Система образования – регулирование и некоторые итоги | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Полуянов, В. Б. Система образования – регулирование и некоторые итоги / В. Б. Полуянов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12.3 (116.3). — С. 82-83. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31860/ (дата обращения: 18.11.2024).



Обсуждаются недостатки управления системой образования России.

Ключевые слова: система образования, стратегия, результативность, эффективность.

Любая социальная система стремится к обеспечению длительной стабильности (стратегия) с наименьшими затратами (тактическое и оперативное управление). Стратегия системы детерминирует целеполагание для реализации ключевого процесса и создающейся сети обеспечивающих процессов. При этом степень достижения цели ключевого процесса (результативность) регулируется с помощью тактического и оперативного управления всей сетью процессов (эффективность).

Для сложной социальной системы выстраивается иерархия субъектов социального действия – владельцев процессов, для каждого из которых определяются ключевые и обеспечивающие процессы данного уровня иерархии.

В системе образования выделены основные уровни иерархии управления, а также владельцы ключевых и обеспечивающих процессов [1]. Эффективность управления должна оцениваться с учетом затрат [2]. Однако в настоящее время используются показатели преимущественно экономического характера (вероятно, определяется «отраслевой остепененностью» сотрудников аппарата управления), учитывающие затраты образовательных организаций, а не всей системы (не прошло и 30 лет для восстановления сети дошкольных учреждений и сколько было выплачено «материнского капитала»?). Издаются нормативные документы напрямую не относящиеся к результату ключевого процесса – образованности граждан (в качестве примера можно использовать аналогию между периодической сменой наименований образовательных организаций и переименованием милиции в полицию, на которое было потрачено 1,125 млрд. рублей – «Наша газета» от 14.02.13).

Ошибки в стратегическом планировании, организации и реализации образования привели к дефициту рабочих кадров, инженерно-технического персонала, снижению интереса молодежи к научно-исследовательской деятельности. Кстати, стратегическое управление спортом, в противоположность ликвидации начального профессионального образования, учитывает необходимость возрождения массовости занятий спортом, создания новых образовательных организаций.

Наиболее значительной стратегической ошибкой управления отечественной системой образования было решение «выстроить» всю систему высшего образования под Болонский процесс. Подчеркнем – всю систему, а не отдельные образовательные организации. Для обеспечения главного Болонского принципа (прозрачность образовательных систем разных стран по отношению друг к другу) в Болонской декларации сформулированы цели, которые не волне корректно соотносить с системой образования России:

-единое образовательное пространство Европы;

-конкурентоспособность по отношению к странам, не входящим в Евросоюз (Россия входит? Конкурировать против себя? Пример ВТО);

-миграция студентов (кто может – уже там, остальные – куда?);

-миграция специалистов (за счет бюджета РФ – развитие экономики других стран. Принудительное распределение в РФ – предмет сегодняшней дискуссии – обучались за счет налогоплательщиков, но поступив на работу выпускники становятся этими самыми налогоплательщиками. Нет достойных условий труда – перекосы в трудоустройстве – очевидно).

Литература:

  1. Полуянов В. Б., Перминова Н. Б. Процессный подход к управлению внеаудиторной самостоятельной работой студентов // Вестник Учебно-методического объединения высших и средних профессиональных учебных заведений Российской Федерации по профессионально-педагогическому образованию. 2006. № 1 (39). С. 112–125.
  2. Полуянов В. Б. Концепция результативности образовательной организации / В. Б. Полуянов // Техническое регулирование машиностроения в едином экономическом пространстве: материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. Екатеринбург, 20 мая 2014 г. Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2014. С. 6–9.
Основные термины (генерируются автоматически): ключевой процесс, оперативное управление, система образования, система образования России.


Похожие статьи

Качество образования и принципы ИСО 9000

Рассматриваются аспекты и возможности реализации основных принципов менеджмента качества применительно к реформам российского образования.

Современные тенденции управления системой образования в России

В статье рассматривается сущность управления и руководства педагогическими системами, представлено описание современной российской системы управления в сфере образования, отмечены ее недостатки. Рассматриваются тенденции и особенности изменения в стр...

Актуальные проблемы развития современного образования в России

Особенности и противоречия в модернизации отечественного образования

Высшее образование сегодня: проблемы качества и перспективы развития

В статье анализируются материальные, организационные и социальные проблемы высшего образования. Приводятся примеры неэффективного менеджмента грантовской политики.

Система контроля как условие управления образовательной организацией

В статье проведен анализ систем контроля в образовательной сфере. Раскрыты функции систем контроля в управлении образовательной организацией.

Управление качеством в российской образовательной системе

В настоящее время вопрос управления качеством в российской образовательной системе остается одним из актуальных и сложных. Несмотря на ряд положительных изменений, все еще существуют проблемы, которые нужно решать для достижения высокого уровня качес...

Отечественный и зарубежный опыт стратегического планирования на муниципальном уровне

Новые тенденции в развитии системы управления

В статье рассмотрены основные инструменты и стили управления, которыми пользуются современные менеджеры и предприниматели России. С помощью исследования проведена оценка эффективности отдельных инструментов системы управления. В заключение автором вы...

Проблемы организации и направления совершенствования бюджетирования на российских предприятиях

В работе обозначены основные проблемы (ошибки) внедрения принципов бюджетирования в российской предпринимательской среде. Представлено обоснование значимости разработки новых подходов к организации и построению результативной системы бюджетного плани...

Похожие статьи

Качество образования и принципы ИСО 9000

Рассматриваются аспекты и возможности реализации основных принципов менеджмента качества применительно к реформам российского образования.

Современные тенденции управления системой образования в России

В статье рассматривается сущность управления и руководства педагогическими системами, представлено описание современной российской системы управления в сфере образования, отмечены ее недостатки. Рассматриваются тенденции и особенности изменения в стр...

Актуальные проблемы развития современного образования в России

Особенности и противоречия в модернизации отечественного образования

Высшее образование сегодня: проблемы качества и перспективы развития

В статье анализируются материальные, организационные и социальные проблемы высшего образования. Приводятся примеры неэффективного менеджмента грантовской политики.

Система контроля как условие управления образовательной организацией

В статье проведен анализ систем контроля в образовательной сфере. Раскрыты функции систем контроля в управлении образовательной организацией.

Управление качеством в российской образовательной системе

В настоящее время вопрос управления качеством в российской образовательной системе остается одним из актуальных и сложных. Несмотря на ряд положительных изменений, все еще существуют проблемы, которые нужно решать для достижения высокого уровня качес...

Отечественный и зарубежный опыт стратегического планирования на муниципальном уровне

Новые тенденции в развитии системы управления

В статье рассмотрены основные инструменты и стили управления, которыми пользуются современные менеджеры и предприниматели России. С помощью исследования проведена оценка эффективности отдельных инструментов системы управления. В заключение автором вы...

Проблемы организации и направления совершенствования бюджетирования на российских предприятиях

В работе обозначены основные проблемы (ошибки) внедрения принципов бюджетирования в российской предпринимательской среде. Представлено обоснование значимости разработки новых подходов к организации и построению результативной системы бюджетного плани...

Задать вопрос