Автор: Вирго Рэйвэн Эврионовна

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №12 (116) июнь-2 2016 г.

Дата публикации: 20.06.2016

Статья просмотрена: 60 раз

Библиографическое описание:

Вирго Р. Э. Характерные особенности восточной философии // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 1538-1540.



Сейчас, когда уже на протяжении не первого десятилетия происходит активный диалог между западной и восточной культурами и их неизбежное взаимопроникновение, было бы большим упущением для исследователей философии на Западе не принимать во внимание плоды развития философской мысли на Востоке. Восточные мыслители представляют не просто иную культуру и мировоззрение, но в корне отличный подход к культивации философского знания. При этом можно провести и параллели между мыслительными аренами Запада и Востока, благодаря чему для нас, западных людей, оказывается возможным анализировать восточные учения и сопоставлять их с более знакомыми и привычными для нас концепциями, однако в этом деле следует проявлять особую исследовательскую деликатность, ведь при неосторожном сравнении настолько разных идейных явлений — развивавшихся обособленно друг от друга, не имеющих практических никаких общих оснований и зачастую оперирующих «обманчиво общими» понятиями — слишком велик риск сделать неверные выводы. В данной статье приводится общий обзор характерных особенностей восточной философии, который поможет сформировать это деликатное отношение при первом рассмотрении данного вопроса.

Начнем обзор со сходств.

Во-первых, обратимся к истории. Если говорить о времени зарождения, то как западная, так и восточная философия появились в лоне мифологии примерно в одно и то же время — в 1-ом тысячелетии до н. э.

«Хронологически история античной философии охватывает период св. 1200 лет, с 6 в до н. э. по 6 в. н. э». [4, с. 125]

«Так, возникновение философии в Древней Индии относится примерно к I тыс. до н. э., когда на ее территории стали формироваться рабовладельческие государства. В Китае философия возникает в VI-V вв. до н. э., когда там начался процесс классового расслоения общества» [2, с. 37].

Во-вторых, в обеих культурах философия появилась как форма общественного сознания, и многие исследователи связывают ее зарождение с формированием классового общества и государства. Общим предметом исследования для западных и восточных философов всегда являлись ценности, имеющие значение для людей как членов социума: мораль и нравственность, справедливость, отношения между людьми, социальная иерархия, образ жизни, нормы поведения:

«Как хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо поступать» [1, с. 163].

Также, анализируя спектр проблем, затрагиваемых в работах восточных и западных философов, можно прийти к выводу, что и там, и там неизбежно и с большим интересом разбираются вопросы космологии и личностного бытия, исследуется тип отношений «человек — Природа», «человек — Вселенная».

Третьей общей особенностью для философий Запада и Востока, согласно Н. А. Моисеевой, является стремление к научному поиску истины:

«С помощью философских учений, концепций, идей осуществляется анализ самых различных явлений, даются практические рекомендации. В этом отношении для Востока показательно конфуцианство с его строгой иерархической системой. В западной философии это греческие философы-софисты, которые вошли в историю философии под названием учителей мудрости и красноречия» [2, с. 37–38].

В данном отрывке Н. А. Моисеева приводит в пример конфуцианство, однако, если брать другие широко известные восточные учения, как-то: даосизм, буддизм, индуизм, — в них наблюдается скорее противоположная картина, научная методология уступает место религиозно-мифологическому способу мышления.

Теперь, когда мы вкратце рассмотрели общие черты западной и восточной философий, можно перейти к различиям, которые, по нашему мнению, многочисленнее и значительнее, чем обнаруженные выше сходства.

Во-первых, при том, что проблематика в обеих философиях включает тип отношений «человек — Вселенная», на Востоке этот вопрос сделался центральным и приобрел более глубокое измерение в трудах мудрецов, в то время как западная философия с самого начала начинает заниматься более широким спектром проблем.

«…она исследует натурфилософские, онтологические, гносеологические, методологические, эстетические, логические, этические, политические, правовые проблемы. Западная философия обращается к человеку чаще не через его практическое бытие или этикет, а предлагает ему общие принципы бытия и познания» [2, с. 38].

Если в древнегреческих и прочих философских школах Запада к этим вопросам подходили, прежде всего, с точки зрения анализа и систематизации (пытаясь дать четкие ответы на вопросы «Как устроен мир, и по каким законам он работает?», «Что такое человеческое сознание?» и вписать их в единую, согласованную с наукой систему), то восточные мыслители больше внимания уделяли вопросам «Каково место человека в мире?», «Как ему следует жить, чтобы быть в гармонии со Вселенной?» и давали практическое руководство к действию.

«Философия Древнего Востока и зафиксировала такую целостность мировосприятия, показала взаимосвязь и взаимообусловленность природы и человека. Человек как одно из равновеликих проявлений мира может ощутить свою исходную сопричастность к природе, следуя принципам несуетливости, неспешности естественности. Поэтому не случайно в религиозно-философских трактатах показано не только как формируются нравственные ориентиры, но и как это влияет на самочувствие и судьбу каждого отдельного человека» [3].

Аналогичное различие можно заметить и в проблематике социальной философии. Уже философию Древнего Рима и Древней Греции отличает ярко выраженная многопроблемность, даже если принимать в рассмотрение одни только социально направленные исследования. Например, Платон в своих сочинениях исследует понятия благородства, терпеливости, совестливости, добродетели, скромности, дружбы, миролюбия, великодушия, разумности, хладнокровия, судьбы, веры, свободы… Западные философы стараются вскрыть онтологическую сущность этих и многих других понятий, дать им определение и характеристику, независимо от конкретного общества и конкретных людей, в то время как на Востоке принято рассматривать эти понятия не абстрактно, а в конкретных жизненных ситуациях.

Во-вторых, как уже упоминалось выше, в основу западной философии легла научная методология, в то время как на Востоке образ мысли философа формируется в лоне мистицизма и включает элементы религиозно-мифологического видения мира.

«Для философских школ Востока был характерен традиционализм и ориентация на обоснование уже сложившихся социальных ценностей. Здесь была слабее выражена рационально-логическая компонента и связь с наукой, но зато довольно детально разрабатывались и обосновывались идеи космологической природы сознания…» [5, с. 198]

Это явилось причиной того, что многие философские учения Востока одновременно являются и религиозными учениями, в отличие от западных философских концепций, которые «не превратились ни в одну из мировых религий» [2, с. 38].

Здесь же стоит упомянуть систему философских категорий. На Западе они в большинстве своем совпадают с категориями науки: время, пространство, субстанция, движение, сознание, материя… На Востоке же философия вбирает в себя понятия из религии и мифологии:

«Отличен и язык философствования. Он возникает не вследствие разрыва с предшествующей традицией, а вследствие углубления таких простых понятий, как «небо», «земля», «великий ком» и т. д. до стилистики философского языка» [6].

К третьему существенному различию можно отнести подход к гносеологии — проблемы познания философы Востока и философы Запада решают несколько по-разному. Первые практически не разрабатывают проблем логики (за исключением индийской школы ньяя), в то время как вторые уделяют им особое внимание, ведь в западной философии, помимо чувственного и рационального познания, также подчеркивается и важность умозрения.

«Большой вклад в их [проблем логики] решение внесли Сократ, Платон и особенно Аристотель» [2, с. 38].

В-четвертых, философию Востока отличает нерасчлененность исследования. Как таковые традиционные подразделы философии в ней не выделяются, любой вопрос рассматривается в одно и то же время с позиций эпистемологии, онтологии, этики и т. д.

Таким образом, анализируя выше приведенные сходства и различия, можно прийти к выводу, что в целом мыслители Запада тяготеют к научной методологии, резко отметая знание, приобретенное через религиозный, мистический опыт, как не поддающееся доказательству. В своем стремлении построить прозрачную, четко структурированную систему знаний западная философия опирается, прежде всего, на логику и научные принципы познания, включая верифицируемость и фальсифицируемость знания. Также очевидна большая открытость Запада, его тяготение к поискам истины в различных направлениях, включая атеистическое.

Духовная цивилизация Востока, напротив, не стремится превращать философское знание в научную систему и не пытается придать ему «мироописательный» характер. Вместо этого она как бы отстраняется от материального и обращается к индивидуальному бытию, личности, ее самосознанию и самосовершенствованию, предлагает продуманный духовный путь, встав на который, человек сумеет добиться большей осознанности и привести свою жизнь к гармонии. Философские принципы имеют практическую направленность и могут использоваться в различных областях человеческой деятельности.

Литература:

  1. Демокрит. Фрагменты Демокрита и свидетельства его учения / / Материалисты Древней Греции. — М., 1955. — 236 с.
  2. Моисеева Н. А. Философия: Краткий курс. 2-е изд., доп. / Н. А. Моисеева, В. А. Сороковикова. — СПб.: Питер, 2010. — 320 с.
  3. Попова О. В. Об особенностях восточной философии. — УГМА. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://dialektika-eniology.narod.ru/oovs.htm
  4. Степин В. С. Новая философская энциклопедия: В 4 томах. Том 1 / В. С. Степин, А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, А. П. Огурцов. — М.: Мысль, 2010. — 744 с.
  5. Степин В. С. Новая философская энциклопедия: В 4 томах. Том 4 / В. С. Степин, А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, А. П. Огурцов. — М.: Мысль, 2010. — 736 с.
  6. Яскевич Я. С. Основы философии / Я. С. Яскевич. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://an-site.ru/dk/of08.htm
Основные термины (генерируются автоматически): западной философии, тип отношений «человек, восточной философии, Новая философская энциклопедия, западная философия, восточные учения, особенностей восточной философии, познания философы Востока, философских школ Востока, научная методология, основу западной философии, Древней Греции, особенностях восточной философии, философские учения Востока, «Философия Древнего Востока, история античной философии, проблематике социальной философии, Духовная цивилизация Востока, традиционные подразделы философии, философских школах Запада.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос