Библиографическое описание:

Махсумов М. Д., Садуллаева Х. А. Медицина Узбекистана в период узбекских ханов // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 697-699.



После укрепления государственной власти Шайбони-хан принял некоторые меры по нормализации хозяйственной жизни. Все эти мероприятия облегчили жизнь населения городов и сел, способствовали улучшению его здоровья. К этому времени медицина значительно дифференцировалась и начали появляться табибы — специалисты по отдельным разделам практической медицины. В период аштарханидов на территории Узбекистана медицина несколько оживилась. Но это длилось не долго. После смерти в 1702 г. Субханкулихана династия аштарханидов пришла в упадок. Перестали преподавать и медицину, не создавались труды по медицине.

Ключевые слова: узбекские ханы, медицина, развитие медицины и медицинской науки

В конце ХV в. Мовароуннахр легко был завоеван войсками Шайбони-хана. Его люди называли себя узбеками. Они, смешались с местным тюркским населением и составили основу нового государственного образования — династии узбекских ханов.

Своей столицей Шайбони-хан сделал город Самарканд. В государство Шайбонидов входили Мовароуннахр, Хорезм, Хоросан и некоторые соседние территории. Оно простиралось от Сырдарьи до Афганистана. В первое время в результате военных действий страна подвергалась дополнительным разрушениям. В истории этого периода отмечено несколько эпидемий холеры, чумы, дизентерии и других инфекционных болезней [1,3,4].

После укрепления государственной власти Шайбони-хан принял некоторые меры по нормализации хозяйственной жизни. Все эти мероприятия облегчили жизнь населения городов и сел, способствовали улучшению его здоровья. Основное население Мовароуннахра проживало в сельской местности и занималось сельским хозяйством и скотоводством. В связи широким развитием земледелия осваивались новые земли. Для их орошения создавались искусственные каналы, водохранилища. Мовароуннахр имел торговые связи с Индией, Китаем, Ираном. В городах Мовароуннахра шло строительство караван-сараев, рынков, дорог, мостов, каналов, медресе и мечетей, бань и др. На фоне такого, сравнительно высокого подъема экономической и политической жизни значительное развитие получили науки, литература, искусство и медицина. В городах создавались центры просвещения, открывались библиотеки. Особое место занимала Бухара. При шайбониде Абдулазиз-хане в Бухаре была создана большая библиотека, насчитывающая несколько тысяч книг по разным отраслям науки, в том числе и по медицине. Такая же библиотека была создана при дворце Шайбани — хана в Самарканде. В этот период появились первые научные труды, написанные на узбекском языке или переведенные на него. Выдающимся событием было создание на узбекском языке знаменитой книги “Бабур-наме” Захириддина Бабура. На узбекский язык были переведены книги по истории, литературе, поэзии и некоторым другим наукам. Появились труды по медицине. Первая такая книга на узбекском языке была написана известным ученым-табибом, правителем Бухары эмиром Субханкулиханом. Книга называлась «Тиббий Субхоний» («Субханова медицина») [3,4,5].

В период правления шайбонидов в Мовароуннахре (Узбекистане) значительное развитие получила медицина. Тогда почти в каждом городе имелись больницы, аптеки, медресе с медицинским уклоном, другие санитарно-бытовые объекты. Например, в середине ХVI в. в г.Ташкенте, в живописном местечке Чорбаг была построена больница “Шифо-хона” (лечебница), в которой лечили больных и раненных воинов. В больницах работали известные табибы, в медицинских школах преподавали опытные ученые. К этому времени медицина значительно дифференцировалась и начали появляться табибы-специалисты по отдельным разделам практической медицины.

Шах Али ибн Сулайман ал-каххал был родом из Ташкента. Здесь он учился и получил образование. Став табибом, начал лечить больных, главным образом с глазными заболеваниями. Он по своей специальности написал труд, который назывался «Зубда и манзума дар фани каххолий» («Стихотворное произведение, посвященное глазным болезням»). Шах Али Сулайман был неплохим поэтом. Поэтому он свой труд написал в стихотворном стиле. В книге изложены строение, физиология и патология глаза. Указываются методы лечения различных глазных заболеваний. Даются рецепты по изготовлению лекарств для лечения глаз.

Убайдулла ибн Юсуф Али ал-каххал был одним из видных ученых-табибов времени. Официально он считался глазным врачом (каххал). Но, как видно, Убайдулло ибн Юсуф занимался лечением и других болезней. Так, в его труде, «Шифо ул-алил» («Исцеление больного») изложены заболевания почти всех органов человеческого тела. Труд состоит из двух книг. В первой изложены описания различных органов их заболеваний и лечения. Во второй книге автор дает сведения о сложных лекарственных веществах, их составлении и методах применения. Книга «Исцеление больного» Убайдуллы ибн Юсуфа сыграла важную роль в истории медицины Средней Азии [3,4].

Период Аштарханидов (XVII-XVIII вв). К концу ХVI века государство шайбонидов в результате феодальных распрей ослабло. Правителем Мовароуннахра был избран Коки Мухаммад — представитель другого рода узбекских племен — аштарханидов. В политической, экономической и культурной жизни страны в это время не произошли какие-либо существенные сдвиги. В силу необходимости строились небольшие больницы, а иногда и специальные медресе, в котором обучали студентов. Например, в 1682 г. в Бухаре была построена больница «Дом исцеления». Ее строительство связано с именем правителя Бухары Субханкулихана

Субханкулихан проявил заботу о сохранении здоровья населения, чтобы на всей территории его владения в летнее время хлебопеки пекли хлеб с кунжутом. Это объяснялось следующим образом: в летнее время в связи с наступившей жарой среди населения увеличиваются желудочно-кишечные расстройства, а кунжут оказывает закрепляющее действие.

У Субханкулихана имеются и труды по медицине. Главный труд «Субханово оживление медицины». Он состоит из введения и восьми самостоятельных глав. Каждая глава в свою очередь делится на 4 раздела. В книге изложены диагностика и лечение заболеваний отдельных органов человеческого тела. Эта книга, по свидетельству известного востоковеда и путешественника Г.Вамбери, была переведена на немецкий язык и распространялась в Европе. Во введении автор указывает, что при написании данного труда, помимо трудов других табибов, он использовал свой личный опыт по диагностике и лечению различных заболеваний.

Субханкулихан часто собирал ученых и табибов, служивших в его дворце и устраивал беседы и диспуты, на которых разбирались важные научные вопросы. Например, обсуждалось содержание отдельных книг, уточнялась их ценность, а достойные отбирались для обработки и перевода.

Абдулгазихан — Абдулгази ибн Арабмухаммадхан Хоразмий, правитель хорезмского государства имел хорошее образование, занимался историей, математикой, литературой и медициной, к которой он проявлял особый интерес [2].

При Абдулгазихане (ХVII в.) Хорезм переживал свой новый экономический и культурный подъем. Абдулгазихан способствовал развитию науки, литературы искусства. Абдулгазихан поддерживал людей науки. При его дворце служило много ученых, поэтов, музыкантов и певцов. В хорезмских городах возводились новые объекты благоустройства. Так, в Хиве были построены одно медресе, два канала и один водопровод закрытого типа. Абдулгазиханом написаны несколько книг по истории поэзии. Медицине посвящена «Манофиъ ал-инсон» («Полезность для человека»). Эта книга написана на узбекском языке, а затем переведена на персидский. Она состоит из четырех разделов. В первом излагаются свойства простых лекарственных средств, способы их приготовления и применения. Во втором, посвященном сложным лекарствам, описывается получение сложных лекарств, их хранение и применение при различных заболеваниях. В третьем разделе рассматриваются лекарственные средства, в четвертом — теоретические и практические вопросы медицины, изложены высказывания других табибов по этим проблемам. В книге Абдулгазилхана приведены симптомы и методы лечения 124 различных заболеваний, описаны свойства и применение более 700 лекарственных средств. Он никогда не обращался за помощью к врачам и при необходимости лечил себя сам. «Манофиъ ал-инсон» написана на простом, доступным узбекском языке, поэтому имела большой успех. Её использовали многие табибы того времени.

Как видно, в период аштарханидов (вторая половина ХVII в.) на территории Узбекистана медицина несколько оживилась. Но это длилось не долго. После смерти в 1702 г. Субханкулихана, вступивший на престол его сын Убайдуллахан не в состоянии был сдержать государство от упадка. В 1753 г. правителем Бухары стал представитель узбекской династии Мангыт Мухаммад Рахим, при нем духовенство проникало во все сферы жизни государства. Народное образование полностью перешло в ведение духовенства. Перестали преподавать и медицину, не создавались труды по медицине. В лучшем случае они комментировались и переписывались отдельные части из старых книг для личного пользования.

Литература:

  1. Абу Райхан Бируни. Избранные произведения: Т. III, Определение границ мест для уточнения расстояний между населенными пунктами, 1966.
  2. Абдуллаев А. А. Очерки истории развития медицины в Хорезме. Ташкент: Медицина. 1980. 162 с.
  3. Кадыров А. А. Возникновение медицины в Средней Азии. Ташкент: Медицина. 1990. 41 с.
  4. Кадыров А. А. История медицины Узбекистана. Ташкент: Ибн-Сина, 1994. 233 с.
  5. Махмудова Н. М. Очерки истории развития внутренней медицины в Узбекистане. Ташкент: Медицина, 1969, 242 с.
Основные термины (генерируются автоматически): узбекском языке, территории Узбекистана медицина, нормализации хозяйственной жизни, разделам практической медицины, отдельным разделам практической, государственной власти Шайбони-хан, жизнь населения городов, укрепления государственной власти, органов человеческого тела, ибн Юсуф, правителем Бухары, период аштарханидов, узбекском языке знаменитой, «Исцеление больного», доступным узбекском языке, значительное развитие, правителем Бухары эмиром, различных заболеваний, Убайдуллы ибн Юсуфа, «Манофиъ ал-инсон».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос