Понятие профессиональной компетентности, на формирование которой ориентируют требования ФГОС, предполагает субъектную, то есть заведомо активную позицию личности, которая приобретает компетенции, имеющие для нее высокую личностную значимость, ценность и смысл. Основной целью профессионального образования в этой связи становится формирование у выпускника постоянного стремления к самосовершенствованию и, как следствие, развитие у него качеств конкурентоспособной личности.
Общеобразовательная учебная дисциплина «География» изучается в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена. В Волгодонском техникуме общественного питания и торговли рабочая программа дисциплины ОУД.16 «География» для обучающихся по профессии 19.01.17 Повар, кондитер реализуется на первом курсе. Естественно-гуманитарный характер дисциплины дает студенту тот необходимый опыт анализа, усвоения и систематизации информации, который является основой последующего обучения специальным дисциплинам на старших курсах.
Высокую оценку современной педагогики и образовательной практики в настоящее время получило проектное обучение. Отмечается его высокая мотивированность, практическая направленность и деятельностный характер процесса обучения, в ходе которого развиваются такие качества личности, как энтузиазм, пытливость, самоконтроль, умение работать в группе, способность к рефлексии, его высокий смыслообразующий потенциал. Высшим уровнем теории развития проектного обучения в современной дидактике признается метапроектное обучение, в котором предлагается интеграция информации и конструирование содержания метапроекта на принципиально ином — метауровне, предполагающем освоение целостных, интегративных пластов культуры. Метапроект объединяет несколько проектов, которые обмениваются между собой задачами, целями, результатами. При этом содержание и результаты метапроекта не являются простой суммой проектов. Результаты метапроекта имеют самостоятельное значение.
В контексте ключевых задач по подготовке компетентного выпускника метапроект ценен еще и тем, что выступает как коммуникативная дидактическая система, поддерживающая разнообразные типы дидактических взаимодействий участников образовательного процесса: преподаватель-студент, преподаватель-группа, студент-студент, студент-группа). Преимущество метапроекта как метода организации образовательного процесса состоит именно в том, что он позволяет моделировать ситуации многообразия (на занятиях и вне занятий): вовлечение в диалогово-полилоговое общение, в поиск точек соприкосновения мнений, вызов на доказательство, обоснование, рефлексию; поощрение толерантности к позиции другого; поиск компромиссов в конфликтных ситуациях; поощрение конструктивной критики [1, с. 43].
Метапроект «Регионы мира в гастроиндустрии» был предложен в 2015–2016 учебном году для реализации в одной из групп Волгодонского техникума общественного питания и торговли в качестве эксперимента. Проект, работа над которым организована в малых группах (2–3 человека), представлен тремя составляющими «Международный туризм», «Гастрономический туризм», «География кулинарного искусства».
По первому направлению внимание обучающихся привлечено к международному туризму как сфере межкультурной коммуникации. Студенты исследуют рейтинги ТОП-10 лучших направлений международного туризма, публикуемые раз в три года Всемирной организацией по туризму (World Tourism Organization). Анализируя динамику указанных рейтингов, студенты выявляют закономерности формирования туристических потоков, устанавливают причинно-следственные связи между событиями геополитики и особенностями международного туризма в определенный промежуток времени.
Базовые характеристики проектной составляющей по второму направлению: гастрономический туризм — гастрономические традиции мира. Обучающимся предлагается исследовать рекреационные ресурсы и историко-культурные достопримечательности топовых туристических стран. При этом акцент делается на новый вид путешествий — гастрономические туры. Одной из целей таких туристических поездок может быть заинтересованность в кухне какой-либо страны, желание узнать эту кухню лучше. Гастрономический туризм привлекает и гурманов, искушенных любителей новых кулинарных впечатлений, и тех, кто стремится попробовать натуральные, экологически чистые продукты. Гастрономическое путешествие — палитра, с помощью которой турист может составить — «нарисовать» свое собственное представление о той или иной стране.
Главная дидактическая задача третьего направления метапроекта заключается в одновременном повышении познавательного интереса обучающихся к географии и в целом к сфере общественного питания — сфере избранной профессии, где найдут приложение приобретаемые в техникуме компетенции. Задача решается посредством изучения материалов о национальной кулинарии стран мира, кулинарных традициях своей области, поиска и использования рецептов национальных блюд, составления индивидуальных сбалансированных меню.
Каждый из этапов завершается представлением эссе, демонстрацией видеофильма или презентации, защитой реферата, тематического меню.
На заключительном этапе метапроекта обучающимся предлагается обсудить одно из последствий глобализации — унификацию гастрономической культуры, явление, получившее широкое распространение в сети ресторанов быстрого питания.
Таким образом, метапроект «Регионы мира в гастроиндустрии» выстроен по принципу интеграции научных знаний: географических (влияние географических факторов не формирование национальной кулинарии), биолого-социальных (влияние антропологических факторов на гастрономические предпочтения), историко-краеведческих (традиции питания и приготовления пищи в национальных культурах) и эколого-экономических (забота об интересах здоровья наций). Особенностью метапроекта «Регионы мира в гастроиндустрии» является его гуманитарная направленность, поскольку в нем затрагиваются вопросы, непосредственно связанные с человеком, с его социальной и культурной жизнью.
О результатах экспериментальной апробации метапроектного обучения свидетельствуют возросшие к концу учебного года индивидуальные показатели успеваемости и коммуникативных навыков обучающихся, которые проявляют все возрастающую заинтересованность и активность. Наблюдения за студенческой группой в целом также позволяют зафиксировать возрастание среди обучающихся ценности образования, культуры, ответственности в делах, толерантности, профессиональных ценностей (соответствие профессии их способностям и интересам).
Литература:
- Игнатьева Е. Ю. Метапроект как технология педагогического управления учебной деятельностью студентов в современном вузе // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2011. № 4–3. С. 41–45.