Арт-медиация в деятельности художественных музеев | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №14 (118) июль-2 2016 г.

Дата публикации: 06.07.2016

Статья просмотрена: 2185 раз

Библиографическое описание:

Измайлова, А. Р. Арт-медиация в деятельности художественных музеев / А. Р. Измайлова, М. А. Колокольцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 14 (118). — С. 292-294. — URL: https://moluch.ru/archive/118/32535/ (дата обращения: 25.04.2024).



Данная статья посвящена актуальной проблеме поиска новых средств вовлечения посетителей музея в диалог и дискуссии в пространстве музея. Арт-медиация рассматривается как эффективное метод образовательной деятельности художественного музея.

Ключевые слова: арт-медиация, арт-медиатор, музей участия, диалогическое общение, дискуссия, активизация зрительской позиции

С развитием информационного общества благодаря современным средствам телекоммуникаций, глобальной сети Интернет, электронным ресурсам у человека появились новые возможности получения информации. В этих условиях такой традиционный источник новой информации как музей перестал быть привлекательным для людей, владеющих новыми информационно-коммуникационными технологиями.

В этой связи музею постоянно приходится вносить изменения в понимание собственной миссии, переосмысливать тактику работы с посетителями. Одним из новых подходов в музейной деятельности является коммуникация с публикой и обществом. Данная статья посвящена актуальной проблеме поиска новых средств вовлечения посетителей музея в диалог и дискуссии в пространстве музея.

Общеизвестно, что классические музеи ориентированы на демонстрацию экспонатов, показ коллекций, предоставление информации в готовом виде. Эту информацию, изображение арт-объекта в формате 3D модели современный человек может получить за считанные минуты с помощью подручного гаджета, девайса, компьютера, подключившись к сети Интернет. Поэтому музей, как источник готовой информации, утрачивает свою ценность.

В деятельности музеев нового поколения приоритетными являются вовлечение посетителей в открытые диалоги и дискуссии, позволяющие человеку самому прийти к пониманию, осмыслению увиденного. В диалогическом общении происходит обмен впечатлениями, эмоциями, знаниями, человек получает возможность выразить свою точку зрения в непосредственном взаимодействии. Именно такой формат получения новой информации способен привлечь молодую аудиторию.

Диалогическое общение предполагает активное творческое участие его субъектов. С точки зрения Н. Саймон понятие участия является главной зоной развития музея нового поколения. Автор определяет музею участия как «учреждение, где посетители могут создавать, делиться и соединяться друг с другом на основе его содержания» [6, с. 4]. Современный музей готов отказаться от роли безусловного эксперта в культурных вопросах и представлять не одну точку зрения, выбранную им самим или какой-то обладающей властью группой, а спектр мнений в динамике. Теперь уже зрители сами рассматриваются как источники знаний, а современный музей выступает в роли модератора диалога, который принимает от людей их символические вклады в культуру и искусство и возвращает его в виде рефлексии и обозначение контекстов. По мнению Д. Витмора, понятие «аудитория музея» больше не существует, важен конкретный посетитель [4, с. 4]. Возникает новая для музея задача — установить диалог с каждым из них. Для решения этой сложной задачи необходимы экскурсоводы нового поколения, способные при помощи интеллектуального и эмоционального диалога выполнять роль посредника между художественным произведением и посетителем музея.

Посредничество в научной литературе обозначается термином медиация. Проанализируем далее данное понятие. Еще в Древнем Риме для обозначения понятия посредник использовали термин медиатор. Постепенно этот термин перешел из юридической области в сферу образования и культуры. В музееведении термин медиация используется для обозначения деятельности по передаче информации об искусстве и связанных с ним феноменах.

В контексте такого подхода появился новый метод образовательной деятельности современного музея — арт-медиация. Суть его состоит в организации диалога и обмена мнений публики вокруг художественных произведений. Безусловно, это является самым очевидным условием, отличающим арт-медиацию от традиционной музейной практики. По настоящее время большинство экскурсий выстроены по принципу монолога гида, который сообщает публике преимущественно факты. Зрители выполняют роль пассивных слушателей. Но в соответствии с новыми подходами музей –это пространство для общения, а медиатор — это человек, который объединяет социальные и культурные аспекты, и придумывает новые способы взаимодействия музея и публики. Арт-медиатор выполняет роль третьей стороны, внешней по отношению к ситуации взаимодействия зрителя с произведением искусства. Задача медиатора — вступить в общение со зрителями, которое будет наводить на самостоятельное осмысление. С. Ангияма отмечает, что важно научить арт-медиаторов стимулировать диалог и создавать условия для того, чтобы посетители артикулировали свое восприятие через наблюдение, дискуссию и творчество [1, с. 4]. Однако, на наш взгляд, арт-медиатор помимо активизации зрительской позиции, должен обладать специальными знаниями в области искусства, что позволит ему грамотно управлять диалогом, направлять дискуссию, правильно расставлять акценты.

Арт-медиация предполагает, что все посетители музея, участвующие в диалоге равны между собой, а музейный работник направляет вопросами и работает с посетителями, как навигатор. При этом, важно подчеркнуть, что медиатор не ставит себя в позицию эксперта, не несет заранее заданных ответов, не дает заранее сформированной оценки произведениям искусства, но участвует в процессе ее формирования у зрителя. Таким образом, в процессе дискуссии, вырабатывается совместный, зачастую непредсказуемый результат. Поэтому работа арт-медиатора иногда сравнивают с работой «в прямом эфире» и предполагает импровизацию. Известно, что хорошая импровизация получится у талантливого исполнителя.

Не менее важно является и другая способность арт-медиатора. Речь идет об умении арт-медиатора занимать критическую позицию в отношении высказываний зрителей и корректировать ход дискуссии.

Принимая во внимание все преимущества нового метода арт-медиации в образовательной деятельности художественного музея необходимо учитывает и риски, связанные с его использованием. На практике арт-медиатор может столкнуться с ситуацией, когда зрители не могут высказать своего мнения, выразить свое впечатление. В этом случае диалог, а тем более дискуссия не получатся. Арт-медиатор должен быть готовым и к такому развитию ситуации, и в этом случае выступить в роли традиционного экскурсовода. Не исключено, что по окончании экскурсии, у посетителей возникнет желание обменяться впечатлениями и задать вопросы. Интересная традиционная экскурсия может быть более действенной, чем прямые попытки обращения к зрителю.

Отметим еще одну функцию арт-медиации как метода образовательной деятельности музея. Известно, музей занимается коллекционированием ценностей прошлого и настоящего для того, чтобы сохранить их для будущего. Задача арт-медиатора состоит в том, чтобы сделать для зрителей очевидной связь объектов культурного наследия с настоящим моментом. Связь эта обеспечивается за счет введения произведений в актуальной контекст, как социальный, так и личный. Весьма значимо, арт-медиатор приглашает зрителей предложить собственные интерпретации, так привязывая произведения к контексту их жизни.

Перейдем далее к рассмотрению еще одного аспекта использования метода арт-медиации. В традиционный экскурсии информация, которую должны вынести зрители, остается неизменной, а форма ее подачи мало варьирует зависимости от их особенностей. Новый метод предполагает разработку последовательности медиации как креативного процесса, имеющий, с точки зрения Й. Меесен и Т. Унтерлиген, интуитивный характер [3, с. 4]. Сама разработка экскурсии или занятия, по их мнению, опирается не на стандартизированное представление или план, спущенный от руководства, а на индивидуальные предпочтения и идеи арт-медиаторов.

В заключении необходимо подчеркнуть, что арт-медиация как метод образовательной работы художественных музеев обладает огромным потенциалом для привлечения молодого поколения к культурному наследию. Включение зрителя в контекст диалога способствует не только пробуждению интереса к миру искусства, но и личностному саморазвитию, самопониманию, самоактуализации. Одна из самых лучших черт арт-медиации является то, что она оставляет много свободы и пространства для творчества как для зрителей, так и для самого арт-медиатора. Арт-медиация удовлетворяет актуальную потребность человека в живом общении, что является социально-значимым в настоящее время. В отечественном музееведение новый метод находится в начальной стадии развития, поэтому необходимо изучать и осваивать положительный опыт его использования.

Литература:

  1. Ангияма С. Что такое медиация? // Рабочая тетрадь медиатора 2014. URL: http://manifesta10.org/media/uploads/files/workbook_medi (дата обращения 15.06.2016)
  2. Культура участия: музей как пространство диалога и сотрудничества: сб. науч. ст. / Под ред. Д. Агапова. СПб. 2015. URL: http://www.museum12345.ru/dlya-muzejnykh-sotrudnikov/publications/ (дата обращения 2.06.2016)
  3. Рабочая тетрадь арт-медиатора / Ред. Й. Меесен, Т. Унтерлиген. – URLhttp://manifesta10.org/media/uploads/files/workbook_mediation_rus.pdf (дата обращения 4.06.2016)
  4. Цит. по ст.: Д. Белькевич. Communicating the Museum 2011: MUSEUM and YOU. URL: http://www.artukraine.com.ua/articles/523 (датаобращения 11.06.2016)
  5. Jenkins H. Confronting the Challenges of Participatory Culture. Media Education for the 21st Century / H. Jenkins (P. I.) with R. Purushotma [et al.]. — The MIT Press Cambridge, Massachusetts, 2013. URL: http://mitpress.mit.edu/books (датаобращения 12.06.2016).
  6. Simon N. Participatory museum N. Simon. — Online publication. — 2012. — URLhttp://www.participatorymuseum.org/ (датаобращения 20.06.2016)
Основные термины (генерируются автоматически): диалог, диалогическое общение, зритель, музей, образовательная деятельность, актуальная проблема поиска новых средств вовлечения посетителей музея, дискуссия, зрительская позиция, культурное наследие, музей участия, посетитель, посетитель музея, произведение искусства, пространство музея, современный музей, художественный музей.


Ключевые слова

дискуссия, арт-медиация, арт-медиатор, музей участия, диалогическое общение, активизация зрительской позиции

Похожие статьи

Культурно-образовательная деятельность музея...

Понятие «культурнообразовательная» деятельность музея появилось в отечественном музееведении в начале 1990-х годов. Его активное использование и распространение были связаны с формированием новых методов и способов работы с посетителями различных...

Информационные технологии в музеях как средства...

Применение информационных технологий в музее направлено на решение классической задачи –открытие новых граней культурного наследия. Одновременно этот процесс подчеркивает инновационный потенциал музея...

Интерактивные формы взаимодействия с посетителями как...

Меняются приоритетные направления деятельности современного музея, когда внимание не акцентируется на предметных экспозициях и коллекциях, а перемещается в сторону активного взаимодействия и исследования целевой аудитории...

Воспитательный потенциал музейной экскурсии...

Воспитательная, образовательная работа музеев, составляя важнейший

Следует отметить, что осуществление работы музея с дошкольниками и младшим школьниками, позволяет решать проблему подготовки будущих посетителей, для которых посещение музея будет...

Культурно-просветительская деятельность музеев: формы...

Таким образом, общение музея с посетителями приобретало формат диалога. Таким образом, понятие «культурно-образовательная деятельность» появилось в связи с новой функцией музеев, а значит, пониманием его роли при взаимодействии с аудиторией.

Актуализация культурного наследия в музеях под открытым...

Многие современные музеи сливаются с жизнью местного населения, презентуют народный быт и культуру, и, поэтому такой музей не

Посредниками при актуализации традиции могут выступать сам носитель традиции (коренной житель), сотрудник музея или посетитель.

Роль музея в образовательном процессе школы

Культурно - образовательная деятельность музеев в последние годы приобретает большое значение не только для успешной работы самих музеев, но и для исторического и

Ежегодно музей посещают более 20000 человек, из них до 15000 организованные посетители.

Музей в системе социального воспитания | Статья в журнале...

Музей в системе социального воспитания. Автор: Макеева Ирина Александровна. Рубрика: Педагогика.

В современных условиях культурно-образовательная деятельность ориентирована на личность потенциального и реального музейного посетителя, в связи с этим...

Музей как средство ориентации личности на...

Культурно- образовательная деятельность музеев в последние годы приобретает большое значение не только для успешной работы самих музеев, но и для исторического и

Ежегодно музей посещают более 20000 человек, из них до 15000 организованные посетители.

Культурно-образовательная деятельность музея...

Понятие «культурнообразовательная» деятельность музея появилось в отечественном музееведении в начале 1990-х годов. Его активное использование и распространение были связаны с формированием новых методов и способов работы с посетителями различных...

Информационные технологии в музеях как средства...

Применение информационных технологий в музее направлено на решение классической задачи –открытие новых граней культурного наследия. Одновременно этот процесс подчеркивает инновационный потенциал музея...

Интерактивные формы взаимодействия с посетителями как...

Меняются приоритетные направления деятельности современного музея, когда внимание не акцентируется на предметных экспозициях и коллекциях, а перемещается в сторону активного взаимодействия и исследования целевой аудитории...

Воспитательный потенциал музейной экскурсии...

Воспитательная, образовательная работа музеев, составляя важнейший

Следует отметить, что осуществление работы музея с дошкольниками и младшим школьниками, позволяет решать проблему подготовки будущих посетителей, для которых посещение музея будет...

Культурно-просветительская деятельность музеев: формы...

Таким образом, общение музея с посетителями приобретало формат диалога. Таким образом, понятие «культурно-образовательная деятельность» появилось в связи с новой функцией музеев, а значит, пониманием его роли при взаимодействии с аудиторией.

Актуализация культурного наследия в музеях под открытым...

Многие современные музеи сливаются с жизнью местного населения, презентуют народный быт и культуру, и, поэтому такой музей не

Посредниками при актуализации традиции могут выступать сам носитель традиции (коренной житель), сотрудник музея или посетитель.

Роль музея в образовательном процессе школы

Культурно - образовательная деятельность музеев в последние годы приобретает большое значение не только для успешной работы самих музеев, но и для исторического и

Ежегодно музей посещают более 20000 человек, из них до 15000 организованные посетители.

Музей в системе социального воспитания | Статья в журнале...

Музей в системе социального воспитания. Автор: Макеева Ирина Александровна. Рубрика: Педагогика.

В современных условиях культурно-образовательная деятельность ориентирована на личность потенциального и реального музейного посетителя, в связи с этим...

Музей как средство ориентации личности на...

Культурно- образовательная деятельность музеев в последние годы приобретает большое значение не только для успешной работы самих музеев, но и для исторического и

Ежегодно музей посещают более 20000 человек, из них до 15000 организованные посетители.

Похожие статьи

Культурно-образовательная деятельность музея...

Понятие «культурнообразовательная» деятельность музея появилось в отечественном музееведении в начале 1990-х годов. Его активное использование и распространение были связаны с формированием новых методов и способов работы с посетителями различных...

Информационные технологии в музеях как средства...

Применение информационных технологий в музее направлено на решение классической задачи –открытие новых граней культурного наследия. Одновременно этот процесс подчеркивает инновационный потенциал музея...

Интерактивные формы взаимодействия с посетителями как...

Меняются приоритетные направления деятельности современного музея, когда внимание не акцентируется на предметных экспозициях и коллекциях, а перемещается в сторону активного взаимодействия и исследования целевой аудитории...

Воспитательный потенциал музейной экскурсии...

Воспитательная, образовательная работа музеев, составляя важнейший

Следует отметить, что осуществление работы музея с дошкольниками и младшим школьниками, позволяет решать проблему подготовки будущих посетителей, для которых посещение музея будет...

Культурно-просветительская деятельность музеев: формы...

Таким образом, общение музея с посетителями приобретало формат диалога. Таким образом, понятие «культурно-образовательная деятельность» появилось в связи с новой функцией музеев, а значит, пониманием его роли при взаимодействии с аудиторией.

Актуализация культурного наследия в музеях под открытым...

Многие современные музеи сливаются с жизнью местного населения, презентуют народный быт и культуру, и, поэтому такой музей не

Посредниками при актуализации традиции могут выступать сам носитель традиции (коренной житель), сотрудник музея или посетитель.

Роль музея в образовательном процессе школы

Культурно - образовательная деятельность музеев в последние годы приобретает большое значение не только для успешной работы самих музеев, но и для исторического и

Ежегодно музей посещают более 20000 человек, из них до 15000 организованные посетители.

Музей в системе социального воспитания | Статья в журнале...

Музей в системе социального воспитания. Автор: Макеева Ирина Александровна. Рубрика: Педагогика.

В современных условиях культурно-образовательная деятельность ориентирована на личность потенциального и реального музейного посетителя, в связи с этим...

Музей как средство ориентации личности на...

Культурно- образовательная деятельность музеев в последние годы приобретает большое значение не только для успешной работы самих музеев, но и для исторического и

Ежегодно музей посещают более 20000 человек, из них до 15000 организованные посетители.

Культурно-образовательная деятельность музея...

Понятие «культурнообразовательная» деятельность музея появилось в отечественном музееведении в начале 1990-х годов. Его активное использование и распространение были связаны с формированием новых методов и способов работы с посетителями различных...

Информационные технологии в музеях как средства...

Применение информационных технологий в музее направлено на решение классической задачи –открытие новых граней культурного наследия. Одновременно этот процесс подчеркивает инновационный потенциал музея...

Интерактивные формы взаимодействия с посетителями как...

Меняются приоритетные направления деятельности современного музея, когда внимание не акцентируется на предметных экспозициях и коллекциях, а перемещается в сторону активного взаимодействия и исследования целевой аудитории...

Воспитательный потенциал музейной экскурсии...

Воспитательная, образовательная работа музеев, составляя важнейший

Следует отметить, что осуществление работы музея с дошкольниками и младшим школьниками, позволяет решать проблему подготовки будущих посетителей, для которых посещение музея будет...

Культурно-просветительская деятельность музеев: формы...

Таким образом, общение музея с посетителями приобретало формат диалога. Таким образом, понятие «культурно-образовательная деятельность» появилось в связи с новой функцией музеев, а значит, пониманием его роли при взаимодействии с аудиторией.

Актуализация культурного наследия в музеях под открытым...

Многие современные музеи сливаются с жизнью местного населения, презентуют народный быт и культуру, и, поэтому такой музей не

Посредниками при актуализации традиции могут выступать сам носитель традиции (коренной житель), сотрудник музея или посетитель.

Роль музея в образовательном процессе школы

Культурно - образовательная деятельность музеев в последние годы приобретает большое значение не только для успешной работы самих музеев, но и для исторического и

Ежегодно музей посещают более 20000 человек, из них до 15000 организованные посетители.

Музей в системе социального воспитания | Статья в журнале...

Музей в системе социального воспитания. Автор: Макеева Ирина Александровна. Рубрика: Педагогика.

В современных условиях культурно-образовательная деятельность ориентирована на личность потенциального и реального музейного посетителя, в связи с этим...

Музей как средство ориентации личности на...

Культурно- образовательная деятельность музеев в последние годы приобретает большое значение не только для успешной работы самих музеев, но и для исторического и

Ежегодно музей посещают более 20000 человек, из них до 15000 организованные посетители.

Задать вопрос