Автор: Мелихова Татьяна Александровна

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №12 (116) июнь-2 2016 г.

Дата публикации: 20.06.2016

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Мелихова Т. А. Правовые несоблюдения установленных требований к качеству и процессу предоставления государственных услуг как признак злоупотребления правом // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 628-630.



Основным фактором достижения экономического роста и повышения качества жизни населения государства в современном мире является развитие инновационной деятельности, широкое распространение инновационных технологий, в частности, в предоставлении государственных услуг.

Инновации в сфере предоставления государственных услуг являются одним из основных элементов для развития современного конкурентоспособного государства. На протяжении последнего времени особое внимание уделяется инновациям в сфере предоставления электронных государственных услуг. Значительно увеличивается популярность системы электронных государственных услуг, растет число пользователей услуг, предоставляемых с помощью интернет-портала государственных и муниципальных услуг.

«Злоупотребление правом представляет собой результат правомерных действий, состоящих в реализации норм объективного права в противоречии с их назначением и в целях удовлетворения личных интересов субъектов, в результате чего причиняется вред другим лицам» [3, c. 24].

Если рассматривать представленное Беленченко Е. П. определение злоупотребления правом, то, можно сказать, что ему присущ ряд существенных признаков:

1) результат правомерных действий субъектов;

2) реализация норм объективного права образует злоупотребление правом, как деяние;

3) вред, причиняемый участвующим в деле субъектам, может быть результатом злоупотребления правом.

Хотелось бы выделить ряд актуальных проблем развития информатизации российской экономики в области государственных услуг, оказываемых в электронном виде. К сожалению, Россия сохраняет слабые позиции (менее 1 %) на мировом рынке электроники. На внутреннем рынке отмечается слабые темпы конкуренции, а уровень развития отрасли информационных технологий в данной сфере значительно отстает от международного уровня. Российское общество не обладает достаточной степенью знаний, умений и навыков для использования компьютерной техники и современных телекоммуникаций в области государственных услуг.

«Перечень государственных услуг, оказываемых в электронном виде, узок и не проработан, а граждане плохо проинформированы о порядке их предоставления. Предлагаемые интернет-сервисы не всегда безопасны, отсутствуют единые подходы при обеспечении межведомственного электронного взаимодействия, а информация о состоянии бюджетной сферы труднодоступна широкому кругу пользователей» [5, с. 80].

Имеет место быть разобщение доступности информационных технологий для обширного круга пользователей по региональному и социальному признаку — «информационное неравенство». Услуги интернет провайдеров финансово недоступны, а также недоступны и в техническом плане, например, для многих жителей сельской местности.

Перечисленные выше проблемы создают преграды для повышения результативности информационных технологий в совершенствовании качества жизни населения, росту конкурентоспособности России на рынке мирового масштаба, а также, социально-экономическому, политическому и духовному развитию страны в целом.

Их решение не может основываться лишь на уровне отдельных органов власти, а требует прямого государственного участия в данном процессе.

Лабиринт Далее хотелось бы рассмотреть, на каком уровне решаются представленные проблемы в современном российском обществе.

Так, в целях совершенствования института информационного общества в Российской Федерации 20 октября 2010 г. была утверждена государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)» [2].

Данная программа ставит своей целью — приобретение населением, а также организациями и объединениями РФ преимуществ от использования информационных технологий.

Программа призвана решить следующие задачи.

1) гарантировать развитие информационной инфраструктуры;

2) обеспечить значительное качество предоставления электронных госуслуг;

3) урезать «цифровое неравенство» регионов, устранить информационную изолированность граждан и социальных групп населения.

4) выработать информационные сервисы в сферах культуры, образования и здравоохранения.

5) обеспечить потенциал реализации трудовой деятельности дистанционно;

6) увеличить уровень развития технологий защиты информации.

7) обеспечить значительную степень интеграции в мировое информационное общество.

«В целях оценки степени развития информационного общества были разработаны индикаторы развития, которые позволяют оценить процесс его совершенствования: факторы развития информационного общества и показатели использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для развития» [5, с. 82].

