Автоматизированное заполнение плана проведения медицинских осмотров для сотрудников любого предприятия (на примере медицинского центра ООО «Олеся») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №12 (116) июнь-2 2016 г.

Дата публикации: 18.06.2016

Статья просмотрена: 764 раза

Библиографическое описание:

Салтецкая, Т. В. Автоматизированное заполнение плана проведения медицинских осмотров для сотрудников любого предприятия (на примере медицинского центра ООО «Олеся») / Т. В. Салтецкая, Е. А. Конарёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 175-180. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31812/ (дата обращения: 23.04.2024).



В настоящее время человечество стремится к повышению производительности труда или, иными словами, к автоматизации производства. Согласно определению, автоматизация — это «направление научно-технического прогресса, которое использует технические средства и математические методы с целью освобождения человека от участия в процессах получения, преобразования, передачи и использования какой-либо информации, либо существенного уменьшения степени этого участия или трудоемкости выполняемых операций» [2].

Говоря простыми словами, автоматизация есть применение самоуправляющих машин или программ для выполнения различных процессов на производстве и в потреблении.

Сейчас уже разработаны и внедрены такие крупные системы автоматизации производства, как производственные роботы, программы и устройства проектирования и т. п. Все больше вводятся в эксплуатацию малые автоматизированные процессы: интернет-магазины, электронные журналы ведения складского учета и т. п.

Несмотря на это, люди не перестают упрощать свою жизнь, ведь есть еще огромное множество мелких отраслей промышленности, где все еще ведутся работы, использующие большое количество человек ресурсов, что отнимает силы, время и способствует появлению ошибок. Одним из таких примеров является ведение документооборота либо на бумажных носителях, либо с помощью печати на компьютере вручную.

Не являются исключением для попыток провести автоматизацию и медицинские организации: начиная от создания рабочего места врача или регистратора (составление медицинских карт, рецептов, выписка справок по шаблонам и формам и т. п.) и заканчивая комплексными решениями для лечебно-профилактических учреждений (электронная регистратура, on-line запись на прием, проведение медицинских осмотров и т. п.).

Здесь появляется такое понятие, как автоматизация медицинских учреждений — создание единой информационной системы, позволяющей значительно упростить некоторое количество рабочих процессов и повысить их эффективность, что должно привести к улучшению условий работы и качества предоставляемых услуг. Информационная система, в свою очередь, — это совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств или, другими словами, комплекс методов, программ, технических, информационных и организационных средств, которые обеспечивают поддержку процессов функционирования информатизируемой организации [9].

Если рассматривать информационные системы в контексте медицинских учреждений, то уже медицинские — далее они будут применяться в узком смысле данного понятия — как информация непосредственно о человеке как о пациенте [5].

В качестве примера будет рассмотрен медицинский центр ООО «Олеся», который был зарегистрирован в 1992 г. в г. Нерюнгри в качестве частной фармацевтической компании, а затем в 1999 г. получивший статус общества с ограниченной ответственностью. Его основными видами деятельности являются фармацевтическая и медицинская.

Фармацевтическая деятельность представлена крупной сетью аптечных учреждений со складом. Ассортимент лекарственных средств и изделий медицинского назначения насчитывает огромное количество наименований. Через аптечный склад предприятие осуществляет заказную систему лекарственного обеспечения. ООО «Олеся» ведет сотрудничество с крупнейшими фармацевтическими компаниями России. В аптеках работают профессиональные провизоры и фармацевты [6].

К фармацевтической деятельности ООО «Олеся» также относится салон-магазин «Оптика», где осуществляется изготовление очков любой рецептурной сложности, реализация населению готовой очковой оптики, очковых оправ, контактных линз и средств по уходу за ними, аксессуаров различных ценовых категорий для взрослых и детей [6].

Медицинская деятельность осуществляется в консультативно-диагностическом центре ООО «Олеся». Центр включает кабинеты отделения профилактических осмотров и клиническую лабораторию. Все виды медицинской деятельности осуществляются в соответствии с законодательством РФ. Прием ведут квалифицированные врачи различных специальностей на договорной основе, договора заключены и с другими организациями для проведения на их базах дополнительных медицинских работ или исследований. Кабинеты оснащены необходимым оборудованием и техникой, которые регулярно осматриваются медицинским техником. Необходимые медикаменты и одноразовые инструменты центр «Олеся» получает по заявкам со своего аптечного склада [6].

Одним из направлений деятельности медицинского центра является проведение профилактических осмотров. Данный процесс проводится строго в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302-н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» [8].

Медицинские осмотры — работа трудоемкая не сколько в плане работы с пациентами, сколько в оформлении как первичной, так и последующей документации. ООО «Олеся» является небольшим предприятием, здесь ведется бумажного рода документооборот, а электронные документы заполняются вручную. Одной из таких работ является заполнение медицинской сестрой отделения профилактических осмотров планов проведения медицинских осмотров для обследования работников различных предприятий города Нерюнгри в документах MicrosoftOfficeExcel. Сейчас появилась необходимость автоматизировать процесс данный процесс.

Указанный документ содержит шаблон — таблицу с большим количеством строк и столбцов, заполняемых на основе поименных списков работников, направленных на осмотр предприятиями, и приказа Минздравсоцразвития России № 302-н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ…». Опираясь на первый, необходимо заполнить данные о работниках, а данные по врачам и лабораторным исследованиям заполнить выбранным символом (например, «1») в соответствии со вторым документом, учитывая, что не должно происходить повторений у каждого обследуемого, т. е. если имеется два различных вредных фактора, с которыми работает один и тот же врач, символ последнему присваивается лишь единожды.

Таблица 1

Шаблон плана проведения медицинских осмотров свнесенными данными оработниках

ФИО

Пол

Дата рождения

Профессия, должность

Вредные производственные факторы и (или) условия труда

профпатолог

гинеколог+цитология+флора

лор

хирург

1

Акимов В. П.

М

09.09.1958

слесарь-ремонтник 5 р

Пр.1 п. 2.4; 3.5

2

Баринцова Н. И.

Ж

15.02.1957

подсобный рабочий 2 р

Пр.1 п. 1.3.3; 2.4

Сейчас для автоматизации лечебно-профилактических учреждений имеется множество как комплексных. медицинских информационных систем, так и простых инфосистем по отдельным направлениям в медицине. К ним относятся такие системы, как: 1С: Предприятие. Охрана труда, Комплексная медицинская информационная система (КМИС), web-сервис «Электронный медосмотр» и др. Далее кратко о каждой.

«Охрана труда» — конфигурация для 1С.Предприятие, которая помогает автоматизировать учет на рабочем месте специалиста по охране труда и промышленной безопасности. Ведется учет в соответствии с приказами и законами, имеется множество подсистем и различные возможности по загрузке, выгрузке, хранению данных. В каждой подсистеме существуют помощники, отслеживающие состояние информационной базы и, в случае обнаружения ошибок и несоответствий, формирующие задачи для пользователя. Все подсистемы автономны, но при этом они тесно взаимодействуют между собой [7].

КМИС — программный продукт, предназначенный для выполнения полноценной автоматизации лечебно-профилактических учреждений. Подходит для поликлиник, многопрофильных стационаров с различными отделениями, санаториев. Программный комплекс удовлетворяет всем требованиям законодательства. КМИС имеет большое количество подсистем, как специализированных, так и дополнительных возможностей для врачей-специалистов [3].

«Электронный медосмотр» — web-сервис, автоматизирующий процессы, сопровождающие организацию и проведение медицинских осмотров в медучреждениях. Сервис интегрирован с системой электронного документооборота «КриптоВеб», при работе с которым каждое учреждение получает индивидуальное зашифрованное сертифицированными алгоритмами ГОСТ хранилище данных. «Электронный медосмотр» обеспечивает выполнение единого последовательного процесса взаимодействия медицинских учреждений и предприятий, т. к. подразумевается подключение к системе как одних, так и других [4].

Обобщив сказанное выше, можно выделить основные преимущества рассмотренных программных комплексов, к которым относятся: повышение эффективности труда и качества обслуживания пациентов, облегчение и упрощение работы медицинского персонала, предоставление надежного доступа к медицинской информации, полное соответствие законодательству.

Однако у данных систем существуют и недостатки, к которым относятся: высокая стоимость покупки и обслуживания программного продукта, необходимость в дополнительном обучении, дополнительные расходы за найм программиста для доработки системы, загруженность интерфейса и ненужный организации функционал, комплексность решения.

С учетом всех преимуществ и недостатков было принято решение о необходимости создания собственной автоматизированной медицинской информационной системы, которая будет отвечать требованиям приказов, содержать только необходимые документацию и функционал и поспособствует повышению эффективности работы.

Для разработки системы автоматизированного заполнения документации для ООО «Олеся» была выбрана среда разработки VisualStudioCommunity 2015 и язык программирования C# в силу его простоты, гибкости и объектно-ориентированности [1].

Чтобы реализовать автоматизирующее приложение, необходимо структурировать и систематизировать основные положения приказа № 302-н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ…», также взять за основу такие документы, как шаблон плана проведения медицинских осмотров и поименной список лиц, направленных на прохождение медицинского осмотра.

Программа представляет собой окно с расположенными в нем элементами управления и компонентами. Рабочая область располагается на двух вкладках: «Информация о работниках» и «Вредные производственные факторы и работы и профессии, с ними связанные».

Рис. 1. «Информация о работниках»

В область таблицы второй вкладки с запуском программы автоматически загружается шаблон плана проведения медицинских осмотров.

Рис. 2. Вкладка «Вредные производственные факторы…»

Для работы «Информацией о работниках» необходимо загрузить в область таблицы список лиц, направляемых на медосмотр. Данная операция реализуется с помощью кнопки «Открыть файл Excel» и стандартного диалогового окна выбора файла для открытия.

Рис. 3. Данные, загруженные в таблицу

Первая строка таблицы выделяется автоматически; перемещаться по таблице можно кликая левой кнопкой мыши в любое место нужной строки или с помощью кнопок «Предыдущий работник» и «Следующий работник». Данные выделенной строки заполняются в текстовые поля группы «Данные», которые при необходимости можно редактировать и сохранить обратно в таблицу нажатием кнопки «Сохранить изменения».

По нажатию «Отправить в следующую таблицу» произойдет перенос данных таблицы с вкладки «Информация…» в таблицу на вкладке «Вредные факторы…».

Рис. 4. Заполненная таблица вкладки «Вредные факторы…»

Используя выпадающие списки групп «Вредные и (или) опасные производственные факторы» и «Работы и профессии» необходимо выбрать пункты, соответствующие значениям из столбца «Вредные производственные факторы и (или) условия труда» и нажать кнопку «Добавить строку» для записи последнего выбранного значения в текстовое поле. При необходимости строки можно удалять с помощью нажатия соответствующей кнопки. Сохранение значений в таблицу производится по нажатию на «Сохранить данные».

Рис. 5. Заполненные в соответствии с приказом № 302-н ячейки таблицы

По завершении заполнения нужно сохранить документ: нажать кнопку «Сохранить в файл Excel», выбрать имя файла и место для сохранения в окне «Сохранить как…».

Таблица 2

Полностью заполненный план проведения медицинских осмотров

ФИО

пол

дата рождения

Профессия, должность

Вредные производственные факторы и (или) условия труда

психиатр

нарколог

профпатолог

гинеколог+цитология+флора

окулист

лор

невролог

хирург

дерматолог

биомикроскопия сред глаза

офтальмотонометрия

1

Акимов В. П.

М

09.09.

1958

слесарь-ремонтник 5 р

Пр.1 п. 2.4; 3.5

1

1

1

1

1

1

1

2

Баринцова Н. И.

Ж

15.02.

1957

подсобный рабочий 2 р

Пр.1 п. 1.3.3; 2.4

1

1

1

1

1

1

1

1

3

Кузьмина О. Н.

Ж

24.06.

1964

оператор очистных сооружений 3 р

Пр.1 п. 2.4; 3.5

1

1

1

1

1

1

1

1

Таким образом было создано приложение для автоматизированного заполнения плана проведения медицинских осмотров для сотрудников любого предприятия в медицинском центре ООО «Олеся». Программный продукт осуществляет такие функции, как: импорт и экспорт файлов MicrosoftOfficeExcel, добавление и удаление в случае необходимости данных, заполнение необходимого шаблона.

С учетом наличия на рынке аналогичных программных продуктов со своими преимуществами и недостатками, созданное приложение имеет следующие достоинства: отвечает требованиям приказа, просто в использовании, не требует обучения, имеет привычный обычному пользователю интерфейс, содержит только необходимый рассматриваемому медицинскому учреждению функционал.

Литература:

  1. MSDN — сеть разработчиков Microsoft — URL: https://msdn.microsoft.com/ru-ru/dn308572.aspx
  2. Википедия — свободная энциклопедия. Автоматизация — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Автоматизация
  3. К-МИС — комплексные медицинские информационные системы — URL: http://www.kmis.ru/site.nsf/pages/index.htm
  4. КриптоВеб — защищенный документооборот — URL: http://www.cryptoweb.ru/service
  5. Назаренко Г. И., Гулиев Я. И., Ермаков Д. Е. Медицинские информационные системы: теория и практика / Под ред. Г. И. Назаренко, Г. С. Осипова. — М.: ФИЗМАТЛИТ, 2005. — 320 с.
  6. ООО «Олеся» — URL: http://www.olesya-irk.ru/qa/about.html
  7. «Охрана труда» для 1С: Предприятия 8. Комплексные системы безопасности труда — URL: http://www.ot-soft.ru/
  8. Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120902/
  9. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/
Основные термины (генерируются автоматически): осмотр, Работа, программный продукт, таблица, утверждение перечней, учреждение, шаблон плана проведения, аптечный склад, медицинская деятельность, медицинский центр ООО.


Похожие статьи

Стандартные операционные процедуры в трансфузиологии: что...

Несомненный плюс — возможность учреждения самостоятельно составлять и принимать СОП, исходя из конкретных условий работы.

Ответственный за трансфузионную терапию в перинатальном центре — организует доступ лечащих врачей к медицинской документации...

Маркетинговый анализ ассортимента противовирусных препаратов...

Большим спросом при изучении ассортиментной группы «противовирусные» в аптечной организации у населения в 80 % случаев пользуются препараты отечественного

обеспечивать качественные и надлежащие санитарные условия в медицинских учреждениях.

Совершенствование платных услуг в системе здравоохранения...

Платные медицинские услуги предоставляются медицинскими организациями на основании перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность и указанных

Учреждения за выполнение платных медицинских услуг в ночное время, а также в выходные и...

Разработка автоматизированной системы учета и формирование...

Каждое медицинское лечебное учреждение рано или поздно встречается с проблемой

По результатам проведения экспертизы из СМО в ТФОМС поступают сведения об оплаченных и

Технология ведения персонифицированного учета ранее описана в работе Кобринского Б. А...

Разработка мероприятий по предотвращению потерь (на примере...)

Хорошо продуманная программа предотвращения потерь — это не просто план, обеспечивающий безопасность работы магазина, а часть повседневной деятельности [2].

Таблица 1. Динамика потерь по товарным группам за 2011г в %.

Медицинская информационная система для автоматизации...

Современные медицинские учреждения, диагностические центры

Приведенные системы охватывают всю деятельность медицинских учреждений.

Это объясняется сложностью структурой и организацией работы разнонаправленных медицинских учреждений.

Логистика складирования фармацевтики | Статья в журнале...

Доступ к стеллажам для проведения влажной уборки должен быть открытым.

Если же затрагивать тему персонала фармацевтического склада, то наличие медицинских книжек у

1. Методические указания устройства, оборудования и эксплуатации аптечных учреждений...

Разработка базы данных для информационно-справочной системы...

В данной статье отображается перечень требований к разрабатываемой

− введение нового критерия поиска «режим работы аптеки», добавление фильтра, где пользователем

СУБД(система управлениябазами данных) — программное обеспечение, с помощью которого...

Похожие статьи

Стандартные операционные процедуры в трансфузиологии: что...

Несомненный плюс — возможность учреждения самостоятельно составлять и принимать СОП, исходя из конкретных условий работы.

Ответственный за трансфузионную терапию в перинатальном центре — организует доступ лечащих врачей к медицинской документации...

Маркетинговый анализ ассортимента противовирусных препаратов...

Большим спросом при изучении ассортиментной группы «противовирусные» в аптечной организации у населения в 80 % случаев пользуются препараты отечественного

обеспечивать качественные и надлежащие санитарные условия в медицинских учреждениях.

Совершенствование платных услуг в системе здравоохранения...

Платные медицинские услуги предоставляются медицинскими организациями на основании перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность и указанных

Учреждения за выполнение платных медицинских услуг в ночное время, а также в выходные и...

Разработка автоматизированной системы учета и формирование...

Каждое медицинское лечебное учреждение рано или поздно встречается с проблемой

По результатам проведения экспертизы из СМО в ТФОМС поступают сведения об оплаченных и

Технология ведения персонифицированного учета ранее описана в работе Кобринского Б. А...

Разработка мероприятий по предотвращению потерь (на примере...)

Хорошо продуманная программа предотвращения потерь — это не просто план, обеспечивающий безопасность работы магазина, а часть повседневной деятельности [2].

Таблица 1. Динамика потерь по товарным группам за 2011г в %.

Медицинская информационная система для автоматизации...

Современные медицинские учреждения, диагностические центры

Приведенные системы охватывают всю деятельность медицинских учреждений.

Это объясняется сложностью структурой и организацией работы разнонаправленных медицинских учреждений.

Логистика складирования фармацевтики | Статья в журнале...

Доступ к стеллажам для проведения влажной уборки должен быть открытым.

Если же затрагивать тему персонала фармацевтического склада, то наличие медицинских книжек у

1. Методические указания устройства, оборудования и эксплуатации аптечных учреждений...

Разработка базы данных для информационно-справочной системы...

В данной статье отображается перечень требований к разрабатываемой

− введение нового критерия поиска «режим работы аптеки», добавление фильтра, где пользователем

СУБД(система управлениябазами данных) — программное обеспечение, с помощью которого...

Задать вопрос