Правовые основы водопользования в Узбекистане | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №12 (116) июнь-2 2016 г.

Дата публикации: 20.06.2016

Статья просмотрена: 612 раз

Библиографическое описание:

Джанибекова, Н. А. Правовые основы водопользования в Узбекистане / Н. А. Джанибекова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 597-599. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31841/ (дата обращения: 24.04.2024).



Среди природных богатств вода занимает особое место, так как она является основной составляющей живого организма и в целом — жизни на Земле. Географическое положение Узбекистана предопределило природно-климатические условия, которые предполагают аридность и континентальность, что в свою очередь влияет на особенности в определении методов использования водных ресурсов страны. В Узбекистане насчитывается 17777 естественных водотоков, из них в бассейне реки Амударьи-9930, в бассейне реки Сырдарьи-4926, в междуречье указанных рек-2921. В Республике имеется более 500 озёр. Около 47 % от общего стока Амударьи и Сырдарьи используется Узбекистаном, который основную часть водозаборов направляет на развитие сельского хозяйства. Исторически в Узбекистане развито орошаемое земледелие, что предполагает использование большого количества воды. Поэтому деятельность по правовой защите водных ресурсов, как одного из основных источников жизни в стране, законодательное закрепление прав и обязанностей водопользователей является одной из приоритетных задач нашего государства. Начало было положено ещё в первые годы независимости республики, когда основные правовые положения по рациональному использованию и охране всех природных ресурсов были объявлены в Основном законе Республики Узбекистан.

Согласно статьи 55 Конституции Республики Узбекистан вода и все водные ресурсы страны, также как и другие природные ресурсы, объявлены общенациональным достоянием и государственной собственностью. На основании данного конституционного правила в государстве 6 мая 1993 года был принят закон «О воде и водопользовании», согласно которому к единому государственному водному фонду отнесены воды рек, озёр, водоёмов, других водных объектов и ресурсов, каналов, ховузов, подземные воды и ледники. Статья 18 данного закона определяет правовой статус водопользователей в республике. А девятнадцатая статья закона «Об охране природы» установила правила пользования водой и водоёмами: сохранение достаточного количества надземных, подземных и морских вод для естественного процесса водооборота в республике, обеспечение чистоты вод по указанным нормативам, охрана водных растений и животных, недопущения загрязнения водоёмов, сохранение экологического равновесия, не причинять вред водоёму как естественному элементу ландшафта. В статьях 97–102 закона определены правовые основы охраны водных ресурсов. Право пользования водой основано на следующих принципах: бережное пользование водными ресурсами, охрана водных ресурсов, взаимосвязь с другими природными объектами, использование воды только в целях, определённых законом, обязательная оплата за пользование водными ресурсами, размер которой устанавливается государством, исполнение международных договоров и конвенций, связанных с использованием воды. Например, право пользования трансграничными водами рек Сырдарья, Амударья, Заравшан и Аральского моря определено в межгосударственных соглашениях.

Водные объекты передаются в пользование в целях удовлетворения потребностей населения в питьевой воде, для хозяйственных нужд, отдыха, оздоровления, а также потребностей промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта, рыбоводства. Предусмотрены два вида пользования водой — общее пользование и специальное пользование. Если пользование водой не подразумевает строительства специальных технических сооружений, которые влияют на состояние воды, то это пользование называется общим пользованием. Специальное пользование связано со строительством сооружений на воде. Перечень специального пользования водой определяется органами водного хозяйства, санитарного контроля, геологии и минеральных ресурсов. На территории республики рациональное использование водных ресурсов является основной обязанностью всех водопользователей. Если водопользователи не придерживаются правил водопользования, то за нарушение законов предусмотрена правовая ответственность. Определение видов ответственности нашло своё отражение в 114-й статье закона «О воде и водопользовании», где перечислены незаконные действия водопользователей, за которые предполагается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

Следующие действия субъектов отнесены к противоправным в отношении водопользования: незаконное овладение и пользование водными объектами; нарушение лимитов водозабора; загрязнение рек; ввод в эксплуатацию объектов, приведших к загрязнению и изменению состава воды; расточительное пользование; нарушение режима защиты водных объектов; неправильное использование водных сооружений; незаконное строительство различных сооружений, повлекших к изменению положения водного объекта; уничтожение объектов водного хозяйства; несвоевременная оплата налогов за водопользование и штрафов за нарушения в сфере водопользования; непредставление или незаконное изменение государственных отчётов о пользовании водой; невыполнение инструкций контролирующих органов в природоохранной сфере.

Дисциплинарная ответственность возникает в процессе нарушения трудовой дисциплины в сфере рационального пользования водными ресурсами. Согласно Трудовому Кодексу Республики Узбекистан нарушение требований в сфере водопользования может привести к выговору, штрафу или к расторжению трудового договора. Как правовая мера наказания за нарушение водопользования могут быть применены меры административной ответственности. Статья 72 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности предполагает применение штрафа в размере от одной третьей части до одного размера минимальной заработной платы для граждан, от одного до трёх размеров минимальной заработной платы для должностных лиц за действия, приведшие к загрязнению водоёма или за нарушение режима охраны воды на водных сооружениях. Нарушение правил и технологий пользования колодцев, действия, направленные на их уничтожение, строительство и эксплуатация зданий, сооружений в местах, расположенных вблизи водоёмов, которая привела к ухудшению состояния воды влечёт к штрафу для граждан в размере от половины до одного размера, для должностных лиц в размере от одного до трёх размеров минимальной заработной платы. В Уголовном кодексе Республики Узбекистан предусмотрена статья 203, которая устанавливает уголовную ответственность за нарушение правил пользования водными ресурсами. Нарушение правил водопользования, повлекшее к тяжёлым последствиям предусматривает уголовный штраф в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров заработной платы или до трёх лет исправительных работ, или арест до шести месяцев, или лишение свободы сроком до трёх лет. Все эти меры направлены на предотвращение нарушений в сфере водопользования, как следствие ведёт к бережному и рациональному использованию воды. Большая роль в принятии законодательных актов в сфере охраны природы, в частности законодательного регулирования использования и охраны водных ресурсов в Узбекистане, отведена Экологическому движению Узбекистана. Согласно Конституции Республики Узбекистан и закону «О выборах в Олий Мажлисе Республики Узбекистан» в Законодательной палате Олий Мажлиса предусмотрено представительство от Экологического движения в числе 15 депутатов. Пятая статья закона «О воде и водопользовании» определяет полномочия Олий Мажлиса в сфере пользования водными ресурсами, к которым относится принятие законов, изменение и введение дополнений в них, регулирующих правовые отношения в водной сфере; определение основных направлений государственной политики и принятие государственных стратегических программ в сфере использования и охраны водных ресурсов.

Литература:

  1. Конституция Республики Узбекистан. Т., 2014.
  2. Закон «Об охране природы» от 9 декабря 1992 года. Т., 1992.
  3. Закон «О воде и водопользовании» от 6 мая 1993 года. Вестник Верховного совета Республики Узбекистан,1993 год, № 5, 221 статья.
  4. Уголовный Кодекс Республики Узбекистан. Особенная часть. Статья 203.
  5. Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности.
Основные термины (генерируются автоматически): Узбекистан, ресурс, минимальная заработная плата, специальное пользование, административная ответственность, водный ресурс страны, общее пользование, рациональное использование, сельское хозяйство, уголовная ответственность.


Похожие статьи

Платежи за пользование природными ресурсами: проблемы...

В статье рассматриваются проблемы и перспективы развития платежей за пользование природными ресурсами. Внедрение эффективных механизмов изъятия платы за использование природных ресурсов может обеспечить ежегодные дополнительные...

Исследования состояния и использования ресурсов подземных...

В статье рассматривается возможность сохранения ресурсов подземных вод, их рационального использования и предотвращения истощения. Выявлена первопричина всех существующих проблем: нерациональное использование общих водных ресурсов...

Правовые основы обеспечения рационального...

Т. е. все члены общества, независимо от их вида деятельности в хозяйственной и социальной сфере, должны обеспечить охрану природы и соблюдать требования рационального пользования природными ресурсами. Если Основной Закон страны определяет основные...

Перспективы развития сельского хозяйства Узбекистана

В данной статье проанализирована особая роль сельского хозяйства в развитии страны

Сельское хозяйство является одной из основных отраслей экономики Узбекистана.

Проблемы и перспективы обеспечения сельского хозяйства трудовыми ресурсами.

Роль коммерческих банков в развитии фермерских хозяйств...

Самое главное — кардинально меняются мышление и мировоззрение фермеров укрепляется чувство ответственности за эффективное и рациональное использование наших бесценных богатств — земли, водных ресурсов.

Роль домашних хозяйств в сельскохозяйственном производстве...

Согласно данным статистического сборника «Сельское хозяйство Узбекистана», доля

Домашние хозяйства сельского населения занимают ведущее положение в развитии территорий страны.

Статистический анализ располагаемых ресурсов домашних хозяйств.

Некоторые проблемы землепользования и водопользования...

Чуб В. Е. Изменение климата и его влияние на природно-ресурсный потенциал Республики Узбекистан: Главгидромет РУз., 2000–252с. Антонов В. И. Водные ресурсы Узбекистана как часть общих водных ресурсов бассейна Аральского моря и их использование в...

Развитие аграрного сектора экономики Узбекистана

К настоящему времени на реализацию мер по дальнейшему улучшению мелиоративного состояния орошаемых земель и рациональному использованию водных ресурсов

Информация (данные) Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан.

Основные тенденции развития сельского хозяйства в Узбекистане

3. Совершенствование механизмов эффективного использования земель и водных ресурсов в сельском хозяйстве, путем: - создания правовых условий и гарантий, стимулирующих рациональное и эффективное использование сельскохозяйственных угодий и ресурсов

Похожие статьи

Платежи за пользование природными ресурсами: проблемы...

В статье рассматриваются проблемы и перспективы развития платежей за пользование природными ресурсами. Внедрение эффективных механизмов изъятия платы за использование природных ресурсов может обеспечить ежегодные дополнительные...

Исследования состояния и использования ресурсов подземных...

В статье рассматривается возможность сохранения ресурсов подземных вод, их рационального использования и предотвращения истощения. Выявлена первопричина всех существующих проблем: нерациональное использование общих водных ресурсов...

Правовые основы обеспечения рационального...

Т. е. все члены общества, независимо от их вида деятельности в хозяйственной и социальной сфере, должны обеспечить охрану природы и соблюдать требования рационального пользования природными ресурсами. Если Основной Закон страны определяет основные...

Перспективы развития сельского хозяйства Узбекистана

В данной статье проанализирована особая роль сельского хозяйства в развитии страны

Сельское хозяйство является одной из основных отраслей экономики Узбекистана.

Проблемы и перспективы обеспечения сельского хозяйства трудовыми ресурсами.

Роль коммерческих банков в развитии фермерских хозяйств...

Самое главное — кардинально меняются мышление и мировоззрение фермеров укрепляется чувство ответственности за эффективное и рациональное использование наших бесценных богатств — земли, водных ресурсов.

Роль домашних хозяйств в сельскохозяйственном производстве...

Согласно данным статистического сборника «Сельское хозяйство Узбекистана», доля

Домашние хозяйства сельского населения занимают ведущее положение в развитии территорий страны.

Статистический анализ располагаемых ресурсов домашних хозяйств.

Некоторые проблемы землепользования и водопользования...

Чуб В. Е. Изменение климата и его влияние на природно-ресурсный потенциал Республики Узбекистан: Главгидромет РУз., 2000–252с. Антонов В. И. Водные ресурсы Узбекистана как часть общих водных ресурсов бассейна Аральского моря и их использование в...

Развитие аграрного сектора экономики Узбекистана

К настоящему времени на реализацию мер по дальнейшему улучшению мелиоративного состояния орошаемых земель и рациональному использованию водных ресурсов

Информация (данные) Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан.

Основные тенденции развития сельского хозяйства в Узбекистане

3. Совершенствование механизмов эффективного использования земель и водных ресурсов в сельском хозяйстве, путем: - создания правовых условий и гарантий, стимулирующих рациональное и эффективное использование сельскохозяйственных угодий и ресурсов

Задать вопрос