Библиографическое описание:

Картышева Е. А. Личностные акцентуации современного студента // Молодой ученый. — 2016. — №13.3. — С. 34-35.



Развитие личности, согласно концепции С. Л. Рубинштейна, проходит в общем контексте «жизненного пути» индивида [2]. Б. Г. Ананьев определял жизненный путь индивида как историю «формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения», жизненный путь имеет определенные фазы, связанные с изменениями в образе жизни, системе отношений, жизненной программе [3, с. 169–208]. Исследованию личностных особенностей в виде ценностных ориентаций было посвящено много трудов: вопрос изучали исследователи различных направлений, таких как философия, психология, социология.

Изучению личности в контексте акцентуаций, свойственных индивиду были посвящены труды Е. А. Климова, А. В. Суворова, В. Франкла, А. Маслоу, К. Роджерса и многих других отечественных и зарубежных ученых и исследователей. В многочисленных исследовательских литературных источниках, феномен «ценность» рассматривается как ценностные ориентации, потребность, мотив и т. д.

Важнейшей особенностью личности в студенческом возрасте является убыстренное развитие самосознания посредством рефлексии на себя и других. Считается, что чем выше развит индивид (имеется в виду образование и воспитание), тем богаче его рефлексия. А. Бек считает, что у каждого человека в когнитивном функционировании имеется свое слабое место — «когнитивная уязвимость». Именно она располагает человека к поведенческим депривациям. Личность, по А. Беку, формируется схемами или когнитивными структурами, которые представляют собой базальные убеждения. Данные схемы начинают складываться в детстве на основе личного опыта и идентификации со значимыми другими. [1, с. 97–108] По мнению Б. Г. Ананьева, направленность личности объединяет доминирующие ценностные установки и ориентиры, которые выражаются в деятельности индивида. По мнению Ш. Шварца, личностные ориентации являются интериоризированными индивидом ценностями социальных групп, в которые входит личность на всем пути жизнедеятельности [3, с. 169–208].

С целью выявления уровня и характерных личностных черт молодых людей было проведено диагностическое исследование, по методу М. Рокича, в адаптации Б. С. Круглова. Объектом исследования выступили 30 студентов Гуманитарно-технологического колледжа от 16 до 18 лет.

Было выявлено, что в студенческом коллективе предпочитаемыми ценностями являются: материальная обеспеченность; самостоятельность; здоровье, жизнь в удовольствие; интересная работа; любовь; свобода; друзья; счастливая семейная жизнь; активность. Отвергаемыми ценностями было зафиксировано: равенство индивидов; красота природы и искусства; уверенность в себе; творчество.

Для молодых людей, социальное пространство предстает в реальности общения, а также в самостоятельно существующей в ней реальности перечня обязанностей и прав. Взаимодействие путем общения для студентов исключительно значимая деятельность и условие бытия. Особое значение и смысл приобретают для молодых людей обязанности и права, существующие в социуме.

Период юношества — это период, когда индивид учится сознательно формулировать свои ценностные ориентации. И наряду с этим стремится сохранить и донести свою уникальность. Также фиксируется наличие механизма идентификации — обособления. Именно на данном возрастном этапе индивид зачастую подвержен асоциальному поведению в процессе осознания молодым человеком своей уникальности. Для студентов социальное пространство раскрывает потенциал их будущих возможностей путем овладения системой обязанностей и прав. Механизм идентификации влияет на сферу чувств индивида, делая его богаче и одновременно ранимее.

Личность студента требует внимательного изучения и психолого-педагогического руководства в течение всего периода обучения. Проблема социально-психологических предпосылок эффективности становления личности студента является весьма сложной и многогранной задачей, которая, в свою очередь, требует пристального внимания в период становления личности.

Социально-психологические аспекты воспитания и обучения обеспечивают решение определенных задач, стоящих перед профессиональным образованием. Сама по себе социализация личности молодого человека, представляет собой процесс формирования его личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения индивидом социального опыта, в ходу которого личность преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в его окружении. Каждый индивид формирует свою концепцию себя, других, мира и концепцию своего существования в социуме. Данные концепции подкрепляются дальнейшим опытом человека и, в свою очередь, влияют на формирование личностных убеждений и ценностей.

Литература:

  1. Осипова А. А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 512 с., С. 97–108.
  2. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. — 424 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/rubin_prob/.
  3. Сухов А. Н., Бодалев А. А., Казанцев В. Н. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений; под ред. Сухова А. Н., Деркача А. А. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 600 с.
Основные термины (генерируются автоматически): молодых людей, становления личности, ценностные ориентации, Важнейшей особенностью личности, жизненный путь индивида, становления личности студента, период становления личности, личности молодого человека, «жизненного пути» индивида, Изучению личности, социальное пространство, Развитие личности, Исследованию личностных особенностей, сферу чувств индивида, развития личности, личностных черт молодых, направленность личности, интериоризированными индивидом ценностями, коллективе предпочитаемыми ценностями, формирование личностных убеждений.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос