Автор: Ковальская Алина Сергеевна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №12 (116) июнь-2 2016 г.

Дата публикации: 18.06.2016

Статья просмотрена: 75 раз

Библиографическое описание:

Ковальская А. С. Роль малого бизнеса в экономике России и Приморского края // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 1299-1302.



Актуальность работы заключается в том, что малый бизнес в России развивается, занимает новые сферы деятельности, завоевывает большую долю в структуре экономики страны. Увеличение доли малого бизнеса в условиях экономического криза, сокращения количества крупных компаний и спада производства, свидетельствует о большом внутреннем потенциале малого предпринимательства.

Создание экономических условий для развития предпринимательства путем использования различных механизмов — одна из задач государства. Организационную основу управления малого предпринимательства составляет Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». В законе перечислены направления, по которым осуществляется государственная поддержка малого предпринимательства [1].

В настоящее время малые и средние предприятия осуществляют деятельность во всех отраслях экономики Приморского края. Малое и среднее предпринимательство — это состоявшееся явление в жизни города, неотъемлемый элемент современной системы хозяйствования. С каждым годом вклад малого и среднего бизнеса в социально-экономическое развитие города становится более весомым. Малое и среднее предпринимательство обеспечивает решение проблем занятости населения, насыщения рынка разнообразными товарами и услугами путем создания новых предприятий и рабочих мест.

В настоящее время малые предприятия ведут свою деятельность во всех отраслях экономики Приморского края и являются неотъемлемым элементом современной системы хозяйствования. Однозначного определения малого бизнеса нет. Обычно его связывают с объемом деятельности и численностью работающих на предприятии. Именно, исходя из этих критериев, различают малый, средний и большой бизнес. В разных странах мира эти критерии различны. Однако чаще всего используется следующее деление предприятий:

− крупное — предприятие с численностью работающих до 500 человек;

− среднее — от 100 до 500 человек;

− малое — до 100 человек [2].

Малое и среднее предпринимательство позволяет успешно решать проблемы занятости населения, насыщения рынка различными товарами и услугами путем создания новых предприятий и рабочих мест. Конкретно роль малого бизнеса проявляется в том, что его развитие способствует:

− созданию новых рабочих мест;

− внедрению новых товаров и услуг;

− удовлетворению нужд крупных предприятий;

− обеспечению специализированными товарами и услугами.

Развитие малого предпринимательства в различных городах и районах Приморского края проходит неравномерно, как и в целом по России. Это обусловлено наличием в крупных городах, прежде всего во Владивостоке, развитой рыночной инфраструктуры, позволяющей реализовать предпринимательские проекты, а также более объемного потребительского рынка. Подавляющее большинство малых предприятий в крае ориентировались на торговлю и общественное питание. 11,7 % малых предприятий относилось к строительному сектору, 14,2 % — к сектору промышленного производства. Большинство промышленных предприятий сконцентрировалось в сфере легкой, деревообрабатывающей и пищевой промышленности [7].

Отличительной особенностью приморских малых предприятий стала высокая доля «теневого» сектора. По разным оценкам, сегодня она составляет от 30 до 50 % реального оборота субъектов малого и среднего предпринимательства в крае. Отсутствие должного правового регулирования сферы экспорта, высокие налоги и прибыли привели к теневым экономическим практикам. «Теневизации» предпринимательской деятельности способствовало и создание огромного количества совместных предприятий, либо предприятий с иностранным капиталом, преимущественно созданных выходцами из КНР.

К числу основных причин негативной динамики можно отнести недостаточную поддержку предпринимательских структур со стороны государства, а также отсутствие эффективного управления внутри самих предприятий. Стоимость ресурсов на осуществление малого бизнеса. Низкий уровень государственных инвестиций и отсутствие отечественного лизинга на оборудование в Приморском крае и Дальневосточном регионе усугубляет и без того тяжелую ситуацию малых компаний. Не устойчивого финансового состояния компаний. Введения новых налогов, или требований лицензирования, благодаря которым частное предпринимательство становится нерентабельным.

Краевая целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Приморском крае» работает по следующим направлениям:

− безвозмездные субсидии на оплату части процентов по кредитам и лизинговым платежам,

− компенсация расходов на участие в выставках и ярмарках,

− компенсация затрат на сертификацию,

− компенсация на разработку фирменных логотипов.

Малые инновационные предприятия с 2010 года из краевого бюджета получают до 1 миллиона рублей на компенсацию средств, потраченных на приобретение и модернизацию оборудования [3].

Сдерживающими факторами развития деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Приморском крае являются:

− несовершенство нормативно-правовой базы, необходимость упрощения и оптимизация системы налогообложения;

− отсутствие комплексного сопровождения начинающих предпринимателей, позволяющего, с одной стороны, получить свободный доступ к ресурсам, а с другой — получить базовые знания и застраховать себя от ошибок;

− предприятия сферы производства и услуг не имеют возможности воспользоваться банковскими кредитами на пополнение оборотного капитала из-за их высокой стоимости и, как правило, отсутствия достаточного для банка залогового обеспечения; низкий уровень подготовки многих руководителей малого и среднего предпринимательства и индивидуальных предпринимателей в вопросах правового, финансового, налогового законодательства. Ограниченность доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к информации о наличии ресурсов, в том числе излишков производственных площадей и технологического оборудования крупных предприятий. Эти ресурсы могут быть вовлечены в рыночный оборот малыми и средними предприятиями; слабое использование субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве рычага решения социальных проблем и, в первую очередь, занятости населения.

Приморский край среди регионов Дальневосточного федерального округа занимает лидирующие позиции по основным показателям развития малого предпринимательства. Перспективы малого бизнеса в Приморье в большей степени зависят от законопроектов, которые принимаются органами государственной и муниципальной власти.

Правительство Российской Федерации предпринимает множество мер, которые должны помочь встать на ноги начинающим предпринимателям. Одним из направлений работы государственных и местных органов власти является снятие административных барьеров и выделение денежных средств на развитие малого бизнеса.

Несмотря на то, что многие россияне предпочитаю работать в качестве подчиненных на предприятиях, некоторые граждане пробуют создавать собственное дело, которое вполне может стать успешным [4].

Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без чего немыслима его высокая эффективность.

Проблемами, требующими принятия и реализации решений со стороны субъектов предпринимательской деятельности, для дальнейшего социально-экономического развития Приморского края являются:

− невысокая социальная ответственность субъектов малого и среднего предпринимательства не оформление трудовых отношений с наемными работниками,

− занижение фонда оплаты труда и платы ее в «конвертной» форме, несоблюдение законодательства об обязательном пенсионном страховании и социальном страховании;

− непропорциональность отраслей экономики, в которых осуществляют деятельность субъекты малого и среднего предпринимательства.

Преодоление существующих препятствий и дальнейшее поступательное развитие малого и среднего предпринимательства в Приморском крае. Возможны лишь на основе целенаправленной работы по созданию благоприятных условий для его развития путем оказания комплексной и адресной поддержки в информационном, образовательном, консультационном, научно-техническом, технологическом, финансовом направлениях, путем имущественного обеспечения, предоставления целого спектра деловых услуг, налаживания деловых контактов и кооперации, а также оказания поддержки в других аспектах, коллективная потребность в которых может возникнуть у предпринимателей. Программа позволит объединить и оптимизировать усилия органов местного самоуправления, а также негосударственных организаций для достижения намеченных целей.

В настоящее время предпринимателем стать стало гораздо проще. Получить часть стартового капитала из региональной казны вполне реально. В Приморском крае работает программа Министерства социального развития «О снижении напряжённости на рынке труда». Один из её пунктов — помощь безработным в открытии собственного дела.

В Приморском крае также эта программа действует. Как показывает практика, желающих пополнить ряды бизнесменов не так уж и много. Почему безработные не идут за государственной поддержкой? Во-первых, в программе до сих пор не все разобрались, а кое-кто о ней за три года так и не узнал. Во-вторых, есть люди, которые и хотели бы работать на себя, но не верят в собственные силы. В-третьих, большинство населения считают, что «подъёмные» от государства в 58800 рублей — сумма маленькая, на такие деньги нормальный бизнес вряд ли откроешь. Хорошо бы иметь и собственный стартовый капитал.

Так на какое собственное дело можно рассчитывать, имея в кармане 58800 рублей?

Процедура получения безвозмездной субсидии чётко определена и сопровождается выполнением обязательных пошаговых действий. Безработному гражданину необходимо встать на учёт в центр занятости по месту регистрации и получить официальный статус безработного. Как только гражданин стал официально безработным, он может заявить о желании, поучаствовать в программе и приступить к написанию бизнес-плана.

Составить бизнес-план предлагают по одному из трёх вариантов. Можно закончить бесплатные 1–1,5 — месячные курсы в учебном центре. Затем будущие предприниматели защищают бизнес-планы по месту обучения и с готовыми проектами приходят в центр занятости. Другой вариант — записаться на 1–2-дневный бизнес-семинар, где помогут в оформлении бизнес-плана.

Третий путь — написать бизнес-план самостоятельно и защитить его перед комиссией в центре занятости. Комиссия заседает дважды в месяц.

С одобренным проектом можно открывать фирму. Регистрация займёт не более 10 дней. Как только новоявленный бизнесмен приносит свидетельство о регистрации в центр, составляется договор, и на счёт предпринимателя перечисляют 58 800 рублей.

Конечно, сумма, выплачиваемая на открытие дела, незначительная, а потому и количество предприятий, которые создают люди, невелико. Как правило, это бизнес из сферы торговли и обслуживания. Много бизнес-планов по авто услугам: такси, автосервис, грузоперевозки. Нередко организуют производство мебели, бизнес по ремонту квартир и офисов. Комиссия центра занятости одобряет подобные проекты, потому что в этих сферах деятельности реально получить прибыль и, соответственно, показать, что деньги были потрачены рационально.

Финансовая помощь от государства хотя и безвозмездная, но всё-таки подлежит контролю. Через два месяца после получения денег бизнесмен обязан отчитаться перед государством, на что он их потратил. Кроме того, ещё в течение года предприниматель находится под контролем центра занятости. По словам специалистов, случаи, когда субсидии тратятся не по назначению, довольно редки.

Так же в рамках предоставления государственной услуги по содействию самозанятости всем безработным гражданам при государственной регистрации в качестве юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств возмещаются затраты на оплату государственной пошлины, оплату нотариальных действий и услуг правового и технического характера, приобретение бланочной документации, изготовление печатей, штампов [5].

На региональном уровне можно сделать многое по защите интересов предпринимательства. Очевидно, что без субсидий из федерального и региональных бюджетов просто не выжить. Совет молодых законодателей предлагает, например, рассмотреть возможность принятия законов, которые бы предоставляли компенсацию на часть затрат субъектов малого предпринимательства, осуществляющих экспортную деятельность и производящих импортозаменяющую продукцию, на аренду коммерческой недвижимости, а также сохранить возможность пользоваться упрощённой схемой налогообложения.

Проведение эффективной последовательной политики в вопросе поддержки и развития предпринимательства, решение его проблем позволит стать малому и среднему бизнесу движущей силой экономического роста Приморского края в целом и повысит благосостояние его граждан. Приморский край признан лучшим регионом Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства и созданию для этого наиболее благоприятных условий [6].

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994, ред. от 01.09.2014) // «Собрание законодательства РФ», 01.09.2014.
  2. Буров В. Ю. Основы предпринимательства: учебное пособие / В. Ю. Буров. — Чита, 2011. — 441 с.
  3. История предпринимательства в России. Курс лекций: учебное пособие / С. И. Сметанин. — 4-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2011. — 192 с.
  4. Набатников В. М. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие/В. М. Набатников. — Ростов-на Д.: Феникс, 2011–256 с.
  5. Предпринимательство: учеб. / под редакцией В. Я. Горфинкеля, Г. Б. Поляка, В. А. Швандара. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011–581 с.
  6. Экономический словарь /Отв. ред. А. И. Архипов. — М.; ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. — 486 с.
  7. Федеральная служба государственной статистики / Режим доступа // www.gks.ru
Основные термины (генерируются автоматически): среднего предпринимательства, малого предпринимательства, субъектов малого, малого бизнеса, Приморского края, Приморском крае, потенциале малого предпринимательства, поддержка малого предпринимательства, управления малого предпринимательства, развития предпринимательства, субъектов малого предпринимательства, Развитие малого предпринимательства, развития малого предпринимательства, развитию малого предпринимательства, экономики Приморского края, развитие малого, среднее предпринимательство, отраслях экономики Приморского, занятости населения, деятельности субъектов малого.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос