Рассмотрены этапы реформирования национальной системы аккредитации Российской Федерации и пути международного признания аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий.
Ключевые слова: аккредитация, реформа аккредитации, международное признание.
Федеральная служба по аккредитации – Росаккредитация – сравнительно «молодой» федеральный орган исполнительной власти. Служба была создана в 2011 году по Указу Президента Российской Федерации от 24 января 2011 г. № 86 «О единой национальной системе аккредитации» и начала работать 1 ноября 2011 года. Росаккредитация осуществляет функции национального органа Российской Федерации по аккредитации и находится в ведении Минэкономразвития России.
Аккредитация – это форма оценки соответствия, которая предоставляет право проведения работ по проверке безопасности и качества товаров, поступающих на рынок страны. Подтверждением качества и безопасности товаров занимаются специальные организации – органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры), которые и допускаются на рынок через процедуру аккредитации [1].
До 2011 года в РФ действовало несколько систем аккредитации, в разных ведомствах вопросами аккредитации занималось большое число органов, которые не взаимодействовали между собой и устанавливали свои отдельные требования. Необходимость создания единого органа по аккредитации назревала давно, и в 2011 году было принято решение о создании нового федерального органа исполнительной власти.
Реформирование национальной системы аккредитации, определил целый ряд проблем (рис. 1) [2].
Рис. 1. Причины начала реформы национальной системы аккредитации
Первая группа проблем связана с отсутствием четких и конкретных требований к аккредитуемым лицам – органам по сертификации и испытательным лабораториям, что формировало субъективный подход к аккредитации. Следствием отсутствия четких требований к организациям, вступающих на рынок оценки соответствия, был допуск некомпетентных компаний на этот рынок.
Вторая группа проблем связана с отсутствием общего механизма аккредитации. На практике применялись разные критерии и процедуры при проведении аккредитации различными органами исполнительной власти, различались процедуры проведения работ по аккредитации, а также отсутствовала логика в формировании стоимости работ по аккредитации. Более того, сам статус экспертных организаций, которые фактически занимались всеми процедурами аккредитации, не был определен.
Третья группа проблем была связана с отсутствием контроля за деятельностью аккредитованных организаций. Отсутствовала единая информационная база по контрольным мероприятиям, не было единых процедур контроля, не предусматривались механизмы борьбы с нарушителями. Соответственно недобросовестные организации имели выход на рынок и работали практически безнаказанно, что привело к существованию масштабного рынка «серых сертификатов» и «левых протоколов».
На момент создания службы в стране было зарегистрировано около 18000 органов по сертификации и испытательных лабораторий. Очевидно, что перестроить всю систему отношений в этой сфере быстро было невозможно, поэтому проведение реформы было разбито на несколько этапов (рис. 2) [2].
Рис. 2. Этапы реформы национальной системы аккредитации
Первый этап был связан с созданием Федеральной службы по аккредитации, решением первоочередных организационных вопросов. На момент создания службы действовало более двадцати систем аккредитации, а при их объединении требовалось обеспечить их преемственность и работоспособность.
На второй этап реформы была сформирована промежуточная модель системы аккредитации. Были определены четкие требования для аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), что позволило применить новые инструменты контроля, позволяющие оценить всесторонне: наличие оборудования, требования к помещениям, требования к эталонам и стандартным образцам, отследить наличие квалифицированного персонала.
На третьем этапе реформирования системы аккредитации, целью было внедрение переходной модели и подготовка к вступлению в силу перспективной модели, которая на сегодняшний день соответствует требованиям международных стандартов. Ключевым мероприятием для третьего периода являлось принятие Федерального закона № 412 «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» и всех подзаконных актов, которые обеспечивали выполнение положений закона.
Целью четвертого этапа реформы, который продолжается в настоящее время, является получение международного признания российской национальной системы аккредитации. При проведении аккредитации различают три уровня: национальный, региональный и международный (рис. 3). Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) на определенном уровне: национальном, региональном или международном обеспечивает выход продукции на соответствующий уровень.
Рис. 3. Уровень аккредитации и его выход на рынок
В настоящее время в большинстве стран мира аккредитация осуществляется национальным органом по аккредитации. Например, в Германии это Общество для аккредитации Trägergemeinschaft für Akkreditierung GmbH (аббревиатура ТGА), в Великобритании это Аккредитационная служба Великобритании UKAS, а в России сейчас – это Росаккредитация.
На региональном уровне действует целый ряд различных региональных ассоциаций по аккредитации (рис. 4):
EA – Европейская организация по аккредитации;
APLAC – Организация по аккредитации лабораторий стран Тихоокеанского региона;
IAAC – Межамериканское сотрудничество в области аккредитации;
PAC – Тихоокеанская ассоциация по аккредитации;
AFRAC – Африканская организация по сотрудничеству в области аккредитации;
ARAC – Арабская организация по аккредитации.
Рис. 4. Региональные ассоциации по аккредитации
На международном уровне в области аккредитации работают две международные организации:
ILAC – Международная организация по аккредитации лабораторий;
IAF – Международный форум по аккредитации.
На международном уровне в области взаимного признания аккредитации испытательных лабораторий страны сотрудничают в рамках Международной конференции по аккредитации лабораторий ILAC, которая была впервые созвана в 1977 г. (Копенгаген, Дания). Международное сотрудничество в области аккредитации обеспечивает поддержку международной торговли, снижение технических барьеров, взаимное признание результатов подтверждения соответствия. Цель деятельности ILAC: «испытано однажды – принято везде».
Основные задачи международной организации по аккредитации лабораторий ILAC показаны на рис. 5.
IAF – это Международный форум по аккредитации, куда входят национальные органы по аккредитации из многих стран мира, а так же другие организации вовлеченные в процедуру оценки соответствия. Сертификаты соответствия, выданные органом по сертификации, который имеет аккредитацию любого аккредитованного органа из IAF, признаваемы во всех странах мира. Аккредитация IAF способствует развитию международной торговли и повышению конкурентоспособности продукции [3].
Международная аккредитация снижает риск как самого бизнеса, так и риск для его клиентов, а также гарантирует компетентность органов по оценке соответствия в определенной области аккредитации. Органы по аккредитации – члены IAF, а также органы по сертификации и испытательные лаборатории, аккредитованные ими, обязаны соблюдать требования соответствующих международных стандартов и обязательных документов IAF.
Рис. 5. Задачи ILAC
Девиз IAF – «Сертифицировано однажды – признано везде».
IAF предпринимает действия для создания единой системы, которая позволит компаниям, имеющим сертификат, полученный в органе сертификации аккредитованном в одной части мира, получить признание этого сертификата в других частях мира.
Образование национального органа по аккредитации в РФ, который работает на основе международных стандартов, позволяет российским органам по сертификации и испытательным лабораториям встроиться в систему взаимного признания результатов подтверждения соответствия.
Литература:
- Маслина Г. М. Стандартизация и сертификация в машиностроении / Г. М. Маслина, Ю. М. Правиков. Ульяновск: УлГТУ, 2011. 143 с.
- Шипов С. В. Контроль качества продукции / С. В. Шипов // Реформа системы аккредитации в Российской Федерации: итоги и перспективы. 2014. № 1. С. 38–44.
- IAF [Электронный ресурс]: официальный сайт IAF. Режим доступа: http://iaf.nu.