Политические ценности как элемент ценностных ориентиров и политической культуры молодежи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Подрезов, К. А. Политические ценности как элемент ценностных ориентиров и политической культуры молодежи / К. А. Подрезов, М. В. Смелова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13.2 (117.2). — С. 57-60. — URL: https://moluch.ru/archive/117/32483/ (дата обращения: 22.12.2024).



В мировом сообществе, и в России в частности, сегодня происходит пересмотр политических отношений и политических ценностей. От России, стремящейся к стабильному положению в мире, требуется проявлять наибольшее внимание к политической культуре и ценностным ориентирам молодежи как наиболее направляемой, нуждающейся в координации, социально-демографической группе.

«Политическая культура – это система исторически сложившихся, относительно устойчивых ценностей, установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности» [12].

Политическая культура состоит из политических опыта, сознания и поведения. Ценности, убеждения и знания входят в идеологический компонент политического сознания – «систему политических знаний, ценностей и идейно-политических убеждений людей, на основе которых вырабатываются наиболее устойчивые и значимые политические ориентации и установки людей в отношении политической системы и их места в ней» [12]. Во втором компоненте политического сознания – эмоционально-психологическом – проявляются ориентации и установки граждан на: политические институты; политические события; отдельные политические роли и др.

Политическая культура включает и результаты политической деятельности субъектов политики, их политического поведения и оценку со стороны большинства данного общества – либо «политическая игра» воспринимается как легитимная, приемлемая, либо как незаконная, отвергаемая.

Функции политической культуры различны, политологи относят к ним, в основном, следующие: познавательную, интегративную (объединяющую), регулятивную, коммуникативную, воспитательную, нормативно-ценностную, идентификационную, адаптационную, социализирующую, охранную, развития и удовлетворения потребностей и интересов в политике, обеспечения социального прогресса.

Мы бы хотели отметить место политических ценностей в структуре политической культуры. «Политические ценности – предпочтительное признание субъектами политики (индивидами, группами, классами, нациями) значимости явлений, процессов и норм политической жизни. К числу основных относятся: права человека, характер, принципы и формы политического устройства и развития общества, его идей, участия людей в политике, выражения и реализации их интересов, культура политики и др.» [6, с. 24-24].

Ценности мы рассматриваем как ядро культуры, они стабильны и меняются крайне медленно. Влиять на них – нелогично и неправильно. Мы не можем сказать, что наши ценности хуже или лучше ценностей наших коллег или оппонентов. Напротив, установки, как и желания, убеждения, интересы, меняются, и их можно поменять.

Ценности формируют политические установки, а они конкретны (например, вступление в партию). И именно ценности регулируют поступки, поведение граждан, их действия в различных ситуациях – через установки.

«Политическая установка – внутренняя, не всегда осознанная готовность субъекта совершать именно те действия, которые адекватны данной социально-политической ситуации. Установка оказывается первым шагом к действию, моделирует позитивное или негативное восприятие власти, правительства, государства и политики в целом» [10, с. 260-261].

Согласно теории установки Д. Н. Узнадзе, установка меняет личность и определяет всю ее психическую деятельность [11, с. 69-88].

Политические ценности, как разновидности социальных, напрямую отражают общественное устройство. Мы видим, что в историческом и географическом контексте ценности и представления о добре и зле относительны, как и моральные принципы, но все же при демократическом или монархическом строе общие тенденции даже в разных странах и эпохах в той или иной степени прослеживаются.

В России, как и в большинстве европейских стран, уместно считать общепризнанными ценностями: национальную безопасность, патриотизм, международную безопасность и сотрудничество, гуманность, свободу. Однако интерпретации одних и тех же ценностей при разных режимах власти, опыте граждан, их законных правах различны. Парадокс в том, что и тоталитаризм, и демократизм, и социализм, и другие способы организации политической системы, хороши они или плохи, оправдываются идеей справедливого и разумного устройства отношений в обществе. (Например, при рабовладельческом строе разделение на свободных собственников и физически трудящихся – естественное явление, рабство заложено в экономических основах. Человеческие и политические ценности другие).

Необразованность (в т. ч., отсутствие знаний о политике, а, следовательно, неактивность в политической жизни), бескультурье, бесправье, несвобода, боязнь силы, как известно, отличают низший класс. Устранение именно этих «симптомов» приводит к изменению положения неблагополучных слоев, к выздоровлению общества. В демократической России, заявляющей о себе как о социальном государстве [7], институты культуры (образования и воспитания), религии, экономики, политики и безопасности, семьи должны поддерживаться на высоком уровне для «создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [7].

«К ценностям, составляющим комплекс феномена, называемого демократизмом, относятся свобода, ответственность, достоинство человека, приоритет личности над обществом, равноправие, справедливость, терпимость, здравый смысл, диалог, воля к компромиссу, сотрудничеству, социальному контакту и гражданскому миру». «Более всего идеалам гуманизма, в политическом плане, соответствует демократия» [2, с. 188-196].

«Безопасность, мир, законность, порядок, права человека» – вот те ценности, которые вызывают позитивное отношение у всех групп населения России по результатам исследования МГУ в 2013 г. Самые негативно воспринимаемые в России – «национализм и коллективизм» [1, с. 24-34]. И. В. Богдан, рассматривая политические ценности под углом политической психологии и их место в сознании населения нашей страны, приходит к выводу: «Наборы ценностей населения могут достаточно адекватно предсказывать его политическое поведение, по крайней мере, в России…. Политическое поведение в России действительно обнаруживает связь с политическими ценностями» [1, с. 24-34].

В России, безусловно, ценность несет сама личность, ее индивидуализм. Отсюда ценностями являются свобода слова, толерантность.

Состояние государства напрямую зависит от состояния молодежи, и наоборот. Это самая энергичная, «ищущая», нестабильная, подвижная часть общества.

Россия ответственна за своих граждан. Если власть поддерживает их, участвует в решении проблем (например, обеспечивает молодых достойной работой), то в ответ получает доверие. Это разумная политика. Иначе неизбежно негативное влияние, особенно, на молодежь, экстремистских, преступных и иных антиправительственных группировок с кардинально другими правилами и нормами «политической игры».

Если мы хотим, чтобы страна процветала, то мы как организаторы работы с молодежью, как преподаватели и как политики будем воспитывать у молодежи любовь к своему социуму, к духовным богатствам родины. Мы будем вовлекать молодежь в жизнь общества, в том числе, и в сферу политики, лидерства, предпринимательства. Мы будем пытаться влиять на выбор деятельности у молодежи, на направленность деятельности, на ее представление о политическом устройстве, на ее политическое поведение. На первый план нашей работы выйдет политическое просвещение и информированность молодежи.

В. А. Зимин, рассматривая политические ценности в постсоветской России, заключает, что: «Важнейшим политическим правом гражданина в России является его право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Настораживает то, что, по данным опроса Фонда общественного мнения, россияне ответили, что участие в выборах – это: «право» - 69%, «обязанность» - 26 % и затруднились ответить – 5 %. Мы видим, что многие избиратели не реализуют свое право выбора. Граждане, не участвующие в голосовании, на наш взгляд, помогают некоторому успеху антидемократических сил» [5].

Голосование мы можем отнести к свободе слова. Получается, что не участвующие в выборах, осознанно не хотят свободно выражать свое мнение и нести за него ответственность. Это создает проблемы – если будущее за молодежью, и «она выступает в роли активного субъекта преобразования общества, драйвера развития будущего страны» [9], то это исключает пассивность, гражданское безразличие и социальную аполитичность каждого. Мы связываем решительное влияние на политические процессы именно с молодым населением. Активный гражданин уважает лидеров своей страны, ориентирован на законное высказывание своих интересов и ждет от политической системы ответа.

Мы считаем, что одним из факторов, влияющих на процесс формирования политических ориентиров, установок, политической культуры молодежи в целом, может быть рассмотрена деятельность организатора работы с молодежью. Ценности усваиваются в процессе адаптации и социализации, а агентом социализации выступает, в том числе, организатор работы с молодежью. Через институты социализации молодежи (партии, объединения, центры) организатор работы с молодежью создает условия для формирования общепризнанных ценностей, учит быть более терпимым, идти на компромиссы, проявлять уважение к прошлому страны, тем самым меняются установки, меняется сам человек.

Конечно, проблема формирования ценностей молодежи является процессом многофакторным (здесь и внутренне содержание каждого индивида, и влияние остальных ценностей общества, и семьи, и окружающей среды, как внешних факторов). Но те же самые разрабатываемые и реализуемые социально значимые проекты (патриотической, экологической, культурной, трудовой направленности) могут использоваться в работе молодежных политиков как один из механизмов формирования демократических ценностей: «уважения закона; уважения личности; политической и религиозной терпимости; приоритета ненасильственных методов решения политических проблем; плюрализма мнений» [4, с. 195].

Патриотизм – как та самая «национальная идея» [8], не может существовать отдельно от цели сделать свою страну сильнее и лучше через выражение своей мирной позиции, через участие в идейно-политической жизни, без экстремистско-террористических вызовов.

Литература:

  1. Богдан, И. В. Политические ценности в современной России: когнитивные, эмоциональные и поведенческие аспекты [Текст]: Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. Политология. Экономика. Право / И. В. Богдан // М.: Центр изучения кризисного общества, 2014. - № 3.
  2. Борзенко И. М., Кувакин, В. А., Кудишина А. А. Основы современного гуманизма: учебн. пособие для вузов / Под ред. В. А. Кувакина и А. Г. Круглова. – М.: Российское гуманистическое общество, 2002. – 350 с.
  3. Дилигенский, Г. Г. Социально-политическая психология. М.: Наука, 1994. –303 с.
  4. Забелин, П.В. Политология: учебник / П. В. Забелин, Л.А. Дрягилев, В.Г. Федцов. М.: Приор, 2002. 240 с.
  5. Зимин, В. А. Политические ценности в постсоветской России [Электронный ресурс]: URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2012/10/politika/zimin.pdf (дата обращения: 11.02.2016).
  6. Ирхин, Ю.В. Политология: учебник / Ю. В. Ирхин, В. Д. Зотова, Л. В. Зотова. М.: Юрист, 2002. – 511с.
  7. Конституция РФ [Электронный ресурс] // Конституция РФ [сайт]. URL: http://www.constitution.ru/ (дата обращения: 11.02. 2016).
  8. Путин, В.В. Патриотизм – это и есть национальная идея / В.В. Путин [Электронный ресурс]: URL: http://tass.ru/politika/2636647 (дата обращения: 11.02. 2016).
  9. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года». [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171835/(дата обращения: 11.02.2016).
  10. Словарь по политологии / под ред. В.Н. Коновалова. Ростов-на-Дону: РГУ, 2010. – 285 с.
  11. Узнадзе, Д. Н. Общая психология / Д. Н. Узнадзе, под ред. И.В. Имедадзе. – СПб.: Питер, 2004. – 413 с.
  12. Учеба и образование. Учебные дисциплины. Политология. Лекции по политологии. Лекция 20 «Политическая культура» [Электронный ресурс]: URL: http://www.webarhimed.ru/page-326.html(дата обращения: 11.02. 2016).
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, ценность, политическая культура, политический, политическое поведение, молодежь, организатор работы, установка, политическая жизнь, политическая система.


Задать вопрос