Дисциплина определение есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников) [УВС].
Дисциплинарная практика — это практика использования командирами (начальниками) предоставленной им дисциплинарной власти путём применения средств поощрения и принуждения [5].
Успешная реализация возможностей дисциплинарной практики в решении задач укреплению дисциплины в воинских подразделениях зависит от того, насколько эффективно будут работать командиры и его заместители. В этой работе важная роль принадлежит младшим командирам, которые непосредственно руководят личным составом. Эффективность воспитательного воздействия дисциплинарной практики, ее результативность в укреплении воинской дисциплины, в предупреждении дисциплинарных проступков и иных правонарушений будут основываться от того, насколько правильно, умело и своевременно командиры и начальники будут применять свою дисциплинарную власть.
Главным требованием, предъявляемым в ведении дисциплинарной практики, является соблюдения командирами законности, т. е. соблюдение Конституции РФ, нормативно правовых актов МО РФ, как при применении мер поощрения, так и при наложении дисциплинарных взысканий. Недопустимо даже малейшее отступление командира от уставных норм при применении дисциплинарной власти к подчиненным. Не стоит добиваться высокой воинской дисциплины и обеспечение уставного воинского порядка незаконными методами. Применение незаконных методов не только не способствует укреплению дисциплины, но и может повлечь за собой новые, более тяжкие правонарушения с тяжелым исходом. Да и любое отступление командира от принципа законности подрывает его авторитет и повлечет за собой нарушение дисциплины. И все это отрицательно сказывается на состоянии воинской дисциплины и превышение отдельными начальниками, предоставленной им власти, равно как и применение не предусмотренных уставами поощрений и взысканий.
Немаловажным требованием при проведении дисциплинарной практики является принцип, каждое поощрение и взыскание должно быть справедливым, соответствовать степени заслуг отличившегося, либо тяжести проступка и степени вины совершившего правонарушение. Незаслуженно высокое поощрение случайно отличившегося военнослужащего, без учета его прежнего поведения и отношения к делу, как правило, не только способствует укреплению дисциплины, но и приводит к отрицательным последствиям. Фактически на нет, сводится воспитательная роль поощрений и при неоправданно частом их применении к одним и тем же военнослужащим за одни и те же достижения. Поэтому одним из необходимых условий является единообразный подход к применению поощрений и взысканий всеми командирами в подразделении, начиная от младших до старших.
Важное значение для повышения предупредительной роли дисциплинарной практики имеет участие в ней командиров всех степеней, в том числе сержантов и старшин — непосредственных начальников солдат и матросов.
Воспитательное воздействие при проведении дисциплинарной практики значительно повышается при умелом использовании командирами подразделений различных мер поощрения и взыскания, а также от строгого соблюдения порядка и сроков наложения взыскания. Нарушение установленных сроков наложений взысканий, как и не приведение наложенного взыскания в исполнение, как и любое отступление при его применении от уставных требований, приводит к отрицательным последствиям и предпосылки подрыву дисциплины в подразделении.
Для того чтобы дисциплинарная практика была успешной необходимо вести анализ наиболее эффективных мер для предотвращения дисциплины, и уже следуя из этого применять их в действие. Важной составной частью анализа дисциплины является обработка накопленного материала и его систематизация, как с качественной, так и с количественной стороны. Качественная сторона позволяет классифицировать проступки по их признакам, а количественная — получить табличные или графические зависимости, поясняющие динамику процесса. В войсковой практике наибольшее распространение получили методы сравнения, детализации, комплексного исследования. Метод сравнения используется для анализа однородных по своему содержанию, характеру показателей и конкретных проступков. Например, сравниваются показатели воинской дисциплины среди различных подразделений или ее состояние в подразделениях за отдельные периоды времени и т. д. Метод детализации предполагает деление фактического материала на специфические признаки. Детализация проводится по времени, частоте проявления, характеру, причинам, тяжести проступков, их последствиям, нравственным и материальным издержкам, организационным и воспитательным мероприятиям. Способ детализации предусматривает не только деление, но и последующую группировку однородных показателей, фактов и явлений в таблицах, графиках, диаграммах.
Метод комплексного исследования предполагает выявление связи и взаимодействия определенных сторон дисциплины, организаторской и воспитательной работы, уставного порядка, требовательности командиров (начальников), материально-бытового обеспечения, досуга личного состава. Анализ может быть достаточно продуктивным при том условии, если выявлены все основные связи или по крайней мере те из них, которые приводят либо к позитивным сдвигам, либо к негативным тенденциям в решении задач поддержания правопорядка и воинской дисциплины А также следует вести журнал учета нарушений дисциплины, преступлений и происшествий для выявления наиболее злостных нарушителей дисциплины. Журнал учета преступлений и происшествий ведется в масштабе полка, которая хранится в штабе полка.
Учет грубых дисциплинарных проступков и дисциплинарной практики ведется от роты (батареи) до полка, бригады соответствующими штабами совместно с заместителями командиров по воспитательной работе в журналах учета грубых дисциплинарных проступков.
Учет поощрений и дисциплинарных взысканий ведется в воинских частях в служебных карточках, которые ведутся:
– в роте на солдат и сержантов, проходящих военную службу по призыву;
– в штабе воинской части — на солдат и сержантов, проходящих военную службу по контракту, на прапорщиков и офицеров;
Все поощрения и дисциплинарные взыскания заносятся в служебную карточку не позднее чем в семидневный срок, и каждая запись в ней заверяется вышестоящим начальником.
– на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, — командиром роты;
– на военнослужащих, поступивших на военную службу по контракту, — начальником штаба воинской части.
Дисциплинарным уставом определено, что непосредственные начальники докладывают по команде о поощрениях и дисциплинарных взысканиях:
– на солдат, матросов, сержантов и старшин — командирам рот и им соответствующим ежедневно;
– на прапорщиков (мичманов) и офицеров (кроме высших) — командирам воинских частей еженедельно.
Это делается для ведения более точного анализа проведения дисциплинарной практики в подразделениях и для отчетности вышестоящему начальству.
Командиры батальонов (дивизионов) и им соответствующие обязаны периодически просматривать служебные карточки в целях проверки правильности применения поощрений и наложения дисциплинарных взысканий. Каждый военнослужащий 1 раз в год, а также в период перемещения и перевода к новому месту службы должен быть ознакомлен со своей служебной карточкой под личную роспись. Анализ состояния воинской дисциплины в подразделении занимает важное место в многогранной деятельности командира подразделения и позволяет уяснить реальное положение дел в подразделении, вскрыть причины и условия, способствующие правонарушению, грубым дисциплинарным проступкам, определить меры воздействия на нарушителей и пути поддержания уставного порядка, воинской дисциплины.
Анализ состояния воинской дисциплины в подразделении проводится в определенной последовательности и включает в себя ряд этапов:
а) подготовительный период.
Основой анализа является сбор данных. Основными источниками информации о состоянии воинской дисциплины в подразделении являются:
– результаты проверок боевой готовности, несения боевого дежурства, караульной и внутренней служб;
– отношение личного состава к выполнению учебно-боевых задач во время учений, походов, боевых стрельб;
– личные наблюдения за поведением военнослужащих в ходе служебной деятельности и общение с ними в неформальной обстановке;
– доклады командиров всех степеней о состоянии воинской дисциплины, морально-нравственной атмосфере, взаимоотношениях в коллективе, настроениях и нуждах военнослужащих;
– доклады лиц суточного наряда;
– индивидуальные и групповые беседы, проводимые с различными категориями военнослужащих;
– участие командиров в проведении офицерских собраний, служебных, воспитательных и культурно-досуговых, спортивных мероприятий;
– изучение служебных карточек, постовых ведомостей, книг амбулаторного приема и историй болезни подчиненных;
– результаты контроля и проверки выполнения требований законов, общевоинских уставов, приказов, директив и распоряжений, распорядка дня, состояние внутреннего порядка и материально-бытового обеспечения военнослужащих;
– письма, жалобы, заявления личного состава и родителей и др.
Все перечисленные выше и другие источники информации позволяют получить истинные данные, характеризующие состояние воинской дисциплины, уровень организаторской и воспитательной работы командиров, эффективность деятельности различных должностных лиц по предупреждению правонарушений и грубых дисциплинарных проступков.
б) Оценка результатов.
Оценка состояния воинской дисциплины в подразделении представляет немалую трудность, так как ее уровень определяется не только личными качествами солдат, но и сложившимися внутриколлективными нормами и традициями внутри воинского коллектива. В этом случае, оценивая дисциплину, не столь важно добиваться какой-либо статистики, намного важнее определить наличие негативных явлений в повседневной жизни.
Командир подразделения, оценивая дисциплину с личным составом, обстоятельно должен разобрать и допущенные за неделю грубые нарушения, вскрыть их причины, сообщить о принятых мерах, дать оценку дисциплине во взводах, назвать передовые и отстающие подразделения. Отдельно оценивает сержантов, их личное поведение, вклад каждого из них в улучшение дисциплины своего подразделения. В таком же плане проводится работа с офицерами и прапорщиками, как правило, до подведения итогов с личным составом роты. Аналогичную работу проводит командир батальона на служебном совещании офицеров, а при необходимости и на совещании сержантов. Тут оценивается состояние воинской дисциплины в ротах, взводах, определяется личная дисциплина офицеров.
Подведение итогов состояния воинской дисциплины и выработка мер по ее укреплению проводится в один раз в месяц, в роте еженедельно, во взводе и отделении ежедневно.
Командиры подразделений, наблюдая в течение дня за поведением подчиненных, их отношением к службе, учебе, при подведении итогов отмечают примеры ревностного и нерадивого отношения к исполнению воинского долга, служебных обязанностей, поощряют наиболее достойных, дисциплинированных за проявленную разумную инициативу, усердие и отличие по службе, конкретно разбирают каждый допущенный проступок и при необходимости наказывают виновных.
По результатам подведения итогов каждому военнослужащему может выставляться индивидуальная оценка. Во взводе может быть выделено лучшее отделение, а на совещании с сержантами раскрыта практика работы командира этого отделения.
Состояние воинской дисциплины в роте, батальоне, а также им равных подразделениях необходимо анализировать по категориям военнослужащих (со всем личным составом, сержантами, старшинами, прапорщиками, офицерами).
С младшими командирами подведение итогов проводится на совещаниях или специальных занятиях в присутствии офицеров. При этом командир подразделения анализирует их роль в поддержании уставного порядка, личную дисциплинированность, вклад каждого из них в поддержание правопорядка и воинской дисциплины, выполнение распорядка дня, соблюдение формы одежды подчиненными. Особое внимание уделяется анализу участия сержантов (старшин) в дисциплинарной практике, создании здоровой морально-нравственной атмосферы в коллективах.
Большое значение имеет подведение итогов состояния воинской дисциплины с офицерским составом в батальоне (роте) и им равных подразделениях. Командир батальона (роты) может при этом заслушать доклады командиров рот (взводов) о состоянии воинской дисциплины и проделанной работе по ее укреплению. Он оценивает положение дел в ротах (взводах) и определяет их места, дает персональную оценку вкладу каждого офицера и оценку их личной дисциплинированности. Проводится тщательный анализ дисциплинарной практики офицеров, соблюдение при этом ими требований законов и общевоинских уставов, участия в воспитательных мероприятиях, организации индивидуальной работы с подчиненными и дает им настоятельные советы.
В целом можно сказать что, грамотная подготовка и умелое подведение итогов состояния воинской дисциплины (анализ) в подразделении позволяет командирам и начальникам постоянно анализировать ее состояние и влияние на выполнение поставленных задач, выявлять динамику развития процессов в воинских коллективах, своевременно принимать меры по предупреждению правонарушений.
Литература:
- Управление подразделениями в мирное время: учебное пособие для курсантов спец.: «Тыловое обеспечение войск» Д. М. Рогунович [и др.].- Гродно: ГрГУ им. Я. Купалы, 2015.
- Зарубин В. А. Обучение курсантов методике использования правовых средств укрепления воинской дисциплины на пограничной заставе (в подразделении) // Информационный бюллетень методического совета института по обобщению передового опыта учебно-методической работы на кафедрах и в подразделениях. — Голицьшо, 1998. — № 14. — С.46–55.
- Безуглов А. А. Президент Российской Федерации А. А. Безуглов//Безуглов А. А. Конституционное право России: учебник для юридических вузов (полный курс): в 3-х т. /А. А. Безуглов., С. А. Солдатов.—М.,2001.—Т.1.—С.137–370.
- Усов А. К. Управление подразделениями в мирное время: учебно-методическое пособие для курсантов / А. К. Усов; под ред. Н. М. Селивончик. — Минск: БНТУ, 2011. — 370 с
- Приказ Министерства обороны Российской Федерации № 166 от 07.04.1998 г. «Об основных направлениях поддержания правопорядка, воинской дисциплины, организации службы войск в Вооруженных Силах Российской Федерации».
- Общевоинские уставы Вооруженных сил Российской Федерации — Москва: Эксмо, 2016. — 560 с.