Библиографическое описание:

Сорокина И. Р., Максименко А. А., Сальникова А. О., Стародубцева С. С. Анализ отношения студентов к профессии социального педагога // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 860-863.



Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме отношения молодёжи к профессии социального педагога. На основе анализа данных анкетирования авторами предпринимается попытка выявить особенности отношения как у студентов, приобретающих профессию по направлениям «Педагогика и психология девиантного поведения» и «Психолого-педагогическое образование», так и у студентов педагогического института, обучающихся по разным направлениям.

Ключевые слова: социальный педагог, профессия социального педагога, отношение студентов к профессии социального педагога

Среди двадцати тысяч профессий, официально зарегистрированных Международной организацией труда, есть и профессия «социальный педагог». Несмотря на то, что уже более пятнадцати лет в России введён институт социальных педагогов (как профессия), призванный обеспечить систему социальной помощи и защиты населения, многим гражданам об этом мало что известно [5].

Социально-экономические процессы, происходящие в современном российском обществе, предъявляют повышенные требования к профессионализму специалистов всех уровней, в том числе и к педагогу, как ключевой фигуре всех происходящих инновационных изменений в образовании [2].

Социальный педагог — организатор работы с детьми и взрослым населением в микросоциуме. Он осуществляет педагогическую, методическую, исследовательскую деятельность, которая направлена на защиту прав детей в обществе, содействие им в период социального и профессионального становления, а также на взаимодействие со взрослым населением, нуждающимся в социально-педагогической помощи.

Социальный педагог должен обладать такими качествами, как: эмпатия, доброжелательность, деликатность, аутентичность (естественность), открытость, конкретность, непосредственность, коммуникабельность, инициативность [1].

Социальный педагог — в некотором смысле универсал, хотя его универсализм имеет достаточно четкие предметные границы, задаваемые квалификационной характеристикой, содержанием проблем, связанных с воспитанием подрастающих поколений и возможными путями их решения. Инструментальное и смысловое содержание социальной работы аккумулирует в себе пограничные элементы смежных профессиональных областей (психология, социология, юриспруденция, педагогика и др.) на основе взаимообмена информацией и технологиями. В связи с этим компетентность в различных областях человеческой деятельности — главное, что характеризует готовность социального педагога к выполнению профессиональных функций в современном обществе [4].

Деятельность социального педагога распространяется на различные категории населения и предусматривает активизацию социокультурных и социально-педагогических функций общества, семьи, личности. Социальный педагог играет активную роль в структурировании, программировании и координации действий различных систем социальной помощи населению. Он также оказывает активное влияние на личность или группу людей [3].

В зависимости от профиля, специализации местом работы социального педагога могут быть:дома и микрорайоны; социально-педагогические службы образовательных учреждений (дошкольных, внешкольных, общеобразовательных и профессиональных школ, колледжей, лицеев, школ-интернатов, детских домов, средних специальных учебных заведений, вузов); социальные службы специализированных учреждений (пансионатов для пожилых, домов престарелых, семейных детских домов, центров реабилитации, социальных приютов; частная практика и т. д. [2].

Профессионализм в работе социального педагога зависит от личностных качеств человека, избравшего этот вид деятельности как уникальную сферу доверия между людьми, рождающую основу для их взаимопонимания, взаимопомощи и взаимной ответственности. Следовательно, социальному педагогу необходимо обладать такими качествами как: естественность — способность быть самим собой в процессе взаимодействия с окружающими; доброжелательность — способность доброго, приязненного восприятия окружающих, готовность к всемерной поддержке человека, нуждающегося в этом; эмпатия — умение стать на позицию восприятия мира таким, каким его воспринимают другие люди с целью поиска компромиссного решения возникшей проблемы; открытость — умение искренне говорить о своих чувствах и мыслях, передовая их собеседнику; деликатность — мягкость, вежливость, тактичность в общении с другими людьми; конкретность — умение не «растекаться мыслию по древу», отвечая на поставленный вопрос или излагая собственное суждение.

Дети, подростки, их воспитатели обращаются к социальному педагогу в трудные минуты своей жизни. Разочарованные, потерявшие надежду, страдающие и мучимые сомнениями, не умеющие самостоятельно решить возникшие проблемы, они ждут понимания, сочувствия, человеческой поддержки и конкретной помощи. Помочь словом и делом, содействовать тому, чтобы каждый из них поверил в себя, переоценил свои ценности и прозрел — главная задача социального педагога [1].

Лабиринт Задачи социально-педагогической деятельности определяют ближайшую перспективу разрешения конкретных проблем социальной жизни. Одна цель может быть достигнута через реализацию задач по нескольким направлениям (профилактическому, реабилитационному, правозащитному и др.). Среди задач профессиональной деятельности социального педагога можно выделить следующие:

‒ создание условий для сохранения, укрепления физического, психического, нравственного, социального здоровья подопечного;

‒ формирование и развитие нравственных качеств, социально значимых ориентации, установок в жизненном самоопределении подопечного;

‒ предупреждение, устранение прямых и косвенных десоциализирующих влияний микросоциума на развитие ребенка;

‒ создание благоприятных условий в микросоциуме для развития способностей, реализации возможностей подопечного;

‒ реализация системы профилактических, реабилитационных мер, направленных на оптимизацию процесса социальной адаптации подопечного[1].

Студенчество — это социальная группа, состоящая из молодёжи, обучающейся в высших учебных заведениях. Это довольно мобильная социальная группа, его состав ежегодно меняется, так как число принимаемых в вузы превышает число выпускаемых специалистов. Студенчество — это передовая часть населения, являющаяся наиболее подготовленной, образованной частью молодежи. Существенная социальная черта студенчества — его близость по характеру деятельности, интересам, ориентации к социальной группе интеллигенции, специалистов. Этим же определяется и внутренняя неоднородность студенчества не только по социальному происхождению, национальности, демографическим признакам, но прежде всего по чертам профессионального облика, близким к чертам соответствующих отрядов специалистов.

Чтобы выявить отношение студентов, обучающихся по разным направлениям, к профессии соц. педагога методом анкетирования проводилось исследование.

В качестве гипотезы исследования проверялось предположение о том, что существует различие в отношении к профессии социальный педагог у студентов, обучающихся по направлениям «Педагогика и психология девиантного поведения» и «Психолого-педагогическое образование», и у студентов педагогического института, обучающихся на разных направлениях в профессии педагога.

Анкета состояла из 7 открытых вопросов, касающихся деятельности социального педагога и особенностей его профессии. В исследовании приняли участие 125 человек разных факультетов педагогического института ВлГУ: физико-математический факультет, исторический факультет, факультет иностранных языков, факультет психологии и факультет физической культуры и спорта (по 25 человек с каждого факультета).

Обработка результатов проводилась контент-анализом. Контент-анализ — это метод обработки, при котором из всех ответов анкеты выделяются общие контенты. В данном случае на каждый из семи вопросов анкеты выделено 5 контентов.

Вопросы анкеты с выделенными контентами, последние контенты наиболее приближенны к правильному ответу: 1 вопрос анкеты — какую ассоциацию вызывает у вас слово «социально-педагогическая деятельность»? — контенты: никакую, работа с детьми, школа, общественно-обучающая деятельность, социальное воспитание личности. 2 вопрос анкеты — Как бы вы определили «социальный педагог — это»? Выделены следующие контенты: никак, специалист в области соц. педагогики, консультант, общественный педагог, специалист по работе с детьми. 3 вопрос — что такое технология работы социального педагога лично для вас? Выделены контенты: затрудняюсь ответить, принцип работы соц. педагога, общение с детьми, методика работы соц. педагога, совокупность методов и приемов работы соц. педагога. 4 вопрос — в чем цель социально-педагогической деятельности? Контенты:затрудняюсь ответить, воспитание и развитие детей, оказание помощи детям, позитивные изменения в человеке, решение проблем десоциализации. 5 вопрос — кто должен заниматься социально-педагогической деятельностью? Выделены контенты: затрудняюсь ответить; социальный педагог; человек, умеющий общаться с детьми; человек, разбирающийся в возрастной психологии; специалист, обладающий знаниями соц. педагогики. 6 вопрос — социальная адаптация подрастающего поколения — приоритетная задача России: так ли это на самом деле? Почему? Контенты: затрудняюсь ответить; нет, это не так; да, потому что дети должны научиться адаптироваться; да, потому что подростки склонны к аддиктивному поведению; да, так как подрастающее поколение — это будущее России. 7 вопрос — Какие проблемы социального воспитания особо актуальны для современной России? Выделены контенты: не вижу никаких проблем, проблемы духовно-нравственного воспитания, проблемы современных семей, проблемы девиантного поведения, отсутствие системы организации соц.воспитания.

В таблице 1 приведены результаты исследования по каждому вопросу в процентном соотношении. На рис. 1 приведены показатели правильных ответов на вопросы анкеты в целом для каждого факультета.

Лабиринт Таблица 1

Результаты исследования по каждому вопросу впроцентном соотношении

Вопрос/ факультет

ФКС

ФМФ

ИФ

ФИЯ

ФП

1 вопрос

4 %

8 %

12 %

4 %

44 %

2 вопрос

0 %

4 %

4 %

8 %

40 %

3 вопрос

0 %

8 %

4 %

8 %

36 %

4 вопрос

4 %

8 %

8 %

12 %

48 %

5 вопрос

4 %

12 %

12 %

16 %

52 %

6 вопрос

12 %

32 %

32 %

32 %

56 %

7 вопрос

4 %

20 %

12 %

16 %

32 %

Рис. 1. Процент правильных ответов на вопросы анкеты в целом для каждого факультета

Согласно математико-статистической обработке данных можно сделать следующие выводы: в зависимости от подготовки студентов на разных факультетах у них уже сформировано научное мировоззрение о социальном воспитании, о том, что в него входит и кто этим занимается. Например, студенты, приобретающие профессию по направлению «Физическое воспитание» мало осведомлены о том, что такое социально-педагогическая деятельность и не считают проблему социального воспитания подрастающего поколения приоритетной. Студенты факультета психологии, обучающиеся по направлениям «Педагогика и психология девиантного поведения» и «Психолого-педагогическое образование» наоборот более заинтересованы и более опытны в этом вопросе — 44 % правильных ответов в целом. Неплохую осведомленность о профессии социального педагога также показали факультет иностранных языков и физико-математический факультет (13,7 % и 13,2 % правильных ответов соответственно). Исторический факультет справился с задачей немного хуже — 12 % правильных ответов на каждый вопрос анкеты в целом.

Литература:

  1. Овчарова Р. В. // Справочная книга социального педагога. — М; Изд: ТЦ Сфера — 2004. — С.480.
  2. Щеткина И. А. Отношение молодых педагогов к профессии учителя: социологический анализ.
  3. Куличенко Р. М. Современная модель социального педагога как специалиста. Державинские чтения, 2001.
  4. Николаева И. С. // Профессиональная компетентность социального педагога. Мир науки, культуры, образования. № 4 (23) 2010.
  5. Багулина Н. В. Методика работы социального педагога в общеобразовательной школе [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011г.); Т.I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 99–102.
Основные термины (генерируются автоматически): социального педагога, профессии социального педагога, работы социального педагога, деятельности социального педагога, психология девиантного поведения», Социальный педагог, профессия социального педагога, готовность социального педагога, Деятельность социального педагога, задача социального педагога, работе социального педагога, правильных ответов, социальный педагог, компетентность социального педагога, модель социального педагога, книга социального педагога, направлениям «Педагогика, вопрос анкеты, студентов педагогического института, «Психолого-педагогическое образование».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос