Автор: Мерзликин Александр Юрьевич

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №12 (116) июнь-2 2016 г.

Дата публикации: 14.06.2016

Статья просмотрена: 186 раз

Библиографическое описание:

Мерзликин А. Ю. Практические аспекты организации работы службы психолого-педагогического и социального сопровождения как элемента инновационного управления образовательной организацией // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 1359-1362.



В результате реорганизации образовательных учреждений и формирования крупной образовательной организации происходит объединение дошкольных и школьных специалистов социально-психологического направления в многопрофильную службу психолого-педагогического и социального сопровождения образовательного процесса, обеспечивающую сопровождение детей с трёх до восемнадцати лет. В зависимости от размеров образовательной организации (численность контингента обучающихся и воспитанников, размер штата специалистов психолого-педагогической направленности, специфики образовательного учреждения и т. д.) данную службу может возглавлять как отдельный заместитель директора, так и старший методист.

Основной должностной функцией руководителя службы является координация работы специалистов школы: педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, социальных педагогов, работающих в дошкольных и школьных структурных подразделениях, их интеграция в целостную систему психологического обеспечения образовательного процесса.

На начальном этапе формирования службы её руководитель и специалисты, совместно с другими службами и отделами образовательной организации, должны разработать и утвердить локальные акты:

– Положение о службе психолого-педагогического и социального сопровождения образовательного процесса (приказ «О создании Службы психолого-педагогического и социального сопровождения образовательного процесса» регулирует, определяет функциональную ответственность и направление деятельности);

– Положение о методическом объединении службы психолого-педагогического и социального сопровождения образовательного процесса;

– Положение о методическом совете службы психолого-педагогического и социального сопровождения образовательного процесса;

– Положение о психолого-педагогическом консилиуме (приказ «Об организации работы психолого-педагогического консилиума» определяет алгоритм работы, этапы взаимодействия с вышестоящими организациями, горизонтальные связи внутри образовательной организация, механизм реализации функциональных обязанностей специалистов и т. д.).

Основная цель службы психолого-педагогического и социального сопровождения образовательного процесса — это повышение эффективности деятельности учреждений образования путем содействия полноценному психическому развитию детей, организация и координация непрерывного психологического сопровождения образовательной среды, оказание комплексной многопрофильной помощи обучающимся и воспитанникам.

Одна из первоочередных задач службы — это создание психолого-педагогический консилиум образовательной организации, который будет тесно взаимодействовать с ЦПМПК. Основной задачей консилиума является выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии ребёнка, при необходимости изменение условий получения образования.

Также важно определить основные направления работы специалистов службы:

Во-первых, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в дошкольных и школьных отделениях образовательной организации, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ:

– психолого-педагогическое сопровождение реализации основных образовательных программ;

Лабиринт – психологическое консультирование субъектов образовательного процесса;

– коррекционно-развивающая работа с воспитанниками дошкольных учреждений и обучающимися;

– психологическая диагностика воспитанников и обучающихся;

– психопрофилактика (сохранение и укрепление психологического здоровья) воспитанников и обучающихся.

Во-вторых, оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления:

– психологическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;

– психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;

– психологическое консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;

– психологическое консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;

– психологическая коррекция поведения и развития детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;

– психологическая диагностика особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно- процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, по запросу органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

На методических объединениях и методических советах службы обсуждаются вопросы создания психолого-педагогические условий реализации основной образовательной программы дошкольного, начального общего, основного и среднего образования в соответствии с ФГОС ОО, организации и координации непрерывного психологического сопровождения образовательной среды, оказание комплексной многопрофильной помощи обучающимся, воспитанникам.

Перед специалистами службы стоят, также и организационно-методические вопросы:

Лабиринт – обеспечение преемственности, координация и интеграция взаимодействия специалистов школы и дошкольных учреждений: (педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, социальных педагогов);

– анализ специфики возрастного психофизического развития обучающихся школ и воспитанников дошкольных учреждений;

– формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся;

– выбор наиболее эффективных форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза);

– методическое сопровождение ППк;

– методическое сопровождение деятельности специалистов службы;

– обмен опытом, коллегиальное решение методических вопросов, подготовка к организации и проведения методических мероприятий (круглых столов, семинаров-практикумов и пр.).

Результатом такой деятельности в краткосрочной перспективе должны стать решения практических вопросов:

– психологическое сопровождение адаптации воспитанников дошкольных учреждений и адаптации обучающихся в школе на всех уровнях образования;

– обеспечение преемственности в работе специалистов;

– оптимизация функционирования ППк, взаимодействие с ЦПМПк;

– составление индивидуальных образовательных маршрутов и адаптированных программ для детей с ОВЗ и инклюзией;

– создание службы примирения в школе;

Лабиринт – психологического сопровождения организации профильного обучения в средней школе, создание профильных классов;

– психологическая подготовка к сдаче государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ;

– психолого-педагогическое сопровождение обучающихся «группы риска»;

– профилактика негативных проявлений среди обучающихся (в том числе учащихся «группы риска») в целях недопущения фактов безнадзорности, правонарушений, вовлечения несовершеннолетних в совершение противоправных деяний, жестокого обращения и насилия в отношении детей и подростков, потребления наркотических и психотропных веществ, суицидов, распространения идеологии терроризма и экстремизма;

– организация межведомственного взаимодействия с органами и учреждениями системы профилактики города Москвы (ОДН отдела МВД России по району, КДН и ЗП района, ГБУ ЦСПС и Д, УФСКН России по городу и т. д., с целью предупреждения травматизма, фактов битья стекол, катания на сцепке и крышах вагонов («трейнсерфинга», «зацеперства») и других противоправных действий, связанных с незаконным вмешательством в работу железнодорожного транспорта, проведение межведомственного взаимодействия с инспекторами ОДН ЛО МВД России на ж\д станциях в форме лекций для обучающихся).

Следующим этапом после создания, организационного оформления, а также налаживания внутренних горизонтальных, а также внешних связей взаимодействия, будет реализация задачи по оптимизации и повышения эффективности работы всех специалистов, методическая задача построения траекторий развития каждого ребёнка, построения образовательных маршрутов для детей с ОВЗ и инклюзией, разработка методического инструментария. По этой причине важным будет являться вопрос повышения эффективности коррекционной работы, через использование всех агрегированных ресурсов специалистов различных профилей в рамках школы.

Важно также отметить, что по-прежнему существу классификация распространенных дефицитов индивидуального развития воспитанников и обучающихся (например, ЗПР — задержка психического развития, и ТНР — тяжелые нарушения речи и т. д.). В этом случае образовательной организации в лице администрации, психолого-педагогической службы и педагогического персонала в целом необходимо создать специальные условия обучения и воспитания для данной категории детей. В этом случае воспитанники формируются в группы с соответствующими дефицитами в рамках требований СаНПин, а в массовых группах функционируют логопункты. Дети в группах ТНР и ЗПР обучаются по индивидуальным образовательным маршрутам. Специалистами службы для воспитанников групп ТНР и ЗПР разрабатываются адаптированные программы, определяются ведущие специалисты в реализации образовательных маршрутов.

При переходе на следующую ступень обучения дети из специализированных групп интегрируются в образовательное пространство и продолжают обучение в массовых школах. В данном случае хорошим показателем эффективной работы психолого-педагогической службы будет являться результат выше 90 % выпуска воспитанников из групп ТНР и ЗПР с характеристикой «норма». Дети из групп ТНР, которым необходимо продолжение коррекционной работы, получают на основе рекомендаций сопровождение учителей-логопедов в школах. Дети из групп ЗПР по рекомендации ЦПМПк обучаются в школе по адаптированным программам в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом. Ведущий специалист в группах ТНР — учитель-логопед, в группах ЗПР — учитель-дефектолог. Ведущим специалистом для детей с ЗПР в школе будет являться педагог-психолог.

Педагоги-психологи совместно с педагогическим коллективом разрабатывают АООП в соответствии с психологическими и психическими особенностями развития обучающихся. Детям, которым рекомендовано надомном обучении, педагогом-психологом, социальным педагогом совместно с педагогическим коллективом разрабатываются и реализуются индивидуальные образовательные маршруты (ИОМ).

В таком случае, в школе создаются организационно-педагогические условия для разработки индивидуальных маршрутов:

– педагогами-психологами с участниками педагогического процесса (учителями, родителями, законными представителями обучающихся) проводится работа по разъяснению необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как важного компонента социализации личности ребенка с ОВЗ, основной целью которого является формирование основных жизненных компетенций, организация коррекционно-развивающего обучения для удовлетворения основных жизненных потребностей;

– организовывается взаимодействие специалистов образовательного учреждения (педагогов-психологов школ и дошкольных учреждений, учителей-логопедов, социальных педагогов, объединяющихся для психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и инклюзией) в форме психолого-педагогического консилиума;

– психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в процессе реализации индивидуального образовательного маршрута, проводится непрерывный мониторинг учебных и личностных достижений, физического состояния учащегося с ОВЗ;

Лабиринт – налаживается сотрудничает с ГБОУ ГППЦ ДОгМ; ГБОУ ВПО МГПУ ИДО с целью методического сопровождения организации коррекционной работы и осуществления педагогического процесса детей с ОВЗ и инклюзией;

– собираются согласия родителей (законных представителей) на оказание психолого-педагогической помощи ребёнку, на обучение по индивидуальному образовательному маршруту; специалистами службы проводится работа по активному включению родителей в деятельность по созданию ИОМ и его реализации;

– регулярно осуществляется повышение квалификации специалистов и учителей, в том числе, работающих с детьми с ОВЗ (например, по теме «Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья»);

– планируется проведение круглых столов, семинаров, конференций с целью обмена опытом составления и реализации ИОМ обучающегося с ОВЗ.

Методическое обеспечение организационно-содержательного единства и целостности профессиональной деятельности педагогов-психологов, учителей-логопедов учителей-дефектологов и социальных педагогов в рамках многопрофильной службы психолого-педагогического и социального сопровождения помогает эффективно осуществлять комплексное сопровождение образовательного процесса. Организация методической работы, выходящая за границы школы, помогает внедрять лучшие практики психологических служб города в практику работы школы, расширяет границы взаимодействия специалистов службы. Функционирование многопрофильной службы психолого-педагогического и социального сопровождения образовательного процесса значительно расширяет возможности родителей (законных представителей) в получении для ребёнка качественной психологической помощи.

Таким образом, во-первых, структура службы психолого-педагогического и социального сопровождения должна быть выстроена в рамках линейного соподчинения с учетом функциональных обязанностей специалистов для каждой ступени получения образования, но при условии горизонтального взаимодействия с сотрудниками блока учебно-воспитательной работы. Во-вторых, деятельность психолого-педагогической службы должна быть четко регламентирована (алгоритм действий) внутренними локальными актами. В-третьих, в работе службы особое значение имеет деятельность психолого-педагогического консилиума школы и его поэтапное взаимодействие с ЦПМПК. В-четвертых, деятельность психолого-педагогической службы должна быть направлена и на межведомственное взаимодействие. В-пятых, наконец, психолого-педагогическая служба совместно с педагогическим коллективом разрабатывают АООП в соответствии с особенностями развития воспитанников и обучающихся, на основе которой, формируют и реализовывают индивидуальные образовательные маршруты.

Литература:

  1. Баранова Ю. Ю., Солодкова М. И., Яковлева Г. В. Программа коррекционной работы. Рекомендации по разработке. Начальная школа./ Ю. Ю. Баранова, М. И. Солодкова, Г. В. Яковлева. — М.: Просвещение, 2014. — 127 с. — (Работаем по новым стандартам).
  2. Лукманова Е. В., Чибисова М. Ю. Развитие психологической службы в условиях образовательного комплекса Е. В. Лукманова, М. Ю. Чибисова//Справочник педагога-психолога. Школа — 2013. — № 3. С — 5–10
  3. Хухлаева О. В. Структура деятельности педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом /О. В. Хухлаева, Е. А. Кядикова //Справочник педагога-психолога. Школа — 2014. — № 12. — С. 4–11
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 г. № 373
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта среднего общего образования» от 06.10.2009 г. № 413
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010 г. № 1897
  7. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 N 1155
  8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года, вступивший в силу 01.09.2013 г., с изменениями 2015–2016 года
  9. Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации Приказ от 24 июля 2015 г. № 514н
Основные термины (генерируются автоматически): образовательного процесса, социального сопровождения образовательного, сопровождения образовательного процесса, освоении основных общеобразовательных, основных общеобразовательных программ, ограниченными возможностями здоровья, службы психолого-педагогического, социальной адаптации, действие федерального образовательного, федерального образовательного стандарта, образовательной организации, психолого-педагогической службы, сопровождение образовательного процесса, Российской федерации «Об, психологического сопровождения образовательной, федерации «Об утверждении, субъектов образовательного процесса, науки Российской федерации, сопровождения образовательной среды, Приказ Министерства образования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос