Элективный курс «Морфология крыла и эволюция полета насекомых» в организации проектной деятельности учащихся
Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 августа, печатный экземпляр отправим 18 августа.

Элективный курс «Морфология крыла и эволюция полета насекомых» в организации проектной деятельности учащихся

В статье раскрыты результаты исследования, связанного с разработкой курса «Морфология крыла и эволюция полета насекомых», материалы которого могут быть использованы при организации проектной деятельности учащихся в основной школе.
Поделиться в социальных сетях
25 просмотров
Библиографическое описание

Шершов, А. Ю. Элективный курс «Морфология крыла и эволюция полета насекомых» в организации проектной деятельности учащихся / А. Ю. Шершов, Н. В. Бусарова, А. В. Марина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13 (117). — С. 863-867. — URL: https://moluch.ru/archive/117/32452/ (дата обращения: 31.07.2021).



В статье раскрыты результаты исследования, связанного с разработкой курса «Морфология крыла и эволюция полета насекомых», материалы которого могут быть использованы при организации проектной деятельности учащихся в основной школе.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, проектная деятельность, элективный курс, полет насекомых.

В современных условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования (ООО), рассматривающего в качестве одного из механизмов достижения образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) проектную деятельность школьников, учителя-предметники, биологи в том числе, испытывают определенные сложности, связанные с традиционным подходом к ее организации. Этот традиционный подход заключается в коллективной форме реализации проектных исследований, добровольности их выполнения, сложности и объемности решаемых задач, однообразии форм конечного продукта исполнения и др. Данный подход требует существенного пересмотра, обусловленного обязательностью выполнения проектных исследований каждым изучающим учебный предмет, индивидуальным характером выполнения исследования, разнообразием форм конечного продукта.

В этой связи считаем важным условием эффективности проектной деятельности оказание методической помощи учителю биологии в определении примерной тематики проектных работ, подборе доступных для школьников методик исследовательской работы, определении возможных форм представления результатов проектной деятельности.

Учитывая, что в Нижегородской области наиболее востребованными в практике реализации учебного предмета «Биология» основной школы по ФГОС являются линейный и концентрический вариант учебных программ Н. И. Сонина и В. Б. Захарова [7, 8], считаем возможным акцентировать внимание школьного учителя на возможностях организации проектной деятельности, связанной с рассмотрением отдельных таксонов изучаемых в 7–8 классах царств живой природы. В качестве такого таксона нами выбран класс Насекомые (тип Членистоногие, подтип Трахейнодышащие, надкласс Шестиногие). Выбор этой систематической единицы обусловлен нашими личными научными интересами [1–6], огромной пластичностью этой группы животных, доступностью материала, недостаточностью времени, отводимого на изучение насекомых учебными программами.

В рамках нашего исследования «Изучение отдельных вопросов строения насекомых в школьном курсе биологии 7 класса» была разработана программа курса «Морфология крыла и эволюция полета насекомых» для учащихся, изучающих животных (по разным вариантам программ, это либо 7, либо 8 касс) основной школы. Данный курс может выступать в качестве элективного курса предпрофильной подготовки для учащихся, увлекающихся биологией, либо как дополнительный курс внеурочной направленности, реализуемый в рамках программы внеурочной деятельности образовательного учреждения.

Считаем, что данный курс является эффективным механизмом, актуализирующим и индивидуализирующим учебный процесс.

Данный курс рассчитан на изучение в объеме 1 часа в неделю, годовой объем изучения составляет 34 часа. Он призван сформировать у учащихся знания об особенностях организации насекомых, связанных со спецификой полета.

Программа курса предусматривает проведение экскурсий в природу, которые имеют большое образовательное значение и играют важную роль в изучении биологических и экологических вопросов, так как дают возможность более близко и конкретно познакомиться с миром насекомых, понаблюдать за ними в естественной среде.

Материал программы заметно развивает и углубляет знания учащихся, получаемые на уроках, а привлечение дополнительной информации межпредметного характера формирует разнообразные виды универсальных учебных действий, способствует достижению личностных результатов, позволяет заинтересовать школьников и обеспечить рост их познавательной активности, развитие их аналитических способностей.

  1. Пояснительная записка

Курс «Морфология крыла и эволюция полета насекомых» является важным звеном общеобразовательной подготовки школьников, изучающих биологические дисциплины. Он охватывает теоретические и практические блоки содержания, которые являются равноправными. Общее число часов — 34, из них теоретические занятия — 26 часов, лабораторные занятия — 5 часов, практические занятия — 1час, экскурсии — 2 часа.

  1. Целевое назначение программы

Цели и задачи:

  1. Расширение и углубление системы биологических знаний учащихся о насекомых и особенностях их строения, связанных с полетом.
  2. Формирование диалектико-материалистического мировоззрения учащихся, обеспечение понимания роли и места насекомых в природе и жизни человека;
  3. Осуществление экологического образования и воспитания школьников, формирование бережного отношения к природе родного края и готовности к активным действиям по ее охране;
  4. Развитие умений вести наблюдения за представителями класса насекомые в естественной среде обитания и лабораторных условиях.
  1. Ведущие теоретические идеи курса

Школьники, изучающие биологию насекомых, должны быть знакомы с морфологией насекомых, строением отдельных систем органов, обуславливающих способность к полету, их морфологическими, физиологическими и экологическими особенностями.

Ведущими теоретическими идеями курса являются:

– социальный заказ общества школе;

– экологизация биологического образования;

– стандартизация содержания школьной биологии;

– личностно-деятельностный подход к обучению, развитию и воспитанию учащихся;

– развивающий и воспитывающий характер биологического образования.

  1. Ключевые понятия курса

«Биология насекомых», «экология насекомых», «приспособленность насекомых к условиям обитания», «видовое разнообразие насекомых», «феномен полета насекомых», «особенности строения крыла насекомых», «специфика полета насекомых», «механика полета», «эволюция полета».

  1. Содержание кружка

Тема 1. Введение (4 часа).

Общие сведения о насекомых.

Экскурсии:

  1. Знакомство с насекомыми в природе или знакомство с коллекциями насекомых музея природы своего города.

Практические работы:

  1. Оформление альбома по итогам работы.

Тема 2. Особенности строения насекомых, связанные с полетом (11 часов).

Внешнее строение насекомого. Строение основных систем органов насекомых, связанных с полетом.

Лабораторные работы:

  1. «Внешняя организация насекомых».
  2. «Морфологические адаптации насекомых к полету».
  3. «Адаптации внутреннего строения насекомых к полету».

Тема 3. Функциональная морфология крыла насекомых (9 часов).

Основные теории возникновения крыла насекомого. Крыло и его строение.

Лабораторные работы:

  1. «Строение крылового аппарата».
  2. «Изготовление микропрепаратов крыльев разных таксономических групп насекомых».

Тема 4.Феномен полета насекомых (9 часов).

Эволюция крылового аппарата.Физические основы полета. Подходы к рассмотрению проблемы создания аэродинамических сил машущим крылом, образование вихревых колец. Эволюция аэродинамики полета насекомых.

Лабораторные работы:

  1. «Общие и отличительные черты, связанные с полетом, у разных групп насекомых».

Обобщение (1 час).

Тематический план

Название темы

Количество часов

теоретические занятия

практические занятия

лабораторные занятия

экскурсии

Ведение (4 часа).

1

1

2

1. Общие сведения о насекомых.

1

2. Знакомство с насекомыми в природе или знакомство с коллекциями насекомых музея природы своего города

2

3. Оформление альбома по итогам работы.

1

II. Особенности строения насекомых, связанные с полетом (11 часов).

8

3

1. Внешнее строение насекомого.

2

3

2. Строение основных систем органов насекомых, связанных с полетом.

6

III. Функциональная морфология крыла насекомых (9 часов).

8

1

1. Основные теории возникновения крыла насекомого.

2

1

2. Крыло и его строение.

3

3

IV. Феномен полета насекомых (9 часов).

8

1

1. Эволюция крылового аппарата.Физические основы полета.

2

2. Подходы к рассмотрению проблемы создания аэродинамических сил машущим крылом, образование вихревых колец.

3

3. Эволюция аэродинамики полета насекомых.

3

1

Обобщение (1 час).

1

Итого:

26

1

5

2

  1. Ожидаемые результаты обучения

В результате проведения курса школьник должен:

знать:

– особенности внешнего строения насекомых;

– морфологические особенности крыла;

– особенности строения крыловой мускулатуры;

– черты строения крыла, связанные с полетом;

– основные гипотезы полета насекомых;

– специфические особенности полета насекомых;

– механизм полета насекомых;

уметь:

– определять особенности строения крыла разных групп насекомых, связанные с полетом;

– работать с лабораторным оборудованием.

  1. Характеристика целесообразной методики построения курса

Курс предполагает использование традиционных для биологических дисциплин организационных форм обучения: теоретических (лекции), практических, лабораторных занятий и экскурсий. Они представляют целостную систему подготовки учащихся.

Теоретические занятия являются исходным звеном в реализации программы. На них последовательно, в сжатом виде излагаются важнейшие теоретические основы биологической организации насекомых. Они способствуют вычленению самого существенного, основного. Конкретизация рассмотренных вопросов содержания осуществляется на лабораторных, практических занятиях и экскурсиях.

Лабораторные и практические занятия позволяют углубить и расширить знания школьников о морфологических особенностях строения насекомых, связанных с полетом, сформировать исследовательские умения и навыки работы в природе, с лабораторным оборудованием. Они дают возможность составить собственное мнение об экологическом состоянии районов исследования и направлениях конкретной природоохранительной деятельности учащихся.

На экскурсиях учащиеся расширяют теоретические знания, знакомятся с конкретными приемами исследовательской работы, приобретают практический опыт природоохранной деятельности и экологически грамотного поведения.

  1. Текущий иитоговый контроль

Программа предполагает следующие формы контроля:

  1. Подготовка и написание рефератов по темам, предусмотренным планом;
  2. Написание творческих отчетов;
  3. Обобщение в форме семинара.

Список литературы

а) для учителя:

  1. Бей-Биенко Г. Я. Общая энтомология / Г. Я. Бей-Биенко. — СПб.: Проспект науки, 2008.
  2. Бродский А. К. Механика полета насекомых и эволюция их крылового аппарата / А. К. Бродский. — Л.: ЛГУ, 1988.
  3. Дедюхин С. В. Принципы и методы эколого-фаунистических исследований наземных насекомых: Учебно-методическое пособие. / С. В. Дедюхин. — Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2011.
  4. Курс общей энтомологии / Ю. А. Захваткин — М.: Колос, 2001.
  5. Мамаев Б. М. Определитель насекомых европейской части СССР / Б. М. Мамаев. — М.: Просвещение, 1976.
  6. Мамаев Б. М. Энтомология для учителя / Б. М. Мамаев, Е. А. Бордукова. — М.: Просвещение, 1985.
  7. Свидерский В. Л. Полет насекомого / В. Л. Свидерский. — М.: Наука, 1980.

б) для учащихся:

  1. Горностаев, Г. Н. Определитель отрядов и семейств насекомых средней полосы Европейской части СССР / Г. Н. Горностаев. — М.: МГУ,1986.
  2. Плавильщиков, Н. Н. Определитель насекомых / Н. Н. Плавильщиков. — М.: Топикал, 1994.
  3. Росс, Г. Энтомология / Г. Росс, Ч. Росс, Д. Росс. — М.: Мир, 1985.

Считаем, что использование содержания всего курса или отдельно взятых тем в качестве тематики проектных работ школьников может существенно расширить возможности организации проектной деятельности учащихся и окажет методическую помощь учителю биологии в организации этой работы со школьниками.

Литература:

  1. Бусарова Н. В. Использование клопа-солдатика в качестве объекта изучения фенетической изменчивости / Н. В. Бусарова, А. В. Марина, Д. М. Кривоногов // Биология в школе. — 2011. — № 3. — С. 14–22.
  2. Бусарова Н. В. Фауна и экология полужесткокрылых (Heteroptera) высокогорной и горной провинций Южного Дагестана / Н. В. Бусарова. — Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — 2012. — № 2–3. — С. 123–126.
  3. Марина А. В. Биология. Многообразие живых организмов. Животные. 8 класс: методическое пособие / А. В. Марина, В. И. Сивоглазлов. — М.: Дрофа, 2016. — 165 с.
  4. Марина А. В. Колорадский жук как объект изучения фенетической изменчивости популяций/ А. В. Марина, Н. В. Бусарова, Д. М. Кривоногов // Биология в школе. — 2011. — № 1. — С. 43–55.
  5. Марина А. В. Методическое пособие к учебнику В. Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс». / А. В. Марина, В. И. Сивоглазов. — М.: Дрофа, 2015. — 398 с.
  6. Определитель семейств насекомых: учебно-методическое пособие / Сост.: Н. В. Бусарова, О. П. Негробов. — Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2016. — 219 с.
  7. Программа основного общего образования. Биология. 5–9 классы Линейный курс (авторы Н. И. Сонин, В. Б. Захаров) // Рабочие программы. Биология. 5–9 классы: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа, 2013. — С. 151–239.
  8. Программа основного общего образования. Биология. 5–9 классы Концентрический курс (авторы Н. И. Сонин, В. Б. Захаров) //Рабочие программы. Биология. 5–9 классы: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа, 2013. — С. 3–150.

основные термины

генерируются автоматически
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, проектная деятельность, элективный курс, полет насекомых
дата публикации
июль-1 2016 г.
рубрика
Педагогика
язык статьи
Русский
Опубликована