Основные положения о местном самоуправлении. Полномочия органов государственной власти относительно местного самоуправления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №13 (117) июль-1 2016 г.

Дата публикации: 15.06.2016

Статья просмотрена: 2297 раз

Библиографическое описание:

Эскиев, М. А. Основные положения о местном самоуправлении. Полномочия органов государственной власти относительно местного самоуправления / М. А. Эскиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13 (117). — С. 607-610. — URL: https://moluch.ru/archive/117/31460/ (дата обращения: 22.12.2024).



Общая характеристика местного самоуправления.

Исторически существовали разные теории местного самоуправления.

Впервые теория, объясняющая сущность местного самоуправления, возникла в середине XIX века в Бельгии и Франции. Это теория свободной (естественной) общины. Ее представители (Гербер, Аренс, Э. Мейер, О. Лабанд, О. Ресслер) считали, что право общины на заведывание своими делами является таким же естественным и неотчуждаемым, как права человека, что община является первичной по отношению к государству, поэтому последнее должно уважать свободу общинного управления. «Община имеет право на самостоятельность и независимость от центральной власти по самой своей природе, причем государство не создает общину, а лишь признает ее»! Отсюда в понятие самоуправления включили следующие элементы; управление собственными делами общины; общины являются субъектами принадлежащих им прав; должностные лица общинного управления суть органы не государства, а общины. В рамках этой теории наряду с исполнительной, законодательной и судебной властью признавалась четвертая власть — местная (муниципальная, коммунальная, общинная).

Эту теорию сменила хозяйственная теория. Ее представителями были Р. Моль, А. Васильчиков. Сторонники этой теории сделали упор не только на признание самоуправляющейся общины в качестве самостоятельного субъекта права, но и на содержание коммунальной деятельности. Местное самоуправление считалось чуждым политике, но имеющим свою особую сферу хозяйственной деятельности.

Обе теории являются разновидностями общественной теории, которая видит «сущность самоуправления в предоставлении местному обществу самому ведать свои общественные интересы и в сохранении за правительственными органами заведования одними только государственными делами. Общественная теория исходит, следовательно, из противоположения местного общества государству, общественных интересов — политическим, требуя, чтобы общество и государство, каждое ведало только свои собственные интересы»3. В России эта теория с ее разновидностями была наиболее популярна в 60-е годы XIX столетия.

Существовала также государственная теория самоуправления, основные положения которой были сформулированы Л. Штейном, Р. Гнейстом и более подробно развиты в России Н. Лазаревским, А. Градовским, Б. Безобразовым. Пик популярности этой теории в России приходится на середину 1970-х годов. Сторонники этой теории рассматривали местное самоуправление как часть государства. Всякое управление публичного характера, с этой точки зрения, есть дело государственное. Происходит не обособление местного сообщества, а привлечение местных жителей на службу государственным интересам и целям. Сущность самоуправления сформулировал Н. И. Лазаревский». Согласно его взглядам, она должна определяться четырьмя пунктами: «самоуправление есть осуществление правительственных прав по поручению от государства; самоуправление есть деятельность, состоящая в исполнении местных задач государственного управления; самоуправление есть исполнение задач государственного управления самим государством; органы самоуправления являются органами и представителями самого государства.

Следует отметить, что при некоторых отличиях приведенные выше определения местного самоуправления базируются на следующих общих элементах:

  1. местное самоуправление — форма народовластия, то есть разновидность принадлежащей народу власти. В частях 1-2 ст.3 Конституции РФ закреплено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ; народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления;
  2. местное самоуправление есть деятельность. Эта деятельность носит преимущественно публично-правовой (властный) характер, хотя и не исключает возможности использования частноправовых методов;
  3. субъектом этой деятельности выступает население, в том числе через представляющие его органы (должностных лиц). Правом на осуществление местного самоуправления наделяются граждане. Однако граждане — это сначала жители, а лишь потом участники правовых и политических отношений, поэтому выделяется особый субъект — население городских, сельских поселений и других территорий, границы которых определяются с учетом географических условий, исторических и иных местных традиций;
  4. сферой интересов этой деятельности является круг проблем, охватываемый понятием «местные дела» или «вопросы местного значения»;
  5. деятельность эта осуществляется относительно самостоятельно, но в рамках закона;
  6. местное самоуправление-деятельность под свою ответственность. Органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами по вопросам, отнесённым к их компетенции;
  7. местное самоуправление связано с правом граждан, местного сообщества на самостоятельное заведывание местными делами.

Кроме того, местное самоуправление-одна из разновидностей социального управления, которое существует наряду с государственным управлением. Самоуправление-это управление, субъекты и объекты которого совпадают, а значит, управляют и выступают в качестве управляемых одни и те же лица. Данный аспект самоуправления воплощается в таких его социальных (неправовых) характеристиках как самоорганизация, самодеятельность, саморегулирование, самоконтроль.

Право на осуществление местного самоуправления.

Хотя право граждан на осуществление местного самоуправления и не названо в числе прав и свобод человека и гражданина, содержащихся в гл. 2 Конституции РФ, данное право является конституционным по смыслу ч. 2 ст. 3, ч. 2 ст. 32, ст. 130-133 Конституции РФ и реализуется гражданами путем референдумов, выборов, иных форм прямого волеизъявления. Кроме того, в ст.133 Конституции речь идет о запрете на ограничение прав местного самоуправления. Таким образом, в самой Конституции РФ фактически предусмотрены комплексные права местного самоуправления.

Право на осуществление местного самоуправления представляет собой совокупность индивидуальных и коллективных прав.

Коллективные права можно определить, как права, обладателями которых является местное сообщество (население), осуществляющее самостоятельную деятельность в пределах муниципального образования. Территориальная «привязка» коллективных прав позволяет говорить о сообществе жителей, наделенных правом: а) принимать решения самостоятельно, б) участвовать в принятии решений и в) осуществлять самоуправленческую деятельность через избираемых представителей.

К коллективным правам относятся:

  1. право населения на самоорганизацию и на признание городских, сельских поселений, других территорий в качестве муниципальных образования (ч. 1 ст. 130 Конституции РФ, ст. 12 Федерального закона № 131-ФЗ). Но при этом нужно иметь в виду, что муниципальное образование нельзя самоучредить — все равно решение о создании муниципального образования относится к компетенции субъекта РФ;
  2. право на самостоятельное осуществление населением власти через органы местного самоуправления (ч. 2 ст.3 Конституции, ст.3, 35-39 Федерального закона № 131-ФЗ);
  3. право на самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 131 Конституции; ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ). Данное право реализуется через органы местного самоуправления;
  4. право на проведение местного референдума как формы непосредственного осуществления местного самоуправления (ч. 3 ст. 3 Конституции, ст. 22 Федерального закона № 131-ФЗ);
  5. право на муниципальные выборы, включая выборы депутатов, членов иных выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления (ч. 3 ст. 3 Конституции, ст.23 Федерального закона № 131-ФЗ);
  6. право на осуществление иных институтов непосредственной демократии в рамках местного самоуправления;
  7. право на самостоятельное владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ч. 1 ст. 130 Конституции; п. 3 ч. 1 ст.15, п. 3 Ч. 1 ст. 16, ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ);
  8. право на финансовую самостоятельность, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета (ч. 1 ст. 132 Конституции, ст. 52, 53, 55 Федерального закона № 131-ФЗ), включая право на установление местных налогов и сборов;
  9. право на судебную и иные формы государственной защиты местного самоуправления (ст. 133 Конституции, ч. 3 и 4 ст. 3, ст. 19, ч. 2 ст. 20, ч. 3 ст. 21, ч. 7 ст. 44, ч. 3 ст. 73, ч. 3 ст. 74, ч. 6 ст. 75 Федерального закона № 131-ФЗ.

К индивидуальным правам относятся:

  1. право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 32 Конституции, ч. 1 ст. 3, ст. 23 Федерального закона № 131-ФЗ);
  2. право граждан быть инициаторами местного референдума, участвовать в его проведении (ч.2 ст.32 Конституции, ч.1 ст. 3, ст. 22 Федерального закона № 131-ФЗ);
  3. право участвовать в иных институтах непосредственной демократии при осуществлении местного самоуправления, в том числе право на индивидуальные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления, право на получение полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (п. 7 ч. 1 ст. 17, ч. 4 ст. 28, ч. 3 ст. 47 Федерального закона № 131-ФЗ) и право на ознакомление с документами и материалами органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 24 Конституции, п. 7 ч. 1 ст. 17, ч. 3 ст. 47 Федерального закона № 131-ФЗ);
  4. право граждан на равный доступ к муниципальной службе (ч. 2 ст. 3, ст. 42 Федерального закона № 131-ФЗ);
  5. право на объединение по месту жительства, включая создание органов территориального общественного самоуправления, инициативное участие в их деятельности (ст. 30 Конституции; ст. 27 Федерального закона № 131-ФЗ);
  6. право членов местного сообщества на обжалование в суде решений и действий (или бездействий) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, нарушающих индивидуальные или коллективные права местного самоуправления (ст. 46 Конституции, ч. 9 ст. 22, ст. 78 Федерального закона № 131-ФЗ).

Литература:

  1. Конституция РФ от 12.12.1993.
  2. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 10 2003 г.
  3. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
  4. Устав г. Саратова от 18 декабря 2005 г.
  5. Система государственного и муниципального управления: Учебник для ВУЗов. — М.: Издательство РДЛ, 2005. — 592 с. Т. В. Грицюк (132).
Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, Конституция, Конституция РФ, местное сообщество, муниципальное образование, орган, государственное управление, гражданин, лицо, Россия.


Похожие статьи

Основные принципы местного самоуправления в рамках взаимодействия с государственными органами власти

Полномочия органов местного самоуправления в области использования земли и охраны водных объектов

Специфика досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования

Правовой статус органов внутренних дел как юридических лиц

Федеральное законодательство в механизме реализации полномочий органов местного самоуправления

Особенности полномочий органов местного самоуправления в области земельных отношений

Контрольные полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (на примере Краснодарского края)

Прокурорский надзор за нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления

Деятельность органов прокуратуры по обеспечению законности нормативных правовых актов органов местного самоуправления

Особенности регулирования трудовых отношений в Российской Федерации на основании трудового договора

Похожие статьи

Основные принципы местного самоуправления в рамках взаимодействия с государственными органами власти

Полномочия органов местного самоуправления в области использования земли и охраны водных объектов

Специфика досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования

Правовой статус органов внутренних дел как юридических лиц

Федеральное законодательство в механизме реализации полномочий органов местного самоуправления

Особенности полномочий органов местного самоуправления в области земельных отношений

Контрольные полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (на примере Краснодарского края)

Прокурорский надзор за нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления

Деятельность органов прокуратуры по обеспечению законности нормативных правовых актов органов местного самоуправления

Особенности регулирования трудовых отношений в Российской Федерации на основании трудового договора

Задать вопрос