Библиографическое описание:

Кожина Т. С., Дасаева К. А. Влияние коррекционной гимнастики в воде на психомоторное развитие детей с ОВЗ // Молодой ученый. — 2016. — №12.6. — С. 47-50.



В данной статье обоснована актуальность изучения проблемы влияния коррекционной гимнастики в воде на психомоторное развитие детей с ОВЗ. Описаны этапы обучения плаванию детей, использование различных подходов и методов обучения. Наглядно отражена динамика индивидуального развития на примере двух детей. Поэтапно представлена организация обучения плаванию, которая напрямую связана с оздоровительной работой.

Ключевые слова: коррекционная гимнастика, дети с ОВЗ, индивидуально-дифференцированный подход, принцип от простого к сложному, индекс здоровья

Коррекционная гимнастика в воде является одним из основных средств коррекции в двигательной сфере, эмоционально-волевой сфере детей с ОВЗ. Именно в воде, гимнастика приобретает удивительный вид физических упражнений.

В чём же тайна воды? Все мы знаем, что вода снимает нервное напряжение, дарит радость и даёт всплеск положительных эмоций. Но есть ещё одно уникальное свойство воды — она является одним из лучших энергоинформационных носителей.

Так почему же именно вода? Почему мы используем воду на своих занятиях?

Упражнения в воде улучшают деятельность нервной системы и подвижность суставов. Значительно увеличивается легочная вентиляция, количество поглощаемого организмом кислорода. Пребывание в воде, а тем более упражнения в ней, улучшают обмен веществ в организме; давление воды на грудную клетку ребенка затрудняет вдох, что вызывает усиленную работу дыхательных мышц, способствуя их развитию, что в свою очередь, оказывает благотворное влияние на сердечно — сосудистую и нервную системы ребенка.

У нас в саду, есть уникальная возможность использовать чудесные свойства воды для коррекционной работы с детьми. Как же, это происходит на занятиях?

Обучение детей плаванию делится на несколько этапов:

1 этап — заключается в проведении упражнений на суше, имитирующих основные плавательные движения.

2 этап — освоение ребенком пребывания в воде и обучение движениям в ней.

3 этап — обучение движениям рук и ног при плавании.

4 этап — обучения полной координации плавательных движений.

Обратите внимание, что в нашем случае, мы не обучаем детей различным стилям плавания и не учим их нырять. Наша задача — это коррекция двигательной сферы, развитие эмоционально-волевой сферы, и преодоление детьми различных барьеров общения, понимания себя и других.

Коррекционная гимнастика в воде используется как продолжение целенаправленной коррекционной работы учителя-дефектолога. Основой коррекционной работы является тематический подход (лексические темы), обеспечивающий концентрированное изучение материала, а основной принцип организации работы — принцип комплексности — взаимодействие специалистов. Эта работа осуществляется в процессе каждодневных занятий, каждое из которых имеет четкую структуру.

В нашей работе используется индивидуально — дифференцированный подход, так как все дети по-разному ведут себя в воде: кто-то боится, кто-то уверен в своих силах; есть чрезмерно подвижные и наоборот — медлительные; способности и познавательные навыки у детей также разные. А научившись в воде расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

При выполнении всех упражнений мы соблюдаться принцип от простого к сложному.

На занятиях широко используются звуковые и речевые сопровождения, т. к. слова, фразы, понятия улучшают и нормализуют психологическую деятельность обучающихся, улучшают процесс восприятия и понимания речи, обогащают словарь. Занимающиеся часто теряют интерес к выполнению упражнений, поэтому необходимо использовать игровой метод, а также оценивать и фиксировать уровень овладения занимающимися упражнений по освоению с водой. Все методы обучения применяются комплексно.

Положительное влияние коррекционной гимнастики в воде, отражено в диаграммах, на примере 2-х детей. Показатели заносятся в личную карточку ребенка.

Рис. 1. динамика индивидуального развития ребенка

На конец года у Сони П. наблюдается положительная динамика, которая ярко выражена на рис.1. Соня в начале года очень боялась воды. Сейчас же, с водой она подружилась, смело и активно выполняет задания.

Рис. 2. динамика индивидуального развития ребенка

На начало года Настя не всегда понимала простейшие инструкции педагога, внимание было рассеянным, задания выполнялись, но с осторожностью. На конец года Настя стала более внимательной, выполняет простейшие инструкции.

Организация обучения плаванию, напрямую связана с оздоровительной работой, которая проводится в нашем саду. Работа эта проходит поэтапно.

На 1 этапе идёт:

– работа с родителями;

– учёт уровня состояния здоровья детей;

– учёт показания и противопоказания занятий в воде.

На основе этого формируются группы для занятий, с учётом уровня состояния здоровья детей, который отражён на рис.3.

Рис. 3.Статистические данные по группам здоровья детей

На 2 этапе, происходит непосредственная работа по выполнению коррекционной гимнастики в воде.

3 этап — мониторинг: физического состояния, уровня плавательных навыков и уровня заболеваемости, который отражен на рис.1. и рис.2.

Рис. 4. Статистические данные по заболеваемости

Как видно из данного рисунка, уровень заболеваемости снизился.

Рис. 5. Индекс здоровья

Показатель индекса здоровья за 3 года значительно увеличился.

Таким образом, недостатки психомоторного развития детей с ОВЗ существенно сглаживаются под влиянием комплексной коррекционно-воспитательной работы, систематически осуществляемой в ДОО.

Основные термины (генерируются автоматически): коррекционной гимнастики, динамика индивидуального развития, обучения плаванию, психомоторное развитие детей, состояния здоровья детей, коррекционной работы, индивидуального развития ребенка, уровня состояния здоровья, обучения плаванию детей, Коррекционная гимнастика, воде расслаблению, Обучение детей плаванию, оздоровительной работой, Влияние коррекционной гимнастики, влияния коррекционной гимнастики, обучение движениям, эмоционально-волевой сфере детей, группам здоровья детей, примере 2-х детей, выполнению коррекционной гимнастики.

Ключевые слова

дети с ОВЗ, коррекционная гимнастика, индивидуально-дифференцированный подход, принцип от простого к сложному, индекс здоровья

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос