Автор: Измайлова Наталья Витальевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (117) июль-1 2016 г.

Дата публикации: 29.06.2016

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Измайлова Н. В. Специфика позитивного влияния индивидуального образования и работы тьютора в условиях сельской школы // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 801-803.



Специфика позитивного влияния индивидуального образования и работы тьютора в условиях сельской школы

Измайлова Наталья Витальевна, тьютор

МБОУ «Образовательный комплекс «Озёрки» (Белгородская обл.)

В статье приводятся примеры благотворного влияния индивидуального образования на социализацию школьников в сельской местности. Рассматривается вопрос о целесообразности повсеместного введения такой практики в России, даётся оценка на основе личного опыта. Также статья акцентирует внимание на деталях различий восприятия этой практики детьми из сельского и урбанистического социокультурного ареала.

Вопрос влияния работы тьютора на социализацию школьников и эффективность образовательного процесса вообще изучен достаточно тщательно, особенно зарубежными педагогами. Также рассматривались частные случаи из этого вопроса, такие, например, как влияние компетенций тьютора на организацию электронного обучения [1]. Работы, подобные упомянутой, дают обширный материал для новых исследований педагогов и психологов и, как следствие, для оптимизации образовательного процесса. Поэтому актуальным было бы дополнить имеющиеся материалы рассмотрением вопроса в контексте специфики сельской школы.

Актуальность данного рассмотрения создаётся, в первую очередь, сохранением и в XXI веке характерного для России огромного, многомиллионного слоя сельского населения [2], имеющего свои, особые потребности, в том числе касающиеся сферы школьного образования. Во вторую очередь, проблема имеет педагогический интерес, так как специфика является показательной для многих сложных моментов педагогики и психологии.

Рассмотрим эту специфику в деталях:

  1. Узость круга общения у детей вместе с усложненностью или невозможностью сменить место жительства и/или коллектив; за счёт этого особое, «деревенское» отношение к собственной репутации у ребёнка, особо выраженное у подростков
  2. Высокая степень развития личных отношений в населённом пункте и их всеохватность («все друг друга знают, все друг другу дальние родственники») создаёт условия, при которых на учителей и тьюторов ложится бремя дополнительной личной ответственности; также этот фактор создаёт необходимость внесения корректив, свойственных более интимным отношениям, в деловое общение педагогического коллектива и школьников
  3. Особенно выраженная потребность в друге и помощнике, в одобрении своих действий и достижений со стороны сверстников, в наличии конфиденциального и доброго совета у детей школьного возраста [3]

Конструктивное влияние тьюторской практики наглядно можно увидеть по всем этим пунктам:

  1. Работа тьютора позволяет одарённому ребёнку, от рождения или волею судьбы оказавшемуся в сельской школе, рассчитывать на профессиональную поддержку даже тогда, когда он не может перебраться в учебное заведение, соответствующее его особым интересам и повышенной обучаемости. Он не теряет мотивацию к учёбе и способен найти себе самореализацию в рамках школьного образования. В определённой мере такое конструктивное направление самореализации также снижает подростковую преступность и агрессию в детских коллективах. С другой стороны, отстающие дети или даже вовсе дети с особенностями развития на селе зачастую вовлекаются в инклюзивное образование даже при отсутствии реального желания их и их родителей к этому. Иными словами, на селе территориальные ограничения практически заставляют вливаться в общий школьный коллектив учащихся те их категории, которые в городе чаще всего оказываются в специальных школах. Без помощи тьютора такое инклюзивное образование было бы крайне губительным и для самооценки, и для мотивации детей, а сельские условия усложняли бы ситуацию неотвратимостью всеобщей дискредитации этих детей среди сверстников. Понятно, что далеко не всегда тьютор способен серьёзно повлиять на учебные успехи отстающих детей и ещё реже имеет достаточно компетенций для эффективной работы с детьми с особенностями развития. Однако это скорее вопрос качества подготовки тьюторов и обеспечения школ тьюторскими кадрами (к актуальности институционализации тьюторства!), чем самой системы; без наличия тьюторской практики в любом случае подготовка отстающих детей на селе шла бы намного хуже.
  2. На селе тьютор является особым посредником между ребёнком и учителями, позволяет преодолевать дополнительные страхи и вообще стрессовую нагрузку, связанную с личным знакомством всего местного населения с педагогическим коллективом. Он способен показать школьнику наилучшие пути обучения без необходимости травмирующего самодеятельного поиска учителя-помощника. К тому же как правило педагоги в сельской местности в современной России крайне загружены и не имеют ни сил, ни времени на добровольные индивидуальные занятия даже при наличии сочувственного отношения к детям; только тьютор даёт некоторую разгрузку сельской школе. Благодаря тьюторской практике в ней становится возможна стандартная, привычная для городских школ, «официальная» модель общения между учителями и учениками, а более «интимное» общение может быть перенаправлено на отношения тьютор-ученик.
  3. Грамотно действующий тьютор обеспечивает школьнику защиту от факторов, провоцирующих развитие низкой самооценки, от стрессов, вызванных постоянными переменами в отечественной системе образования (многие сельские дети намного хуже городских переносят эти стрессы из-за особенного, свойственного сельскому менталитету, страха всякого рода инноваций), от клеветы сверстников и других форм детской и подростковой агрессии, которые в сельской школе не только специфически выражены, но и отягощены уже упомянутой выше затруднённостью смены коллектива. Как было сказано выше, при некотором навыке и психологизме тьютор способен стать ребёнку если не верным другом, то подобием старшего брата/сестры, а для детей в сельской местности это более чем актуально. Дело, в первую очередь, состоит в том, что в узком коллективе особенно быстро складываются устойчивые горизонтальные связи, и ребёнку, однажды совершившему ряд действий, считающихся среди его сверстников недостойными, или просто не сумевшему вовремя защитить свой авторитет, а также интроверту или ребёнку, отстающему в учёбе или спорте, очень трудно затем переломить положение вещей. Он нуждается в одобрении своих действий и достижений, но без помощи наставника редко бывает способен понять, в какой сфере мог бы стать успешен и как; родители же редко обладают достаточным знанием о возможностях раскрытия талантов ребёнка в рамках учебных программ, факультативных занятий и спортивных кружков школы, а на селе ещё и зачастую (и чаще, чем в городе) бывают слишком загружены и по иным причинам не мотивированы заниматься наставничеством над школьной самореализацией ребёнка. Конфиденциальность помощи ребёнку также является особо актуальной в сельской школе: многие дети боятся родительских собраний и публичной оценки своих достоинств и недостатков, касающихся школы. И именно тьютор не является человеком, который учит всех и сразу, а значит, если и делает сравнение между учениками, то это сравнение не является столь явным, как при не-индивидуальных занятиях. Поэтому индивидуальная работа с тьютором для многих детей является не только наиболее эффективным, но и наиболее комфортным и желанным видом взаимодействия с учебными материалами и программами.

Резюмируя, отметим, что комплексное синергическое взаимодействие этих влияний создаёт целый педагогический «микроклимат», настоящую новую традицию сельского тьюторства, благодаря которым становится возможным выведение школьного образования в сельской местности на качественно новый уровень.

Все примеры и суждения о конструктивном влиянии, рассмотренные выше в отдельных пунктах, основаны на личном опыте работы в сельской школе по методикам индивидуализации и посреднического действия [4] [5].

Итак, можно увидеть, что недавнее повсеместное введение в России тьюторской практики было полностью оправданным как минимум для сельских школ. Мы считаем даже, что, возможно, внедрение этой практики в конце XX века было ещё более актуальным и если бы оно произошло тогда, то теперь бы многие проблемы, с которыми сталкиваются педагоги и учащиеся в сельской местности, уже не существовали. Теперь же необходимо актуализировать тему тьюторства для дальнейшего развития единого педагогического пространства нового типа и институционализации тьюторства (создания качественного высшего образования для подготовки тьюторов и комплексного кадрового обеспечения специально обученными людьми всех государственных учреждений школьного образования).

Также видно, что одним из самых удобных показательных полигонов для педагогических исследований тьюторства в России является именно сельская школа. Мы надеемся, что эта статья послужит мотивацией особенно для психологов, ищущих актуальные темы для новых работ. Небольшие коллективы, глубина личных отношений и специфика детской и подростковой среды делают все проблемы, которые должен решать тьютор в процессе педагогической деятельности, более острыми и, следовательно, подверженными рассмотрению профессиональными психологами с помощью соответствующих методик.

Мы рассмотрели влияние индивидуального образования на социализацию школьников в сельской местности и общую эффективность педагогического сопровождения, и, соответственно, целесообразности введения тьюторской практики и дальнейшей институционализации тьюторства в Российской Федерации. Было бы очень желательным рассмотреть данные вопросы подробно и с приведением большого объёма данных в отдельных трудах; эта статья является не более чем кратким обзором и свидетельством актуальности темы.

Литература:

  1. Леган М. В. Влияние компетенций тьютора на качество дистанционного обучения / Леган М. В., Яцевич Т. А. // Международная научно-практическая конференция «Развивающие информационные технологии в образовании: использование учебных материалов нового поколения в образовательном процессе» («ИТО-Томск-2010»): сб. материалов конф. (ИТО-Томск-2010)», 23–24 марта 2010 г. — Томск, 2010. — С. 302–304.
  2. Всероссийская перепись населения; Том 1. Численность и размещение населения; Раздел I. Численность населения субъектов Российской Федерации по административно-территориальным единицам — URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm (дата обращения: 23.06.2016)
  3. Митичева Т. И., Максимова А. А. Особенности взаимоотношений подростков со сверстниками в условиях сельской школы // Молодой ученый. — 2014. — № 21.1. — С. 198–200.
  4. Эльконин Б. Д. Поле и задачи посреднического действия — URL: http://www.thetutor.ru/biblioteka/biblioteka/teoriya-i-istoriya/131-pole-i-zadachi-posrednicheskogo-dejstviya.html (даты обращения: июнь 2016)
  5. Волошина Е. А. Средства педагога в технологии индивидуализации — URL: http://www.thetutor.ru/biblioteka/biblioteka/tyutorstvo-v-nachalnoj-shkole/173-sredstva-pedagoga-v-tekhnologii-individualizatsii.html (даты обращения: июнь 2016)
Основные термины (генерируются автоматически): сельской местности, сельской школы, условиях сельской школы, сельской школе, школьного образования, школьниковв сельской местности, работытьюторав условиях сельской, специфики сельской школы, разгрузку сельской школе, работыв сельской школепо, индивидуального образования, Специфика позитивного, инклюзивное образование, рамках школьного образования, сферы школьного образования, Молодой ученый, позитивного влиянияиндивидуального образования, выведение школьного образования, влияния индивидуального образования, особенностями развития.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос