Цель данной статьи — показать мотивы иностранных инвесторов к размещению средств в активы за рубежом в виде прямых иностранных инвестиций. C учётом этих мотивов авторами показаны современные подходы к привлечению и регулированию иностранных инвестиций со стороны национальных (региональных) органов власти в РФ.
Ключевые слова: иностранные инвестиции, прямые инвестиции, капитал, баланс интересов, страна-донор, страна-реципиент, инструменты регулирования
Современная теория трансграничного движения капиталов говорит о, как минимум, трёх видах мотивов, которые двигают решением инвестора о размещении средств за рубежом: стратегический мотив; психологический мотив; экономический мотив.
Первый — стратегический — мотив инвестировать за рубеж базируются на стратегических решениях (как правило, крупных компаний) четырёх типов:
- поиск рынков сбыта,
- поиск источников сырья,
- поиск возможностей для ведения бизнеса с меньшими текущими затратами, чем сейчас, но в прежних (сравнимых) масштабах,
- поиск инновационных (и дешёвых) технологий, методов управления, «ноу хау» и другой тайной информации.
Второй — психологический — мотив, хорошо исследованный в работах Ахарони [1], может быть связан, по мнению автора исследования, с личными убеждениями, опасениями и даже завистью. Например, среди психологических мотивов выделяют:
− убеждение, что игнорирование предложения для реализации совместного бизнеса за рубежом может повредить репутации фирмы, особенно, если это предложение поступило от серьёзных «институтов рынка» (правительства, давние партнёры, широко известные компании и др.)
− опасение, что кто-либо другой займёт пока ещё свободную нишу, на рынке другого государства, даже когда экономические выгоды ещё не очевидны,
− зависть, что конкурентам удалось успешно капитализировать средства в другой стране, равно как и зависть, что иностранные компании успешно развивают свой бизнес здесь (внутри национальной экономики).
Однако, мы считаем, что первый и второй мотивы носят лишь вспомогательный характер. Без детальной оценки экономических последствий инвестирования за рубеж, ни один предприниматель не пойдёт на вложение средств не только за рубежом, но и внутри национальной экономики.
Поскольку экономические мотивы превалируют, то именно на эти «болевые точки» и должны действовать национальные и региональные правительства, для создания дополнительного интереса иностранных инвесторов к размещению средств.
Раскрывая суть экономического мотива, приведём неполный перечень «гипотез» объясняющих трансграничное движение капиталов [2, с. 537]:
-
Макроэкономические гипотезы прямых иностранных инвестиций (ПИИ)
- Гипотеза рентабельности
- Рыночные гипотезы
− гипотеза объёма рынка (Койяка, Йоргенсена)
− гипотеза объёма производства
- Гипотеза производственного цикла (Вернона)
- Гипотеза валютного пространства (Алибера)
-
Микроэкономические гипотезы
- Гипотеза портфеля (Рагацци)
- Гипотеза олигополистической реакции (Кникербокер)
- Гипотеза ликвидности (Бэрлоу и Вендер)
-
Гипотезы ПИИ в теории внешней торговли
- Модифицированная модель Хекшера-Олина-Самуэльсона (Олин, Корден)
- Гипотеза Хирша (минимизации совокупных издержек).
Ни одна из указанных гипотез и даже более широко ни один из мотивов не в состоянии претендовать на охват всех экономических причин для иностранного инвестирования. Каждая гипотеза имеет свою область описания известных фактов. Однако ни одна не может учесть все случаи реальной жизни и учесть всё многообразие факторов и мотивов для принятия решения об инвестировании в бизнес за рубежом. Таким образом, разработка теоретических концепций ПИИ не завершена.
Если рассмотреть проблему с точки зрения принимающей стороны, то политика стран в отношении поступающих иностранных инвестиций призвана определить наиболее выгодный для экономического развития страны баланс таких задач, как:
- привлечение иностранных инвестиций в «нуждающиеся» отрасли и регионы;
- обеспечение максимального социально-экономического эффекта от вложенных иностранным инвестором средств;
- защита национальных интересов и стратегических отраслей;
- защита национальных производителей от возможной недобросовестной конкуренции;
- стимулирование экспорта инвестиций либо ограничение вывоза капитала;
- защита окружающей среды;
- защита интересов национальных инвесторов;
- другие.
В зависимости от текущей ситуации и приоритетных задач экономического развития правительства могут смещать баланс в сторону либо либерализации международного движения капиталов, либо, напротив, протекционизма и ужесточения регулирования. Соответственно в отношении политики регулирования иностранных инвестиций страны могут быть условно разделены на:
− проводящие либеральную политику;
− проводящие протекционистскую политику.
Цель регулирования режима ввоза капитала и деятельности иностранных инвесторов — достичь баланса интересов иностранных предпринимателей и правительств государств как принимающих капитал, так и стран-доноров. В работе [3, с. 58] приведена характеристика «баланса интересов» трёх указанных выше сторон. Мы в отличие от авторов [3] «во главу угла» (первым столбцом таблицы 1) ставим интерес инвестора.
Таблица 1
Баланс интересов субъектов иностранного инвестирования
Интерес инвестора |
Интересы страны-донора инвестиций |
Интересы принимающей страны |
Максимальная либерализация режима движения капитала |
Свобода применения мер по регулированию оттока капитала |
Свобода применения мер по регулированию притока капитала |
Размещение производственных мощностей на рынках сбыта |
Предпочтительнее создание предприятий на зарубежном рынке |
Защита национальных производителей от конкуренции со стороны предприятий с иностранным капиталом |
Минимизация налогового бремени |
Уплата налогов в стране базирования капитала (стране-доноре) |
Уплата налогов в стране принимающей капитал |
Максимизация прибыли, диверсификация рисков |
Ограничение влияния спекулятивных инвесторов на национальную экономику |
Ограничение влияния спекулятивных инвесторов на национальную экономику |
Гарантия возврата инвестиций, репатриация прибыли |
Возврат капитала в национальную экономику страны-донора |
Реинвестирование прибыли на национальном рынке принимающей стороны |
Свобода распоряжаться технологиями фирмы, защита прав интеллектуальной собственности на международном уровне |
Контроль над вывозом по внутренним каналам ТНК новых технологий для поддержания конкурентоспособности страны в целом |
Привлечение инвестиций в высокотехнологичные отрасли, инвестиций в форме современного оборудования |
Стремление расширить производство |
Контроль над компаниями в стратегических областях |
Ограничение круга отраслей, открытых для иностранных инвестиций из соображений национальной безопасности |
Размещение производства в странах с наиболее мягкими стандартами безопасности и экологичности |
Перенос вредных производств в другие страны |
Защита окружающей среды |
В 1964 г. была учреждена конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). В компетенцию этой организации входит решение вопросов связанных с иностранными инвестициями в развивающихся странах, а также в странах с переходной экономикой. ЮНКТАД отслеживает политику стран в области иностранных инвестиций и публикует ежегодные отчёты (World Investment Report). Ею была разработана классификация допустимых средств государственного стимулирования иностранных инвестиций (рис. 1).
Рис. 1. Льготы для иностранных инвесторов по классификации ЮНКТАД
К настоящему времени в законодательстве большинства принимающих стран сложился набор инструментов, регулирующих приток инвестиций на территорию государства. Согласно исследованиям [3, с. 73–74], эти инструменты можно объединить в шесть групп.
Группа 1. Налогообложение.
В мировой практике в отношении налогообложения предприятий с иностранным капиталом существует два подхода:
− преференциальная политика в отношении иностранных компаний. То есть предприятие с участием иностранного капитала ставится в более благоприятные условия по сравнению с местными инвесторами и субъектами хозяйствования в отношении налогов. Это применяется часто развивающимися странами, нуждающимися в активизации деловой активности, которая может прийти за иностранными инвестициями;
− национальный режим в отношении иностранных компаний. Он означает, что предприятия с иностранным капиталом находятся в равных условиях с остальными предпринимателями. Используется в основном в развитых странах. В ряде стран отсутствует специальное налоговое законодательство для иностранных компаний как таковое.
Группа 2. Структурная политика.
Эта группа методов предполагает выделение отраслей, которые запрещены для иностранных инвестиций. Например, в большинстве стран ОЭСР для иностранных инвесторов полностью или частично запрещены такие отрасли как связь, водный и воздушный транспорт, атомная энергетика, отрасли национальной безопасности, горнодобывающая промышленность, сельское хозяйство, средства массовой информации.
Группа 3. Таможенное регулирование.
Методы этой группы характеризуют регулирование тарифных и нетарифных «барьеров» для импорта и (или) экспорта предприятиями с иностранным капиталом. Например, для привлечения иностранных инвестиций может использоваться освобождение от взимания импортных пошлин при ввозе товаров, необходимых для деятельности иностранной компании на местном рынке.
Группа 4. Антимонопольное регулирование
Эти методы определены антимонопольным законодательством, либо специальными нормативно-правовыми документами, регламентирующими как правило ограничения на слияние и поглощение компаний при участии иностранного капитала.
Группа 5. Регулирование банковских операций.
Во многих странах законодательство не разрешает получать иностранным предприятиям дополнительные средства или кредиты в национальной банковской системе. Суть таких ограничений в том, что иностранные предприниматели допускаются в экономику с целью вложения средств в виде денег, имущества, нематериальных активов и др., а не для изъятия их из экономики.
Группа 6. Гарантирование защиты иностранных инвесторов.
Эти методы устанавливают определённые обязательства и гарантии государства (принимающего инвестиции) от, например, национализации, неблагоприятного изменения в законодательстве, роста политической нестабильности и др. факторов неэкономической природы.
Исследователи процессов рационального использования ПИИ [4, с. 84], отмечают, что только оптимальное сочетание элементов протекционистской политики и политики открытости способны к эффективному использованию ресурсов страны-реципиента инвестиций. Такое сочетание инструментов поддержки и ограничений ПИИ получило название селективно-адресного подхода к привлечению и размещению иностранных инвестиций, который должен учитывать и местные социокультурные и природно-климатические условия и иные особенности региона-реципиента инвестиций.
В соответствии с приведённой выше классификацией методов привлечения и регулирования иностранных инвестиций, принятых в международной практике, нами изучены и сгруппированы основные инструменты воздействия на ПИИ, используемые в российском законодательстве в настоящее время. Результаты анализа нормативных документов с ограничениями, преференциями, гарантиями, страховыми заверениями и другими способами воздействия на иностранных инвесторов в РФ приведены в таблице 2.
Таблица 2
Группировка инструментов регулирования иностранных инвестиций вРФ
Группа методов |
Суть льгот (ограничений) |
Источник информации |
Группа 1. Налогообложение (В группе приводятся льготы по налогам, действующие на всей территории РФ) |
|
Закон № 160-ФЗ от 09.07.1999 г., ст. 17 |
|
НК РФ (Ч. 1) Ст. 66–67 |
|
|
НК РФ (Ч. 2) Ст. 251 |
|
|
Закон № 160-ФЗ от 09.07.1999 г., ст. 17 |
|
Группа 2. Структурная политика |
Выделены 42 вида деятельности, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности РФ. Иностранным инвесторам разрешено владеть до 5 % голосующих акций уставного капитала компаний сырьевого сектора и до 25 % — в компаниях остальных стратегических отраслей. |
Закон № 57-ФЗ от 29.04.2008 г., ст. 6 |
Группа 3. Таможенное регулирование |
Товары, ввозимые на территорию РФ в виде вклада в уставный капитал, освобождаются от обложения таможенными пошлинами. |
Постановление правительства от 23.07.1996 г. № 883 |
Группа 4. Антимонопольное регулирование |
Все сделки, в результате которых иностранные государства, международные организации или находящиеся под их контролем организации приобретают больший контроль за российскими стратегическими хозяйствующими обществами, подлежат предварительному согласованию в установленном порядке: ходатайство о согласовании сделки сначала рассматривает ФАС России, а утверждает правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиции в РФ |
Закон № 57-ФЗ от 29.04.2008 г., ст. 6 |
Группа 5. Регулирование банковских операций |
− отказать клиенту в заключении договора банковского счета (вклада) или иного договора, предусматривающего оказание финансовых услуг, в случае непредоставления информации, необходимой для его идентификации в качестве клиента — иностранного налогоплательщика — расторгнуть заключенный с лицом договор банковского счета (вклада) или иной договор, предусматривающий оказание финансовых услуг, в случае непредоставления клиентом — иностранным налогоплательщиком в течение пятнадцати рабочих дней после дня принятия решения об отказе от совершения операций информации, необходимой для его идентификации в качестве клиента — иностранного налогоплательщика |
Закон № 173-ФЗ от 28.06.2014 г. ст. 4 |
Группа 6. Гарантирование защиты иностранных инвесторов |
− гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории РФ; − гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории РФ, не запрещённых российским законодательством; − гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу; − гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями; − гарантия от неблагоприятного изменения законодательства РФ; − гарантия обеспечения надлежащего решения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ иностранным инвестором; − гарантия использования на территории РФ и перевода за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных сумм; − гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг; − гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы РФ имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были изначально ввезены на территорию РФ в качестве иностранной инвестиции; − гарантия участия иностранного инвестора в приватизации; − гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество. |
Закон № 160-ФЗ от 09.07.1999 г., ст. 17 |
Выводы. Система преференций и стимулов для иностранных инвесторов, существующая в России в целом отвечает подходу к ПИИ, характерному для мировой практики. Эти инструменты в пределах компетенций региональных и местных властей устанавливают льготный режим вхождения, присутствия иностранных инвестиций на региональных рынках и выхода из них. В качестве дополнительных средств регулирования во многих приграничных регионах РФ разработано собственное региональное и местное законодательство также использующее практически все указанные выше группы инструментов поддержки и ограничений.
Тем не менее мы считаем, что ситуация с объёмом поступления ПИИ в регионы РФ сложная. Об этом говорит хотя бы тот факт, что по данным статистики [5] из 13557,5 млрд руб. инвестиций в основной капитал РФ, осуществлённых в 2014 году только 0,6 % (74,6 млрд. руб.) пришлось на ПИИ. С одной стороны можно говорить о том, что мы «обойдёмся без чужих денег». С другой стоны ряд застойных явлений в экономике регионов, например в Дальневосточном федеральном округе (ДФО), говорит, о необходимости срочного значительного увеличения инвестиций. Почему бы не создать действительно льготные условия для иностранных инвесторов на территории ДФО, если отечественные предприниматели не в состоянии освоить местные факторы производства.
Таким образом, в сфере использования ПИИ как действующего и эффективного инструмента развития отечественной экономики (особенно в приграничных регионах РФ) существуют проблемы «недопонимания скрытых возможностей ПИИ», которые могут быть частично решены разработкой селективно-адресного (не ограничительного) подхода к привлечению и присутствию иностранного каптала на территории России.
Литература:
- Aharoni Y. The Foreign Investment Decision Process. — Boston. 1966.
- Инвестиции: учебник для бакалавров / А. Ю. Андрианов, С. В. Валдайцев, П. В. Воробьев [и др.]; — Москва: Проспект, 2015. — 592 с.
- Иностранные инвестиции: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. А. П. Косинцева. — М.: КНОРУС, 2014. — 216 с.
- Кулик И. Модель селективно-адресной политики в области привлечения иностранных инвестиций на примере Хабаровского края / И. В. Кулик, Т. Г. Мотовиц // Научные труды SWorld. 2007. Т. 10. № 3. С. 79–87.
- Инвестиции в России. 2015: Стат. сб./ Росстат. — М., 2015. — 190 с.