К признакам развития информационного общества необходимо отности: «человеческий капитал (уровень образования и профессиональной подготовки, информационная грамотность населения); инновационный капитал (ресурсная база НИОКР, результативность НИОКР и инновационной деятельности); инфраструктура и доступ к информационно-коммуникационным технологиям (фиксированной телефонной связи, подвижной сотовой связи, персональных компьютеров и доступа в Интернет и др.); экономическая среда (общее состояние экономики, покупательская способность населения, доступность финансовых ресурсов); информационная индустрия, информационная безопасность» [5, с. 83].

Лабиринт Рассматривая результаты мониторинга ключевых индикаторов, в 2013г., можно заметить, что «наиболее высокими (свыше 90 %) были всего 8 из 79 показателей развития ИКТ. Приведенные данные говорят о том, что задачи совершенствования информационного общества в России еще предстоит выполнить. Особое внимание следует уделить развитию электронной торговли, электронной культуры, внедрению ERP-систем, сетей Экстранет, информационно-справочных терминалов, обеспечению доступности средств мобильного доступа. Таким образом, совершенствование информационного общества в России позволит не только решить задачи в сфере информационных технологий, но и станет инструментом модернизации в сфере управления, образования, здравоохранения, регионального развития и интеграции в мировое хозяйство, повышения качества человеческого капитала и стандартов жизни населения. Важным фактором в решении этих задач является повышение экономической эффективности современных информационных технологий» [6, с. 19].

Следующей проблемой является несоответствие в административном регламенте перечня документов, необходимых для предоставления государственной услуги, перечню, закрепленному в вышестоящих актах.

Документы, которые гражданин обязан предоставить для оказания государственной услуги, должны быть указаны в виде исчерпывающего перечня (пункт 6 статьи 14 Федерального закона, подпункт «е» пункта 14 Правил разработки и утверждения регламентов) [1].

Таким образом, как верно указывает В. О. Буряга, «сама идея административного регламента предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций выдержала испытание временем. Данные акты прочно вошли в практику регламентации административных процедур, прежде всего, как инструмент закрепления результатов административной реформы по упорядочению и оптимизации управленческой деятельности» [4, с. 42].

В заключении хотелось бы сказать, что большинство рассмотренных проблем могут быть решены путем более четкого формулирования норм права, гармонизации законодательства, а также путем издания руководящих положений, разработки методических рекомендаций, проведения работ с составителями административных регламентов.

Литература:

  1. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 7 июля 2010 г.; одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 14 июля 2010 г.; в ред. Федер. закона от 15 февраля 2016 г. № 28-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2010. № 31. — ст. 4179.
  2. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)»: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313; в ред. Постановления Правительства РФ от 17 июня 2015 г. № 602 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2014. — № 18 (часть II). — ст. 2159.
  3. Беленченко, Е. П. Юридическая природа и признаки злоупотребления правом / Е. П. Беленченко // Актуальные проблемы современности: наука и общество. — 2014. — № 4. — С. 23–26.
  4. Буряга, В. О. Административные регламенты: возникновение идеи и ее развитие / В. О. Буряга // Юридический мир. — 2013. — № 7. — С. 42–46.
  5. Куприянова, Л. М. Информационное общество: современный этап развития новой экономики / Л. М. Куприянова // Мир новой экономики. — 2014. — № 3. — С. 71–85.
  6. Чаннов, С. Е. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов на государственной и муниципальной службе: новеллы антикоррупционного законодательства / С. Е. Чаннов // Адмиʜᴎϲтративное право. — 2009. — № 2. — С. 19–24.
Основные термины (генерируются автоматически): государственных услуг, информационного общества, информационных технологий, предоставления государственных услуг, злоупотребления правом, развития информационного общества, электронных государственных услуг, области государственных услуг, Российской Федерации, Российской Федерации «Информационное, Федерации «Информационное общество, жизни населения, качества жизни населения, сфере предоставления государственных, уровень развития, процессу предоставления государственных, законодательства Рос, предоставления электронных государственных, предоставлении государственных услуг, регламента предоставления государственных.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос