Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Реформа национальной системы аккредитации как инструмент получения международного признания

Спецвыпуск
20.06.2016
1410
Поделиться
Библиографическое описание
Казанцева, Н. К. Реформа национальной системы аккредитации как инструмент получения международного признания / Н. К. Казанцева, Г. А. Ткачук, Е. О. Цветкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12.3 (116.3). — С. 47-51. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31848/.


Рассмотрены этапы реформирования национальной системы аккредитации Российской Федерации и пути международного признания аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий.

Ключевые слова: аккредитация, реформа аккредитации, международное признание.

Федеральная служба по аккредитации – Росаккредитация – сравнительно «молодой» федеральный орган исполнительной власти. Служба была создана в 2011 году по Указу Президента Российской Федерации от 24 января 2011 г. № 86 «О единой национальной системе аккредитации» и начала работать 1 ноября 2011 года. Росаккредитация осуществляет функции национального органа Российской Федерации по аккредитации и находится в ведении Минэкономразвития России.

Аккредитация – это форма оценки соответствия, которая предоставляет право проведения работ по проверке безопасности и качества товаров, поступающих на рынок страны. Подтверждением качества и безопасности товаров занимаются специальные организации – органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры), которые и допускаются на рынок через процедуру аккредитации [1].

До 2011 года в РФ действовало несколько систем аккредитации, в разных ведомствах вопросами аккредитации занималось большое число органов, которые не взаимодействовали между собой и устанавливали свои отдельные требования. Необходимость создания единого органа по аккредитации назревала давно, и в 2011 году было принято решение о создании нового федерального органа исполнительной власти.

Реформирование национальной системы аккредитации, определил целый ряд проблем (рис. 1) [2].

Рис. 1. Причины начала реформы национальной системы аккредитации

Первая группа проблем связана с отсутствием четких и конкретных требований к аккредитуемым лицам – органам по сертификации и испытательным лабораториям, что формировало субъективный подход к аккредитации. Следствием отсутствия четких требований к организациям, вступающих на рынок оценки соответствия, был допуск некомпетентных компаний на этот рынок.

Вторая группа проблем связана с отсутствием общего механизма аккредитации. На практике применялись разные критерии и процедуры при проведении аккредитации различными органами исполнительной власти, различались процедуры проведения работ по аккредитации, а также отсутствовала логика в формировании стоимости работ по аккредитации. Более того, сам статус экспертных организаций, которые фактически занимались всеми процедурами аккредитации, не был определен.

Третья группа проблем была связана с отсутствием контроля за деятельностью аккредитованных организаций. Отсутствовала единая информационная база по контрольным мероприятиям, не было единых процедур контроля, не предусматривались механизмы борьбы с нарушителями. Соответственно недобросовестные организации имели выход на рынок и работали практически безнаказанно, что привело к существованию масштабного рынка «серых сертификатов» и «левых протоколов».

На момент создания службы в стране было зарегистрировано около 18000 органов по сертификации и испытательных лабораторий. Очевидно, что перестроить всю систему отношений в этой сфере быстро было невозможно, поэтому проведение реформы было разбито на несколько этапов (рис. 2) [2].

Рис. 2. Этапы реформы национальной системы аккредитации

Первый этап был связан с созданием Федеральной службы по аккредитации, решением первоочередных организационных вопросов. На момент создания службы действовало более двадцати систем аккредитации, а при их объединении требовалось обеспечить их преемственность и работоспособность.

На второй этап реформы была сформирована промежуточная модель системы аккредитации. Были определены четкие требования для аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), что позволило применить новые инструменты контроля, позволяющие оценить всесторонне: наличие оборудования, требования к помещениям, требования к эталонам и стандартным образцам, отследить наличие квалифицированного персонала.

На третьем этапе реформирования системы аккредитации, целью было внедрение переходной модели и подготовка к вступлению в силу перспективной модели, которая на сегодняшний день соответствует требованиям международных стандартов. Ключевым мероприятием для третьего периода являлось принятие Федерального закона № 412 «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» и всех подзаконных актов, которые обеспечивали выполнение положений закона.

Целью четвертого этапа реформы, который продолжается в настоящее время, является получение международного признания российской национальной системы аккредитации. При проведении аккредитации различают три уровня: национальный, региональный и международный (рис. 3). Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) на определенном уровне: национальном, региональном или международном обеспечивает выход продукции на соответствующий уровень.

Рис. 3. Уровень аккредитации и его выход на рынок

В настоящее время в большинстве стран мира аккредитация осуществляется национальным органом по аккредитации. Например, в Германии это Общество для аккредитации Trägergemeinschaft für Akkreditierung GmbH (аббревиатура ТGА), в Великобритании это Аккредитационная служба Великобритании UKAS, а в России сейчас – это Росаккредитация.

На региональном уровне действует целый ряд различных региональных ассоциаций по аккредитации (рис. 4):

 EA – Европейская организация по аккредитации;

 APLAC – Организация по аккредитации лабораторий стран Тихоокеанского региона;

 IAAC – Межамериканское сотрудничество в области аккредитации;

 PAC – Тихоокеанская ассоциация по аккредитации;

 AFRAC – Африканская организация по сотрудничеству в области аккредитации;

 ARAC – Арабская организация по аккредитации.

Рис. 4. Региональные ассоциации по аккредитации

На международном уровне в области аккредитации работают две международные организации:

 ILAC – Международная организация по аккредитации лабораторий;

 IAF – Международный форум по аккредитации.

На международном уровне в области взаимного признания аккредитации испытательных лабораторий страны сотрудничают в рамках Международной конференции по аккредитации лабораторий ILAC, которая была впервые созвана в 1977 г. (Копенгаген, Дания). Международное сотрудничество в области аккредитации обеспечивает поддержку международной торговли, снижение технических барьеров, взаимное признание результатов подтверждения соответствия. Цель деятельности ILAC: «испытано однажды – принято везде».

Основные задачи международной организации по аккредитации лабораторий ILAC показаны на рис. 5.

IAF – это Международный форум по аккредитации, куда входят национальные органы по аккредитации из многих стран мира, а так же другие организации вовлеченные в процедуру оценки соответствия. Сертификаты соответствия, выданные органом по сертификации, который имеет аккредитацию любого аккредитованного органа из IAF, признаваемы во всех странах мира. Аккредитация IAF способствует развитию международной торговли и повышению конкурентоспособности продукции [3].

Международная аккредитация снижает риск как самого бизнеса, так и риск для его клиентов, а также гарантирует компетентность органов по оценке соответствия в определенной области аккредитации. Органы по аккредитации – члены IAF, а также органы по сертификации и испытательные лаборатории, аккредитованные ими, обязаны соблюдать требования соответствующих международных стандартов и обязательных документов IAF.

Рис. 5. Задачи ILAC

Девиз IAF – «Сертифицировано однажды – признано везде».

IAF предпринимает действия для создания единой системы, которая позволит компаниям, имеющим сертификат, полученный в органе сертификации аккредитованном в одной части мира, получить признание этого сертификата в других частях мира.

Образование национального органа по аккредитации в РФ, который работает на основе международных стандартов, позволяет российским органам по сертификации и испытательным лабораториям встроиться в систему взаимного признания результатов подтверждения соответствия.

Литература:

  1. Маслина Г. М. Стандартизация и сертификация в машиностроении / Г. М. Маслина, Ю. М. Правиков. Ульяновск: УлГТУ, 2011. 143 с.
  2. Шипов С. В. Контроль качества продукции / С. В. Шипов // Реформа системы аккредитации в Российской Федерации: итоги и перспективы. 2014. № 1. С. 38–44.
  3. IAF [Электронный ресурс]: официальный сайт IAF. Режим доступа: http://iaf.nu.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
аккредитация
реформа аккредитации
международное признание

Молодой учёный