Автор: Яковлева Эльвира Владимировна

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №14 (118) июль-2 2016 г.

Дата публикации: 05.07.2016

Статья просмотрена: 166 раз

Библиографическое описание:

Яковлева Э. В. Особенности формирования повестки дня СМК: экономическая цензура // Молодой ученый. — 2016. — №14. — С. 619-622.



Общеизвестно, что человек социален, и не может существовать все общества и коммуникаций. В современном мире социализация личности происходит под влиянием двух факторов: первый — реальных социальных коммуникаций и взаимодействия, второй — способность аккумулировать информацию. Так называемая «структурная информация» осваивается человеком самостоятельно за счет традиционных видов общения (семейное общение, возрастные коммуникации в группах, школе) и формирует основу личности: убеждения, установки, ценностные ориентации. Информация приобщает личность к профессии, науке, искусству, формирует сферу интересов. Чаще всего информация стекается к человеку по разнообразным информационным каналам: интернет, телевидение, межличностное общение и т. д. Всё это происходит в определённой жизненной среде рукотворной, природной, или информационной. Информационная среда обеспечивает коммуникации и социализацию личности. При этом любая информация проходит переработку, актуализируется в соответствии с общепринятыми норами современного общества. Основной канал распространения такой информации — массовые коммуникации (СМК).

В своих «Беседах о Массмедиа» Дениз Э. и Мэррил Д. резюмируют: «Умные чиновники не могут манипулировать журналистами, а умные журналисты не могут подставлять правительство. Обе стороны выиграют больше, если станут сотрудничать друг с другом и растущим меньшинством умных людей, а не противодействовать» [3]. Но не всегда это на практике работает.

Современное телевидение конкурирует с глобальной сетью интернет, что позволяет каждому выбирать наиболее приемлемый для него источник информации, и даже самому становиться таким же источником. Интернет трансформирует облик СМК, позволяя индивидуально решать проблему власти и политического давления, давая возможность человеку «иметь и высказывать Свое мнение», а не быть просто потребителем информации.

СМК выполняют традиционно информационную функцию, но с помощью «технологии медиа-фрейма» концентрируют внимание и создают интерес к заданным темам. «Механизм фрейминга следующий — определяется суть проблемы, причины ее появления, даётся моральная оценка, и предлагаются рекомендации по ее решению. Внимание может привлекаться на уровне выделения отдельных свойств или целого комплекса, формирующего образ объекта или вопроса» [4].

Фрейминг — не только привлекает внимание, но и способствует решению этой проблемы, за счет формирования мнения окружающих. Для этого есть специально обученные люди.

Формирование «повестки дня» происходи с помощью простых приемов:

‒ акцентирование внимания посредством донесения информации о событии или проблеме;

‒ важно-второстепенно, расстановка приоритетов.

‒ периодичность и повторяемость сообщений, привлекает больше внимания к событиям и новостям.

Возвращаясь к первоистокам, к книге У. Липпманна «Общественное мнение», опубликованной в 1922году, можно найти предпосылки новой теории. В первой главе показано, «что СМК создают образ. Он часто является искаженным, но значение СМК состоит в том, что образ становится реальностью для людей. СМК формируют представления о мире в их головах. Реальная среда и представления о ней — это два различных мира» [11].

Уолтер Липпманн обозначил проблему, но не дал ей названия, его исследования продолжили. Б. Коген, М. МакКомб и Д. Шоу, и назвали теорию — «теория повестки дня».

Современная теория «повестки дня» имеет два подхода:

  1. Структура новостей и коммуникаций прямо влияет на качество восприятия информации.
  2. Личные оценки и мнение журналистов освещаемым событиям СМК, влияют на общественное мнение и оценку данных событий.

Резюмируя: под «повесткой дня» можно понимать набор заданных тем и сюжетов, которые актуализированы журналистами как приоритетные.

Можно выделить несколько уровней и видов:

‒ Личная «повестка дня» — это наиболее личные, приоритетные проблемы социального и политического характера для самого человека.

‒ Межличностная — коллективная проблема, которая активно муссируется и касается не одного человека.

‒ Публичные повестки дня — это набор ключевых тем, актуальных в данный момент времени для определенного сообщества или категории населения.

Далее каждую можно разделить на «человеческую», темы которые обсуждаются на межличностном уровне вне зависимости от освещенности в СМК. И, так называемую, «медиа-повестку».

В «медиа-повестку» могут быть сконцентрированы не только публичные, но и личностные проблемы, переросшие затем в публично обсуждаемые. На степень совпадения влияют множество факторов, интересы власти, сезонность, острота темы интерес СМК и элиты.

Так, политическая элита диктует медиа-повестку. Чем влиятельнее политическая фигура, тем проще ему транслировать свои политические приоритеты в систему приоритетов СМК, а значит, скорректировать общественное мнение.

Как это работает в реальности можно проследить на примере выборов президента РФ. В предвыборной игре каждого политика четко разыграны карты, какие темы должны быть вынесены на первый план, какие вопросы «прикрыты» и утаены. К первостепенным относят обычно темы злободневные, острые вопросы для среднестатистического жителя страны. Активно идет массовая проработка тем через СМИ, постоянно поднимаются и обсуждаются «приоритетные» темы, расставляются акценты и в итоге мы видим очередной предвыборный лозунг с транслирующим решение нашумевшей проблемы и дело «в шляпе».

Еще в 70–80-годы проводились масштабные исследования, по результатам которых определены «тенденции, развивающие и конкретизирующие теорию:

‒ выявлено влияние «повестки дня» в разных видах СМК на группы избирателей с различными потребностями в ориентации, политическими интересами;

‒ «повестка дня» сильнее действует на национальном уровне и слабее в региональном масштабе;

‒ наиболее сильное воздействие оказывает обсуждение проблем в СМК, если оно продолжается в течение 8–10 недель, а первые эффекты появляются после 5–7 недель с начала обсуждения;

‒ обсуждение проблемы в течение месяца может поднять интерес к ней с нулевого уровня значимости до высокого, а прекращение соответственно ослабить;

‒ последние по времени сообщения играют более важную роль;

‒ корреляция связана со значимостью проблемы: она тем больше обсуждается в СМК, чем значимее для аудитории» [12].

Подытожим: Информационная повестка дня — это картина мира, отфильтрованная через СМИ, то есть составная часть медиа-реальности.

На формирование «повестки дня» активно влияют следующие факторы:

1) конкуренция каналов. Нужно удерживать лидирующие позиции и вовремя подпитывать внимание аудитории. В результате мы получаем дубляж и получаем однообразие информации по всем каналам.

2) политический (или экономический) заказ. В результате такого заказа экран попадают несущественные с общечеловеческой точки зрения события. Особо жаркая пора в предвыборные времена. Тогда «заказные» статьи преподносятся в огромном количестве, но обыгрываются в различных направлениях, например как новости.

3) на повестку дня влияют и личные пристрастия телевизионного руководства. Они, диктуют редакционную политику канала, основным компонентом которой и является формирование «повестки дня». Выделяя наиболее приоритетные новости, СМИ зачастую не просто доносят информацию, но и определяют её важность для зрителей. Принимая решение о новостях, освещаемых в программе журналисты «устанавливают приоритетность новостей для медиа-потребителей» [14], а значит, ранжируют новости по значимости, руководствуясь своим восприятием.

Информационная повестка дня активно воздействует на формирование личных повесток. Закладывается она с помощью СМК под жесткой цензурой (политической и экономической). Стоит отметить и заметную смену ритма всего телевизионного поля, зрелищность и динамичность телевидения последних лет.

В характере программной политики российских телеканалов выявились определенные тенденции: «Снижение «негатива», уменьшение политической публицистики и острых дискуссий — с одной стороны, с другой — увеличение количества не политических ток-шоу, развлекательных программ и сериалов. Телевидение становилось все более аполитичным и зависимым от рейтинга. При этом господство государства в телевизионном поле, вопреки надеждам, не привело к увеличению числа культурных или образовательных программ» [4].

Яркой чертой сетки вещания телевидения стало четкое закрепление телевизионных жанров по дням времени вещания и дню недели. В выходные и праздничные дни в приоритете развлекательные форматы передач, в будни же главенствуют ток-шоу и сериалы.

Мотивы руководства телекомпаний понятны. С одной стороны это коммерческие проекты, каналы транслирую то, что приносит доход от рекламы и высокий рейтинг. С другой, они жестко ограничены «жизнеутверждающей» идеологией государства, не терпящей сомнения и споры о действиях властей.

СМК один из мощнейших инструментов влияния на сознание человека, там есть и всегда будет контроль посредством цензуры, экономического и политического давления.

Литература:

  1. Борецкий Р. А. «В бермудском треугольнике ТВ» М., 1999г. и Борецкий Р. А. «Осторожно, телевидение!» М., 2002.
  2. Засурский Я. Н. Искушение свободой. Российская журналистика: 1990–2004 гг. М., 2004..
  3. Дэннис, Э.; Мэррилл, Дж. Беседы о масс-медиа. Издательство: М.: Вагриус.1997 г
  4. Лекции по социологии массовой коммуникации // Томский Политехнический Университет.
  5. Засурский Я. Н. Средства массовой информации постсоветской России. М.: Аспект-пресс, 2002.
  6. Бурдье П. О телевидении и журналистике. М., 2002.
  7. Засурский И. И. Реконструкция России. Масс-медиа и политика в 90-е годы. М., 2001.
  8. Качкаева А. «Новейшая история российского телевидения (1985–2004)». // Телерадиоэфир: История и современность. М.: Аспект Пресс, 2005
  9. Долгова Ю. И. Политическая пропаганда на телевидении: особенности моделей и технологий (по материалам избирательных кампаний 1999–2000 гг.). М., 2002.
  10. Сиберт Ф., Шрам У., Питерсон Т. «Четыре теории прессы». М.// Национальный институт прессы, 1998г.
  11. Горохов В. М. «Основы журналистского мастерства». М.: Высшая школа, 1989.
  12. под ред. Засурского Я. Н. Система средств массовой информации в России: Учеб. пособие для вузов по специальности «Журналистика» М.: Аспект Пресс,2003..
  13. Мамардашвили М. Введение в философию. // Мой опыт нетипичен. СПб, 2000,
  14. Брайант Д., Томпсон С. «Основы воздействия СМИ». М.// «Вильямс», 2004..
Основные термины (генерируются автоматически): «повестки дня», повестки дня СМК, формирование «повестки дня», Информационная повестка дня, темы интерес СМК, систему приоритетов СМК, значение СМК, облик СМК, разных видах СМК, событиям СМК, помощью СМК, «повестка дня», общественное мнение, политического давления, «теория повестки дня», Формирование «повестки дня», теория «повестки дня», влияние «повестки дня», приоритетные проблемы социального, Личная «повестка дня».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос