Авторы: Деньга Андрей Владимирович, Шлыков Владислав Валентинович

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №13 (117) июль-1 2016 г.

Дата публикации: 30.06.2016

Статья просмотрена: 71 раз

Библиографическое описание:

Деньга А. В., Шлыков В. В. Медицинская информационная система для автоматизации рабочего места врача // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 108-110.



В работе представлены результаты разработки медицинской информационной системы «DoctorHelper», рассмотрен один из способов автоматизации электронной медицинской карты с помощью созданной медицинской информационной системы. Подобраны оптимальные условия доступа врача к базе пациентов и их диагнозов. Разработанное программное приложение простое в использовании для просмотра и управления электронной картой пациента.

Ключевые слова: электронная медицинская карта, медицинская информационная система, база данных, электронный документооборот, оптимизация, CRM, FTP

Информационные системы вмедицине. Современные медицинские учреждения, диагностические центры, работают и накапливают огромные объемы данных. От того, насколько эффективно эта информация используется, зависит качество медицинской помощи. Информационные технологии в медицине сегодня становятся неотъемлемой составляющей здравоохранения. На смену эпохи бумажных носителей и документооборота информации пришли специализированные базы данных и информационные системы (ИС).

Любые информационные системы принято делить на типы, в зависимости от задач которые они ставят перед собой. Таким образом, можно типизировать медицинские информационные системы следующим образом:

‒ Системы для работы с пациентами — обеспечивают быструю обработку данных и качественную работу с пациентами;

‒ Системы для работы с ресурсами — используются для планирования ресурсов медицинского учреждения, а именно ресурсов персонала и оборудования;

‒ Системы анализа полученных данных — позволяют запросить из банка данных результаты обследований или заболеваний, показывают общую картину здоровья пациентов.

Приведенные системы охватывают всю деятельность медицинских учреждений. Основные уровни медицинских информационных систем показаны на рисунке 1.

C:\Users\Андрей\Desktop\1.jpg

Рис. 1. Уровни медицинской информационной системы

На данный момент при разработке программного обеспечения (ПО), которое используется в учреждениях здравоохранения, стоят такие проблемы как: создание единой структуры медицинской карточки, постоянное обновление медицинских данных, предоставление возможности анализа первичной информации для дальнейшего прогнозирования. Это объясняется сложностью структурой и организацией работы разнонаправленных медицинских учреждений. Для решения этих задач первичным и необходимым условием является разработка специализированного электронного документа — электронной медицинской карты (ЭМК).

Электронная медицинская карта является ресурсом информации, позволяет оперировать данными пациентов, проводить внутренний и внешний обмен между подразделениями медицинских учреждений. Вести учет и хранение медицинской информации в структурированном виде. Позволяет вести анализ, поиск необходимой информации и предоставляет другие возможности благодаря структурированности.

Принцип действия ЭМК в концепте является единственным информационным ресурсом, который позволяет оперировать личными данными пациентов, а также обмениваться такими данными с другими медицинскими учреждениями для составления, учета и хранения медицинской информации.

Методы исредства разработки. Программный продукт создан в среде программирования Visual Studio с помощью языка программирования C# и библиотек встроенных в.NET Framework 4.5. База данных размещается на сервере MySQL. Модель базы данных была реализована с помощью системы управления базами данных MySql Workbench. Для реализации информационной системы «DoctorHelper» был развернут и настроен FTP Server, который функционирует совместно с базой данных и обеспечивает сохранение иллюстративного материала.

При разработке данного программного продукта было предусмотрено, что система необходима для сбора и получения собранной информации о пациенте. Таким образом, разработанное программное обеспечение является CRM-системой, которая обеспечивает управление взаимоотношениями с клиентами медицинского учреждения.

Электронная медицинская карта. В ходе анализа существующих медицинских систем электронного документооборота разработан программный продукт, основной задачей которого является: сбор и отображение информационных ресурсов медицинских учреждений, сохранение иллюстративного материала. ЭМК для информационной системы «DoctorHelper» складывается и хранится в автоматизированной информационной базе медицинского учреждения. Структура ЭМК позволяет применять карту в учреждениях, предоставляющих первичную, вторичную и дальнейшую помощь, с учетом характера и особенностей оказания помощи.ЭМК позволяет моделировать события и работает со следующими объектами информационной системы: электронная карточка пациента, специализированный GUI-интерфейс.

Электронная карточка пациента состоит из программных модулей:

  1. Общая информация о пациенте.
  2. Записи по работе с пациентом:

a. Анализы;

b. Процедуры;

c. Снимки заболеваний;

d. Информация о медицинском обследовании.

  1. Назначение записей на прием к врачу.

Информационная система «DoctorHelper» имеет собственный GUI-интерфейс и может использоваться в учреждениях здравоохранения для следующих задач:

  1. Облегчения работы врача;
  2. Сбора данных о наличии или отсутствии проблем у пациентов определенной территориальной или административной единицы;
  3. Предоставление доступа к карте пациента с любого больничного заведения.
  4. Обработка полученного иллюстративного материала о пациенте.

Информационная CRM-система «DoctorHelper» представляет собой прикладное программное обеспечение для медицинских учреждений и предназначена для автоматизации стратегий взаимодействия с клиентами (пациентами), в частности для оптимизации маркетинга и улучшения обслуживания пациентов путём сохранения информации и истории взаимоотношений с ними, установления и улучшения бизнес-процессов и последующего анализа результатов.

Отличительной особенностью ИС «DoctorHelper» является использование внутреннего кэширования полученной информации на удаленном FTP сервере. Таким образом, предусмотрена возможность сохранять информационные файлы (рисунки) не в базе данных медицинского учреждения, а на удаленном FTP сервере. Это позволяет снизить нагрузку запросов к локальной информационной базе и не требует дополнительного программного модуля для преобразования картинок в тип данных BLOB (один из основных форматов реляционных баз данных, который предназначен для хранения изображений) и обратного преобразования при отображении данных в информационной системе.

Также для более эффективной работы с FTP сервером используется кэширование изображений. Даная технология реализована с помощью алгоритма, который позволяет хранить контрольные сумы рисунков пользователя в базе данных и в случаи их совпадения с исходными данными, которые поступают от клиентской программы, не нагружать FTP сервер задачей обновления данных (изображений), а выбирать данные непосредственно из кэш-памяти клиентской программы. Данные действия позволяют однократно получать иллюстративную информацию о пациенте и хранить её локально, причем в случае добавления или изменения на FTP, контрольные суммы будут изменены и при открытии клиента произойдет обновление информации. Таким образом, можно быть уверенным в том, что будет обеспечена стабильность работы FTP сервера и получения актуальной информации по запросу.

На рисунке 2 изображены основные таблицы БД, которые позволяют удаленно работать с картинками пользователя системы (как мы можем увидеть, контрольные суммы хранятся в таблице Worker, поле PhotoValue).

C:\Users\Андрей\Desktop\1.png

Рис. 2. Реализация хранения информации в базе данных.

Заключение. Таким образом, разработанная информационная система «DoctorHelper» обеспечивает быстродействие при обработке данных и достоверный отклик программы на команды, а также соответствует основным правилам CRM-систем. Система сбора информации является эффективной и удобной для быстрого обслуживания пациентов медицинских учреждений.

Создание единой информационной CRM-системы «DoctorHelper» предоставляет возможности для интеграции электронной документации в медицинских учреждениях, обеспечивает своевременную и оперативную диагностику пациентов, предоставляет возможности повышения квалификации врачей, позволяет анализировать большие массивы хранимых данных и т. д.

Литература:

  1. Гринберг, Пол. CRM со скоростью света = CRMatthespeedoflight. — СПб.: Символ Плюс, 2007. — [528 с.]
  2. Информационные технологии в медицине: регионы тестируют инновации / Интернет ресурс http://www.cnews.ru/reviews/free/publichealth/article/region.shtml
Основные термины (генерируются автоматически): информационной системы, медицинских учреждений, медицинской информационной системы, информационной системы «DoctorHelper», медицинского учреждения, базе данных, удаленном ftp сервере, электронной медицинской карты, информационные системы, информационная система, медицинская карта, информационной базе, Электронная медицинская карта, сохранение иллюстративного материала, базы данных, разработки медицинской информационной, Уровни медицинской информационной, медицинской информации, обновление медицинских данных, данными пациентов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос