Автор: Малыгина Анастасия Сергеевна

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №12 (116) июнь-2 2016 г.

Дата публикации: 17.06.2016

Статья просмотрена: 188 раз

Библиографическое описание:

Малыгина А. С. Особенности поведения в конфликтных ситуациях старших дошкольников с разным уровнем тревожности // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 776-779.



В настоящее время все больше детей подвержены тревожности, беспокойству, страхам и эмоциональной нестабильности. Поэтому проблема тревожности старших дошкольников является особенно актуальной. Своевременная психологическая помощь в обнаружении и преодолении тревожности поможет избежать проблем развития личности в момент кризиса семи лет; сложностей в освоении новых социальных ролей при переходе ребенка из детского сада в школу; трудностей в установлении контактов, как со сверстниками, так и с взрослыми.

Проблема детской тревожности изучалась как отечественными (Захаров А. И., Кисловская В. Р., Кочубей Б. И., Новикова Е. В., Петровский А. В., Прихожан А. М., Смирнова Е. О. и др.), так и зарубежными (Рюбаш Г. С., Салливан Б., Фрейд З., Фромм Э., Хорни К. и др.) учеными.

Таким образом, проблема детской тревожности имеет несомненную значимость.

Существуют различные подходы к пониманию тревожности.

По определению А. В. Петровского: «Тревожность — склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности». [1, с.9]

Тревожность может рассматриваться как личностная черта, которая проявляется в постоянной склонности к переживаниям тревоги в различных жизненных ситуациях, в том числе, не располагающих к этому. Также различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство.

Изучение содержания страхов и тревог связано с изучением тех типов жизненных ситуаций, которые вызывают повышенную тревожность у детей различных возрастов.

Причин развития страхов в детском возрасте может быть очень много. Их появление напрямую зависит от жизненного опыта ребенка, его самостоятельности, воображения, эмоциональной чувствительности, склонности к беспокойству, тревожности, робости, неуверенности. Часто страхи вызваны болью, инстинктом самосохранения.[2, с.183]

С трех до пяти-шести лет страхи становятся наиболее разнообразными и встречаются у многих дошкольников. Важно иметь в виду, что страхи нередко переходят в навязчивые формы, близкие к невротическим состояниям.[2, с.184]

Высокую ситуативную тревожность могут спровоцировать: разлука с матерью (чаще встречается у детей дошкольного возраста), расставание с родителями, смена привычной обстановки, поступление в детский сад или школу, плохие отношения со сверстниками. В связи с вышесказанным целью нашего эмпирического исследования стало выявление особенностей поведения в конфликтных ситуациях дошкольников с разным уровнем тревожности.

Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 107» в г. Владимир. В исследовании приняли участие воспитанники старшей группы в составе 24 человек, в возрасте 5–6 лет из них 11 мальчиков и 13 девочек.

В работе были использованы следующие методики: «Картинки» (Смирнова Е. О.) и «Тест детской тревожности» (Тэммл Р., Дорки М., Амен В.).

Лабиринт На первом этапе осуществлялась диагностика особенностей поведения дошкольников в конфликтной ситуации с помощью методики «Картинки» (Смирнова Е. О.). Детям предлагаются четыре картинки со сценками из повседневной жизни детей в детском саду, изображающие следующие ситуации: 1) группа детей не принимает своего сверстника в игру; 2) девочка сломала у другой девочки ее куклу; 3) мальчик взял без спроса игрушку девочки; 4) мальчик рушит постройку из кубиков у детей. Картинки изображают взаимодействие детей со сверстниками, и на каждой из них есть обиженный, страдающий персонаж. Ребенок должен понять изображенный на картинке конфликт между детьми и рассказать, что бы он стал делать на месте этого обиженного персонажа.

Решая конфликтную ситуацию, обычно дети дают следующие варианты ответов:

  1. Уход от ситуации или жалоба взрослому (убегу, заплачу, пожалуюсь маме).
  2. Агрессивное решение (побью, позову милиционера, дам по голове палкой и т. п.).
  3. Вербальное решение (объясню, что так плохо, что так нельзя делать; попрошу его извиниться).
  4. Продуктивное решение (подожду, пока другие доиграют; починю куклу и т. п.).

В опубликованной методике автор классифицирует ответы по 4, ранее перечисленным категориям, а в нашем исследовании, кроме того, были получены двойные ответы:

– Продуктивное решение и уход от ситуации; (Пример: «Соберу заново, а потом расскажу маме».) 2 %;

– Уход от ситуации и агрессия; (Пример: «Заплачу, а потом отомщу».) 2 %;

– Агрессия и продуктивное решение; (Пример: «Прогоню и начну строить заново».) 1 %;

– Уход от ситуации и продуктивное решение; (Пример: «Буду грустить, а потом начну собирать заново».) 3 %;

– Уход от ситуации и вербальное решение. (Пример: «Заплачу, а потом помирюсь») 2 %.

Обобщение результатов по методике, позволило выделить процентное соотношение по каждому типу решения ситуации (Таблица 1). Продуктивное решение было предложено в 17 % всех ответов. Вербальное решение занимает первую позицию — 50 % от общего количества результатов.

Уход от ситуации выражен в 13 %. Агрессивное решение представлено 10 %.

Как показал анализ отдельно по каждому стимулу, наиболее остро дети восприняли стимул № 3. В отличие от остальных стимулов, этот вызвал наибольшее количество ответов с агрессивным решением (30 %). Однако у группы в целом ярко выраженной тенденции к агрессивному поведению не отмечается. Ответы такого рода присутствовали в единичных случаях.

Для некоторых детей характерно ябедничество. Это проявляется не как единственное решение проблемы, а вспомогательное. Например, некоторые дети отвечали: «Я (починю игрушку/начну собирать заново), но потом расскажу маме и она заругает ее / его».

Полученные данные свидетельствуют о том, что только у 25 % испытуемых выявлена тенденция к вербальному решению конфликтных ситуаций (ребенок дает три-четыре вербальных выбора), что говорит о благополучном, бесконфликтном характере отношения к сверстнику.

Лабиринт Таблица 1

Результаты по методике «Картинки»

Вариант ответа испытуемого

Количество выборов

Вербальное решение

50 %

Продуктивное решение

17 %

Уход от ситуации или жалоба взрослому

13 %

Агрессивное решение

10 %

Уход от ситуации и продуктивное решение

3 %

Продуктивное решение и уход от ситуации

2 %

Уход от ситуации и вербальное решение

2 %

Уход от ситуации и агрессия

2 %

Агрессия и продуктивное решение

1 %

Также с помощью данной методики мы выявили уровни социального интеллекта группы: 8 баллов (максимальные) — 14 детей (58 %); 7 баллов — 3 ребенка (13 %); 6 баллов — 6 детей (25 %); 5 баллов — 1 ребенок (4 %).

Полученные результаты говорят о том, что у детей в целом хорошие способности решать социальные задачи. Решение такого рода задач предполагает не только интеллектуальные способности, но и постановку себя на место других персонажей и проекцию собственного возможного поведения в предложенные обстоятельства.

На втором этапе исследования осуществлялась диагностика уровня тревожности с помощью методики «Тест детской тревожности» (Тэммл Р., Дорки М., Амен В.).

Данная методика включает в себя 14 рисунков отдельно для мальчиков и отдельно для девочек. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. В процессе тестирования происходит идентификация ребенком себя с картинкой мальчика или девочки в зависимости от пола испытуемого.

Анализ результатов показал, что преобладающим уровнем тревожности в данной группе детей является средний уровень — 67 %. Низкий уровень тревожности представлен наименьшим количеством результатов — 8 %. Высокий уровень тревожности в данной группе выражен в 25 %.

Также проводился сравнительный анализ ответов детей с целью выявления особенностей общения дошкольников со сверстниками и взрослыми. Выбор ребенком печального лица (отрицательный ответ) говорит о затрудненном общении в данной ситуации. Выполненный анализ показал, что дети и в том и в другом случае дают 51 % отрицательных ответов и 49 % — положительных.

На третьем этапе исследования осуществлялось выявление взаимосвязи уровня тревожности и поведения в конфликтных ситуациях дошкольников. Результаты представлены на рисунках 1–4.

Рис. 1. Продуктивное решение проблемы детьми с разными уровнями тревожности

Рис. 2. Вербальное решение проблемы детьми с разными уровнями тревожности

Лабиринт

Рис. 3. Уход от ситуации детьми с разным уровнем тревожности

Рис. 4. Агрессивное решение проблемы детьми с разным уровнем тревожности

Продуктивное решение чаще выбирали с высоким уровнем тревожности (28,5 %). Вербальное решение у детей с низким уровнем тревожности представлено большим количеством результатов (50 %). Дети со средним уровнем тревожности прибегали к уходу от ситуации чаще остальных (21 %). У детей с высоким уровнем тревожности, как показывает рисунок 6, преобладает количество выборов агрессивного решения (18 %).

Как уже говорилось выше, в настоящем исследовании у 25 % испытуемых были получены «двойные» (неоднозначные) ответы при выходе из конфликтной ситуации. Сравнительный анализ таких ответов и уровня тревожности показывает, что появление неоднозначных ответов отмечается с повышением уровня тревожности.

В целом, у детей, чьи ответы были неоднозначными в методике «Картинки» (продуктивное решение и уход от ситуации; уход от ситуации и агрессия; агрессия и продуктивное решение; уход от ситуации и продуктивное решение; уход от ситуации и вербальное решение), уровень тревожности находится в пределах 43 % — 100 %.

Таким образом, проведенное исследование позволяет заключить, что поведение в конфликтных ситуациях и уровень тревожности взаимосвязаны. Продуктивное решение чаще выбирают дети с высоким уровнем тревожности, вербальное решение — с низким уровнем тревожности, уход от ситуации — дошкольники со средним уровнем тревожности.

Дальнейшее развитие этой темы может быть представлено в исследовании гендерных различий поведения в конфликтных ситуациях мальчиков и девочек дошкольного возраста.

Литература:

  1. Алмосов С. М. «Проблема тревожности в современной психологии». — М.: Лаборатория Книги, 2012. — 91 с.
  2. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336 с.
Основные термины (генерируются автоматически): уровнем тревожности, Продуктивное решение, уровень тревожности, разным уровнем тревожности, уровня тревожности, высоким уровнем тревожности, продуктивное решение, Вербальное решение, средним уровнем тревожности, разными уровнями тревожности, низким уровнем тревожности, решение проблемы, детской тревожности, решение проблемы детьми, Агрессивное решение, конфликтных ситуациях, вербальное решение, детей подвержены тревожности, тревожности старших дошкольников, проблема детской тревожности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос