Применение щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси при строительстве покрытий в Алтайском крае | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №12 (116) июнь-2 2016 г.

Дата публикации: 15.06.2016

Статья просмотрена: 983 раза

Библиографическое описание:

Великанова, В. А. Применение щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси при строительстве покрытий в Алтайском крае / В. А. Великанова, В. Г. Степанец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 226-230. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31564/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье кратко рассматривается проблема повышения эффективности и качества дорожных покрытий, а так же актуальность проблемы обеспечения высоких эксплуатационных характеристик покрытия, которая подтолкнула учёных к разработке и внедрению современных композиционных материалов при строительстве верхних слоёв покрытия автомобильных дорог.

Ключевые слова: щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь, щебеночно-мастичный асфальтобетон, стабилизирующая добавка

Верхний слой покрытия является самостоятельным и важнейшим конструктивным элементом дороги. Он должен обеспечивать повышенный уровень безопасности, устойчивости и комфортности движения, требуемую скорость, простоту содержания и сохранность дорожных покрытий.

В настоящее время применение щебеночно-мастичного асфальтобетона является самым прогрессивным методом восстановления асфальтобетонного покрытия.

ЩМА используется в качестве верхнего дорожного покрытия в аэропортах, на мостах и в речных портах в таких странах, как США, ЮАР, Китай, Норвегия, Финляндия, Швеция, Франция, Германия и множестве других

Щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА) — это горячая асфальтобетонная смесь, состоящая из щебеночного каркаса, в котором все пустоты между крупным щебнем заполнены смесью битума с дробленым песком и минеральным порошком [1].

В структурном отношении щебеночно-мастичный асфальтобетон отличается от других типов смесей на столько, что его относят к самостоятельной группе дорожно-строительных материалов.

Основное отличие ЩМА от обычных асфальтобетонов заключается в его жесткой каркасной структуре в слое покрытия. Такая структура обеспечивает передачу нагрузки с поверхности в нижележащие слои через непосредственно контактирующие друг с другом отдельные крупные частицы каменного материала. Тем самым достигается существенное снижение деформаций слоя покрытия. В ЩМА основную структуру составляет фракционированный щебень (70–80 % по массе) с улучшенной (кубовидной) формой зерен, а мелкий служит только для образования мастики, заполняющей межкаменное пространство в щебеночном каркасе. Кроме того, высокое содержание крупной фракции каменного материала в ЩМА позволяет получить шероховатую поверхность покрытия, что обеспечивает требуемые значения коэффициента сцепления колеса с покрытием.

Сдвигоустойчивость покрытия из ЩМА, характеризующая сопротивление колееобразованию, обеспечивается требуемым значением коэффициента внутреннего трения. Поэтому в песчаной части смеси используется только песок из отсевов дробления горных пород, так как природный песок снижает коэффициент внутреннего трения.

Еще одной особенностью ЩМА является повышенное содержание битума (5,5….7,5 %). Большое количество вяжущего препятствует проникновению влаги внутрь слоя, повышает трещиностойкость, водоморозостойкость и увеличивает срок эксплуатации покрытия.

Однако повышенное содержание битумного вяжущего в смеси нужно стабилизировать, то есть предотвратить его отслоение и стекание с поверхности зерен щебня при высоких технологических температурах приготовления, хранения, транспортирования и укладки. Данная проблема легко решается введением в смесь стабилизирующей добавки. Основная цель применения стабилизирующих добавок заключается в повышении толщины битумных пленок, обеспечивающих присутствие свободного битума и однородности ЩМАС, например целлюлозного волокна.

Так же спецификой смеси ЩМА является, в частности, более высокая, по сравнению с обычными асфальтобетонными смесями, температура приготовления. Это связано с температурной чувствительностью смеси и с тем, что ЩМА укладывается в основном тонкими слоями, склонными к быстрому охлаждению.

Щебеночно-мастичный асфальт положительно зарекомендовал себя во всем мире во всех климатических зонах в течение более 25 лет как долговечный износостойкий вариант асфальтового покровного слоя на дорогах с интенсивным движением.

В данной статье рассматривается вопрос использования ЩМА на федеральной автомобильной дороге «А-322 Барнаул — Рубцовск» в Алтайском крае. Автомобильная дорога идёт изБарнаулав юго-западном направлении вдоль левого берега рекиАлейдо границы сКазахстаномв 40 км к югу отРубцовска.

Климат Алтайского края имеет ярко выраженные черты континентальности: здесь холодная, длительная, снежная зима и короткое, теплое, иногда жаркое лето.

Наибольшее количество осадков выпадает в Красногорском, Алтайском и Солонешенском районах, наименьшее — в Угловском и Рубцовском (западная часть) районах. Для северной части типично недостаточное увлажнение, теплое лето и умеренно суровая малоснежная зима. Южная (горная) часть достаточно увлажнена, лето умеренно теплое, зима умеренно суровая, снежная.

Рубцовский район, через который и проходит автомобильная дорога отличается равнинной местностью, по правую сторону реки расположены низменные и заливные луга. Так же в Рубцовском районе добываютсяпесок,гравий,щебень,полиметаллические руды, что очень благоприятно сказывается при использовании в строительстве щебеночно-мастичных асфальтобетонных смесей.

Данная автомобильная дорога является федеральной трассой, следовательно интенсивность движения транспорта, включая большегрузные автомобили, очень высока. Результатом этого является возникновение колейности, истирание дорожного покрытия, появление сетки трещин, шероховатость покрытия уменьшается.

Применение ЩМА значительно улучшает транспортно-эксплуатационные показатели данной автомобильной дороги.

Конструкция дорожной одежды при капитальном ремонте представлена на рисунке 1.

C:\Users\Лера\Desktop\Диссертация\1.png

Рис. 1.

Щебеночно-мастичные асфальтобетоны обладают:

− высокой устойчивостью к переменным деформациям;

− высокой устойчивостью к разрушениям под воздействием транспортного движения и климатических условий;

− великолепными эксплуатационными характеристиками (коэффициент сцепления, отсутствие неровностей и т. п.);

− при определенных условиях ЩМА уменьшает шум от движения транспорта по сравнению с альтернативными материалами.

Известно, что стоимость щебеночно-мастичных смесей больше, чем стоимость традиционных асфальтобетонных смесей на 30-35 %, но в покрытии используется слой ЩМА на 35-40 % меньше, что обеспечивает снижение расхода смеси. Поэтому стоимости сравниваемых покрытий практически равны. Кроме того при должном качестве строительства, применение ЩМА обеспечивает снижение затрат на содержание и ремонт дорожных покрытий в 2...4 раза, повышение их долговечности в 2-3 раза [4].

Производство ЩМА ведется на стандартном оборудовании для получения горячих асфальто-бетонных смесей, но тем не менее производство и укладка имеют свои специфические особенности.

Нами на кафедре строительства и эксплуатации дорог СибАДИ совместно с лабораторией ОАО «Стройсервис» были выполнены работы по подбору состава смеси ЩМА-15.

Данные по подбору состава приведены в таблице 1 и представлены на рисунке 2.

Таблица 1

C:\Users\Лера\Desktop\Безымааянный.png

На основании подбора состава установлено процентное соотношение между компонентами щебеночно-мастичной смеси, при этом, количество щебня составило — 70 %, песка из отсевов дробления – 18 %, а минерального порошка — 12 %.

C:\Users\Лера\Desktop\Безымянный.png

Рис. 2.

Дозировка битума марки ПБВ 90 составляет 6,3 %, и стабилизирующей добавки, марки WetfixBE составляет 0,2 %.

Показатели физико-механических свойств данной смеси, приведены в таблице 2

Таблица 2

Физико-механические показатели щебеночно-мастичного асфальтобетона

C:\Users\Лера\Desktop\физ.png

Потребность материала для приготовления 1 тонны смеси, кг. представлена на рисунке 3

C:\Users\Лера\Desktop\Безымянныммимимй.png

Рис. 3. Примечание:1-щебень,2-песок из отсевов дробления

Количество материалов по фракциям на 1 замес представлена на рисунке 4

C:\Users\Лера\Desktop\Безымянньььый.png

Рис. 4. Примечание: Величина замеса составляет 1000 кг

На основе выполненных исследований, подобран состав ЩМА-15 который рекомендуется при строительстве верхнего слоя покрытия на федеральной автомобильной дороге «А-322 Барнаул — Рубцовск» в Алтайском крае.

Литература:

1. ГОСТ 31015–2002.Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичный. Технические условия.

  1. СНиП 3.06.03–85.Автомобильные дороги.
  2. ГОСТ 12801–98. Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний.
  3. Щебеночно-мастичный асфальтобетон для дорожных покрытий. Учебное пособие. Костин В. И.
Основные термины (генерируются автоматически): щебеночно-мастичный асфальтобетон, Алтайский край, отсев дробления, покрытие, Рубцовск, смесь, стабилизирующая добавка, внутреннее трение, высокая устойчивость, Рубцовский район.


Ключевые слова

щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь, щебеночно-мастичный асфальтобетон, стабилизирующая добавка

Похожие статьи

Обеспечение однородности перемешивания бетонных смесей для дорожных и аэродромных покрытий

В данной статье приведен обзор существующих методов и технологий, направленных на обеспечение однородности перемешивания бетонных смесей для дорожных и аэродромных покрытий. А также рассмотрены факторы, влияющие на однородность смесей, методы их оцен...

Перегружатель асфальтобетонной смеси как способ устранения сегрегации

В статье рассмотрено явление сегрегации, оказывающее неблагоприятное воздействие на качество покрытия. В результате экспериментальных исследований был найден эффективный способ устранения сегрегации, как фракционной, так и температурной — метод беспр...

Конструктивно-технические решения по ремонту бетонных облицовок длительно работающих каналов

В статье рассматривается проблема ремонта бетонных облицовок длительно работающих каналов. Приведены и кратко проанализированы существующие способы ремонта, выявлены основные их недостатки, рассмотрена необходимость проведения ремонта поврежденных уч...

Повышение качества асфальтобетонной смеси путем включения в ее состав стеклянных макроволокон

В статье авторы проводят эксперимент по введению макроволокон в состав асфальтобетонной смеси с целью повышения эксплуатационных характеристик.

Закономерности формирования структуры пеноминеральных смесей при производстве ячеистых строительных материалов

В статье приводятся результаты исследований, направленных на выявление закономерностей формирования наполненных пен, широко используемых в производстве пористых строительных материалов — пенобетонов, ячеистой керамики, пеностекла и др. В результате п...

Способы повышения износостойкости слоя дорожного полотна

В статье изложены причины и характер появления износа верхних слоев дорожного полотна на мостовых переходах. Раскрыто понятие «дорожная одежда», а также освещены основные составы для нанесения асфальтобетонных смесей на мостовые переходы. Сделан выво...

Деформационные характеристики геополимерного бетона и несущая способность железобетонной балки на его основе

Приводятся результаты исследования деформативно-прочностных характеристик бетона, изготовленного с применением геополимерного вяжущего на основе измельченного гранита с добавкой шлака. Установлено, что исследованный бетон может быть использован для п...

Действие модифицирующих добавок в составе крахмальных клеев на качество упаковочных видов картона и гофрокартона

В статье представлен химический анализ адгезивных материалов, используемых в производстве картона и гофрокартона. Рассмотрены способы модификации адгезивов, за счет введения различных видов добавок. Представлен механизм гидрофобизации адгезивов на ос...

Основы технологии самоуплотняющегося бетона

В работе рассмотрены основы получения бетонных смесей с высокой удобоукладываемостью. Показано, что эффект самоуплотнения бетонной смеси достигается за счет совместного использования высокоэффективных суперпластификаторов и минеральных добавок.

Совершенствование организации перевозки асфальтобетонной и цементобетонной смесей на объекты дорожного строительства

В данной работе были рассмотрены вопросы совершенствования организации перевозки асфальтобетонной и цементобетонной смесей на объекты дорожного строительства. Построен и проанализирован характеристический график производительности автомобиля-самосвал...

Похожие статьи

Обеспечение однородности перемешивания бетонных смесей для дорожных и аэродромных покрытий

В данной статье приведен обзор существующих методов и технологий, направленных на обеспечение однородности перемешивания бетонных смесей для дорожных и аэродромных покрытий. А также рассмотрены факторы, влияющие на однородность смесей, методы их оцен...

Перегружатель асфальтобетонной смеси как способ устранения сегрегации

В статье рассмотрено явление сегрегации, оказывающее неблагоприятное воздействие на качество покрытия. В результате экспериментальных исследований был найден эффективный способ устранения сегрегации, как фракционной, так и температурной — метод беспр...

Конструктивно-технические решения по ремонту бетонных облицовок длительно работающих каналов

В статье рассматривается проблема ремонта бетонных облицовок длительно работающих каналов. Приведены и кратко проанализированы существующие способы ремонта, выявлены основные их недостатки, рассмотрена необходимость проведения ремонта поврежденных уч...

Повышение качества асфальтобетонной смеси путем включения в ее состав стеклянных макроволокон

В статье авторы проводят эксперимент по введению макроволокон в состав асфальтобетонной смеси с целью повышения эксплуатационных характеристик.

Закономерности формирования структуры пеноминеральных смесей при производстве ячеистых строительных материалов

В статье приводятся результаты исследований, направленных на выявление закономерностей формирования наполненных пен, широко используемых в производстве пористых строительных материалов — пенобетонов, ячеистой керамики, пеностекла и др. В результате п...

Способы повышения износостойкости слоя дорожного полотна

В статье изложены причины и характер появления износа верхних слоев дорожного полотна на мостовых переходах. Раскрыто понятие «дорожная одежда», а также освещены основные составы для нанесения асфальтобетонных смесей на мостовые переходы. Сделан выво...

Деформационные характеристики геополимерного бетона и несущая способность железобетонной балки на его основе

Приводятся результаты исследования деформативно-прочностных характеристик бетона, изготовленного с применением геополимерного вяжущего на основе измельченного гранита с добавкой шлака. Установлено, что исследованный бетон может быть использован для п...

Действие модифицирующих добавок в составе крахмальных клеев на качество упаковочных видов картона и гофрокартона

В статье представлен химический анализ адгезивных материалов, используемых в производстве картона и гофрокартона. Рассмотрены способы модификации адгезивов, за счет введения различных видов добавок. Представлен механизм гидрофобизации адгезивов на ос...

Основы технологии самоуплотняющегося бетона

В работе рассмотрены основы получения бетонных смесей с высокой удобоукладываемостью. Показано, что эффект самоуплотнения бетонной смеси достигается за счет совместного использования высокоэффективных суперпластификаторов и минеральных добавок.

Совершенствование организации перевозки асфальтобетонной и цементобетонной смесей на объекты дорожного строительства

В данной работе были рассмотрены вопросы совершенствования организации перевозки асфальтобетонной и цементобетонной смесей на объекты дорожного строительства. Построен и проанализирован характеристический график производительности автомобиля-самосвал...

Задать вопрос