссия. Наверняка

Класса в районе уютнее нет:

Облюбовали мой кабинет!

Если вам скучно и негде присесть,

Сразу понятно, что выход здесь есть:

Всем вам подарит разгрузку и свет

Логопедический кабинет».

(И. Касаткина)

В заключение мне хочется поздравить вас, коллеги, с прекраснейшим удачным выбором профессии. Вас ждёт неизведанный, завораживающий, всепоглощающий милый мир детишек-учеников. Желаю вам успехов и профессионального роста и хочу подарить вам это стихотворение!

Учителю.

«Ты богат, герой-учитель,

Не деньгами, но — душой,

В твоей жизни — мир открытий,

Но не взрослый мир, другой:

Мир смеющихся, прикольных,

Любопытных малышей.

Надо быть весьма достойным,

Чтоб их научить суметь.

В этом мире дети только

Начинают жизни путь,

Будет он прямой иль колкий,

Нам не знать — не в этом суть.

Главное, что ты — учитель,

Должен стержень в них вложить,

Тот, который цель их жизни

Сможет им определить.

Светла школьная обитель,

И похожей не найдёшь.

Тебе повезло, учитель –

В мире Детства ты живёшь!»

(И. Касаткина)

Основные термины (генерируются автоматически): коррекционной работы, артикуляционной гимнастики, процесс обучения, письменной речи ребёнка, специфика коррекционной работы, святая благородная профессия, слабослышащих детей учителем-сурдопедагогом, личная вовлеченность ребёнка, насыщенными положительными эмоциями, детей несёт необыкновенную, красивая речь нужна, двигательная активность ребёнка, успешности работы логопеда, речевого развития ребёнка, свободному непринуждённому общению, Московском педагогическом университете, детей ламинированные многоразовые, условием эффективной коррекционной, проведении коррекционной работы, начальных этапах обучения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос