Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культурой | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №14 (118) июль-2 2016 г.

Дата публикации: 13.07.2016

Статья просмотрена: 267 раз

Библиографическое описание:

Мишкой М. П. Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культурой // Молодой ученый. — 2016. — №14. — С. 280-282. — URL https://moluch.ru/archive/118/32700/ (дата обращения: 20.07.2018).



Здоровье — не всё, но всё без здоровья — ничто.

Сократ

Вопрос о здоровье актуален и современен во все времена, хотя и стар как мир. Безусловно, нации нужны образованные, воспитанные, культурные люди, но главное, и это бесспорно, нации нужны люди здоровые. Только здоровые люди могут летать в космос, делать величайшие научные открытия, восхищать нас в балете и защищать, если будет нужно, нашу жизнь. А уж для нас, родителей, всегда на первом месте стоит здоровье ребёнка, а потом его успехи в учёбе.

Современная система образования готовит учащихся к жизни в мире, полном огромного объёма информации, а значит должна обеспечить выпускникам высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Вот поэтому в соответствии с Законом “Об образовании” здоровье учащихся относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.

Одним из средств для эффективного обеспечения нового качества образования является совершенствование физического воспитания учащихся путём внедрения в учебный процесс здоровьесберегающих технологий. «Здоровьесберегающие образовательные технологии — это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогические приёмы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью» (Смирнов Н. К.).

Уже несколько лет ГБПОУ МО «Раменский колледж» работает в этом направлении. Все мероприятия носят комплексный характер и предусматривают работу с родителями, организацию горячего питания, активного досуга обучающихся, психологическое сопровождение, материальное обеспечение учебно-воспитательного процесса и т. д. Занятия физической культурой, основной целью которых является оздоровление и профилактика заболеваний, стали неотъемлемой составляющей этой работы.

Каким образом преподаватели нашего колледжа применяют здоровьесберегающие технологии на занятиях физической культурой? Первым делом чётко определяем для себя понятие здоровьесберегающие технологии:

К здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности учащихся, обучении на оптимальном уровне трудности (сложности), вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности, сочетании различных форм предоставления информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учёбе («педагогика успеха»), на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.

Затем обязательно знакомимся с результатами медицинских осмотров учащихся, учитываем в работе показания медсестры и врачей в листе здоровья студентов. Опираясь на лист здоровья, определяем уровень физического развития (низкий, средний, высокий). Распределение по уровням даёт возможность подобрать для каждого учащегося индивидуальный подход.

Потом каждый преподаватель выстраивает свою методику работы, исходя из природных данных и особенностей своих учащихся.

Цель моей профессиональной деятельности — поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся, создание благоприятных условий для формирования у студентов стремления к здоровому образу жизни (ЗОЖ). Основными направлениями я выбрал следующие:

− укрепление дисциплины и привитие сознательного отношения к занятиям физической культурой и спортом;

− повышение общего среднего уровня физической подготовки учащихся;

− популяризация и агитация здорового образа жизни.

Методику своей работы выстраиваю по следующим принципам:

− учёт возрастных индивидуальных особенностей;

− учёт состояния здоровья студента и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;

− структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся (вводная часть (подготовительная), основная и заключительная);

− использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.

Здоровьесберегающие технологии, которые я использую на занятиях:

− чередование видов деятельности (теория — практика), разнообразие форм организации занятия;

− благоприятная обстановка на занятии;

− не допускать перегрузки учащихся;

− индивидуальный подход к каждому;

− воспитательная направленность занятия.

Кроме этого использую стимулирующие технологии (закаливание и тренировка физических качеств), защитно-профилактические (проветривание спортзала, влажная уборка, наличие аптечки, соответствующее освещение, наличие у каждого студента спортивной формы и сменной спортивной обуви), информационно-обучающие (забота учащихся о своём здоровье).

Поддержка и укрепление физического здоровья напрямую связаны с двигательной активностью учащихся. Двигательная активность восполняется при использовании различных форм: провожу Дни здоровья и спортивные праздники, учащимся предоставлена возможность заниматься в спортзале и тренажёрном зале колледжа во внеурочное время, вовлекаю учащихся в городские спортивные секции.

Достаточно времени отводится на занятиях и теоретическим сведениям по формированию культуры ЗОЖ. Вся теория разделена на блоки:

− знай своё тело;

− скажи «нет» вредным привычкам;

− правильно питайся;

− соблюдай правила гигиены;

− не забывай о закаливании;

− занимайся физкультурой.

Реализация здоровьесберегающих технологий зависит не только от активного участия в этом процессе самих учащихся, профессиональной компетентности и грамотности педагога, создании здоровьесберегающей среды, но и от планомерной работы с родителями. На родительских собраниях постоянно затрагиваю вопросы, связанные с состоянием здоровья учащихся, условиями его сохранения и укрепления, веду просветительскую работу с родителями.

Родительские собрания затрагивают следующую тематику:

− пропаганда индивидуальной, семейной ответственности за состояние здоровья ребенка;

− формирование здорового образа жизни в семье, осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни.

С участием родителей проводятся спортивные мероприятия:

− День здоровья;

− совместные походы на природу учащихся и родителей.

Также одной из задач физкультурно-оздоровительной деятельности учебного заведения является организация досуга учащихся, поэтому особое внимание я уделяю профилактике правонарушений, работе с детьми из неблагополучных семей. Вовлечение учащихся в спортивные секции, профилактическая работа с подростками и семьями, беседы о вреде алкоголизма, табакокурения, наркомании являются эффективными формами воспитательной работы, приносящими положительную динамику в состояние здоровья учащихся.

Анализируя результаты своего опыта, я отмечаю, чтоиспользование здоровьесберегающих образовательных технологий позволило повысить:

− успеваемость по предмету;

− динамику роста физической подготовленности учащихся;

− интерес учащихся к занятиям физической культурой и мотивацию к соблюдению здорового образа жизни.

А также удалось активизировать помощь родителей в работе колледжа по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

В заключение следует отметить перспективность продолжения работы в данном направлении, а именно: всё больше объединяя действия учителя физической культуры, медиков, родителей и преподавателей других учебных дисциплин для укрепления здоровья обучающихся, мы можем добиться устойчивых положительных результатов.

В приложении представляю технологическую карту урока физической культуры по волейболу по ФГОС, проведённого с использованием здоровьесберегающих технологий.

Литература:

  1. Вайнер Э. Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования. Валеология, 2004, № 1.
  2. Коджаспиров Ю. Г. Развивающие игры на уроках физической культуры. «Дрофа», 2004.
  3. Мишин Б. И. Настольная книга учителя физической культуры. АСТ «Астрель», Москва, 2003.
  4. Лях В. И., Зданевич А. А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов. Москва, «Просвещение», 2007.
  5. Смирнов Н. К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе», Москва, «Олма-пресс», 2002 г.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, здоровый образ жизни, занятие, здоровье, родитель, состояние здоровья учащихся, укрепление здоровья учащихся, учащийся.


Похожие статьи

Занятия волейболом как средство сохранения и укрепления...

Данные анализа образа жизни учащихся показали, что учащиеся волейболисты на первое место ставят – здоровый образ жизни.

Вайнбаум Я.С. Физические упражнения и здоровье школьников / Физическая культура в школе, 2010 - 64 с.

Формирование культуры здоровья учащихся школ

здоровый образ жизни, культура здоровья, общее образование, формирование, здоровье, формирование культуры безопасности, укрепление здоровья учащихся, укрепление здоровья.

Практические вопросы сохранения здоровья учащихся...

Проблемы сохранения здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья актуальны сегодня.

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни...

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, культура здоровья, формирование здорового образа жизни. В современном обществе приобретают актуальность проблемы, связанные с культурой здоровья и безопасным образом жизни.

Физическое воспитание и здоровый образ жизни обучающихся...

‒ охрана и укрепление здоровья обучающихся, ‒ достижение полноценного физического развития

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, физическое воспитание, здоровый образ жизни, состояние здоровья, физическое...

Программа формирования экологической культуры, здорового...

Цель программы – сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ТНР, формирование у обучающихся ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, экологии.

Актуальные проблемы формирования здоровья школьников

Среди способов улучшения здоровья особое внимание уделено формированию культуры здоровья учащихся, мотивации здорового образа жизни. Ключевые слова: школьники, образование, воспитание, методики, мотивация, здоровье, здоровый образ жизни...

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

Как укрепить и сохранить здоровье детей?

Укрепление здоровья, закаливание организма проходит через разные виды оздоровительной работы

Системный подход к формированию здорового образа жизни у учащихся.

Особенности влияния занятий физическими упражнениями...

Ключевые слова:физическая культура, федеральный закон, физическое воспитание, учебные заведения, двигательная активность, здоровье, здоровый образ жизни, высшая школа, студенты, формирование.

Занятия волейболом как средство сохранения и укрепления...

Данные анализа образа жизни учащихся показали, что учащиеся волейболисты на первое место ставят – здоровый образ жизни.

Вайнбаум Я.С. Физические упражнения и здоровье школьников / Физическая культура в школе, 2010 - 64 с.

Формирование культуры здоровья учащихся школ

здоровый образ жизни, культура здоровья, общее образование, формирование, здоровье, формирование культуры безопасности, укрепление здоровья учащихся, укрепление здоровья.

Практические вопросы сохранения здоровья учащихся...

Проблемы сохранения здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья актуальны сегодня.

Физическое воспитание и здоровый образ жизни обучающихся...

‒ охрана и укрепление здоровья обучающихся, ‒ достижение полноценного физического развития

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, физическое воспитание, здоровый образ жизни, состояние здоровья, физическое...

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни...

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, культура здоровья, формирование здорового образа жизни. В современном обществе приобретают актуальность проблемы, связанные с культурой здоровья и безопасным образом жизни.

Программа формирования экологической культуры, здорового...

Цель программы – сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ТНР, формирование у обучающихся ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, экологии.

Актуальные проблемы формирования здоровья школьников

Среди способов улучшения здоровья особое внимание уделено формированию культуры здоровья учащихся, мотивации здорового образа жизни. Ключевые слова: школьники, образование, воспитание, методики, мотивация, здоровье, здоровый образ жизни...

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

Как укрепить и сохранить здоровье детей?

Укрепление здоровья, закаливание организма проходит через разные виды оздоровительной работы

Системный подход к формированию здорового образа жизни у учащихся.

Особенности влияния занятий физическими упражнениями...

Ключевые слова:физическая культура, федеральный закон, физическое воспитание, учебные заведения, двигательная активность, здоровье, здоровый образ жизни, высшая школа, студенты, формирование.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Занятия волейболом как средство сохранения и укрепления...

Данные анализа образа жизни учащихся показали, что учащиеся волейболисты на первое место ставят – здоровый образ жизни.

Вайнбаум Я.С. Физические упражнения и здоровье школьников / Физическая культура в школе, 2010 - 64 с.

Формирование культуры здоровья учащихся школ

здоровый образ жизни, культура здоровья, общее образование, формирование, здоровье, формирование культуры безопасности, укрепление здоровья учащихся, укрепление здоровья.

Практические вопросы сохранения здоровья учащихся...

Проблемы сохранения здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья актуальны сегодня.

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни...

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, культура здоровья, формирование здорового образа жизни. В современном обществе приобретают актуальность проблемы, связанные с культурой здоровья и безопасным образом жизни.

Физическое воспитание и здоровый образ жизни обучающихся...

‒ охрана и укрепление здоровья обучающихся, ‒ достижение полноценного физического развития

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, физическое воспитание, здоровый образ жизни, состояние здоровья, физическое...

Программа формирования экологической культуры, здорового...

Цель программы – сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ТНР, формирование у обучающихся ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, экологии.

Актуальные проблемы формирования здоровья школьников

Среди способов улучшения здоровья особое внимание уделено формированию культуры здоровья учащихся, мотивации здорового образа жизни. Ключевые слова: школьники, образование, воспитание, методики, мотивация, здоровье, здоровый образ жизни...

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

Как укрепить и сохранить здоровье детей?

Укрепление здоровья, закаливание организма проходит через разные виды оздоровительной работы

Системный подход к формированию здорового образа жизни у учащихся.

Особенности влияния занятий физическими упражнениями...

Ключевые слова:физическая культура, федеральный закон, физическое воспитание, учебные заведения, двигательная активность, здоровье, здоровый образ жизни, высшая школа, студенты, формирование.

Занятия волейболом как средство сохранения и укрепления...

Данные анализа образа жизни учащихся показали, что учащиеся волейболисты на первое место ставят – здоровый образ жизни.

Вайнбаум Я.С. Физические упражнения и здоровье школьников / Физическая культура в школе, 2010 - 64 с.

Формирование культуры здоровья учащихся школ

здоровый образ жизни, культура здоровья, общее образование, формирование, здоровье, формирование культуры безопасности, укрепление здоровья учащихся, укрепление здоровья.

Практические вопросы сохранения здоровья учащихся...

Проблемы сохранения здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья актуальны сегодня.

Физическое воспитание и здоровый образ жизни обучающихся...

‒ охрана и укрепление здоровья обучающихся, ‒ достижение полноценного физического развития

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, физическое воспитание, здоровый образ жизни, состояние здоровья, физическое...

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни...

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, культура здоровья, формирование здорового образа жизни. В современном обществе приобретают актуальность проблемы, связанные с культурой здоровья и безопасным образом жизни.

Программа формирования экологической культуры, здорового...

Цель программы – сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ТНР, формирование у обучающихся ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, экологии.

Актуальные проблемы формирования здоровья школьников

Среди способов улучшения здоровья особое внимание уделено формированию культуры здоровья учащихся, мотивации здорового образа жизни. Ключевые слова: школьники, образование, воспитание, методики, мотивация, здоровье, здоровый образ жизни...

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

Как укрепить и сохранить здоровье детей?

Укрепление здоровья, закаливание организма проходит через разные виды оздоровительной работы

Системный подход к формированию здорового образа жизни у учащихся.

Особенности влияния занятий физическими упражнениями...

Ключевые слова:физическая культура, федеральный закон, физическое воспитание, учебные заведения, двигательная активность, здоровье, здоровый образ жизни, высшая школа, студенты, формирование.

Задать вопрос