Библиографическое описание:

Вирго Р. Э. Сложность понимания восточной философии // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 1540-1542.



Понятие «восточной философии» включает в себя довольно широкий спектр школ и направлений, и среди них в большинстве современных западных классификаций особо выделяют индийскую, китайскую, корейскую и японскую философии. Также иногда к этому списку относят персидскую, вавилонскую, арабскую и иудейскую ветви философской мысли. Древняя вавилонская философия может рассматриваться как восточная во многих смыслах, однако она совершенно точно оказала огромное влияние на греческие школы, в особенности, эллинизм.

Очевидно, что столь разнокультурный набор идей и концепций являет собой поистине грандиозное философское наследие, однако вобрать в себя его плоды западному уму оказывается совсем непросто. Философия Востока не просто экзотична — в ее основе лежат совсем иные принципы построения мысли и поиска истины. В данной статье мы постарались выделить и описать те особенности восточной философии, которые делают ее сложной для восприятия представителями западной культуры.

Во-первых, следует обратить внимание на литературные источники — на Востоке большая часть авторитетных текстов, представляющих философскую ценность, являются поистине древними, будучи созданными более 1–2 тысяч лет назад.

«В первых священных книгах Индии — Ведах (с санскр. — знание) наряду с религиозными идеями излагались философские представления о едином мировом порядке. Веды создавались племенами ариев, которые пришли в Индию в XVI в. до н. э. из Средней Азии, Ирана и Поволжья» [1, с. 39–40].

Основная книга даосизма «Дао дэ цзин» была написана в VI-V вв до н. э., и другие известные китайские трактаты оказываются не менее древними:

«Ещё одним знаменитым текстом раннего даосизма является «Чжуан-цзы», автором которого является Чжуан Чжоу (369–286 гг. до н. э.), известный под именем Чжуан-цзы, в честь которого и названо его произведение» [5].

И поскольку большая часть восточной философии — такие древние тексты, изложенные на мертвых ныне языках и не употребляющихся больше диалектах, изучать их становится вдвойне сложно.

Далее, данная сложность усугубляется семантической и стилистической специфичностью языка, на котором излагается философская мысль.

«Отличен и язык философствования. Он возникает не вследствие разрыва с предшествующей традицией, а вследствие углубления таких простых понятий, как «небо», «земля» «великий ком» и т. д. до стилистики философского языка» [4].

В то время как в западной философии разрабатывается свой категориальный аппарат, включающий — среди прочих — традиционные для науки понятия времени и пространства, единства и противоположности, объекта и субъекта, движения и покоя, на Востоке в ходу остаются религиозная и мифологическая терминология, и вообще восточная философия «развивается в тесном взаимодействии с религией: зачастую одно и то же философское течение предстает и как собственно философское, и как религиозное» [1, с. 38].

В-третьих, древневосточные философские трактаты отличает многослойность построения. Практически в любом таком тексте можно обнаружить несколько идейных, концептуальных, образных пластов, поскольку создавался он не одним человеком, а несколькими, и происходил этот процесс на протяжении долгого времени.

«Как правило, текст является произведением не одного автора, а целой школы, время же его создания измеряется столетиями» [4].

Дело в том, что для Востока всегда было характерно представление о человеке не как об отдельной личности, но как о составном элементе более значительной системы (например, общества, семьи), поэтому традиционно под школой понималась не просто группа последователей некоего мыслителя, а целая община, своего рода «семья», имеющая общий быт и общую цель. Ученики являлись продолжением учителя и потому были вправе не просто распространять его идеи, но развивать их и исправлять исходные тексты.

В-четвертых, особую трудность восприятия у западного читателя вызывает специфическое построение аргументации древневосточных текстов.

«Логика текста не всегда выстраивается доказательно, иногда рассуждения сменяются фрагментами псевдомифологических сюжетных текстов, призванных не просто подкрепить мысль, а высказать ее» [4].

Другими словами, восточные мыслители зачастую не ставят себе цели как можно тщательнее пояснить, обосновать и логически «переплести» преподносимый материал. Привычные для нас объяснения и последовательные, четкие доказательства в философском тексте порой уступают место образному изложению и иносказательному иллюстрированию.

«Здесь была слабее выражена рационально-логическая компонента и связь с наукой, но зато довольно детально разрабатывались и обосновывались идеи космологической природы сознания, принципы и технология житейской мудрости, нравственного воспитания и духовного самоконтроля» [3, с. 198].

Пятая особенность, делающая философию Востока трудной для восприятия западным читателем — регулярные отсылки кмистическому опыту. Авторитетные мыслители, которых последователи нередко почтительно называют Учителями или Мастерами, описывают различные методики работы с собственным сознанием / духом. Предполагается, что использование этих методик поможет человеку привести свою жизнь к гармонии — как внутренней, так и гармонии с окружающей средой, — при одновременном концептуальном постижении мира.

«Главная особенность восточной философской традиции — в обращении к человеку, в постоянном и пристальном внимании к его внутреннему состоянию. Ведь гармонию постигают постольку, поскольку носят ее в себе» [2].

Более того, зачастую именно результаты мистического опыта, полученного при использовании какой-либо из методик, ложатся в основу аргументации и считаются достаточным обоснованием для приводимых положений.

«Философии классического Востока не надо было «учиться» в западно-европейском смысле (т. е. создавать и зубрить логические системы); чтобы стать философом, или придерживаться определенных философских взглядов, на Востоке надо было в первую очередь вести философский образ жизни, а лишь затем — формулировать и осознавать основные правила образа жизни» [2].

Можно сказать, что восточная философия предлагает иной метод познания, не через слова, логическую аргументацию и умозаключения, а через непосредственное восприятие мира и взаимодействие с ним. Таким образом, сама специфика такого метода познания делает крайне сложными — если не сказать, заведомо безрезультатным и не могущими привести к однозначно верным заключениям — попытки рассуждать о нем. Вероятно, поэтому в западной философии, которая тяготеет к научным методам, едва ли встречаются отсылки к медитативным техникам познания и построенным на них космологических концепциях. Более того, возьму на себя смелость заявить, что западные умы склонны вовсе не воспринимать медитативный метод всерьез, что и не удивительно: он лежит за пределами научной методологии и в рамках последней не может выдерживать критику и не может быть оценен по достоинству.

В-шестых, для западных и восточных философов характерно разное отношение кистине. В общих чертах, западное общество усердно пытается найти и доказать некую «лежащую в основе всего истину», в то время как восточное общество понимает истину как нечто уже данное и направляет основные усилия на то, чтобы обрести и сохранить баланс. Такие взгляды привели к тому, что на Востоке сформировалось гораздо более слабое философское основание для фундаментальных исследований, равно как и гораздо менее развитая культура исследования. На Западе же упорные поиски гипотетической истины привели к тому, что методология фундаментальных исследований активно развивалась уже в рамках философии.

И наконец седьмая и последняя особенность — это всепроникающая идея космизма, которая придает трудам восточных философов совершенно специфический, порой очень настораживающий «привкус».

Лучше всего суть этой идеи можно продемонстрировать на примере даосизма:

«Основной категорией даосизма является дао. Понятие «дао» многозначно. Дао — это субстанциальная закономерность всего сущего, закон спонтанного бытия космоса, общества, человека. Дао — это способ развертывания в первоэлементы цикличности бытия. Дао — это Вселенная, где все уравновешено, где нет жизни и смерти, где не существует границ и разделений. Человеческая жизнь также рассматривается как часть космического пути природы» [4].

То есть именно осознание тотального единства и взаимосвязанности всех существующих во Вселенной вещей задает восточной философии вектор исследований и определяет ее подход к решению поставленных задач — в чем мы и могли убедиться на примере приведенных выше шести других ее особенностей.

В заключение хочется подчеркнуть, что главная сложность заключается в том, что многие восточные учения не поддаются обработке западным логическим инструментарием, т. е. они построены по иным схемам и не предназначены для научного разбора и анализа, вместо этого они должны быть постигнуты каждым отдельным умом, для чего в таком уме должно быть выработано особое умение — путем личного совершенствования.

Литература:

  1. Моисеева Н. А. Философия: Краткий курс. 2-е изд., доп. / Н. А. Моисеева, В. А. Сороковикова. — СПб.: Питер, 2010. — 320 с.
  2. Попова О. В. Об особенностях восточной философии. — УГМА. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://dialektika-eniology.narod.ru/oovs.htm
  3. Степин В. С. Новая философская энциклопедия: В 4 томах. Том 4 / В. С. Степин, А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, А. П. Огурцов. — М.: Мысль, 2010. — 736 с.
  4. Яскевич Я. С. Основы философии / Я. С. Яскевич. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://an-site.ru/dk/of08.htm
  5. Википедия — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/ wiki/ %D0 %94 %D0 %B0 %D0 %BE %D1 %81 %D0 %B8 %D0 %B7 %D0 %BC
Основные термины (генерируются автоматически): восточной философии, Проблема научности философии, Режим доступа, «стиля мышления» конкретного, мышления» конкретного «мыслительного, конкретного «мыслительного коллектива», Электронный ресурс, Флеком научных фактов, свете понимания Л, западной философии, восточная философия, особенности восточной философии, часть восточной философии, эмпирической обоснованности, особенностях восточной философии, восточной философии вектор, восточных философов, грандиозное философское наследие, большая часть, слабое философское основание.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос