Обсуждаются недостатки управления системой образования России.
Ключевые слова: система образования, стратегия, результативность, эффективность.
Любая социальная система стремится к обеспечению длительной стабильности (стратегия) с наименьшими затратами (тактическое и оперативное управление). Стратегия системы детерминирует целеполагание для реализации ключевого процесса и создающейся сети обеспечивающих процессов. При этом степень достижения цели ключевого процесса (результативность) регулируется с помощью тактического и оперативного управления всей сетью процессов (эффективность).
Для сложной социальной системы выстраивается иерархия субъектов социального действия – владельцев процессов, для каждого из которых определяются ключевые и обеспечивающие процессы данного уровня иерархии.
В системе образования выделены основные уровни иерархии управления, а также владельцы ключевых и обеспечивающих процессов [1]. Эффективность управления должна оцениваться с учетом затрат [2]. Однако в настоящее время используются показатели преимущественно экономического характера (вероятно, определяется «отраслевой остепененностью» сотрудников аппарата управления), учитывающие затраты образовательных организаций, а не всей системы (не прошло и 30 лет для восстановления сети дошкольных учреждений и сколько было выплачено «материнского капитала»?). Издаются нормативные документы напрямую не относящиеся к результату ключевого процесса – образованности граждан (в качестве примера можно использовать аналогию между периодической сменой наименований образовательных организаций и переименованием милиции в полицию, на которое было потрачено 1,125 млрд. рублей – «Наша газета» от 14.02.13).
Ошибки в стратегическом планировании, организации и реализации образования привели к дефициту рабочих кадров, инженерно-технического персонала, снижению интереса молодежи к научно-исследовательской деятельности. Кстати, стратегическое управление спортом, в противоположность ликвидации начального профессионального образования, учитывает необходимость возрождения массовости занятий спортом, создания новых образовательных организаций.
Наиболее значительной стратегической ошибкой управления отечественной системой образования было решение «выстроить» всю систему высшего образования под Болонский процесс. Подчеркнем – всю систему, а не отдельные образовательные организации. Для обеспечения главного Болонского принципа (прозрачность образовательных систем разных стран по отношению друг к другу) в Болонской декларации сформулированы цели, которые не волне корректно соотносить с системой образования России:
-единое образовательное пространство Европы;
-конкурентоспособность по отношению к странам, не входящим в Евросоюз (Россия входит? Конкурировать против себя? Пример ВТО);
-миграция студентов (кто может – уже там, остальные – куда?);
-миграция специалистов (за счет бюджета РФ – развитие экономики других стран. Принудительное распределение в РФ – предмет сегодняшней дискуссии – обучались за счет налогоплательщиков, но поступив на работу выпускники становятся этими самыми налогоплательщиками. Нет достойных условий труда – перекосы в трудоустройстве – очевидно).
Литература:
- Полуянов В. Б., Перминова Н. Б. Процессный подход к управлению внеаудиторной самостоятельной работой студентов // Вестник Учебно-методического объединения высших и средних профессиональных учебных заведений Российской Федерации по профессионально-педагогическому образованию. 2006. № 1 (39). С. 112–125.
- Полуянов В. Б. Концепция результативности образовательной организации / В. Б. Полуянов // Техническое регулирование машиностроения в едином экономическом пространстве: материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. Екатеринбург, 20 мая 2014 г. Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2014. С. 6–9.