Авторы: Виноградов Олег Владимирович, Кирсанов Евгений Алексеевич

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №12 (116) июнь-2 2016 г.

Дата публикации: 17.06.2016

Статья просмотрена: 60 раз

Библиографическое описание:

Виноградов О. В., Кирсанов Е. А. Применение методов исследований и испытаний традиционных транспортных средств для испытаний модульных транспортных средств // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 232-234.



В статье рассмотрены вопросы, связанные с применением традиционной методики испытаний к транспортным средствам модульной конструкции, ее задачами. Выявлены проблемы в данной области и найдены условия для достижения достаточной достоверности испытаний модульных транспортных средств.

Ключевые слова: транспорт, модуль, испытания, надежность, методика

Автомобилестроение является одним из наиболее сложных видов массового машиностроения. К автомобилям, наряду с требованиями функционального соответствия транспортному процессу, предъявляются высокие требования по технологичности, надежности и экономичности в многообразных условиях эксплуатации, по экологическим и эргономическим показателям, эстетическим качествам и их соответствию тенденциям автомобильного дизайна и т. д. Работа автомобиля характеризуется сложными процессами его взаимодействия с внешней средой и процессами, происходящими в его двигателе, агрегатах и системах при движении в широком диапазоне режимов, определяемых конкретными условиями эксплуатации [1]. По этим причинам для успешного решения проблем, возникающих при создании новых и совершенствовании находящихся на производстве моделей автомобилей, наряду с поисками оптимальных конструкторских решений за монитором компьютера, с использованием классических и новых расчетных методов, возможности которых резко возрастают благодаря применению современных компьютерных технологий, совершенно необходимым является широкое развертывание исследований и испытаний, ставших неотъемлемым звеном общего процесса создания новой автомобильной техники и образовавших одну из важных областей комплекса прикладных наук в машиностроении [2]. В автомобилестроении термином «испытание машин» обозначается «экспериментальное определение конструктивных и эксплуатационных свойств машин для выявления их соответствия техническим требованиям или для опытного изучения реальных процессов, происходящих в машинах». В отличие от этого «научное исследование» — это «процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности». В практической работе, применительно к условиям промышленности, между этими двумя понятиями не всегда возможно провести четкую границу [3]. И в автомобилестроении испытания автомобилей, их агрегатов, а теперь и модулей при необходимости нередко могут содержать элементы исследования, а исследования, в свою очередь, иметь разделы, проводимые по установившимся, стандартным методикам, т. е. элементы испытаний.

Существенная проблема применения существующей системы испытаний и исследований транспортных средств в отношении модульных транспортных средств, состоит в первую очередь в том, что проектируемый модуль автомобиля заранее рассчитан на применение его в различных модификациях автомобилей и возможно даже отличных друг от друга сферах работы, в силу этого, проводя испытания какой либо одной модификации, весьма трудно искусственно создать тот диапазон нагрузок, который предусматривает вся гамма модификаций с этим модулем [5]. Отсюда напрашивается вывод, о том, что для применения имеющихся на данный момент стандартов и приемов испытаний и исследований к модульным автомобилям, на первых этапах необходимо проведение испытаний всех модификаций новой модульной платформы, а затем исследований и получение целого ряда коэффициентов нагрузок при работе в различных модификациях и условиях, и уже после этого возможно применение математического моделирования показателей работы того или иного модуля, в зависимости от типа транспортного средства, в котором он используется. Но это пока только теория. Для полноценного использования всех преимуществ модульных платформ разработчикам и испытателям автомобилей придется проводить множество расчетов, поиск всевозможных корреляций и т. д.

Функциональные качества автомобиля могут рассматриваться как сумма отдельных, тесно взаимосвязанных эксплуатационных свойств: тягово-скоростных, тормозных, топливо-экономических, прочностных и др. [4, 7]. Для определения конкретных значений показателей этих свойств с целью их доведения до заданных (проектных) значений у опытных образцов новых и модернизированных моделей, контроля качества или улучшения — у автомобилей текущего производства, проводятся испытания, виды которых охватывают полностью или частично широкую номенклатуру эксплуатационных свойств автомобилей различных типов и назначений. От результативности испытаний и темпов их проведения непосредственно зависят не только уровень отработки образцов автомобилей, подготавливаемых к производству, но и общие сроки выполнения конструкторско-экспериментальных работ и подготовки производства, а следовательно, сроки внедрения новой техники. Чтобы быть эффективными и успешно решать поставленные перед ними задачи, испытания должны быть комплексными и образовывать целенаправленную систему, опирающуюся на научно обоснованные методы и оснащенную необходимым оборудованием.

Все вышесказанное в полной мере относится и к модульным автомобилям. Существующая система различных видов испытаний подлежит в определенной мере адаптации к особенностям модульных транспортных средств. Безусловно отдельные стандарты финишного контроля соответствия транспортных средств могут не претерпеть значительных изменений, а некоторые программы испытаний, например на надежность, топливную экономичность и другие эксплуатационные свойства могут потребовать различной степени доработки [6]. Безусловно этому должны предшествовать полномасштабные испытания различных модификаций определенной модульной платформы, как уже отмечалось выше.

В настоящий момент в нашей стране соответствие автомобилей различным требованиям безопасности регулирует Технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств». В данном документе перечислены актуальные международные требованиями, представленные в виде Правил ЕЭК ООН и действующие национальные стандарты. На данный момент действующий документ в отношении безопасности транспортных средств не предусматривает разделения транспортных средств на «традиционные» и «модульные», в определенной степени схожей ситуацией с модульными автомобилями существует пока одна процедура, имеющая место в сертификации грузовых автомобилей — получение Одобрения типа шасси (ОТШ). В данном случае речь идет о документе на так называемую «базу» или «платформу», дальнейшие работы по установке на данную платформу различных механизмов, комплексов и т. п. требуют дополнительной процедуры сертификации, а соответственно и испытаний. Но это лишь пример из существующей практики, однозначно нельзя утверждать, по какому именно принципу будут проходить испытания, исследования и сертификация перспективных модульных транспортных средств, но вместе с тем стоит отметить, что это уже вопрос не будущего, а настоящего.

Литература:

  1. Дидманидзе О. Н. Ресурсосбережение на автомобильном транспорте и в сельскохозяйственном производстве. / В сб.: Научные проблемы автомобильного транспорта: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию ФГОУ ВПО МГАУ, 2010. — С. 5–8.
  2. Дидманидзе О. Н., Асадов Д. Г., Карев А, М., Егоров Р. Н., Журилин А. Н. Транспортные и транспортно-технологические процессы. — М.: ООО «УМЦ «Триада», 2016. — 163 с.
  3. Дидманидзе О. Н., Рыбаков К. В., Митягин Г. Е. и др. Автотранспортные и тракторные перевозки: учебник — М.: УМЦ «Триада», 2005. — 552 с.
  4. Карев А. М., Пуляев Н. Н., Егоров Р. Н., Журилин А. Н. Автотранспортные процессы и системы. — М.: ООО «УМЦ «Триада», 2016. — 94 с.
  5. Куров Б. А., Лаптев С. А., Балабин И. В. Испытания автомобилей. — М.: Машиностроение, 1976. — 208 с.
  6. Лаптев С. А. Комплексная система испытаний автомобилей: Формирование, развитие, стандартизация. — М.: Издательство стандартов, 1991. — 172 с.
  7. Дидманидзе О. Н., Варнаков Д. В. Повышение параметрической надежности автомобильных двигателей // Ремонт, восстановление, модернизация. — 2007. — № 5. — С. 2–7.
Основные термины (генерируются автоматически): транспортных средств, модульных транспортных средств, испытаний модульных транспортных, эксплуатационных свойств, испытаний традиционных транспортных, достоверности испытаний модульных, система испытаний автомобилей, автомобилестроении испытания автомобилей, отношении модульных транспортных, особенностям модульных транспортных, традиционной методики испытаний, соответствия транспортных средств, исследований транспортных средств, модульным автомобилям, существующей системы испытаний, перспективных модульных транспортных, различных модификациях автомобилей, различных видов испытаний, эксплуатационных свойств автомобилей, разделения транспортных средств.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос