Обзор теорий оценки личностных качеств предпринимателя | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №12 (116) июнь-2 2016 г.

Дата публикации: 15.06.2016

Статья просмотрена: 444 раза

Библиографическое описание:

Филиппов, В. В. Обзор теорий оценки личностных качеств предпринимателя / В. В. Филиппов, Н. Т. Кадиров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 1496-1498. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31598/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье представлен обзор научных публикаций, посвященных оценке личностных качеств предпринимателей. Представлены, как и подходы к оценке, так и рассмотрены отличительные личностные характеристики субъектов.

Ключевые слова: предприниматель, предпринимательство личностные характеристики

Предпринимательство считает сложным феноменом [10]. Но Ричард Дафтвсвоей работе пытается дать этому феномену простое определение, рассматривая предпринимательство как процесс, предполагающий создание коммерческого предприятия, организацию необходимых ресурсов и принятие соответствующих рисков и вознаграждений. В свою очередь, предприниматель — это человек, занимающийся предпринимательской деятельностью, который придумывает идею продукта/услуги, привлекает и использует ресурсы для функционирования своего бизнеса. Предприниматели часто имеют опыт работы и демографические характеристики, отличающие их от других людей [23].

При этом стоит указать, что автор рассматривает деятельность предпринимателя неразрывно связанной с малым бизнесом. Но, исходя из формулировки, под понятие «предприниматель» могут подойти и субъекты крупного бизнеса, которыми управляет собственник-основатель.

Другие исследователи в целом разделяют точку зрения Ричарда Дафта, определяя понятие «предприниматель» как индивида, который создает и управляет предприятием с целью получения прибыли [19].

Усилия предпринимателей напрямую связаны с экономическим развитием.Предпринимательская активность является жизненно важным фактором для экономического роста, а также важным механизмом стимулирования экономики economy [18].

Сложно отрицать, что развитие предпринимательства и увеличение числа организаций ведет к росту экономики. Можно заявить, что предпринимательство — важный ресурс для роста экономики, конкурентоспособности, создания рабочих мест, продвижении интересов общества [15].

В представленных работах мы можем заметить, что позиции авторов схожи по основным понятиям и определениям и не противоречат друг другу. Также авторы признают важность предпринимательства для экономики и экономического развития.

Многие исследователи пытаются определить специфичные личностные характеристики предпринимателя, исследовать профайл человека-предпринимателя [5; 11; 17; 6].

Множеством работ подтверждено наличие различий в личностных характеристиках предпринимателя и менеджера [23]. Предприниматели придают большее значение свободе и максимальной реализации своего потенциала. Исследователи выделили 40 характеристик типичных для предпринимателя [13]. При этом 6 из них имеют особое значение:

– Внутренний локус контроля;

– Энергичность;

– Потребность в достижении;

– Терпимость к неопределённости;

– Уверенность в себе;

– Понимание скоротечности времени.

Ричард Дафт придерживается позиции, что на основе этих характеристик можно составить образ предпринимателя, но его нельзя назвать достаточно ясным. Иными словами, предпринимательский профиль не обязательно отражает предпринимателя. Предприниматель может не соответствовать указанным характеристикам.

Исследование, проведенное среди студентов университетов Турции, показало, что показатели, отражающие предрасположенность к риску, внутренний локус контроля, потребность в достижениях и инновативность выше у склонных к предпринимательству студентов [11]. Необходимо отметить, что данные были для обработки были собраны с помощью анкетирования. В работе автор использовал оценку предпринимательского профиля по 6 пунктам (аналогичная модель предложена Р. Дафтом).

В статье М. Рапосо отмечает, что не существует единого подхода, который позволяет характеризировать предпринимателя, но вместе с тем большинством ученых используется следующие характеристики предпринимателя [9; 4; 2].

– индивидуальные особенности;

– принятие риска;

– потребность в достижении;

– локус контроля, уровень уверенности в себе и оптимизма;

– мотивация на получение прибыли

– креативность.

На основе анкетирования и последующего анализа данных автору удалось определить, что люди, которые менее склоны к предпринимательству, уделяет больше внимания личной и экономической независимости, а также независимости в работе. В свою очередь, склонные к предпринимательству люди, оказывает более высокий уровень уверенности в себе и лидерских качеств [17].

Для оценки личностных качеств предпринимателя некоторые авторы используют психологическую модель «Большой пятерки» (модель пяти факторов) [5]. В своей работе исследователи использовали базу социально-экономических немецких домохозяйств (SOEP). С использованием статистических методов обработки данных авторы определили, что конкретный личностные характеристики, такие как локус контроля, терпимость к риску, уровень доверия, оказывают значительное влияние на решение стать предпринимателем.

Стоит отметить, что набор характеристик у различных авторов отличается, но при этом существует набор общепринятых характеристик, которые принято использовать для определения образа предпринимателя. В рассмотренных статьях применяются схожие методики составления предпринимательского профиля.

Представленные подходы к изучению личностных характеристик предпринимателя позволяет довольно четко определить психологические различия между предпринимателями и субъектами, которые не вовлечены в предпринимательство. На основе исследований было выявлено, что предприниматели, как правило, склоны к риску, уверены в себе и готовы брать роль лидера на себя.

Литература:

  1. Bagozzi R. P., Baumgartner J., Yi Y. An investigation into the role of intentions as mediators of the attitude-behavior relationship //Journal of Economic Psychology. — 1989. — Т. 10. — №. 1. — С. 35–62.
  2. Beverland M., Lockshin L. S. Organizational life cycles in small New Zealand wineries //Journal of Small Business Management. — 2001. — Т. 39. — №. 4. — С. 354.
  3. Borghans L. et al. The economics and psychology of personality traits //Journal of human Resources. — 2008. — Т. 43. — №. 4. — С. 972–1059.
  4. Boydston M., Hopper L., Wright A. Locus of control and entrepreneurs in a small town //Proceedings of ASBE, San Antonio, TX: www. sbaer. uca. edu/docs/2000 asbe/00asbe188. htm (accessed 2 April). — 2000.
  5. Caliendo M., Fossen F., Kritikos A. S. Personality characteristics and the decisions to become and stay self-employed //Small Business Economics. — 2014. — Т. 42. — №. 4. — С. 787–814.
  6. Carland J. W. et al. Differentiating entrepreneurs from small business owners: A conceptualization //Academy of management review. — 1984. — Т. 9. — №. 2. — С. 354–359.
  7. Carland J. W., Carland J. A. C. A model of potential entrepreneurship: Profiles and educational implications //Journal of Small Business Strategy. — 2015. — Т. 8. — №. 1. — С. 1–14.
  8. Crant J. M. The proactive personality scale as a predictor of entrepreneurial intentions //Journal of small business management. — 1996. — Т. 34. — №. 3. — С. 42.
  9. Davidsson P. Entrepreneurship—and after? A study of growth willingness in small firms //Journal of business venturing. — 1989. — Т. 4. — №. 3. — С. 211–226.
  10. Gartner W. B. What are we talking about when we talk about entrepreneurship? //Journal of Business venturing. — 1990. — Т. 5. — №. 1. — С. 15–28.
  11. Gürol Y., Atsan N. Entrepreneurial characteristics amongst university students: Some insights for entrepreneurship education and training in Turkey //Education+ Training. — 2006. — Т. 48. — №. 1. — С. 25–38.
  12. Krueger N. F., Reilly M. D., Carsrud A. L. Competing models of entrepreneurial intentions //Journal of business venturing. — 2000. — Т. 15. — №. 5. — С. 411–432.
  13. Kuehl C. R., Lambing P. A. Small business: planning and management. — Dryden Press, 1994.
  14. Lee L. et al. Entrepreneurial intentions: The influence of organizational and individual factors //Journal of business venturing. — 2011. — Т. 26. — №. 1. — С. 124–136.
  15. Liñán F., Rodríguez-Cohard J. C., Rueda-Cantuche J. M. Factors affecting entrepreneurial intention levels. — 2005.
  16. Ndirangu M., Bosire J. Student entrepreneurship on campus: A survival response or a career rehearsal? The case of Egerton university student entrepreneurs //Eastern Africa Social Science Research Review. — 2004. — Т. 20. — №. 1. — С. 51–66.
  17. Raposo M., do Paço A., Ferreira J. Entrepreneur's profile: a taxonomy of attribu tes and motivations of university students //Journal of Small Business and Enterprise Development. — 2008. — Т. 15. — №. 2. — С. 405–418.
  18. Schumpeter J. A. Capitalism, socialism, and democracy Harper and Row //New York. — 1942.
  19. Scuotto V., Morellato M. Entrepreneurial knowledge and digital competence: keys for a success of student entrepreneurship //Journal of the Knowledge Economy. — 2013. — Т. 4. — №. 3. — С. 293–303.
  20. Slavtchev V., Laspita S., Patzelt H. Effects of entrepreneurship education at universities. — Jena Economic Research Papers, 2012. — №. 2012, 025.
  21. Souitaris V., Zerbinati S., Al-Laham A. Do entrepreneurship programmes raise entrepreneurial intention of science and engineering students? The effect of learning, inspiration and resources //Journal of Business venturing. — 2007. — Т. 22. — №. 4. — С. 566–591.
  22. Von Graevenitz G., Harhoff D., Weber R. The effects of entrepreneurship education //Journal of Economic Behavior & Organization. — 2010. — Т. 76. — №. 1. — С. 90–112.
  23. Дафт Р. Менеджмент. 10-е изд. / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2013. — 656 с.: ил.
Основные термины (генерируются автоматически): предприниматель, личностная характеристика предпринимателя, предпринимательский профиль, SOEP, автор, внутренний локус контроля, локус контроля, образ предпринимателя, рост экономики, экономическое развитие.


Ключевые слова

предприниматель, предпринимательство личностные характеристики

Похожие статьи

Методологические подходы к оценке конкурентоспособности производственного предприятия

В статье рассмотрены существующие методологии по оценке уровня конкурентоспособности предприятия на современном этапе развития, определены преимущества и недостатки современных методов оценки конкурентоспособности, выявлены группы критериев оценки ко...

Теоретические аспекты оценки трудового потенциала в организации

В статье рассматриваются существующие подходы и методы к оценке трудового потенциала, а также выполнена группировка различных подходов в зависимости от характеризующих показателей.

Психологические аспекты разработки имиджа эстрадного исполнителя

В статье рассматриваются некоторые аспекты формирования, диагностики и совершенствования имиджа эстрадного вокалиста, описаны критерии диагностики и проанализированы первичные результаты.

Современные методики определения уровня социально-психологической адаптации представителей субкультуры ролевиков

В данной работе представлен обзор методик отечественных и зарубежных учёных, направленных на оценку уровня адаптированности личности и стратегий адаптивного поведения. Рассмотрены критерии социально-психологической адаптации, положенные в основу мето...

Принципы бизнес-моделирования в цепочке по созданию потребительской ценности

В данной работе описаны принципы бизнес моделирования в цепочке по созданию потребительской ценности, выделены три группы теоретических подходов, которые служат для описания основных принципов анализа, создания и развития цепочки создания ценности.

Отдельные аспекты процесса анализа перспективных направлений развития предприятия

В статье представлен обобщенный анализ методов и механизмов оценки и определения перспективных направлений развития предприятий коммерческого сектора. Кратко изложена авторская позиция касательно вопросов комбинирования соответствующих прикладных мет...

Инструментарий оценки конкурентоспособности предпринимательских структур

В статье дана оценка конкурентоспособности предпринимательских структур. Дается их краткая характеристика, и определяются границы их применения. Представлены подходы к совершенствованию инструментов предпринимательских структур.

Анализ путей повышения конкурентоспособности предприятия

В статье рассмотрено понятие конкурентоспособности организации, и ее значение для деятельности предприятия. Проанализированы методы оценки конкурентоспособности фирмы, а также выявлены различные подходы к определению конкурентной стратегии.

Мотивация предпринимательской деятельности в свете поведенческой экономики

В данной статье затронута тема предпринимательской деятельности, мотивации предпринимательской деятельности, указаны мотивы предпринимательства, сделан акцент на влиянии поведенческой экономики на современного предпринимателя.

Дискуссионные вопросы о сущности конкурентоспособности предприятия

В статье осуществлен анализ различных подходов к пониманию сущности конкурентоспособности предприятия, выделены основные характеристики данного понятия, определены отличия конкурентоспособности предприятия от конкурентоспособности товара, рассмотрен ...

Похожие статьи

Методологические подходы к оценке конкурентоспособности производственного предприятия

В статье рассмотрены существующие методологии по оценке уровня конкурентоспособности предприятия на современном этапе развития, определены преимущества и недостатки современных методов оценки конкурентоспособности, выявлены группы критериев оценки ко...

Теоретические аспекты оценки трудового потенциала в организации

В статье рассматриваются существующие подходы и методы к оценке трудового потенциала, а также выполнена группировка различных подходов в зависимости от характеризующих показателей.

Психологические аспекты разработки имиджа эстрадного исполнителя

В статье рассматриваются некоторые аспекты формирования, диагностики и совершенствования имиджа эстрадного вокалиста, описаны критерии диагностики и проанализированы первичные результаты.

Современные методики определения уровня социально-психологической адаптации представителей субкультуры ролевиков

В данной работе представлен обзор методик отечественных и зарубежных учёных, направленных на оценку уровня адаптированности личности и стратегий адаптивного поведения. Рассмотрены критерии социально-психологической адаптации, положенные в основу мето...

Принципы бизнес-моделирования в цепочке по созданию потребительской ценности

В данной работе описаны принципы бизнес моделирования в цепочке по созданию потребительской ценности, выделены три группы теоретических подходов, которые служат для описания основных принципов анализа, создания и развития цепочки создания ценности.

Отдельные аспекты процесса анализа перспективных направлений развития предприятия

В статье представлен обобщенный анализ методов и механизмов оценки и определения перспективных направлений развития предприятий коммерческого сектора. Кратко изложена авторская позиция касательно вопросов комбинирования соответствующих прикладных мет...

Инструментарий оценки конкурентоспособности предпринимательских структур

В статье дана оценка конкурентоспособности предпринимательских структур. Дается их краткая характеристика, и определяются границы их применения. Представлены подходы к совершенствованию инструментов предпринимательских структур.

Анализ путей повышения конкурентоспособности предприятия

В статье рассмотрено понятие конкурентоспособности организации, и ее значение для деятельности предприятия. Проанализированы методы оценки конкурентоспособности фирмы, а также выявлены различные подходы к определению конкурентной стратегии.

Мотивация предпринимательской деятельности в свете поведенческой экономики

В данной статье затронута тема предпринимательской деятельности, мотивации предпринимательской деятельности, указаны мотивы предпринимательства, сделан акцент на влиянии поведенческой экономики на современного предпринимателя.

Дискуссионные вопросы о сущности конкурентоспособности предприятия

В статье осуществлен анализ различных подходов к пониманию сущности конкурентоспособности предприятия, выделены основные характеристики данного понятия, определены отличия конкурентоспособности предприятия от конкурентоспособности товара, рассмотрен ...

Задать вопрос