Библиографическое описание:

Черкасский Г. А., Кононенко Е. В., Воробьева Е. П. Актуализация содержания дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» в условиях реформы технического регулирования // Молодой ученый. — 2016. — №12.3. — С. 89-91.



Дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» (МСС) является ключевой в формировании компетенций применения и разработки нормативной документации. В условиях реформы технического регулирования учебные материалы по дисциплине нуждаются в постоянном обновлении. Проблемой сегодняшнего дня является приведение раздела «Стандартизация» дисциплины МСС в соответствие закону «О стандартизации в Российской Федерации» (от 29.06.2015 № 162-ФЗ). Обновление осуществляется с учетом нормативных основ деятельности по направлениям подготовки специалистов.

Ключевые слова: учебный процесс, эффективность, качество обучения.

Внимание, уделяемое проблеме развития стандартизации на национальном и межгосударственном уровнях, обусловлено тем, что, согласно действующей Концепции [1], стандартизация является одним из ключевых факторов технологического, социально-экономического развития страны и обеспечения обороноспособности государства. Приоритетными направлениями развития стандартизации признаны, в том числе, строительство, обеспечение безопасности труда, пожарной безопасности и защита населения и территорий от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, менеджмент предприятий, оценка соответствия и защита прав потребителей.

Дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» в настоящее время входит в Федеральные государственные образовательные стандарты практически по всем направлениям подготовки, поскольку она затрагивает важнейшие аспекты и инструменты технического регулирования, которые должен знать каждый современный специалист, обеспечивает формирование навыков работы по поиску, выбору и осознанному применению нормативной документации в соответствующей области деятельности, способствует овладению методиками обработки и анализа результатов измерений в познавательной и практической областях деятельности.

На протяжении многих лет правовые аспекты стандартизации, как важнейшего инструмента технического регулирования, содержались в главе 3 Федерального закона «О техническом регулировании» [2], отменившего действовавший с 1993 года закон «О стандартизации». Однако потребность в наличии отдельного закона, регламентирующего деятельность в области стандартизации, была осознана как ведущими специалистами по техническому регулированию, так и Российским Союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) к концу прошлого десятилетия. Начиная с 2009 года, было разработано несколько проектов нового закона, обеспечивающего интеграцию России в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера, снижение технических барьеров в торговле, установление технических требований к продукции, включающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека, обеспечение обороноспособности, экономической, экологической, научно-технической и технологической безопасности. В итоге 29 июня 2015 года был принят Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации» [3]. С 29 сентября 2015 года вступили в силу положения, касающиеся перечня национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в нормативных правовых актах. 1 июля 2016 года вступают в силу остальные положения закона, в частности, связанные с организацией работ по стандартизации, а также с применением документов по стандартизации. Введение в действие нового закона потребовало пересмотра ряда правовых и нормативных актов. Так к 30 марта 2016 г. Советом Федерации внесены изменения в 27 законодательных акта Российской Федерации. Помимо этого, закон содержит переходные положения о преобразовании ведомственных отраслевых стандартов в национальные до 1 сентября 2025 г.

Сложившаяся ситуация требует быстрого обновления учебных материалов раздела «Стандартизация» дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация», имеющей многочисленные междисциплинарные связи как с общетехническими, так и со специальными дисциплинами. Проблема актуализации учебных материалов неизбежно ложится на плечи преподавателей дисциплины, поскольку учебники и учебные пособия не успевают отражать происходящие изменения. Основой для изменений, вносимых в учебно-методические материалы раздела «Стандартизация», служат анализ текста Закона и публикаций ведущих специалистов с обсуждением его положений [4–6].

По сравнению с третьей главой Федерального закона «О техническом регулировании» [2] сфера стандартизации претерпела значительные изменения.

Применяемая в законе терминология унифицирована с международной. Впервые на законодательном уровне сформулирована государственная политика Российской Федерации в сфере стандартизации с выделением приоритетных направлений и пересмотром целей и задач стандартизации. Введено понятие «Национальная система стандартизации», как механизм обеспечения согласованного взаимодействия участников работ по стандартизации, и установлены функции участников этой системы.

Расширен перечень видов документов по стандартизации. В перечне отдельно выделены документы национальной системы стандартизации, дополнительно включающие технические условия и информационно-технические справочники. При этом технические условия рассматриваются как вариант стандарта организации. В соответствии с положениями Федерального закона «О техническом регулировании» [2] требования стандартов за исключением образовательных стандартов и стандартов бухгалтерского учета имели добровольный характер. Статьей 6 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» [3] установлены документы по стандартизации с обязательными требованиями. Обязательность применения национального стандарта для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту. Для информирования пользователей о принадлежности документов к национальной системе стандартизации вводится знак национальной системы стандартизации, которым может маркироваться и продукция, соответствующая национальному стандарту.

Закон предполагает возможность применения ссылок в нормативных правовых актах на национальные стандарты и новый вид документов – информационно-технические справочники. При этом ссылка в нормативном акте на стандарт не делает его де-юре обязательным.

Необходимо отметить проблемы, возникающие при актуализации учебно-методических материалов по стандартизации. В первую очередь, это касается понимания термина «основополагающий стандарт». Согласно Закону [3], это национальный стандарт, разработанный Росстандартом, «устанавливающий общие положения, касающиеся выполнения работ по стандартизации, а также виды национальных стандартов. Документ имеет добровольный характер требований». При этом Росстандарт не разрабатывает, а только утверждает национальные стандарты. Что понимается в определении под «видами национальных стандартов» – не ясно.

Кроме того, в документы по стандартизации Законом не включены международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов; а также надлежащим образом заверенные переводы на русский язык международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, принятые на учет национальным органом Российской Федерации по стандартизации. Однако эти документы входят в доказательственную базу, используемую при оценке соответствия объектов требованиям технических регламентов. При анализе доступной информации возникает вопрос, сохраняется ли действие Федерального закона «О техническом регулировании» [2] в части стандартизации?

Особое внимание уделено информационному обеспечению национальной системы стандартизации. В открытом доступе на сайте Росстандарта должны находиться основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации; стандарты, ссылки на которые даны в нормативно-правовых актах; общероссийские классификаторы; информационно-технические справочники. С целью реализации Концепции развития стандартизации до 2020 года [1] принят Приказ Росстандарта от 14.12.2015 г. № 1560 [7] о внесении изменений в план мероприятий по разработке нормативных правовых актов, необходимых для реализации норм Федерального закона от 29.06.2015 г. № 162-ФЗ. Однако, в открытом доступе информация о перечне разрабатываемых документов, необходимая для планомерной переработки учебно-методических материалов, отсутствует. По данным, ФГУП «СТАНДАРТ-ИНФОРМ» в 2014 году фонд национальных стандартов насчитывал 36931 ГОСТ и ГОСТ Р, 1373 правил по стандартизации, норм и рекомендаций, 102 Общероссийских классификатора плюс закрытые стандарты серий Р и РВ (военного назначения) и отраслевые стандарты, которые постепенно переводятся в установленные законом [3] виды документов по стандартизации.

При обновлении правовой и нормативной базы технического регулирования основным источником информации актуализации содержания учебно-методического комплекса по дисциплине МСС становятся информационные сети. При этом следует отметить незначительное количество доступных публикаций в Интернете по поводу вводимого в действие Закона [3], которые могли бы использоваться в качестве основы для учебных материалов. Таким образом, ответственность за представление столь важного материала несет преподаватель дисциплины.

Еще одной проблемой изучения дисциплины является использование обучающимися устаревшей информации, присутствующей в Интернете в большом количестве. В контрольных, домашних и курсовых работах зачастую можно встретить материал из утративших силу законов «О сертификации продукции и услуг», «Об обеспечении единства измерений» и «О стандартизации» 1993 года. В связи с этим преподавателю для формирования компетенции «обновления компетенций» необходимо привить обучающимся навыки использования актуализированной информации с грамотным выбором Интернет-ресурсов.

Изменение законодательства вызывает необходимость обучения преподавателей, которое может осуществляться в двух формах: проведение семинаров специалистами Росстандарта и издание доступных комментариев к положениям нового Закона.

Литература:

  1. Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru.
  2. О техническом регулировании [Электронный ресурс]: федеральный закон от 27.12.2002 № 184–ФЗ. Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  3. О стандартизации в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ. Режим доступа: http://base.consultant.ru.
  4. Николаева М. А. Методика преподавания дисциплины «Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия / М. А. Николаева // Стандарты и качество. 2015. № 6 (936). С. 34–37.
  5. Берновский Ю. Н. Исключить противоречия ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»! / Ю. Н. Берновский // Стандарты и качество. 2016. № 1 (943). С. 23–26.
  6. Соколов С. Анализ содержания Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» / С. Соколов // Стандарты и качество. 2016. № 2 (944). С. 28–34.
  7. О внесении изменений в План мероприятий по разработке нормативных правовых актов, необходимых для реализации норм Федерального закона от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации [Электронный ресурс]: приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 октября 2015 г. № 1173. Режим доступа: http://docs.cntd.ru.
Основные термины (генерируются автоматически): «О стандартизации, Федерального закона «О, системы стандартизации, национальной системы стандартизации, Российской Федерации, закона «О техническом, развития стандартизации, закона «О стандартизации, «О техническом регулировании», Российской Федерации», технического регулирования, закону «О стандартизации, закон «О стандартизации, стандартизации Российской Федерации, проблеме развития стандартизации, нормативных правовых, 162-ФЗ «О стандартизации, направлениями развития стандартизации, международные системы стандартизации, правовые аспекты стандартизации.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос