Реформа национальной системы аккредитации как инструмент получения международного признания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Казанцева, Н. К. Реформа национальной системы аккредитации как инструмент получения международного признания / Н. К. Казанцева, Г. А. Ткачук, Е. О. Цветкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12.3 (116.3). — С. 47-51. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31848/ (дата обращения: 16.11.2024).



Рассмотрены этапы реформирования национальной системы аккредитации Российской Федерации и пути международного признания аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий.

Ключевые слова: аккредитация, реформа аккредитации, международное признание.

Федеральная служба по аккредитации – Росаккредитация – сравнительно «молодой» федеральный орган исполнительной власти. Служба была создана в 2011 году по Указу Президента Российской Федерации от 24 января 2011 г. № 86 «О единой национальной системе аккредитации» и начала работать 1 ноября 2011 года. Росаккредитация осуществляет функции национального органа Российской Федерации по аккредитации и находится в ведении Минэкономразвития России.

Аккредитация – это форма оценки соответствия, которая предоставляет право проведения работ по проверке безопасности и качества товаров, поступающих на рынок страны. Подтверждением качества и безопасности товаров занимаются специальные организации – органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры), которые и допускаются на рынок через процедуру аккредитации [1].

До 2011 года в РФ действовало несколько систем аккредитации, в разных ведомствах вопросами аккредитации занималось большое число органов, которые не взаимодействовали между собой и устанавливали свои отдельные требования. Необходимость создания единого органа по аккредитации назревала давно, и в 2011 году было принято решение о создании нового федерального органа исполнительной власти.

Реформирование национальной системы аккредитации, определил целый ряд проблем (рис. 1) [2].

Рис. 1. Причины начала реформы национальной системы аккредитации

Первая группа проблем связана с отсутствием четких и конкретных требований к аккредитуемым лицам – органам по сертификации и испытательным лабораториям, что формировало субъективный подход к аккредитации. Следствием отсутствия четких требований к организациям, вступающих на рынок оценки соответствия, был допуск некомпетентных компаний на этот рынок.

Вторая группа проблем связана с отсутствием общего механизма аккредитации. На практике применялись разные критерии и процедуры при проведении аккредитации различными органами исполнительной власти, различались процедуры проведения работ по аккредитации, а также отсутствовала логика в формировании стоимости работ по аккредитации. Более того, сам статус экспертных организаций, которые фактически занимались всеми процедурами аккредитации, не был определен.

Третья группа проблем была связана с отсутствием контроля за деятельностью аккредитованных организаций. Отсутствовала единая информационная база по контрольным мероприятиям, не было единых процедур контроля, не предусматривались механизмы борьбы с нарушителями. Соответственно недобросовестные организации имели выход на рынок и работали практически безнаказанно, что привело к существованию масштабного рынка «серых сертификатов» и «левых протоколов».

На момент создания службы в стране было зарегистрировано около 18000 органов по сертификации и испытательных лабораторий. Очевидно, что перестроить всю систему отношений в этой сфере быстро было невозможно, поэтому проведение реформы было разбито на несколько этапов (рис. 2) [2].

Рис. 2. Этапы реформы национальной системы аккредитации

Первый этап был связан с созданием Федеральной службы по аккредитации, решением первоочередных организационных вопросов. На момент создания службы действовало более двадцати систем аккредитации, а при их объединении требовалось обеспечить их преемственность и работоспособность.

На второй этап реформы была сформирована промежуточная модель системы аккредитации. Были определены четкие требования для аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), что позволило применить новые инструменты контроля, позволяющие оценить всесторонне: наличие оборудования, требования к помещениям, требования к эталонам и стандартным образцам, отследить наличие квалифицированного персонала.

На третьем этапе реформирования системы аккредитации, целью было внедрение переходной модели и подготовка к вступлению в силу перспективной модели, которая на сегодняшний день соответствует требованиям международных стандартов. Ключевым мероприятием для третьего периода являлось принятие Федерального закона № 412 «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» и всех подзаконных актов, которые обеспечивали выполнение положений закона.

Целью четвертого этапа реформы, который продолжается в настоящее время, является получение международного признания российской национальной системы аккредитации. При проведении аккредитации различают три уровня: национальный, региональный и международный (рис. 3). Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) на определенном уровне: национальном, региональном или международном обеспечивает выход продукции на соответствующий уровень.

Рис. 3. Уровень аккредитации и его выход на рынок

В настоящее время в большинстве стран мира аккредитация осуществляется национальным органом по аккредитации. Например, в Германии это Общество для аккредитации Trägergemeinschaft für Akkreditierung GmbH (аббревиатура ТGА), в Великобритании это Аккредитационная служба Великобритании UKAS, а в России сейчас – это Росаккредитация.

На региональном уровне действует целый ряд различных региональных ассоциаций по аккредитации (рис. 4):

 EA – Европейская организация по аккредитации;

 APLAC – Организация по аккредитации лабораторий стран Тихоокеанского региона;

 IAAC – Межамериканское сотрудничество в области аккредитации;

 PAC – Тихоокеанская ассоциация по аккредитации;

 AFRAC – Африканская организация по сотрудничеству в области аккредитации;

 ARAC – Арабская организация по аккредитации.

Рис. 4. Региональные ассоциации по аккредитации

На международном уровне в области аккредитации работают две международные организации:

 ILAC – Международная организация по аккредитации лабораторий;

 IAF – Международный форум по аккредитации.

На международном уровне в области взаимного признания аккредитации испытательных лабораторий страны сотрудничают в рамках Международной конференции по аккредитации лабораторий ILAC, которая была впервые созвана в 1977 г. (Копенгаген, Дания). Международное сотрудничество в области аккредитации обеспечивает поддержку международной торговли, снижение технических барьеров, взаимное признание результатов подтверждения соответствия. Цель деятельности ILAC: «испытано однажды – принято везде».

Основные задачи международной организации по аккредитации лабораторий ILAC показаны на рис. 5.

IAF – это Международный форум по аккредитации, куда входят национальные органы по аккредитации из многих стран мира, а так же другие организации вовлеченные в процедуру оценки соответствия. Сертификаты соответствия, выданные органом по сертификации, который имеет аккредитацию любого аккредитованного органа из IAF, признаваемы во всех странах мира. Аккредитация IAF способствует развитию международной торговли и повышению конкурентоспособности продукции [3].

Международная аккредитация снижает риск как самого бизнеса, так и риск для его клиентов, а также гарантирует компетентность органов по оценке соответствия в определенной области аккредитации. Органы по аккредитации – члены IAF, а также органы по сертификации и испытательные лаборатории, аккредитованные ими, обязаны соблюдать требования соответствующих международных стандартов и обязательных документов IAF.

Рис. 5. Задачи ILAC

Девиз IAF – «Сертифицировано однажды – признано везде».

IAF предпринимает действия для создания единой системы, которая позволит компаниям, имеющим сертификат, полученный в органе сертификации аккредитованном в одной части мира, получить признание этого сертификата в других частях мира.

Образование национального органа по аккредитации в РФ, который работает на основе международных стандартов, позволяет российским органам по сертификации и испытательным лабораториям встроиться в систему взаимного признания результатов подтверждения соответствия.

Литература:

  1. Маслина Г. М. Стандартизация и сертификация в машиностроении / Г. М. Маслина, Ю. М. Правиков. Ульяновск: УлГТУ, 2011. 143 с.
  2. Шипов С. В. Контроль качества продукции / С. В. Шипов // Реформа системы аккредитации в Российской Федерации: итоги и перспективы. 2014. № 1. С. 38–44.
  3. IAF [Электронный ресурс]: официальный сайт IAF. Режим доступа: http://iaf.nu.
Основные термины (генерируются автоматически): IAF, ILAC, аккредитация, область аккредитации, национальная система аккредитации, аккредитация лабораторий, группа проблем, исполнительная власть, национальный орган, Российская Федерация.


Ключевые слова

аккредитация, реформа аккредитации, международное признание

Похожие статьи

Аккредитация органов сертификации и испытательных лабораторий в связи с введением федерального закона «Об аккредитации в национальной системе аккредитации»

Описана специфика аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий в свете введения федерального закона «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» на примере Южно-Уральского технического общества.

Совершенствование системы оценки качества высшего образования

Оптимизация процессов предоставления государственных услуг как основное направление проведения административной реформы

В статье рассматриваются вопросы регламентации государственных услуг как одного из основных направлений проведения административный реформы. Сформулированы теоретические аспекты, основы нормативно-правового регулирования, изучен опыт совершенствовани...

Система и компетенция государственных органов управления высшим профессиональным образованием

В настоящее время в системе образования произошли серьезные изменения. Министерство образования и науки было преобразовано в отдельные два министерства. В связи с этим, государственная политика в сфере высшего профессионального образования в период е...

Анализ существующей нормативно-правовой базы РФ при разработке систем менеджмента качества

Данная статья посвящена рассмотрению существующей нормативной и правовой базы РФ при формировании системы менеджмента качества в организациях. Отражается сущность, цели и основные предпосылки внедрения СМК.

Внедрение современных требований из примера международной практики в государственный контроль за качеством строительства

В статье рассматриваются обеспечение качества строительства, путем насыщения рынка организациями, имеющими в своем составе квалифицированных инженерно-технических работников, прошедших аттестацию в аккредитованных аттестационных центрах.

Применение информационных и коммуникационных технологий в судебной деятельности

В статье описывается Государственная автоматизированная система «Правосудие». Рассматриваются принципы деления на элементы электронного правосудия. Выявляются проблемы, препятствия для развития электронного правосудия.

Системы оценки качества высшего образования в странах Европейского региона

В статье дано описание основных черт моделей оценки качества образования в ряде стран. Указаны основные критерии систем EQAVET и ENQA как источников оценки уровня качества высшего образования в странах Европейского региона.

Качество образования и принципы ИСО 9000

Рассматриваются аспекты и возможности реализации основных принципов менеджмента качества применительно к реформам российского образования.

Формирование системы управления качеством на предприятиях Китайской Народной Республики

В настоящей статье рассмотрен опыт формирование системы управления качеством на предприятиях Китайской Народной республики. Выявлены факторы влияния государства ее формирование. Представлен положительный опыт Китайской Народной республики в развитии ...

Похожие статьи

Аккредитация органов сертификации и испытательных лабораторий в связи с введением федерального закона «Об аккредитации в национальной системе аккредитации»

Описана специфика аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий в свете введения федерального закона «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» на примере Южно-Уральского технического общества.

Совершенствование системы оценки качества высшего образования

Оптимизация процессов предоставления государственных услуг как основное направление проведения административной реформы

В статье рассматриваются вопросы регламентации государственных услуг как одного из основных направлений проведения административный реформы. Сформулированы теоретические аспекты, основы нормативно-правового регулирования, изучен опыт совершенствовани...

Система и компетенция государственных органов управления высшим профессиональным образованием

В настоящее время в системе образования произошли серьезные изменения. Министерство образования и науки было преобразовано в отдельные два министерства. В связи с этим, государственная политика в сфере высшего профессионального образования в период е...

Анализ существующей нормативно-правовой базы РФ при разработке систем менеджмента качества

Данная статья посвящена рассмотрению существующей нормативной и правовой базы РФ при формировании системы менеджмента качества в организациях. Отражается сущность, цели и основные предпосылки внедрения СМК.

Внедрение современных требований из примера международной практики в государственный контроль за качеством строительства

В статье рассматриваются обеспечение качества строительства, путем насыщения рынка организациями, имеющими в своем составе квалифицированных инженерно-технических работников, прошедших аттестацию в аккредитованных аттестационных центрах.

Применение информационных и коммуникационных технологий в судебной деятельности

В статье описывается Государственная автоматизированная система «Правосудие». Рассматриваются принципы деления на элементы электронного правосудия. Выявляются проблемы, препятствия для развития электронного правосудия.

Системы оценки качества высшего образования в странах Европейского региона

В статье дано описание основных черт моделей оценки качества образования в ряде стран. Указаны основные критерии систем EQAVET и ENQA как источников оценки уровня качества высшего образования в странах Европейского региона.

Качество образования и принципы ИСО 9000

Рассматриваются аспекты и возможности реализации основных принципов менеджмента качества применительно к реформам российского образования.

Формирование системы управления качеством на предприятиях Китайской Народной Республики

В настоящей статье рассмотрен опыт формирование системы управления качеством на предприятиях Китайской Народной республики. Выявлены факторы влияния государства ее формирование. Представлен положительный опыт Китайской Народной республики в развитии ...

Задать вопрос